Домашняя работа. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ




23.11

Домашняя работа

Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман. Драматургия. Поэзия

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Разнообразие общественных мнений повлияло на литературу второй половины XIX века. Писатели того времени не стояли в стороне от общественных споров, описывая настроения в обществе в своих произведениях. Так, Тургенев, будучи по убеждениям либералом, в романе «Отцы и дети» ярко показал столкновение аристократического либерального и революционно-демократического мировоззрений. Некрасов, имеющий аристократическое происхождение, но при этом поддерживающий демократические принципы, создал в своих произведениях правдивую картину жизни трудового человека.

Размежевание происходило не только по политическим предпочтениям, но и в результате разной культурной ориентации. Вспомните из курса истории, какие два течения существовали в русском обществе в первой половине XIX века? Западники и славянофилы. В основе споров стоял вопрос: каков путь развития России? У них не могло быть общей точки зрения.

Поиски ответов на эти вопросы дали толчок стремительному развитию русского романа. Проникновение писателей в «диалектику души» сделало русский роман явлением не только национальным, но и всемирным. Еще одна его особенность — сюжетная незавершённость. Раскольников Достоевского на каторге, но это еще не конец истории. Пьер Безухов Толстого — счастливый семьянин, но чувствуются грядущие изменения. Авторы обещают читателю продолжение.

Стремление писателей-реалистов показать жизнь в движении, отразить все ее существенные стороны способствует развитию романа, который достигает высокого совершенства и стилистического разнообразия. Прав исследователь поэтики русского реализма, когда говорит о главной черте, отличающей русский роман 60-70-х годов от романа предыдущих десятилетий: «Роман как никогда становится для читателя в это время явлением не только искусства, но и философии, морали, отражением всей совокупности духовных интересов общества. Философия, история, политика, текущие интересы дня свободно входят в роман, не растворяясь без остатка в его фабуле». (Г. М. Фридлендер. Поэтика русского реализма. Л., 1971, стр. 177.)

Романы Тургенева, лаконичные, с ясным и простым сюжетом, не похожи на романы Толстого, где сложно переплетаются разные линии повествования и действует множество героев, или на романы Достоевского, действие которых подчинено всегда противоречивым, сложным и мучительным идейным исканиям героев.

Период развития романов – начало 1860-х – середина 1870-х годов – соответствует времени наибольшей активности нигилистов и антинигилистов в споре о человеке.

«Отцы и дети» Тургенева появились в самый разгар публицистического «спора о новых людях» — во многом роман Тургенева и задал ему тон. Отражая политическую полемику своего времени, Тургенев в романе «Отцы и дети» выводит на сцену новый тип героя – «нового человека» – нигилиста, отрицающего все идеалы и ценности, не признающего никакие авторитеты. Базаров станет ролевой моделью для следующих поколений революционеров и антигероем для будущих консерваторов.

«Отцы и дети» были самым обсуждаемым литературным произведением на памяти современников. Слова «нигилист» и «нигилизм» мгновенно вошли в лексикон эпохи. После романа Тургенева о нигилизме заговорили как о реально существующем явлении.

Роман Тургенева «Отцы и дети» и, в частности, нигилизм главного героя вызвали широкую полемику в обществе. Критики круга «Современника» увидели в Базарове карикатуру на «новых людей». Дмитрий Писарев говорил, что появление подобного типа людей закономерно.

Годом позже этому спору придаст новую силу интеллектуальный роман Николая Чернышевского «Что делать?», предложивший ту самую «позитивную программу», которой так не хватает Базарову и его фантомным единомышленникам.

Роман Николая Чернышевского, вышедший через год после «Отцов и детей», и самим автором, и читателями воспринимался, по крайней мере отчасти, как ответ Тургеневу (и недаром был опубликован в «Современнике»). На месте одного персонажа, к тому же внутренне противоречивого, у Чернышевского появляется целая галерея героев разного уровня рациональности и радикализма. Наиболее любопытна связка Базарова и Рахметова из «Что делать?»: на фоне «новых людей» Рахметов становится «особенным человеком», которому Чернышевский придаёт черты пророка и святого. Как и Базаров, он отличается крайностью суждений (за что его называют ригористом), как и Базаров, имеет дворянское происхождение, от условностей которого отказывается.

Роман Чернышевского принадлежит к числу тех произведений русской литературы, которые оказали особенно глубокое и длительное влияние на умы современников. Это вынуждена была констатировать даже реакционная критика. Катков писал в 1879 г. в статье, специально посвященной роману Чернышевского: «Автор "Что делать?" в своем роде пророк. Многое, что представлялось ему как греза, совершилось воочию: новые люди разошлись или сами собою, или разосланы на казенный счет по градам и весям, тщатся на практике осуществить уроки учителя, далеко превзойдя его надежды <...> Этот тип разросся страшно, и Маниловы нигилизма составляют теперь главную часть нашей интеллигенции. Куда ни посмотришь, везде Лопуховы, Кирсановы и Веры Павловны» (Московские ведомости, 1879, No 153, стр. 2).

Страх перед отрицающими всё революционерами достиг умов европейских обывателей, а в России в 1860-1870-х годах (начиная с 1863 г.) стали появляться антинигилистические романы («На ножах» Лескова)с четко выраженными тематическими и структурными признаками. Стоит отметить главные из них. Это в первую очередь изображение «эпохи реформ» как «смутного времени», как эпохи распада всех традиционных человеческих связей, этических норм и представлений. Особенно привлекала романистов этой категории тема трудовой эмансипации женщины, занимавшая одно из центральных мест как в «Что делать?», так и у последующих авторов демократического лагеря. Революционно настроенного разночинца наперебой изображали карикатурно, «новым человеком» со знаком «минус» по отношению к традиционному национальному мировосприятию: в мировоззрении, характере, поведении, внешнем облике и т.д. Его изображали совсем не интеллигентным, но грубым, невежественным и наглым «нигилистом», а женщин интеллигентного труда -- либо жертвами этих нахалов, обманутыми их архиреволюционной фразеологией, либо такими же грубыми «нигилистками».

«Что делать?» дал толчок формированию новых жанров русского романа. Широта жизненного материала, охватываемого литературой, порождает крупнейшие литературные жанры - роман-эпопею (Война и мир Л. Толстого), поэму-эпопею (Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасова). Вместе с тем живут и развиваются малые формы - эпиграмма, лирическое стихотворение, рассказ.

Появляются жанры, дающие простор для осмысления социальных вопросов и возможность непосредственного контакта между писателем и читателем. Эти особенности свойственны драме. Актёр, а через него и драматург, могут общаться непосредственно с аудиторией.

На фоне мелодрам и водевилей в 1849 году появляется пьеса молодого драматурга Островского «Свои люди - сочтёмся!». С этого момента начинается новая веха в развитии русского театра.

Черты новой драмы:

- Поведение действующих лиц в пьесах определяется общественным и семейным положением.

- Каждый обладает индивидуальными чертами.

- Характер раскрывается в диалогах и монологах.

- Автор умело разрушает традиционный принцип единства места и времени.

Пьесы Островского до сих пор занимают значительное место в репертуаре театров.

В поэзии второй половины XIX века принято выделять два направления - это «гражданская» школа (самый яркий представитель - Некрасов) и поэзия «чистого искусства» (самый яркий представитель - Фет).

Поэты «гражданской» школы показывали несправедливость общественного строя, стремились найти путь к изменению.

Поэты «чистого искусства» изображали красоту жизни, в их стихах отсутствовала социальная тематика.

Во второй половине XIX века русская литература, обогащенная творениями Толстого, Тургенева, Островского, Чернышевского, Некрасова, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Чехова и других великих писателей, становится поистине властительницей умов в России, привлекает сочувственное внимание всего мира.

ВЫВОД. Во второй половине XIX века в русской литературе было создано множество великих произведений, которые впоследствии стали мировой классикой. Революционные настроения общества впервые проникли на страницы романов и стали мощным двигателем социального и духовного подъёма страны в целом. Развитие общественной и культурной жизни привело к существенным изменениям в драматургии и характере повествования, появлению новых героев и обличению сформированного уклада жизни. Молодые писатели стали делать в своих произведениях акцент на социально-политической сфере жизни, гуманизме и любви к народу, подталкивая читателя к мыслям о переустройстве общества и переменам к лучшему.

 

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

Кроссворд.

1. Название журнала, который имел исключительное значение в общественной жизни второй половины XIX века.

2. Фамилия писателя, который является самым ярким представителем гражданской поэзии.

3. Фамилия писателя, который является самым ярким представителем «чистого искусства».

4. Фамилия писателя, который в одном из романов показал столкновение либерального и демократического мировоззрений.

5. Жанр литературы, который во второй половине XIX века играл ведущую роль.

6. Название романа Ф. М.Достоевского.

7. Направление в литературе, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности.

8. Философское направление, которое считает, что мир существует объективно, независимо от сознания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: