О гласном чтении тайных молитв




 

В последнее время всё настойчивее внедряется практика гласного чтения священнослужителями во время служения литургии тайных молитв. И чем громче произносятся эти молитвы - тем бóльший миссионерский успех ожидается от такой практики.

Корни этого требования восходят к протестантскому учению о всеобщем священстве мирян и, как следствие, учению об их сослужении священнику, который есть лишь предстоятель, а не совершитель таинства: в основе этого - протестантское истолкование слов апостола: «Вы - царственное священство» (1Пет. 2,9). Это протестантское учение развил протопресвитер-модернист Николай Афанасьев (†1966). Согласно ему, все миряне не просто участвуют или молятся на литургии, а служат литургию вместе со священством. Следует отметить, что при таком протестантском понимании Евхаристии на Литургии, не может быть непричащающихся мирян (отсюда - требование неообновленческих священников причащаться мирянам за каждой литургией, так как в Православной Церкви служащий иерей не может уклониться от Святой Чаши). А так как, согласно учению прот. Н.Афанасьева, развитому затем до протестантской крайности свящ. Г.Кочетковым, предстоятелю в алтаре сослужат не только духовенство, но и все верные, то и недопустимы какие-либо «тайные» от мирян-«священников» молитвы.
Следовательно, необязательна исповедь перед причастием. Отсюда и ненужность иконостаса, недемократично отделяющего одно священство, которое у престола в алтаре, от другого «священства», которое не у престола. Везде должно сохраняться равноправие, с которым наличие в Церкви иерархии, иконостаса, «секретных» молитв и прочего - несовместимо и недопустимо, ибо недемократично!

Согласно же православному пониманию слов апостола Петра о «царственном священстве» (1Пет. 2,9), миряне не обладают благодатью священства и поэтому не могут сослужить священнику.

Необходимость тайного чтения молитв связана с природой самого священства. Тайные молитвы, как часть таинства, это священнические молитвы, а посему принадлежат священству. Их должен произносить священник единолично.

Богослужебная реформа Католической церкви 1969 года, проведенная папой Павлом VI после II Ватиканского собора (1962-1965), предусматривала в новом чине мессы и произнесение верующими слов молитв вместе со служащим священником.

Протоиерей Игорь Белов пишет: «Литургия есть "общее дело", и молитвы анáфоры священник произносит не только от себя, но от лица всего народа.

Но одинаковое ли принимают участие в служении Литургии священник и народ? Священник (как и весь народ) не является совершителем Таинства, совершитель - Сам Господь. Однако священник является служителем Таинства (другие священники - сослужителями, при соборном служении). Господь именно через священника и посредством священника совершает Таинство. Миряне же никак не являются при этом ни служителями, ни сослужителями, но... сомолитвенниками. В этом принципиальная разница. У каждого церковного чина свое особое участие в "общем деле" совершения литургии. Молитвы анáфоры являются тайносовершительными (а не благодарственными, просительными или покаянными, которые доступны для всех), читать их может только священник, получивший благодать священства при рукоположении. Их не положено читать не только мирянам, но даже диаконам, и простым монахам. Если же священник читает эти молитвы вслух, то миряне, таким образом, становятся уже не сомолитвенниками, а незаконными сослужителями таинства. Для сомолитвенного участия в Таинстве Евхаристии мирянам всегда было вполне достаточно тех возгласов и песнопений, которые произносятся громко в соответствии с уставом. Тайные же молитвы - принадлежность исключительно иерархии...

Для молитв же, которые по уставу полагается читать вслух (кафизмы, каноны, часы и проч.), в церкви специально принято т.н. псалмодическое чтение - без выражения, дабы скрыть, таким образом, личные страстные эмоции читающего, как принадлежащие не к духовной, а душевной сфере. Чтение же на литургии тайных молитв вслух, мешает молиться не только мирянам, но и сослужащим священникам».

В Литургии нет места эмоциям. Поэтому священник своим, так называемым, выразительным и громким чтением оземляет и профанирует службу, не помогает, а мешает людям молиться. Литургия - это тайна, а тайна переживается сердцем во внутреннем безмолвии.

О чтении вслух тайных молитв пишет и протоиерей Константин Буфеев: «Призыв к гласному чтению молитв анáфоры является обновленческим "коньком". Епископ Антонин (Грановский), например, для лучшего восприятия своей паствой читаемых им молитв, в Заиконоспасском монастыре, где он служил, даже распорядился вынести Престол из алтаря на центр храма.

Чтение в алтаре евхаристических молитв, в отличие от их заключительных возгласов, не должно быть слышно, согласно каноническим требованиям, в других частях храма. Не рассчитаны слова анафоры даже для слушания их служителями " клира" - певчими; их дело - петь: " Милость Мира..." А стоящие в храме верующие (" елицы верные"!) также должны воспринимать не молитвы, произносимые у Престола, а благоговейное пение клирошан (иначе, зачем оно предусмотрено уставной традицией Церкви?). Тем более неуместно слышать молитвы Евхаристического канона людям, стоящим в притворе, предназначенном для кающихся - " припадающих".

Попытка же подслушать тайную священническую молитву во время исполнения Херувимской является дерзостью, поскольку в ней предстоятель исповедует себя " грешным и непотребным рабом" и даже просит Бога избавить его " от совести лукавыя".

Короче говоря, каждый в Церкви (мужчины, женщины, дети) должен находиться на своём месте: служители алтаря, клир, кающиеся, оглашенные.

В этом литургическом распределении по чину всех верующих проявляется, в частности, ангелоподобная иерархичность земной Церкви. Попытка нарушить эту Богом установленную гармонию сродни бунту сатаны, потерявшему по этой причине своё небесное достоинство. Практика громогласного "на весь храм" произнесения сокровенных евхаристических молитв принижает их до значения заамвонной молитвы.

Заметим, что радиотрансляция тайных молитв из алтаря на церковный двор и улицу, по нашему мнению, искажает сам дух и смысл Божественной Литургии, учрежденной Христом в уготованной закрытой горнице (" Двери, двери! "). Молитвы евхаристического канона отличаются по своему содержанию и форме от тех молитв, которые Церковный Устав предусматривает возглашать в притворе храма или за его пределами (молитвы на литии, во время Крестных ходов и др.)...

Борьба с церковной литургической традицией, наблюдаемая у обновленцев, всегда бывает обусловлена духовным повреждением их веры и благочестия»

Напомним также, что в России вопрос гласного чтения тайных молитв активно обсуждался в начале XX века перед созывом Поместного Собора 1917-1918 годов. Как было сказано выше, практики чтения вслух тайных молитв придерживались представители обновленческого движения. На святой горе Афон в настоящее время, как правило, все тайные молитвы читают тихо, не велегласно. Такова и многовековая литургическая практика Русской Православной Церкви: читать тайные молитвы тихо, вполголоса. В некоторых Поместных Церквях сейчас сосуществуют обе практики тайного и гласного чтения литургических молитв священником.

В Окружном послании Синода Элладской Церкви от 31 марта 2004 года № 2784 говорится:

а) Всё в Божественной литургии имеет свое надлежащее положение, и ничего не должно зависеть от религиозного, или эмоционального, или пиэтического настроя служащего иерея.

б) Действия, совершаемые на Божественной Литургии, имеют эсхатологический характер и переживаются не столько посредством ума и мысли, сколько посредством «сердца», как этот термин понимается в святоотеческом богословии умного трезвения.

в) Кроме того, верные должны получить от этого пользу и осознать, что в Божественной Литургии они не «совершают» Таинства вместе с иереем, но соучаствуют в нем; поскольку первая точка зрения, как вера и восприятие, есть чисто протестантское понимание и практика, которая упраздняет как «иерархичность» и «иерархию» в Церкви, так и различение в ней благодатных даров. Именно это и может случиться и неосознанно укрепиться «в качестве вероучительной истины» в православном Народе Божием в результате нерассудительного чтения молитв «возгласно» или «велегласно».

г) Чтение молитв «тихим гласом», но не «шепотом», как они обычно читаются в позднейшей практике, предоставляет верным возможность следования за очередностью смены молитв и возгласов и канонической структуре Божественной Литургии, которую очень часто «нарушает отрыв молитв от своего места и связи с читаемым и поемым контекстом» (Окружное Послание Священного Синода № 2683 от 8.11.1999).

д) Это указание на «тихогласие» молитвы, кроме всего прочего, будет оберегать иереев от нерадения или оставления сознательного чтения молитв, от механического их произнесения и вычитывания, от пробегания их, как говорится, «глазами».

А верным помогать в разумении того, что иерей за Божественной Литургией не произносит тайно некие магические фразы, но совершает и возносит от их лица «молитвы, моления и жертвы бескровные» за всю полноту Церкви.

 

Небольшое пояснение. Термин «тихим гласом» означает, что народ в храме слышит только, что священник в алтаре что-то читает, но сами слова молитвы не слышны; слышно только, что священник не молчит, а молится и вычитывает полагающиеся тайные молитвы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: