Конспект урока
Название предмета: экономика, ДОУ -101
Номер урока и название темы: урок №7 «Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Меновая потребительная и альтернативная стоимость».
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
· Почему возникает проблема выбора?
· В чём заключается компромиссный выбор?
· Как рассчитывается цена выбора – альтернативная стоимость?
· Стоимость. Меновая, потребительная стоимость.
Глоссарий по теме: экономический выбор, метод научной абстракции, стоимость, потребительная, меновая, альтернативная стоимость, рациональное экономическое поведение.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Экономические законы, по которым развивается рынок и в целом живёт общество, базируются на следующих аксиомах:
- ресурсы ограничены, а потребности безграничны. В связи с этим, перед всеми субъектами экономики стоит компромиссный выбор, как наилучшим способом распорядиться ограниченными ресурсами, благами, финансами;
- люди делают свой выбор рационально. Под рациональностью экономисты подразумевают то, что решения принимаются взвешенно, с учётом выгод и издержек, связанных с их принятием.
Экономический выбор – решения людей о наилучшем использовании имеющихся ограниченных ресурсов.
У человека, принимающего решение, выбор есть всегда. В самом простом случае это решение осуществлять какую-либо деятельность или оставить всё как есть. В действительности альтернативных вариантов обычно несколько. Приняв одно решение, человек отказывается от других вариантов. Ценность его определяется тем, чем же пришлось пожертвовать, приняв решение.
Выбор между возможными альтернативами ведёт к рассмотрению альтернативной стоимости.
|
Альтернативная стоимость – ценность лучшего из отвергнутых вариантов.
Например, у Антона есть шесть тысяч рублей, и он может их потратить на покупку нового телефона или костюма, приобрести микроволновую печь. Приоритеты выставлены именно в этой последовательности. Денег хватает только на покупку одного товара.
Антон купил телефон, ценой его выбора (альтернативной стоимостью) стал костюм – лучший из отвергнутых вариантов. Если он по настоянию мамы купил бы себе микроволновую печь, альтернативная стоимость этого выбора – телефон. В данном случае альтернативная стоимость – это те товары, которые Антон мог получить по лучшему из отвергнутых вариантов.
Альтернативная стоимость может быть оценена в денежном выражении:
АС = явные затраты + упущенные возможности
Допустим, выбирая между возможностью поступить в вуз и устроиться на работу, молодой человек отдаёт предпочтение учёбе, тогда АС его выбора будет рассчитываться как стоимость обучения (явные затраты) + зарплата, от которой он отказался, выбирая учёбу, т. к. совместить работу и учёбу у него не получилось. Зарплата в данном случае – упущенные возможности.
При выборе альтернативного варианта обычно руководствуются двумя принципами:
· принцип максимума – получить наибольшую выгоду, используя имеющиеся ограниченные ресурсы;
· принцип минимума – с минимальными затратами достичь определённого заданного результата.
Проблема выбора стоит перед всеми субъектами экономики. Выбор приходится делать домашнему хозяйству (например, купить диван или посудомоечную машину), фирме (увеличить производство столов или шкафов), государству (увеличить статьи расходов в бюджете, связанных с оборонной промышленностью или наукой).
|
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Решите задачу и заполните пропуски в таблице.
Пусть для того, чтобы добраться от Лондона до Глазго, требуется 1 час на самолёте или 5 часов на поезде. Предположим, что цена авиабилета – 100 фунтов стерлингов, а железнодорожного билета – 60 фунтов стерлингов. Какое средство передвижения выберут Курт, Стив и Ганс, которые зарабатывают:
· Курт – 5 фунтов стерлингов в час;
· Стив – 10 фунтов стерлингов в час;
· Ганс – 12 фунтов стерлингов в час.
Зарплата, фунтов/час | АС поезд, фунтов/час | АМ самолет, фунтов/час |
Рисунок 1 - Условие задачи
Решение.
Альтернативная стоимость рассчитывается по формуле:
АС = явные затраты + упущенные возможности.
Явные затраты здесь – стоимость проезда, а упущенные возможности – недополученная во время путешествия заработная плата. Зарплата Курта составляет 5£/ч, следовательно, АС его решения поехать поездом будет равна 60 + 5 × 5 = 85£, а АС самолёт = 100 + 5 =105£. Т. к. АС самолёт АС поезд, следовательно Курт поедет поездом.
Аналогично просчитываем варианты поездки Стива:
АС поезд = 60 + 10 × 5 =110£, АС самолёт = 100 + 10 =110£, т.к. альтернативные стоимости у Стива равны, то ему сложно сделать выбор в рамках условий данной задачи, в реальности появятся другие критерии (скорость, комфорт, безопасность), которые будут решающими для выбора.
|
Для Ганса при АС поезд = 60 + 12 × 5 =120£, АС самолёт = 100 + 12 =112£ выгоднее лететь самолётом.
Зарплата, фунтов/час | АС поезд, фунтов/час | АМ самолет, фунтов/час |
1. Решите задачу.
Семья решила израсходовать за месяц 40 тыс. рублей. В первую очередь семье хотелось бы купить стиральную машину (35 тыс. руб.) и холодильник (20 тыс. руб.). По возможности семья желала бы приобрести также пылесос (10 тыс. руб.). Деньги, оставшиеся после покупки одного или нескольких из трёх названных предметов, будут потрачены на посещение аквапарка.
Если семья в итоге примет решение приобрести стиральную машину, то какова будет альтернативная стоимость этого решения?
Решение.
Т.к. 40 тыс. руб. (ограниченный ресурс семьи) направлен на покупку стиральной машины по цене 35 тыс. руб., то семья не может себе позволить купить холодильник (20 тыс. руб.) + пылесос (10 тыс. руб.) + аквапарк (5 тыс. руб.).
Ответ: холодильник, пылесос и посещение аквапарка.
2. Метод научной абстракции
Схематично процесс познания можно представить в следующем виде:
ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ
АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ПРАКТИКА
На стадии живого созерцания происходит сбор фактов, фиксирующих внешние проявления различных сторон экономических процессов. На этой стадии познания вырабатывается чувственно – наглядное представление об экономических явлениях, их отдельных свойствах. В данном случае мышление носит конкретный характер, оно выступает в таких формах чувственного созерцания, как восприятие, представление об окружающей нас экономической действительности.
Существенные связи между двумя явлениями или отдельными сторонами одного и того же явления, закономерности их развития находят свое выражение в системе понятий, суждений, умозаключений, т.е. в формах абстрактного мышления. В процессе теоретического познания путем мышления вырабатываются обобщенные понятия, отвлеченные от конкретных явлений, но отражающие их основополагающие, сущностные черты и свойства. В результате на стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е. образная ее модель, сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом, на этой стадии мы получаем мысленно представляемую, а не реальную действительность, ибо последняя настолько богата и многообразна, что ее просто невозможно описать с помощью какой-либо идеальной модели. При этом главное заключается в том, что в этом нет никакой необходимости, ибо наша «обедненная» идеальная модель призвана отразить в себе лишь то существенное, что свойственно изучаемой нами экономической действительности.
Итак, получив идеальное, мысленное представление об изучаемом экономическом процессе или явлении, мы вынуждены сопоставить его с конкретной хозяйственной действительностью. Таким образом, происходит возвращение к покинутой нами созерцаемой действительности, о которой уже знаем гораздо больше, нежели когда впервые с ней столкнулись в начале процесса познания. Из хаотичного нагромождения конкретных деталей и нюансов изучаемой экономической действительности она превращается в упорядоченную, систематизированную действительность. Эту идеальную модель мы как бы «примеряем» к хозяйственной практике с целью определить, насколько она отвечает требованиям последней. Раскрытая сущность (категории, принципы, законы) получает форму знания, подтвержденного практикой и, следовательно, являющегося истинным. И тем не менее не стоит во всем уповать на реальность. Это обусловлено, во-первых, степенью идентификации восприятия самой реальности, во-вторых, той крайностью, в которую мы иногда впадаем, отторгая идеальность как способ существования реальности.
Для наглядности рассмотрим процесс познания при выработке такой экономической категории, как труд. Предположим, что мы первые исследователи трудовой деятельности, когда в научном обороте просто не существовало понятия «труд». Как бы давно или недавно это ни было, мы всегда столкнемся с весьма разнообразной деятельностью людей. Конкретные виды деятельности мало имеют общего между собой. Во-первых, люди обладают определенными знаниями и опытом в отличных друг от друга сферах деятельности. Во-вторых, они используют в своей деятельности совершенно различные инструменты. В-третьих, у них разные объекты, на которые направлена их деятельность. В-четвертых, результатом их деятельности являются существенно отличающиеся друг от друга продукты.
Очевидно, для раскрытия сущности трудовой деятельности людей необходимо отвлечься от многообразия, красочности или неприглядности трудовой деятельности и сосредоточиться на том, что объединяет все ее виды. Итак, первое, на что следует обратить внимание, - это то что все люди вполне осознанно, а не инстинктивно занимаются своей деятельностью. Отсюда первая черта — это сознательность. В то же время осмысленная деятельность направлена непременно на достижение вполне определенной цели — производство тех или иных благ.
Поэтому еще раз отметим, что труд — это сознательная, целесообразная деятельность человека, направленная на производство тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Эта научная абстракция в форме экономической категории подтверждается хозяйственной практикой. Следовательно, практика установила истинность нашего умозаключения.
Итак, мы рассмотрели метод исследования, который направлен на раскрытие сущности экономических явлений и процессов. Он включает весь путь познания: движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному
3. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость.
Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и предназначенный для продажи.
Товаром продукт труда становится только тогда, когда он обладает полезностью, может удовлетворить определенные потребности людей, т. е. имеет потребительную стоимость.
Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность для человека.
Для того чтобы быть потребительной стоимостью, товар не обязательно должен принимать форму вещи, быть материальным благом. Потребительными стоимостями являются и услуги, имеющие нематериальный характер: услуги образования, медицины, сферы культуры, быта, науки, транспорта и пр. Товары могут удовлетворять не только личные потребности людей (хлеб, масло, мясо, одежда, обувь и т. д.), но и производственные и иные нужды общества (машины, инструменты, сырье, топливо, оружие и т.п.).
Способность товара удовлетворять потребности людей возникает благодаря совокупности механических, физических, химических и других свойств, которыми он обладает. Именно эти свойства определяют натурально-вещественную сторону товара. Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства человеческого общества независимо от его общественной формы.
Поскольку товар предназначен для удовлетворения потребностей не товаропроизводителя, а других людей, общества, то и потребительная стоимость товара существует не для его производителя, а для общества, т.е. является общественной потребительной стоимостью. Только в этом случае продукт труда пройдет через отношения обмена, станет товаром. Производителя товара потребительная стоимость интересует лишь постольку, поскольку она связана со способностью товара обмениваться на другие товары. Потребительная стоимость является носителем меновой стоимости товара.
Меновая стоимость - это способность товаров обмениваться друг на друга в определенной пропорции, в определенном количественном отношении.
Соотношения, в которых обмениваются товары, не случайны и обусловлены общим качеством, в одинаковой мере присущим всем товарам и независимым от способов выражения меновой стоимости и натурально-вещественной формы товаров. Таким общим качеством не могут быть физические, химические или какие-либо другие природные свойства, поскольку они различны у разных товаров.
Общим качеством всех товаров, лежащим в основе меновых пропорций, является создавший их труд. Как результат затраты человеческого труда вообще, безотносительно к его конкретной форме, все товары качественно однородны и количественно соизмеримы.
«Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, - писал К. Маркс, - то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости - товарные стоимости».
Стоимость товара - это затраченный на производство товара и воплощенный в нем общественный труд. Стоимость проявляется при обмене товаров, ее внешним проявлением, формой выступает меновая стоимость.
Различия между потребительной стоимостью и стоимостью заключаются в следующем.
- Потребительная стоимость товара определяется его естественными свойствами, стоимость - общественными отношениями. В стоимости товаров нет ничего вещественного. Стоимость - это общественное свойство товаров.
- «...В стоимость, - отмечал К. Маркс, - не входит ни одного атома вещества природы. Вы можете ощупывать и разглядывать каждый отдельный товар, делать с ним что вам угодно, он как стоимость остается неуловим».
- Потребительная стоимость отражает отношение человека к продукту труда, стоимость - отношения между людьми.
- Потребительная стоимость существует во всяком обществе, стоимость - только при товарном производстве, товарно-денежных отношениях.
- Потребительная стоимость различает товары, стоимость делает их сопоставимыми.
«Так как никакой товар, - отмечал К. Маркс, - не может относиться к самому себе как эквиваленту и, следовательно, не может сделать свою естественную наружность выражением своей собственной стоимости, то он должен относиться к другому товару как эквиваленту, или естественную наружность другого товара сделать своей собственной формой стоимости».