стр. 188
Вряд ли в мире существует народ, способный тягаться с тибетцами в количестве разнообразии и колоритности легенд, повествующих о призраках и демонах. Если верить народным преданиям, то выходит, что в Земле Снегов злых духов чуть ли не больше, чем людей.
Стр.193-197
…кажется вполне логичным, что ученик, который провёл много часов в населённом демонами месте, вызывая злых духов, может засомневаться в существовании этих так и не увиденных им созданий.
Я спрашивала об этом у нескольких лам.
- Ученики и вправду иногда перестают верить в демонов, - ответил гешес (доктор права и философии) из Дерге. – Собственно, говоря, это одна из основных целей учителей-мистиков. Но если ученик станет скептиком раньше положенного срока, то он не обретёт бесстрашия - того, ради чего упражнение было задумано. Более того, учителя не поощряют обычный скептицизм, считая его ложным. Ученик должен понять, что боги и демоны существуют лишь для тех, кто в них верит, и что лишь тем, кто поклоняется или боится их, они могут принести удачу или зло. Но в самом начале учёбы недоверием проникаются очень немногие – большинство же новичков действительно видят страшных призраков.
…
Этих людей погубил страх. Их видения были порождением их же воображения. Демоны не могут убить того, кто в них не верит.
Механизм запугивания новичков продуман в этом ритуале так досконально, что бывали даже случаи внезапного умственного помешательства или гибели его участников.
Стр.202
Решив приобщиться к необычным странствиям такого рода, я сделала первую остановку около озера со скалистыми берегами. Меня окружал совершенно пустынный и безжизненный ландшафт, изъявший из моей души чувства страха и безопасности, радости и печали. Я словно погрузилась в бездонную пропасть равнодушия.
стр. 204
случайность … - / каковое слово есть\ всего лишь удобное обозначение скрытых причин
стр.207
… правом заботиться о посмертных надобностях покойного обладают лишь представители того монастыря, которому мирянин приходился духовным сыном или который при жизни он поддерживал.
…
Узнав печальную новость, с разных сторон прибывали друзья покойного, каждый из них что-то нёс в подарок его родственникам, чтобы как-то их утешить.
… затем было пение трапп, звон колокольчиков, рокот барабанов и кимвалов и обычный в таких случаях обильный стол для всех присутствующих. По традиции, трапеза происходила напротив разлагающегося трупа, сидящего в большом котле и закутанного в многие одежды. Позже, когда всё окончилось, мертвец был вынесен на маленькое горное плато, разрублен на куски и оставлен там как последняя жертва стервятникам.
Стр.211
Теперь я понимала, что означает чёд для того, кто сам себя заводит, пока ритуал полностью не загипнотизирует его. Траппе действительно казалось, что упыри терзают его.
Стр.215
… такие случаи, когда во время ритуала новичкам кажется, что демоны раздирают их тело на куски, - отнюдь не редкость, как и постепенное физическое увядание послушника. Не читая описанного выше, я лично была свидетельницей двух или трёх происшествий подобного рода. В этих случаях наставники горемычных кандидатов на звание налджорпы … отказывались упокоить юношей, объяснив, насколько субъективны испытываемые ими чувства. Более того, многие из учителей-мистиков, как я уже упоминала, полагают, что эти ощущения не совсем обманчивы.
Стр.217
… гомчены иногда собираются и совершают чёд вместе: то ли ритуал навевает им приятные воспоминания юности, то ли у них есть на это какие-то другие, только им известные причины. Но в таких случаях мрачный обряд предстаёт уже совсем в ином свете: теперь это мистическое пиршество, и ликующие налджорпы празднуют свою полную свободу.
Мне посчастливилось видеть некоторых из этих анахоретов, рослых уроженцев Кхама, облачённых в живописные отшельничьи одеяния, длинными до пят волосами, заплетёнными в косички. Под необычную музыку ручных барабанов и костяных труб они танцевали под звёздами, в величавых чащобах на самой верхушке земного шара. Горделивая радость светилась на их исступлённых лицах: ламы смогли растоптать чувства, лихорадящие разум надеждами и страхами, «нестерпимой жаждой» и «мучительной погоней за иллюзиями».
Гл.5 Ученики в древности и в наши дни
Тр.221
Тибетской мистической литературе распространены мотивы подобных побед над дакини, одерживаемых либо простым насилием, либо с помощью магии. Это аллегория постижения истины, аллегория некоторых процессов духовного самосовершенствования.
Стр.223
Мистическое учение Короткого Пути позволяет человек понять истинную природу своих поступков, тем самым освобождая его от их последствий, и обеспечивает достижение состояния будды «всего за одну жизнь». Ели он сумеет уловить смысл учения и постичь его, то больше никогда не родится, а значит, избежит мучительной жизни в чистилище.
Прим. На стр.225
Ортодоксальным браминам нельзя употреблять алкоголь. Предложить брамину вино или что-то ещё из спиртного означает низвести его до человека низшей касты, унизив тем самым его достоинство.
стр.232-233
Какими бы бесчеловечными ни казались телесные испытания, которые, как полагают отшельники, полезны для проверки моральных качеств ученика, они составляют самую лёгкую часть обучения. Наиболее страшные испытания – психологические.
Начинаются они в тот самый миг, когда желающий пройти посвящение обращается к анахорету-мистику с просьбой взять его в ученики. Столько разных слухов ходит об этих гомченах, их жизнь окутана такой таинственностью, а внешность их и немногие оброненные ими слова столь необычны, что эти люди вызывают у тибетцев почти суеверный ужас, их боятся больше, чем богов и демонов. Иначе и быть не может: считается, что гомчены способны подчинять себе и богов, и демонов.
… обратиться к такому учителю, доверить ему своё настоящее и будущее – рискованный шаг.
…
Духовное воспитание, проводимое с таким настроем, в такой местности и под руководством такого учителя – это всегда что-то запредельное. …
… ели такие пытки не ведут ученика в могилу, то однажды утром он очнётся от страшного сна, понимая всё, что нужно, поклонится в ноги невозмутимому учителю и зашагает прочь, не нуждаясь больше в уроках.
Гл.6 Оккультная физкультура
Стр.254
В Тибете существует множество техник, в которых используется не только внутренняя концентрация, но и разнообразные дыхательные упражнения. Цель тех, кто их практикует, может быть как духовного, так и физического характера. Все такие техники называются лунг-гом.
Если верить ламаистам, ключ к чародейству следует искать именно в этих весьма любопытных практиках. Между тем тщательное расследование способно несколько охладить восторги по поводу достигаемых таким образом результатов. Тем не менее нельзя отрицать, что мастера лунг-гом иногда демонстрируют настоящие чудеса.
Подобные упражнения, как утверждают, могут принести самые разные плоды, но, как правило, словом лунг-гом обозначают занятия, направленные на развитие необычайной проворности и способности с немыслимой скоростью перемещаться в пространстве.
Стр.257-258
Чтобы сохранить доверие и уважение (тибетцев), вызываемое моим монашеским одеянием, а также тёплое отношение со стороны тибетцев, я должна была подчиняться тибетским обычаям – в особенности же религиозным. Это являлось серьёзной помехой и часто очень сильно снижало научную ценность моих наблюдений – но это была неизбежная плата за допуск в область, охраняемую намного тщательней, чем земные границы Тибета. Вот и сейчас я должна была отказаться от полноценного исследования и удовлетвориться одним лишь видом необычайного путешественника.
Тем временем он уже почти поравнялся с нами; я хорошо видела его спокойное, бесстрастное лицо и устремлённый куда-то вдаль поверх наших голов пристальный взгляд широко раскрытых глаз. Этот человек не бежал. Он словно парил над землёй, прыжками продвигаясь вперёд. Он казался упругим и подскакивал, словно мяч, едва касаясь ногами земли.
Стр. 260
Ходьбу в течение 24-х часов нельзя считать рекордом, если речь идёт о таких прекрасных ходоках, как тибетские горцы.
Стр.265
Приведённое ниже упражнение пользуется наибольшей популярностью среди тех отшельников, интеллектуальный уровень которых нельзя назвать высоким, - а таких в Тибете немало.
Монах сидит крестив ноги на большой и толстой подушке. Он делает медленный и глубокий вдох, словно хочет заполнить воздухом всё тело. Затем задерживает дыхание и подпрыгивает, не расцепляя ног и не помогая себе руками, после чего опускается обратно на подушку. На каждом занятии монах многократно повторяет это упражнение. У некоторых лам прыжок получается довольно высоким.
Стр.266
Не понятно, как с помощью методики, по которой человек годами должен быть неподвижен, можно выработать необыкновенную быстроту. Но такова особенность обучения в Шалу. … нельзя забывать и то, что цель метода лунг-гом – не наращивание мускулов, а достижение таких психических состояний, при которых невероятные пешие переходы становятся возможными.
Стр.295
Но какими бы ни были плоды занятий, наиболее уважаемые из учителей-мистиков всё же не одобряют сверх-усилий, направленных на обретение паранормальных способностей, - они считают это детскими забавами.
Стр.304
Ко всему изложенному могу добавить, что тибетцы, как правило, намного меньше, чем мы, стремятся проникнуть в природу сверхъестественных феноменов. Причисляя их к разряду явлений необычных, они всё же не смотрят на них как на что-то из ряда вон выходящее. У них нет навязчивой идеи о законах природы и о том, что возможно и что невозможно, - а значит, нет причин для волнений. Тибетец – образованный или невежественный – безоговорочно признаёт, что для того, кто знает, как нужно действовать, нет ничего невозможного. И какие-либо сверхъестественные способности чудотворца не вызывают у него никаких эмоций, кроме восхищения этим человеком.
Гл.7 Мистические теории и духовные практики
Стр.309
С восточным мистиком невозможно что-либо обсуждать. Если он сказал: «Мне это явилось во время медитации», добиться от него ещё каких-то объяснений практически невозможно.
стр.312
Выбор учителя, способного стать поводырём на трудном пути мистика, где человеку встречается множество обманчивых миражей, - важнейший шаг для того, кто желает стать посвящённым. От личных качеств выбранного учеником гуру будет зависеть, как повернётся дальнейшая жизнь новичка.
С людьми, которые попросились в ученики к тому, кого лучше было бы обойти десятой дорогой, часто происходят самые невероятные вещи. Но если духовным наставником молодого монаха станет не отшельник и не «экстремист» Короткого Пути, то послушничество юноши, возможно, и не омрачится трагическими происшествиями.
…
Если лама сочтёт ученика перспективным, он подробно ознакомит его с программой дальнейшего воспитания. Это воспитание состоит из следующих ступеней: