Список использованных источников




Проверил: Стеклова И.В.

 

Саратов 2021г.

Содержание:

 

Введение. 3

1. Допетровская Россия.. 4

2. Начало XX века. 6

3. Советский период.. 8

4. Постсоветский период. 13

Заключение. 15

Список использованных источников. 16

 


 

Введение

Жизнь современного общества в значительной мере зависит от успехов науки. В нашей квартире стоят холодильник и телевизор; мы ездим не на лошадях, а на автомобилях, летаем на самолетах; человечество избавилось от холеры и оспы; запустили человека в космос, и готовят экспедиции на другие планеты. – Все эти достижения связаны с развитием науки и обусловлены научными открытиями. В настоящее время трудно найти хотя бы одну сферу человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания.

Достижения науки воплотились в удивительные технологические прорывы. Сознательное, целенаправленное, планомерное освоение инноваций, основанных на новых знаниях, добытых в результате проведения фундаментальных исследований, освоение их в производстве, экономике, социальной жизни.

Изменились условия жизни людей. Машины и механизмы освободили человека от тяжкого физического труда. Все эти изменения связаны с наукой, с результатами фундаментальных и прикладных исследований в естественных и технических науках. Фундаментальные исследования открывают новые горизонты в наших знаниях, новые революционные возможности совершенствования производства. Прикладные исследования и разработки реализуют эти возможности в новых технологиях.

Цель работы: исследовать Русскую науку.

Задачи работы: Разделить историю России на временные промежутки и разобрать каждый отрезок на достижения, произошедшие в этом периоде времени.

 

 


 

Допетровская Россия

В области теоретической науки допетровская Россия отставала от Европы. Это связано со слабыми культурными связями с ней, недостаточно большим влиянием Византии, ограниченным распространением переводных научных трудов, культурными и социальными особенностями. Первая древнерусская математическая работа создана новгородским монахом Кириком в 1136 году. Позднее переводились и распространялись книги по космографии, логике, арифметике. В XVII веке в России появляются первые университеты и частные школы: школа боярина Ф. М. Ртищева (1648), школа Симеона Полоцкого (1665), Славяно-греко-латинская академия (1687). В отличие от науки, в области техники значительного отставания от Европы не было. Наука, как социальный институт, возникла в России при Петре I, когда в Сибирь и Америку им было отправлено несколько экспедиций, в том числе Витуса Беринга и Василия Татищева, первого русского историографа. В 1724 году была открыта Петербургская академия наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор норманнской гипотезы происхождения Руси, и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов. Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. В 1755 году им был основан Московский университет. Впоследствии университеты возникли в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Санкт-Петербурге (1819).

К концу XIX века состав университетов пополнился Варшавским, Киевским, Одесским и Томским. В России появились школы выдающихся людей:

математиков: Н. И. Лобачевского, П. Л. Чебышёва, А. А. Маркова, М. В. Остроградского;

физиков: А. Г. Столетова и А. С. Попова;

химиков: А. М. Бутлерова,В. В. Марковникова, Н. Н. Зинина, Ф. Ф. Бейльштейна;

врачей: С. П. Боткина и Н. И. Пирогова;

историков: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского;

физиологов: И. М. Сеченова, И. И. Мечникова;

биологов: К. А. Тимирязева. Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов. А. М. Бутлеров создал теорию химического строения, которая является фундаментом современной органической химии.


 

Начало XX века

В 1904 году И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за работы в области физиологии пищеварения, в 1908 году — И. И. Мечников — за исследования механизмов иммунитета.

Организационная модель науки в России к 1917 году состояла из Петербургской академии наук, университетов, специальных учебных институтов, научных обществ, немногочисленных лабораторий ведомств и предприятий, ведомственных и межведомственных учёных комитетов и комиссий.

Академия наук являлась высшим научным учреждением страны и состояла из 5 лабораторий, 7 музеев, 1 института (Русский археологический институт в Константинополе), Пулковской астрономической обсерватории с 2 отделениями, Главной физической обсерватории и 21 комиссии.

В 1916 году в России имелось 10 университетов, 17 технических, 10 сельскохозяйственных и лесных, 6 медицинских, 4 ветеринарных, 6 коммерческих, а всего 100 высших учебных заведений.

Научные общества, которые до начала XX века были в основном университетского типа, функционировали, как правило, при университетах, объединяя учёных, студентов и любителей-профессионалов (Московское общество испытателей природы, Вольное экономическое общество, Русское географическое общество, Русское техническое общество). К 1917 году их число превысило 300.

Научные ячейки при министерствах и ведомствах (Горный учёный комитет, Геологический комитет и т. д.) обслуживали практические нужды этих ведомств.

Заводская наука в дореволюционной России, как и в других крупнейших государствах, находилась на стадии зарождения. На некоторых крупных предприятиях появились хорошо оснащённые оборудованием и научно-инженерным персоналом лаборатории и конструкторские бюро.

Согласно советской историографии дореволюционная наука характеризовалась фрагментарностью развития, отсутствием широкого исследовательского фронта. Сохранялась сильная зависимость научных учреждений России от передовых стран по линии приборов, лабораторного оборудования и химических реактивов. Если в целом научный потенциал дореволюционной России по качественным параметрам (общий уровень развития естественнонаучной и научно-технической мысли, глубина и культура исследований, квалификация научных кадров) не уступал потенциалу западных стран, то по количественным показателям заметно уступал. Технико-экономическая и культурная отсталость страны ставила узкие рамки научно-техническому развитию. Промышленность не предъявляла никаких запросов учёным и не испытывала потребность в них.

Российские учёные занимали ведущие позиции в биологических науках (И. П. Павлов, С. Н. Виноградский, М. С. Цвет), математике и механике (А. Н. Крылов), некоторых областях химии (В. Н. Ипатьев). Российские лаборатории и институты по размерам и уровню оснащённости относились к числу наиболее хорошо оборудованных в Европе. Некоторые исследователи даже характеризуют начало XX века, как «золотой век» науки и техники в России.


 

Советский период

Советский период характеризуется централизованным управлением наукой. Значительная часть учёных работали в АН СССР, Образовательных учреждениях, отраслевых НИИ. Началось развитие науки не только в Москве, Ленинграде, Киеве, но и в Новосибирске, в Свердловске, Хабаровске.

Организационная модель науки в России была сформирована в 1917—1930 годах и была ориентирована на потребности индустриализации. В этот период были сформированы ведомственные сети научных организаций (наркоматов земледелия, здравоохранения и т. д.). В 1931 году были установлены основные типы научных учреждений: центральный НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые учреждения (заводские лаборатории, опытные станции), региональные институты. В период с 1931 по 1955 год произошла дифференциация научных организаций по стадиям выполнения исследований и разработок на — научно-исследовательские, конструкторские, проектные и технологические. Основной курс государственной политики состоял в создании необходимых условий для развития практически всех крупных отраслей знаний. Были созданы две практически изолированные друг от друга системы: военная и гражданская. Научный комплекс ВПК включал в себя крупные научно-технические организации и научные системы ряда ведущих вузов страны. В системе гражданской науки были сформированы академический, вузовский, отраслевой и заводской сектора науки.

Организационную структуру академического сектора науки представляли научные организации Академии наук СССР и отраслевых академий. Самое значительное место в академическом секторе занимала «Большая академия» (АН СССР). Созданная в 30-е годы сеть научных центров была преобразована в республиканские академии. В середине 50-х появилось первое региональное отделение Академии наук — Сибирское отделение. В 1987 году были учреждены Дальневосточное и Уральское отделение. В этот период в академическом секторе получили развитие специализированные научные центры, сформированные на основе объединения институтов, выполняющих исследования в рамках одной или нескольких смежных отраслей знания. Развивалась собственная опытно-производственная инфраструктура: научно-технические центры, полигоны, крупные установки, опытные производства, проектные и конструкторские хозрасчётные организации, инженерные центры.

В академическом секторе формировались различные интеграционные структуры. Во многих академических институтах были созданы научно-учебные центры, научно-технические объединения, научно-технические центры. Формами связи научных организаций с производством были: сотрудничество с отраслевыми министерствами и ведомствами, договоры о совершенствовании производства на конкретных предприятиях, выполнение комплексных народно-хозяйственных программ.

В вузовском секторе науки сформировались множество типов организаций, выполняющих научные исследования и разработки: научно-исследовательские институты, кафедры, научные группы, учебно-опытные и экспериментальные хозяйства, проблемные и отраслевые лаборатории, проектные организации, вузовские и факультетские конструкторские и технологические бюро с собственной экспериментальной базой, обсерватории, ботанические сады, территориальные межвузовские комплексы, научно-учебные центры, совместные подразделения с организациями академического и отраслевого секторов науки. Научно-исследовательские институты при вузах были созданы в рамках незначительного числа крупных вузов страны с преобладанием кафедральной формы организации исследований и разработок. В 70-е годы появились межвузовские комплексы, объединявшие научные коллективы различных вузов с целью выполнения комплексных научно-технических задач. Этот период можно считать периодом организационного оформления вузовской науки на институциональном уровне. Создавалась инфраструктура на основе межвузовского кооперирования по совместному использованию экспериментально-производственной базы, вычислительных центров и т. д. В вузовском секторе были сформированы учебно-научно-производственные комплексы. В частности, Ленинградский институт водного хозяйства (сейчас — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет) был создан на основе слияния вуза, научно-исследовательского института и опытного производства

Модель отраслевой науки создавалась с ориентацией преимущественно на прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки. В рамках каждой отрасли народного хозяйства было организовано управление всем циклом проведения исследований и разработок — от фундаментальных и прикладных исследований до их внедрения в серийное промышленное производство. Тем самым отраслевые министерства и ведомства стремились обеспечить научным «сопровождением» весь спектр своей деятельности, жёстко контролируя процесс проведения исследований и разработок подведомственными научными организациями. Ведомственные сети отраслевого сектора формировались по двум направлениям: на основе специализации на выполнение исследований и разработок по продуктовым областям и на основе специализации по созданию продуктов и процессов.

Заводской сектор науки объединял инженерно-технические подразделения промышленных предприятий и производственных объединений. Основная направленность их деятельности состояла в развитии и совершенствовании обслуживаемого ими производства. В тот же сектор включались научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, находящиеся на самостоятельном балансе в составе промышленных предприятий и производственных объединений.

Одной из особенностей советской науки являлась её глубокая идеологизация. Наука должна была быть марксистско-ленинской, материалистической. В этом качестве она противостояла науке буржуазной, идеалистической.

Наибольших успехов советская наука достигла в области естественных наук. За работы, выполненные в этот период нобелевские премии получили физики: И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. А. Черенков, Л. Д. Ландау, Н. Г. Басов, А. М. Прохоров, П. Л. Капица, Ж. И. Алфёров, А. А. Абрикосов и В. Л. Гинзбург, а также химик Н. Н. Семёнов и математик Л. В. Канторович, получивший в 1975 году премию по экономике. Благодаря деятельности И. В. Курчатова, А. Д. Сахарова, С. П. Королёва и других учёных в СССР было создано ядерное оружие и космонавтика. В то же время развитие биологии сдерживалось начатой в середине 1930-х годов Т. Д. Лысенко кампанией против генетики, существенно пострадал и ряд других научных дисциплин.

Следует отметить следующие параметры, характеризующие организационную модель отечественной науки советского периода:

· сильный научный комплекс, ориентированный на исследования и разработки оборонного характера в ущерб развитию гражданских отраслей промышленности;

· неразвитость технологий двойного назначения, результаты научных исследований и разработок в оборонной промышленности практически не трансформировались в гражданскую сферу, как в странах Запада;

· ведомственная разобщённость научного сообщества;

· преобладание крупных специализированных научных организаций, особенно в отраслевом, самом масштабном по уровню используемых ресурсов секторе науки;

· проведение исследований по всему фронту работ;

· базовое финансирование научно-исследовательских организаций, слабо коррелированное с народно-хозяйственными потребностями в научно-технической продукции;

· монополия в государственной форме собственности;

· относительная изолированность от мирового научного сообщества;

· планирование тематики научных исследований и результатов в прикладных областях.

Точкой отсчёта процессов трансформации научных учреждений и нарастания кризиса науки следует считать 1987 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчёт и самофинансирование», прикладные исследования и разработки признавались товаром, был осуществлён переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Однако не происходило обновлений исследований, оборудования и кадрового потенциала. Напротив, углублялся процесс «консервации отсталости» технологического базиса отраслей народного хозяйства.


 

Постсоветский период

В 1991—2006 годах до ⅔ научно-исследовательского потенциала в России было разрушено. В начале и середине 1990-х годов на всю науку России государством выделялось ежегодно всего 200—250 миллионов долларов США.

За 1992-2018 гг. лауреатами Нобелевской премии стали трое учёных c гражданством России, из них двое получили Нобелевскую премию за открытия, сделанные во времена СССР. В настоящее время в России не проживает ни один лауреат Нобелевской премии.

За 1992-2018 гг. лауреатами Филдсовской премии стали 6 учёных с гражданством России.

В период 1995—2005 годов российские учёные опубликовали 286 тыс. научных статей, которые в мире были процитированы 971,5 тыс. раз (по анализу публикаций в 11 тыс. научных журналов в мире). По итогам 2005 года Россия занимала 8-е место в мире по количеству опубликованных научных работ и 18-е место — по частоте их цитирования. При этом в период 1999—2003 годах на долю российских учёных приходилось 3 % от глобального числа публикаций в научных изданиях. Однако, по оценке Королевского общества (Великобритания), опубликованной 28 марта 2011 года, доля российских учёных в период 2003—2008 стала менее 2 %, тем самым оказавшись вне первой десятки государств (ранее занимаемое Россией 10-е место в этот раз заняла Индия).

В России работают тысячи учёных с большим объёмом международного цитирования (десятки и сотни ссылок на их работы). Среди них преобладают физики, биологи и химики, однако практически полностью отсутствуют экономисты и представители общественных наук.

С 2000 по 2007 год число патентных заявок на изобретения в России увеличилось на 47 % (с 26,7 тыс. до 39,4 тыс.) — второй по величине прирост среди стран «Большой восьмёрки».

В 2008 году объём научных исследований и разработок в России составил 603 млрд рублей, в 2009 году — 730 млрд рублей.

В 2009 году в России насчитывалось около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству.

В 2010 году российские учёные из Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне впервые в истории успешно синтезировали 117-й элемент таблицы Менделеева, 114-й элемент был впервые синтезирован в Дубне ещё в декабре 1998 года, однако независимое подтверждение было получено только в сентябре 2009 года.

Доля России в общем количестве подаваемых заявок на выдачу патентов составляет, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), около 2,0 % от общего числа подаваемых в мире заявок (в 2011 г. в мире подано 2 140 600 заявок, в России — 41 414 заявок; 8 место в мире). При этом в России проживает 12 % учёных всего мира.

С 2013 года наблюдается резкое увеличение количества публикаций российских учёных в журналах, включенных в базу данных Web of Science.

В 2014 году был закрыт журнал «Наука в России».

По итогам 2014 года наиболее близкими по научной производительности России (количеству статей в научных журналах и их цитируемости) странами являются Бразилия, Иран, Польша и Турция. Внутри своего региона эти страны являются научными лидерами, но «научной державой» их назвать нельзя.

По данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в январе 2018 г., 37 % опрошенных россиян считали, что наука в России немного отстает по темпам развития от мировой, а 15 % считали, что отстает значительно.

 

Заключение

В заключение можно добавить, что стоящие сегодня перед человечеством проблемы требуют осознанных, целенаправленных, научно анализируемых и просчитанных действий. И сделать это без науки невозможно. Это означает, что ученые должны постоянно стремиться предвидеть проблемы, устранять или уменьшать их последствия, давать рекомендации о направлениях и путях движения общества, действовать в интересах человечества. Сегодня ученые не могут сказать, как решать проблемы, обусловленные противоречием между могуществом человека и его отрицательными свойствами, вошедшими в его биологическую сущность, проблемы, связанные с эколого-сырьевым кризисом, с мифологизацией общества, с потребительским характером общества.

Ответить на эти вопросы – основная задача фундаментальной науки ХХI века. Для этого понадобятся интегрированные усилия гуманитарных и естественных наук, развитие новых теорий, которые в состоянии дать только фундаментальная наука.


 

Список использованных источников

 

1. Гопиенко Г.Н. «Наука и техника России. XX век» (иллюстрированная биографическая энциклопедия в шести томах). — Уфа, ООО «Вехи», 2018-. Т. 1. — 2018. — 496 с.

2. Иванов В. В., Малинецкий, Г. Г «Мировая наука и будущее России» Изборский клуб. — 2013. — № 8. — С. 32—63..

3. Кулькин А. М «Наука в России: Процесс деградации или перспективы её возрождения?»: Монография. РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям. — М.: 2015. – 188с.

4. Ломов В. М. «100 великих научных достижений России.» — М.: Вече, 2013. – 432с.

5. Островский Э. В. История и философия науки. М.: Юнити 2007. – 323с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: