ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
К практической работе № 2
Расчет показателей эффективности использования оборотных средств предприятия
Цель работы: Научиться рассчитывать показатели использования и высвобождения оборотных средств.
Для выполнения работы необходимо знать:
– современное состояние и перспективы развития автомобильной промышленности, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
– общую организацию производственного и технологических процессов;
– состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования.
Для выполнения работы необходимо уметь:
– находить и использовать необходимую экономическую информацию;
– определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации.
Выполнение данной практической работы способствует формированию профессиональных компетенций: ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 80 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Оборотные производственные фонды (производственные запасы АТП: топливо, сырье, запасные части, автомобильные шины и др.) и фонды обращения (готовая продукция и деньги, необходимые для закупки сырья, топлива, запчастей и др.) в совокупности составляют оборотные средства автотранспортных предприятий.
Оборачиваемость оборотных средств характеризуется следующими показателями:
1) Скоростью оборота, которая определяется количеством оборотов оборотных средств за отчетный период по формуле:
nоб = ∑Д / Фоб,
где ∑Д – сумма доходов АТП от перевозок и других работ, руб;
Фоб – сумма оборотных средств, привлеченных для выпуска продукции, руб.
2) Время оборота определяется в днях по формуле:
tоб = Ткал / nоб,
где Ткал – количество календарных дней за отчетный период, дн.
Для определения суммы высвобожденных оборотных средств вследствие ускорения их обращения, необходимо установить потребность в оборотных средствах за отчетный период (исходя из фактического обращения за данный период и за предыдущий). Разница между суммой оборотных средств при первом и втором расчетах составит количество высвобожденных оборотных средств вследствие ускорения их оборота.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫИ ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
1. С помощью данных таблицы 1 определяем сумму нормируемых оборотных средств.
1.1. Рассчитываем норматив оборотных средств для автомобильного топлива, смазочных и других материалов, автомобильных шин, запасных частей, материалов для ТО и ПР:
Ноб = Ф × Дз / Дкал, руб и т.д
где Дкал – календарные дни, 360 дн.;
Дз – дни запаса оборотных средств, дн.;
Ф – величина нормируемых оборотных средств, руб.
Таблица 1 Расчетные данные по нормируемым оборотным средствам
Вариант | Виды оборотных средств | ||||
Топливо для автомобилей, руб. Дз=9 дн. | Смазочные и другие материалы, руб. Дз=30 дн. | Автомобильные шины, руб. Дз=45 дн. | Запасные части, руб. Дз=80 дн. | Материалы для ТО и ТР, руб. Дз=45 дн. | |
375254,78 | 32406,52 | 70630,7 | 14597,33 | 16649,46 | |
546378,33 | 76483,5 | 75254,78 | 25642,56 | 48567,7 | |
253634,09 | 94847,2 | 46378,33 | 62489,4 | 34933,45 | |
849375,6 | 33859,0 | 53634,09 | 89457,3 | 24594,3 | |
748396,34 | 35254,78 | 49375,6 | 48567,7 | 87383,12 | |
948567,7 | 54378,33 | 64923,44 | 34933,45 | 64594,3 | |
434933,45 | 25364,09 | 14594,3 | 24594,3 | 48575,6 | |
304594,3 | 84935,6 | 48575,6 | 25478,56 | 26432,44 | |
948575,6 | 25374,1 | 26432,44 | 62359,5 | 75283,7 | |
326432,44 | 64523,33 | 89732,6 | 65278,7 | 85732,0 | |
150529,68 | 60635,51 | 58312,86 | 13691,86 | 18366,57 | |
52806,22 | 14666,54 | 15889,5 | 5782,92 | 4944,4 | |
28501,64 | 12783,92 | 13255,96 | 7279,66 | 4670,47 | |
41080,5 | 18431,55 | 2308,35 | 11535,29 | ||
67948,58 | 27443,94 | 42794,12 | 5013,82 | 6725,65 |
1.2. Рассчитываем сумму оборотных средств по перечисленным видам, добавив фонд оборотных агрегатов (Фагр):
Фвсего = Ноб.т + Ноб.см + Ноб.ш + Ноб.зч + Ноб.м + Фагр, руб.
где Фагр - фонд оборотных агрегатов, который равен 13283,32 руб.
1.3. Определим другие нормируемые оборотные средства, которые составляют 20% от определенной в п.1.2 суммы оборотных средств:
Фдр = Фвсего × %, руб.
1.4. Определим сумму нормируемых оборотных средств:
Фоб.норм. = Фвсего + Фдр, руб.
1.5. Рассчитаем величину оборотных средств АТП, оставшихся за отчетный год, которые составили около 25% от суммы нормируемых оборотных средств:
Фоб.отч = Фоб.норм × %, руб.
2. Рассчитаем сумму высвобождения оборотных средств автотранспортной организации, используя данные таблицы 2:
Таблица 2 Исходные данные для расчетов суммы высвобождения оборотных средств
В-т | Сумма доходов АТП от перевозок в отчетном году, ∑Дотч, руб | Плановое увеличение объема перевозок, % пл., % | Уменьшение длительности одного оборота в плановом году, tоб/ пл., дн |
2.1. Определяем сумму доходов АТП от перевозок в плановом году:
∑Дпл = ∑Дотч + %пл, грн
где ∑Дотч - сумма доходов АТП от перевозок в отчетном году, руб;
%пл – плановое увеличение объема перевозок, %.
2.2. Определяем количество оборотов в отчетном году:
nоб отч = ∑Дотч / Фоб.отч, об
где Фоб.отч – сумма оборотных средств, оставшиеся за отчетный год, руб.
2.3. Рассчитываем скорость одного оборота в отчетном году:
tоб отч = Ткал / nоб отч, дней
где Ткал – количество календарных дней за отчетный период, 360 дней.
2.4. Рассчитываем скорость одного оборота в плановом году:
tоб пл = tоб.отч – tоб/ пл, дней
где tоб/ пл - уменьшение продолжительности одного оборота в плановом году, дн.
2.5. Определяем количество оборотов в плановом году:
nоб пл = Ткал / tоб пл, об
2.6. Рассчитываем сумму оборотных средств, привлеченных для выпуска продукции в плановом году:
Фоб.пл = ∑Дпл / nоб пл, руб
2.7. Рассчитываем сумму оборотных средств, привлеченных для выпуска продукции в отчетном году, исходя из дохода по плану:
Фоб.отч = ∑Дпл / nоб отч, руб
2.8. Определяем высвобождение оборотных средств за счет ускорения оборота:
Высв = Фоб.отч – Фоб.пл, руб.
2.9. Составляем график зависимости суммы доходов от перевозок (∑Дотч, ∑Дпл) от оборотных средств (Фоб.отч, Фоб.пл) и делаем соответствующие выводы.
Фоб, руб
∑Д, грн.
Рисунок 1 График зависимости суммы доходов от оборотных средств
3. Делаем вывод по проделанной работе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Л.Е.Басовский, Экономика отрасли, Издательство: Инфра-М, 2010 г. - 144 с.
2. И.С.Туревский, Экономика отрасли (автомобильный транспорт) – М.: ИНФА-М, 2011 г. - 288 с.