Нормативно-правовая база для организации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении




Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.

Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.

Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащегося, запросов семьи, культурных традиций.

Целью внеурочной деятельности является формирование единого образовательного пространства, обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов в соответствии с основной образовательной программой общего образования для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах.

Нормативной правовой базой для организации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации являются:

1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020).

2. Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки от 07.08.2020 №119-НП.

3. Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки от 07.08.2020 №120-НП.

4. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки от 07.08.2020 №121-НП.

5. Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки от 07.08.2020 №122-НП.

6. Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказ Министерства образования и науки от 07.08.2020 №123-НП.

7. Приказ МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

8. Концепция развития математического образования, утвержденная Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 10.04.2018 № 315.

9. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815.

10. Концепция исторического развития Донбасса, утверждённая Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018 № 317.

11. Концепция «Филологическое образование: русистика» от 16.02.2016 № 143.

12. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2016 года № 310;

13. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 года № 832;

14. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 года № 322 и Приказом Министерства молодёжи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики от 22 июня 2015 года № 94;

15. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.04.2020 № 755 «Об утверждении санитарно-противоэпидемических норм и правил по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Реализацию внеурочной деятельности обеспечивает ряд локальных актов общеобразовательной организации:

- Устав общеобразовательной организации;

- Правила внутреннего распорядка общеобразовательной организации;

- Рабочий учебный план общеобразовательной организации;

- Договор о сотрудничестве общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования;

- Должностные инструкции работников общеобразовательной организации;

- План внеурочной деятельности;

- План воспитания и социализации учащихся.

Основными целями внеурочной деятельности являются:

- создание условий для получения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;

- создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время;

- развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность может решать следующие задачи:

- совершенствование условий для развития учащегося;

- организация занятости учащихся в свободное от учёбы время;

- оптимизация учебной нагрузки учащихся;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими учащимися в решении общих проблем;

- развитие позитивного отношения к базовым социальным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни);

- организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в тесном взаимодействии с социумом.

Основными принципами организации внеурочной деятельности являются:

• учёт возрастных особенностей учащихся;

• сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

• связь теории с практикой;

• доступность и наглядность;

• формирование активной гражданской позиции.

Государственными образовательными стандартами определены следующие направления внеурочной деятельности:

1. Гражданско-патриотическое. Обеспечивает целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к повышению социального статуса патриотического воспитания, к развитию высокой гражданственности личности, уважению к законам Донецкой Народной Республики, гражданско-правовой культуры; к формированию активной гражданской позиции личности, гражданскому самоопределению, к осознанию внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор; к формированию национального самосознания, к патриотическим чувствам и настроению у подростков, как мотивов деятельности.

2. Духовно-нравственное. Включает базовые общечеловеческие ценности в контексте развития у учащихся гражданской идентичности; воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики; приобщение учащихся к культурным ценностям своей этнической и социокультурной группы; последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности; формирование духовной культуры, привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и чувства патриотизма, позитивного отношения к базовым ценностям общества.

3. Спортивно-оздоровительное. Заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Во время занятий формируется культура здорового и безопасного образа жизни; должен использоваться оптимальный двигательный режим для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей; развиваются потребности в занятиях физической культурой и спортом.

4. Общеинтеллектуальное. Базируется на развитии творческого мышления, воспитании культуры умственного труда, развитии интеллектуальных способностей учащихся, формировании представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности, обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. В результате занятий у учащихся развивается устойчивый интерес к учебно-познавательной и исследовательской деятельности, формируется углублённое представление об объекте исследования как области, в рамках которой ведётся исследование отношений и свойств для получения новой информации, развивается умение добывать знания и умения использовать их на практике, стимулирование потребности в познании.

5. Социальное. Обеспечивает формирование сознательного гражданина с прочными убеждениями, воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; а также формирование социально-трудовой компетенции, воспитание с ранних лет коллективизма, требовательности к себе и друг другу, честности и правдивости, стойкости, трудолюбия, потребности приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно-потребностную сферу подрастающего поколения.

6. Общекультурное. Способствует воспитанию способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитию общей культуры, знакомству с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа Донецкой Народной Республики и народов других стран, развивает эмоциональную сферу учащегося, чувство прекрасного, формирует активную жизненную позицию.

Для реализации в муниципальном общеобразовательном учреждении доступны следующие виды внеурочной деятельности:

- внеурочные учебные занятия и общеразвивающая деятельность, особенностью которой является стимулирование любознательности учащихся, их исследовательского интереса к конкретным ситуациям, явлениям; содействие повышению общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию;

- проблемно-ценностное общение, организуемое для коррекции отношения учащихся к жизненным проблемам, понимания смысла и ценности жизни;

- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), направленное на подготовку учащихся к участию в жизни социума, которая может осуществляться параллельно по двум траекториям: способность к быстрой адаптации будущих выпускников к существующим реалиям и готовность вести преобразующую деятельность, ориентируясь на активно меняющиеся общественные тенденции;

- досугово-развлекательная, в том числе игровая деятельность, предусматривающая организацию содержательного, полезного отдыха учащихся, выстраиваемую с учётом свободы выбора, досуговых интересов учащихся, активного характера участия, выражаемого в активизации психофизической или эмоциональной сферы;

- трудовая деятельность, направленная на овладение теоретической и практической базой производственных действий, организуемая в том числе в рамках дополнительного образования учащихся, с целью развития их талантов, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого труда, утверждения принципов взаимопомощи и взаимоподдержки

План внеурочной деятельности рекомендуется к реализации её педагогическим советом, утверждается директором и имеет следующую структуру:

1. Пояснительная записка, в которой указывается нормативная правовая база организации внеурочной деятельности, её цели и задачи, принципы, ожидаемые результаты; определяются направления (предлагается краткая характеристика работы по каждому направлению с перечнем реализуемых образовательных программ в рамках направления), виды, формы и описываются условия реализации (краткая характеристика средств, необходимых для реализации плана - кадровых, материально-технических и т.д.).

2. План-сетка внеурочной деятельности, в котором отражаются направления внеурочной деятельности, формы занятий внеурочной деятельности, недельная/годовая нагрузка, ответственные (прилагается).

Форму плана-сетки муниципальные общеобразовательные учреждения разрабатывают самостоятельно.

Государственные образовательные стандарты общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:

- до 1350 часов на уровне начального общего образования;

- до 1750 часов на уровне основного общего образования, не более 350 часов в год;

- до 700 часов на уровне среднего общего образования.

3. Приложения (их комплект по решению коллектива организаторов внеурочной деятельности может варьироваться):

3.1. Образовательные программы факультативов, элективных курсов, реализуемых в рамках плана внеурочной деятельности.

3.2. Образовательные программы дополнительного образования детей, реализуемые в рамках плана внеурочной деятельности.

План работы воспитателя группы продлённого дня.

Формы внеурочной работы в ГПД: самоподготовка, спортивный час, прогулка, подвижные игры.

План работы педагога-психолога общеобразовательной организации.

3.5. План работы педагога-организатора.

План работы социального педагога.

План работы библиотекаря школы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: