Требования к оформлениюконтрольной работы и реферата




Тематика контрольных работдля студентов заочного отделения по дисциплине«Социальная психология»

Вариант № 1

1. Предмет социальной психологии

2. Проблема коллектива на современном этапе развития общества

3. Проблемы межгруппового восприятия в условиях совместной деятельности

Вариант № 2

1. Проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе развития

2. Психология межгрупповых отношений

3. Проблемы межгруппового восприятия в условиях совместной деятельности

Вариант № 3

1. Общественные, научные и методологические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку

2. Проблемы межгруппового восприятия в условиях совместной деятельности

3. Социально-психологические и социологические аспекты социализации

Вариант № 4

1. Принципы проведения социально-психологических исследований

2. Специфика межгрупповых процессов на уровне больших социальных групп

3. Понятие социализации

Вариант № 5

1. Специфика эмпирических данных в социально-психологических исследованиях

2. Необходимость комплексного подхода к исследованию личности

3. Основные этапы социализации индивида

Вариант № 6

1. Понятия «социальный статус» и «социальная роль»

2. Социально-психологическое исследование личности и проблема прогнозирования социального поведения

3. Механизмы и институты социализации

Вариант № 7

1. Структура, содержание, формы и механизмы общения.

2. Социально-психологические и социологические аспекты социализации.

3. Социализация и детерминация социального поведения личности

Вариант № 8

1. Специфика коммуникативного процесса между людьми

2. Понятие социализации

3. Понятие социальной установки

Вариант № 9

1. Виды коммуникации

2. Основные этапы социализации индивида

3. Социальная психология толерантности и проблема межэтнических отношений

Вариант № 10

1. Проблема взаимодействия (интеракция) людей в социальной психологии.

2. Механизмы и институты социализации

3. Структура социальной установки

Вариант № 11

1. Место межличностного восприятия в системе социально-перцептивных процессов

2. Социализация и детерминация социального поведения личности

3. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности

Вариант № 12

1. Роль межличностного восприятия в процессе общения

2. Понятие социальной установки

3. Иерархическая структура диспозиций личности

Вариант № 13

1. Методы воздействия в процессе общения и в деятельности людей

2. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности

3. Проблема изменения социальных установок

Вариант № 14

1. Стили лидерства и управления группой

2. Иерархическая структура диспозиций личности.

3. Прикладные исследования в социальной психологии

Вариант № 15

1. Динамические процессы в малых группах: конформизм, групповая сплоченность, соц. фасилитация, груп. конфликты

2. Общение и межличностные отношения личности.

3. Понятие социальной установки

Вариант № 16

1. Группа в социальной психологии

2. Структура и функции общения в социальной психологии.

3. Социально-психологические аспекты влияния

 

Вариант № 17

1. Большие социальные группы: виды, особенности, характеристика

2. Этапы социализации личности

3. Социальный контроль: соц. ожидания (экспектации), нормы, санкции, законы и традиции, мораль, этикет

Вариант № 18

1. Психология толпы. Массовая коммуникация: мода, паника, слухи

2. Социальнаявиктимология: факторы и виды виктимизации (аддиктивное или зависимое, антисоциальное, суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое).

3. Понятие социальной установки и аттитюда

 

Вариант № 19

1. Малая социальная группа

2. Общественное мнение и настроение

3. Социальная психология толерантности

 

Вариант № 20

1. Понятие коллектива, уровни развития группы

2. Социальный контроль: соц. ожидания (экспектации), нормы, санкции, законы и традиции, мораль, этикет

3. Возрастные аспекты социализации личности

Ф.И.О. Номер темы КРпо социальной психологии
  АблякимовЛенур  
  Аверкина Анастасия  
  Балтин Сергей  
  Буланова Елена  
  Вавилкина Евгения  
  Геращенко Евгений  
  Громова Татьяна  
  Журавлев Максим  
  Исмаилова Надежда  
  Клочинский Валентин  
  Кузина Анастасия  
  Нечитайло Татьяна  
  КязимовАлим  
  Лебедева Татьяна  
  Лебедин Роман  
  Новиков Виктор  
  Парипса Елена  
  Петров Владимир  
  Плитка Наталья  
  Подлипский Максим  
  Сартова Виктория  
  Станиславенко Наталья  
  Харченко Дмитрий  
  Хлопонина Алена  
  Чеботарева Наталья  
  Юрченко Николай  
  ЯрощукОктавиана  
  Циганова Анжелика  
  Филипов Антон  

 

Требования к оформлениюконтрольной работы и реферата

 

Реферат (контрольная работа) оформляется на листах формата А4, в печатном варианте шрифтом TimesNewRoman 14 пт, с полуторным интервалом и полями: левое – 3 см, правое, верхнее, нижнее – 1,5 см. Страницы работы нумеруются начиная с оглавления (номер на станице оглавления не ставиться), внизу или сверху листа по центру.

По объему работа должна быть не менее 10 страниц и не более 20 страниц. Каждая новая глава начинается с новой страницы, отступ от последнего абзаца параграфа до названия следующего параграфа не более 1,5 см., расстояние до первого абзаца параграфа не менее 0,5см (14пт).

На титульном листе указывается название темы, фамилия, имя и отчество исполнителя, преподавателя, группа.

При использовании статистических данных даются ссылки на источники информации. Высказывания, не принадлежащие исполнителю работы и не являющиеся общепринятыми, следует сопровождать ссылками на автора, которому они принадлежат. Ссылки ‒ указание на номер источника в списке литературы, например [5, стр. 56] – это означает, что цитата взята со страницы 56 из источника, стоящего под номером 5 в списке литературы.

Требования к структуре реферата

Оглавление: перечисляются названия глав, параграфов, подпунктов с номерами страниц, на которых они начинаются.

Введение (1-2 страницы) – оговаривается значение и актуальность предложенной темы, цель и задачи работы, так же пути их решения.

В основной части раскрывается содержание темы, анализируются источники информации, проводится анализ фактических и статистических материалов, приводятся методики и результаты исследования. В конце каждой главы делаются выводы.

Заключение (1 страница) – высказываются предложения, систематизируются выводы, которые сделаны в каждой главе, подводятся итоги работы на основе поставленных целей и задач во введении работы.

Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сначала публикации на русском языке, затем - иностранные, в конце - другие источники (ссылки на сайты в Интернете). Соблюдайте соответствие ссылок в работе и нумерации в списке литературы.

Вопросы к экзамену/ зачетупо дисциплине

«Социальная психология»

1. Зависимостьпонимания предмета социальнойпсихологии от понимания предмета общейпсихологии и социологии.

2. Проблемы и задачисоциальнойпсихологии на современномэтаперазвитияобщества.

3. Общественные, научные и методологическиепредпосылкивыделениясоциальнойпсихологии в самостоятельную науку.

4. Принципыисследованиясоциально-психологическихисследований.

5. Основныетеоретическиеконцепциизападнойсоциальнойпсихологии.

6. Спецификаэмпирическихданных в социально-психологическихисследованиях.

7. Основныетипысоциально-психологическихисследований.

8. Понятие "социальная роль".

9. Структура, содержание, формы и механизмыобщения.

10. Спецификакоммуникативногопроцессамежду людьми

11. Видыкоммуникации

12. Визуальный контакт и егозначение в коммуникативномпроцессе

13. Проблема взаимодействия (интеракции) людей в социальнойпсихологии.

14. Теории "диадическоговзаимодействия"

15. Экспериментальныесхемырегистрациивзаимодействий

16. Местомежличностноговосприятия в системесоциально-перцептивныхпроцессов

17. Роль межличностноговосприятия в процессеобщения

18. Основныенаправленияэкспериментальныхисследованиймежличностноговосприятия

19. Значениеспособов и методоввоздействия в процессеобщения и в практическойдеятельности людей

20. Историческиетрадициисоциальнойпсихологии в изучениизаражения, уселяння, подражания.

21. Подражание и его роль в историческомразвитиичеловеческогообщества и в онтогенезе

22. Идентификация и ее роль в социализацииличности

23. Группакак система деятельности и каксубъектдеятельности

24. Классификациягрупп, изучаемыхсоциальнойпсихологией.

25. Проблематика психологиибольшихгрупп

26. Устойчивыесоциальныегруппы

27. Особенностиисследованияпсихологиибольшихсоциальныхгрупп.

28. Соотношениегрупповойпсихологии и групповойидеологии.

29. Структура групповойпсихологии

30. Задачиисследованиягрупповойпсихологии на современномэтапеобщественногоразвития

31. Психологическиеособенностиэтническихгрупп

32. Психологиянаций

33. Общественноемнение и общественноенастроение

34. Роль средствмассовойкоммуникации при формированииобщественногомнения и общественногонастроения

35. Практическоезначениеизученияобщественногомнения и общественногонастроения в современныхусловиях.

36. Объективныеусловияростзначениямалыхгрупп в общественнойжизни

37. Понятие "малойгруппы". Классификациямалыхгрупп

38. Группа и организация. Психологияорганизации

39. Проблема развитиягруппы

40. Общая характеристика динамическихпроцессов в малойгруппе

41. Новыйподход к изучениюгрупповойсплоченности на основепринципадеятельностногоопосредованиягрупповойактивности

42. Лидерство и руководство в малыхгруппах.

43. Задачипрактическогообученияруководителейиспользованиюпсихологическихметодовуправления в современныхусловиях

44. Роль групповойдискуссии в принятиигрупповогорешения

45. Эффективностьдеятельностималойгруппы.

46. Основныеисторическиеэтапыизученияколлектива

47. Стадии и уровниразвитияколлектива

48. Практическоезначение проблем коллектива на современномэтаперазвитияобщества в условияхсамоуправления.

49. Психологиямежгрупповыхотношенийкакотносительноновая область социальнойпсихологии

50. Проблемымежгрупповоговосприятия в условияхсовместнойдеятельности

51. Спецификамежгрупповыхпроцессов на уровнебольшихсоциальныхгрупп

52. Необходимость комплексного подхода к исследованиюличности

53. Критическийобзоросновныхсоциально-психологическихтеорийличности

54. Социально-психологическоеисследованиеличности и проблема прогнозированиясоциальногоповедения.

55. Социально-психологические и социологическиеаспектысоциализации.

56. Понятиесоциализации

57. Основныеэтапысоциализациииндивида

58. Механизмы и институтысоциализации

59. Социализация и детерминациясоциальногоповеденияличности

60. Понятиесоциальной установки

61. Структура социальной установки

62. Функциисоциальных установок в регуляциисоциальногоповеденияличности

63. Иерархическая структура диспозицийличности.

64. Проблема изменениясоциальных установок, еетеоретические и практическиеаспекты.

65. Понятиеэффективности прикладного исследования в социальнойпсихологии

66. Соотношение фундаментальных и прикладныхисследований в социальнойпсихологии

67. Социально-психологическиеаспектыпромышленногопроизводства

68. Проблемыформированияпроизводственногоколлектива

69. Социально-психологическиеаспектыпроизводственныхконфликтов.

70. Психологический анализновых форм организации труда в производственныхколлективах и проблем самоуправления

 

Основнаяучебнаялитература:

1. Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 240 с.

2. Андреева Г. М. Современная социальная психология на Западе / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 271 с.

3. Белинская Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 248 с.

4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М.: Филин, 1996. – 472 с.

5. Большой психологический словарь / cост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. –3-е изд..– СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672, [6] с. – (Большаяуниверситетскаябиблиотека).

6. Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. – СПб.: Изд-во СПГУ, 1995. – 137 с.

7. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с. – (Серия «Мастера психологии»).

8. Казмиренко В. П. Социальная психология организаций: монография / В. П. Казмиренко. – Киев: МЗУУП, 1993. – 384 с.

9. Куликов В. Н. Социально-психологический аспект межнациональныхотношений / В. Н. Куликов, И. Р. Сушков, В. Г. Ципцюк // Психологический журнал. – 1991. – Т. 12. – № 1. – С. 31–40.

10. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кемпбелл. – СПб., 1996. – 391с.

11. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.

12. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: «Макет», 1997.

13. Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. – СПб.:, 2000. – 213 с.

14. Любивый Я. В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. – К.: «Наукова думка», 1995.

15. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. – 684 с.

16. Мацумото Д. Психология и культура: соврем. исслед.: пер. с англ. / Д. Мацумото. – [3-е междунар. изд.]. – СПб.: Прайм-еврознак: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 414 с.: ил. – (Психологическаяэнциклопедия).

17. Милграм С. Эксперимент в социальнойпсихологии / С. Милграм. – СПб., 2000. – 336 с.

18. Методология и методы социальной психологии/ Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1987.

19. Методы социальной психологии/Под ред.Е.С.Кузьмина, В.Е.Се­менова. Л.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.

20. Москаленко В. В. Психологія соціального впливу: навч. Пос. – К.: ЦУЛ, 2007. – 448 с.

21. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – М.: «Центр психологии и психотерапии», 1996.

22. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.

23. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.: «Либідь» при КГУ, 1990.

24. Орбан-Лембрик Л. Е. Соціальна психологія: підручник: у 2 кн. Кн. 1: Соціальна психологія особистості і спілкування. – К.: Либідь, 2004. – 576 с.

25. Орбан-Лембрик Л. Е. Соціальна психологія: підручник: у 2 кн. Кн. 2: Соціальна психологія груп. Прикладна соціальна психологія. – К.: Либідь, 2006. – 560 с.

26. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 285 с.

27. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. – М.: Мысль, 1971. – 351 с.

28. Перспективы социальной психологии / ред.-сост.: М. Хьюстон, В. Штребе, Д. М. Стефенсон. – М.: ЭКСМО, 2001. – 687 с.

29. Психологические механизмы регуляции социального поведения / под ред. М. И. Бобневой, E. B. Шороховой. – М.: Наука, 1979. – 330 с.

30. Почебут Л. Г. Социальнаяпсихологиятолпы. – СПб.: Речь, 2004. – 240 с.

31. Райгородский Д. Я. Психология масс (хрестоматия). – Самсра: Издательский дом «Бахрах», 1998.

32. Руденский Е. В. Социальная психология: курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 224 с.

33. Семиченко В. А. Психология общения. – К.: «Магистр-S», 1998. – 182 с.

34. Семиченко В. А. Психология социальных отношений. – К.: «Магистр-S», 1999. – 168 с.

35. Социальная психология/Под ред.Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. – М.: Политиздат, 1995. – 263 с.

36. Тихомандрицкая О. А. Социальные изменения и изменения социальных установок / О. А. Тихомандрицкая // Социальная психология в современном мире: учеб.пособ. для вузов / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 162–181.

37. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани; пер. с англ. В. Б. Ольшанского; общ.ред. Г. В. Осипова. – М.: Прогресс, 1969. – 540 с.

 

Глоссарий по дисциплине

«Социальнаяпсихология»

Агрессия (Aggression).Физическое или вербальное поведение, цель которого – причинение вреда кому-либо. В лабораторных экспериментах агрессивность проявляется в причинении физической боли (удар электрическим током) или в высказываниях, оскорбительных для того, в чей адрес они направлены. Согласно этому социально-психологическому определению, человек может быть социально настойчивым, но совершенно не агрессивным.

Альтруизм (Altruism).Готовность к оказанию бескорыстной помощи без оглядки на собственные эгоистические интересы.

Арбитраж (Arbitration).Разрешение конфликта при участии третьей, нейтральной, стороны, изучающей позиции и интересы обеих сторон и принимающей решение, которое они обязаны выполнять.

Атрибуция каузальная (от лат. causa – причина и attribuo – придаю, наделяю) – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Аутгруппа (Outgroup).Представители какой-либо чужой группы («они»), которые воспринимаются как существенно отличающиеся от «своих».

Бихевиоральное подтверждение (Behavioralconfirmation).Тип самореализующихся прогнозов, отличающийся тем, что социальные ожидания людей заставляют их вести себя таким образом, что оправдываются ожидания окружающих, связанные с ними.

Близость территориальная (Proximity).Территориальная близость (более точный термин – «функциональное расстояние») – очень надежный прогностический параметр взаимной симпатии людей.

Боязнь оценки (Evaluationapprehension).Неравнодушие к тому, как нас оценивают окружающие.

Бытовой реализм (Mundanerealism).Степень внешнего соответствия эксперимента реальным житейским ситуациям.

Взаимность самораскрытия (Disclosurereciprocity).Соответствие искренности и откровенности одного собеседника искренности и откровенности другого.

Взаимодействие (Interaction).Влияние, которое оказывает один фактор (например, биологический) на другой (например, на окружающую среду).

Взаимодополнительность (Complementarity).Распространенная точка зрения на взаимоотношения двух людей, согласно которой каждый из них ищет вдругом то, чего нет у него самого. Спорная гипотеза взаимодополнительности исходит из того, что «противоположности притягиваются» и дополняют друг друга.

Внутригрупповая пристрастность (Ingroupbias).Склонность к необъективной оценке собственной группы.

Возможные Я (Possibleselves).Образы, которым мы хотели бы или боимся соответствовать в будущем.

Враждебная агрессия (Hostileaggression).Агрессия, являющаяся следствием злости и совершаемая для её демонстрации (также называется аффективной агрессией).

Выделение подтипов (Subtyping).Выделение в отдельную группу индивидов, не соответствующих нашим стереотипным представлениям о той большой группе, к которой они принадлежат (например, «чернокожие представители среднего класса», «женщины-феминистки» и т. д.). Выделяя подтипы, мы защищаем свои предвзятые мнения.

Гендер (Gender).В психологии – биологические или социальные характеристики, с помощью которых людей определяют как мужчин и женщин. Поскольку «пол» является биологической категорией, социальные психологи иногда говорят о биологически обусловленных различиях между мужчинами и женщинами как о «половых различиях».

Гендерная роль (Genderrole).Поведенческие ожидания (нормы), которые окружающие связывают с мужчинами и с женщинами.

Гипотеза (Hypothesis).Подлежащее экспериментальной проверке предположение о возможном существовании связи между разными событиями.

Группа (Group).Два человека (или более), которые взаимодействуют друг с другом дольше, чем несколько мгновений, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы».

Групповая поляризация (Grouppolarization).Вызванное группой усиление тенденций, ранее присущих её членам; не раскол, а усиление средней тенденции членов группы.

Двухступенчатый коммуникационный поток (Two-stepflowofcommunication). Распространенный способ реализации влияния средств массовой информации, отличающийся тем, что проводниками этого влияния в массы становятся так называемые «лидеры мнения», которые в дальнейшем влияют на остальных.

Деиндивидуализация (Deindividuation).Утрата самоосознания и способности оценивать происходящее; имеет место в групповых ситуациях, предполагающих быструю реакцию как на «хорошие» групповые нормы, так и на «плохие».

Депрессивный реализм (Depressiverealism).Склонность людей, пребывающих в состоянии несильной депрессии, к объективным суждениям, атрибуциям и прогнозам, а не к предрасположенности в пользу своего Я.

Депривация (от англ. deprivation – лишение, отнятие) – ощущение острого дефицита, отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития индивида.

Дискриминация (Discrimination).Ничем не оправданное негативное отношение к какой-либо группе или к её членам.

Доверие к источнику информации (Credibility).Убедительность. Коммуникатор, вызывающий доверие, воспринимается и как специалист, и как человек, на мнение которого можно положиться.

Доступность эвристики (Availabilityheuristic).Эффективный, но часто ошибочный способ оценки вероятности событий с точки зрения их доступности в памяти. Если примеры чего-либо быстро приходят на ум, мы делаем вывод о том, что это – типичный случай.

Дуалистическая система установок (Dualattitudes).Сосуществование разных имплицитных (автоматических) иэксплицитных (сознательно контролируемых) установок относительно одного и того же объекта. Вербализованные эксплицитные установки изменяются под влиянием просвещения и убеждения; имплицитные установки медленно трансформируются в результате практического опыта, формирующего новые привычки.

Зависимая переменная (Dependentvariable).Измеряемая переменная, названная так потому, что она может зависеть от переменной, которой манипулирует экспериментатор.

Замещение (Displacement).Агрессивные действия индивида в отношении объекта, непричастного к его фрустрации. Как правило, таким «без вины виноватым» становится тот, кто менее опасен для индивида, или тот, кто имеет более низкий социальный статус.

Заражение ‒ 1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимоили дополнительно к собственно смысловому воздействию; 2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.

Зеркальноевосприятие (Mirror-image perception).Представления участников конфликта друг о друге. Например, каждый из них может считать самого себя порядочным человеком, который стремится к согласию, а другого – «дьяволом во плоти» и агрессором.

Идентификация – 1) Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр. родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. 2) Идентификация групповая – отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя как члена этой группы или общности.

Идентификация внутригрупповая – возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.

Иллюзияконтроля (Illusion of control).Ошибочное восприятие неконтролируемых событий либо как подлежащих собственному контролю, либо как более контролируемых, чем они есть на самом деле.

Иллюзорная взаимосвязь (Illusorycorrelation).(1). Восприятие взаимосвязи событий там, где такая связь отсутствует, или восприятие более тесной связи, чем есть на самом деле. (2). Ложное впечатление о существовании корреляции между двумя переменными.

Импритинг (англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) – специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных, при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей, выступающих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, в том числе животных - жертв, и др.).

Ингибиция социальная (от лат. inhibere – сдерживать, останавливать) – ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных так и воображаемых.

Инграциация (Ingratiation).Использование стратегий, например лести, предназначенных для того, чтобы завоевать чье-либо расположение.

Ингруппа (Ingroup).Люди, связанные между собой чувством «мы», ощущением принадлежности к одной группе и общей для всех идентификацией.

Индивидуализм (Individualism).Система ценностей, в которой приоритет принадлежит личным целям человека, а не целям группы, а самоидентификация осуществляется скорее с позиции личных атрибуций, а не отождествлением себя с группой.

Инстинктивное поведение (Instinctivebehavior).Врожденная, не являющаяся результатом научения модель поведения, присущая всем представителям данного биологического вида.

Институт социализации – социальная группа, в которой личность усваивает социальное влияние, приобщается к системам норм и ценностей, выступающая транслятором социального опыта и в которой личность воспроизводит усвоенное ранее социальное влияние и систему социальных связей.

Инструментальная агрессия (Instrumentalaggression).Агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо иной цели.

Интегральное соглашение (Integrativeagreement).Соглашение, учитывающие интересы обеих сторон к их обоюдной выгоде. Кратко его суть может быть сформулирована так: «я выиграл – ты выиграл».

Информационное влияние (Informationalinfluence).Конформизм, являющийся следствием согласия с мнением других людей на основании представленных доказательств.

Каналкоммуникации (Channel of communication).Способ передачи информации – личная беседа, письмо, аудио- или видеозапись или любой другой.

Катарсис (Catharsis).Эмоциональная разрядка. Согласно катартическому пониманию агрессии, уровень агрессивности снижается, когда человек «сбрасывает» агрессивную энергию, либо совершая реальные агрессивные поступки, либо представляя их в своем воображении.

Когнитивная сложность – психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека, отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредствующей его деятельность.

Когнитивный диссонанс (Cognitivedissonance).Напряжение, возникающее у человека, осознающего несовместимость одновременного сосуществования двух позиций. Например, когнитивный диссонанс может возникнуть, когда мы осознаем, что без достаточных на то оснований действовали вразрез со своими установками или приняли решение в пользу одной альтернативы, хотя логичнее было бы отдать предпочтение другой.

Коллективизм (Collectivism).Система нравственных ценностей, в которой приоритет принадлежит целям группы (обычно в качестве такой группы выступает семья в широком смысле этого слова или группа на производстве); самоидентификация человека происходит в соответствии с этим подходом.

Контакты равного статуса (Equal-statuscontact).Контакты на основе равенства. Подобно тому как отношения между людьми, принадлежащими к разным слоям общества, формируют установки, соответствующие этим отношениям, так и отношения «на равных» формируют установки, соответствующие этим отношениям. Следовательно, межрасовые контакты между людьми равного статуса благоприятствуют изживанию расовых предрассудков.

Контент-анализ – метод социальной психологии, основанный на качественно-количественном анализе документов, подразумевающий подсчет частоты (и объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого материала.

Конфликт (Conflict).Воспринимаемая несовместимость действий или целей.

Конформизм (Conformity).Изменение поведения или убеждений вследствие реального или воображаемого давления группы.

Конформность (от лат. conformis – подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Корреляционное исследование (Correlationalresearch).Изучение естественно возникающей связи между переменными.

Косвенныйспособубеждения (Peripheral route to persuasion).Убеждение, являющееся следствием влияния на людей таких случайных факторов, как, например, внешность коммуникатора.

Культура (Culture).Совокупность устойчивых моделей поведения, идей, установок и традиций, разделяемых большой группой людей и передаваемых из поколения в поколение.

Лидерство (Leadership).Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют остальных и направляют действия всего коллектива.

Личностное пространство (Personalspace).Некая буферная зона, которую каждый из нас стремится сохранять вокруг себя. Её размер зависит от того, насколько близко мы знакомы с тем человеком, который в данный момент находится рядом с нами.

Локусконтроля (Locus of control).Степень восприятия людьми собственной жизни как результата их личных усилий и действий или стечения обстоятельств и внешних факторов.

Метод мнимого источника информации (Boguspipeline).Метод, к которому прибегают экспериментаторы для выяснения истинных установок испытуемых. Сначала испытуемых убеждают в том, что в распоряжении исследователя есть некий прибор для измерения психологических реакций, который «умеет» определять по ним их личные установки. Затем их просят предсказать, какие ответы он даст. В результате испытуемый «разоблачает» себя.

Моральная эксклюзия (Moralexclusion).Восприятие определенных людей или групп как находящихся за пределами той «территории», на которой действуют нравственные ценности воспринимающего и его представления о справедливости. Противоположностью моральной эксклюзии является моральная инклюзия – восприятие других как находящихся в зоне действия моральных принципов воспринимающего.

Мышление, противоречащее фактам (Counterfactualthinking).Воображаемые ситуации, которые могли бы быть, но не сложились.

Натуралистическое заблуждение (Naturalistfallacy).Ошибка, вызванная тем, что то, что доступно наблюдению, определяется как хорошее. Например, то, что типично, то нормально, а то, что нормально, – хорошо.

Независимая переменная (Independentvariable).Экспериментальный фактор, которым манипулирует исследователь.

Норма взаимности (Reciprocitynorm).Ожидание того, что люди станут помогать тем, кто помог им, а не будут причинять им вред.

Норма социальной ответственности (Socialresponsibilitynorm).Ожидание того, что люди станут помогать тем, кто зависит от них.

Нормативное влияние (Normativeinfluence).Конформизм, основанный на желании индивидуума оправдать ожидания окружающих, нередко для того, чтобы заслужить их одобрение.

Нормы (Norms).Правила общепринятого и ожидаемого поведения. Нормы предписывают людям, как им следует вести себя. (В другом смысле слово «нормы» также описывает поведение, которое демонстрируют большинство людей, т. е. то, что считается нормальным.)

Одобрение (Acceptance).Конформизм, предполагающий не только действия, но и убеждения, соответствующие социальному давлению.

Отбор по принципу родовой принадлежности (Kinselection).Концепция, согласно которой в результате эволюции сформировалась модель альтруизма, благоприятствующая выживанию носителей общих генов. Отсюда и наша склонность помогать в первую очередь близким родственникам.

Относительная депривация (Relativedeprivation).Восприятие самого себя как человека, менее благополучного, чем окружающие.

Ошибка хиндсайта (Hindsightbias).Тенденция индивидуума преувеличивать свою способность предвидеть последствия того или иного события после того, как они уже известны. Суть этого феномена выражает фраза «Так я и знал!»

Переговоры (Bargaining).Поиск согласия в ходе прямых контактов участников конфликта.

Перцептивная защита – разновидность психологической защиты, являющаяся способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула.

Плюралистическое неведение (Pluralisticignorance).Ложное представление о мыслях, чувствах и реакциях окружающих.

Поведенческие подсказки экспериментатора (Demandcharacteristics).Особенности поведения экспериментатора и самого эксперимента, которые могут подсказать испытуемому, какого именно поведения от него ждут.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.

Полевое исследование (Fieldresearch).Исследование, проведенное за пределами лаборатории, в реальных условиях.

Посредничество (Mediation).Попытка, предпринимаемая третьей, нейтральной, стороной для разрешения конфликта и направленная на то, чтобы облегчить конфликтующим сторонам общение и выдвинуть конкретные предложения.

Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности – ПОИР (GRIT).Стратегия, целью которой является смягчение международной напряженности.

Прайминг (Priming).Активация определенных ассоциаций, хранящихся в памяти.

Предрасположение в пользу своего Я (Self-servingbias).Склонность к благос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: