Диагностико-прогностический скрининг на начальных этапах обучения. Е.А.Екжанова. 2000.




 

Целью проведения психолого-педагогического скрининга в первом классе общеобразовательной школы является не столько психологическая диагностика, сколько грамотная психолого-педагогическая коррекция. Психолого-педагогический прогностический скрининг поможет учителю самостоятельно увидеть психологические особенности учащихся своего класса и найти педагогические пути преодоления имеющихся у них трудностей.

Предложенная методика позволяет оценить с достаточно высокой степенью надёжности у детей седьмого-восьмого годов жизни уровень развития перцептивно-двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированность навыков самоконтроля, планирования и организации произвольной деятельности. Данные обследования позволяют оценить готовность детей к успешному обучению в начальной общеобразовательной школе и их возможности самостоятельного овладения сложной постоянно меняющейся окружающей действительностью.

Область применения: выявление готовности и способности к обучению, возможных трудностей в обучении, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного и эмоционального развития, формированию произвольности.

Описание методики. Предъявляемые детям задания исследуют, с одной стороны, уровень их умственного развития, а с другой стороны, они позволяют педагогу судить об уровне развития у учащихся предпосылок учебной деятельности: умении самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль в процессе перцептивно-моторной деятельности, довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия, переключиться на выполнение другого задания. К предпосылкам учебной деятельности может быть отнесена также операция звукового анализа, т.е. умение последовательно выделять звуки в слове, сформированное зрительно-пространственное восприятие и развитая продуктивная деятельность, которая изучается при рисовании детьми заданных изображений: дома, дерева и человека.

Чтобы правильно оценить особенности мелкой моторики детей, особое внимание педагогу нужно уделить правильному воспроизведению предлагаемых образцов. Эти образцы подобраны особым образом с тем, чтобы увидеть не только особенности мелкой ручной моторики детей, но и оценить их возможности в умении следовать чётко заданной программе двигательного акта, увидеть способности детей к воспроизведению плавной «кинетической мелодии», в которой имеется компонент интеллектуального обобщения, выявить возможности детей в осуществлении планирования и самоконтроля.

Первое задание «Графические ряды» включает четыре типа узоров. Первый и второй узоры состоят из простых, законченных по содержанию графических эталонов, в которых отражена завершённая программа действий. В вербальном плане эта завершённость может быть представлена, например, как «гора большая и маленькая, гора большая и маленькая, гора большая и маленькая» - о втором узоре. В третьем и четвёртом узорах графический образец отражает незавершённость программы выполняемого действия. Поэтому ребёнок вынужден самостоятельно сначала в умственном плане завершить предъявляемый узор, а лишь затем на этой основе воспроизвести заданный образец. В речевом плане такие задания могут быть описаны, например, как «башня, крыша, башня, крыша, башня» - о третьем узоре.

Следующее задание – «Точки». Это узор из точек. Задание восходит к ориентировочным тестам школьной зрелости А.Керна (1963) и Я.Йирасека (1978). Узор состоит из 10 точек, имеющих чёткое пространственное расположение. В заданном образце точки должны строго находиться в местах пересечения вертикальных и горизонтальных линий тетрадного листа, поскольку сформированные предпосылки учебной деятельности предполагают у ребёнка наличие умения ориентироваться и на обычной плоскости листа бумаги, и в тетради.

Третье задание «Рисование дома-дерева-человека» включает в себя рисование на обратной стороне листа трёх изображений – дома, дерева и человека. Анализ рисунка выявляет первичные представления ребёнка об окружающем, рассказывает об уровне его интеллектуального развития, характеризует уровень комфортности существования ребёнка в семье и в мире. Кроме того, качество линий позволяет судить о развитии у ребёнка мелкой моторики, расположение изображений и их частей представляет особенности ориентировки ребёнка в пространстве, степень нажима на карандаш, размеры изображений выявляют частные психо-физиологические параметры психики ребёнка.

Четвёртое задание «Дорожка звуков» направлено на исследование сформированности у ребёнка операции звукового анализа и включено в данную методику с целью изучения готовности ребёнка к систематическому овладению основами грамотного чтения и письма.

Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.3, 1.20.

Подготовка к проведению обследования.

Для проведения обследования индивидуально на каждого ребёнка у педагога должно быть следующее: простой карандаш и одиночный листочек в клетку. До предъявления инструкции листочки детям не раздаются.

Инструкция.

Инструкция даётся детям в речевой форме, без показа способов выполнения заданий на доске, сразу обо всём объёме работы.

Первый этап работы с инструкцией.

«ребята, сегодня вы будете выполнять интересные задания на листочках. Посмотрите на мой листочек бумаги. У вас будут точно такие. Сейчас я объясню, что надо будет делать».

Первая сторона листочка.

Педагог предъявляет детям подготовленный лист бумаги в горизонтальном положении и, обрисовывая пальцем первое задание, говорит: «Сначала вы будете рисовать вот такие узоры. Здесь нарисовано начало узора, а вам надо будет продолжить его до самого края листочка. Здесь нарисовано 4 узора, и все они разные. Рисовать вы будете сначала верхний узор, потом тот, что под ним, и так до самого нижнего».

«Второе задание – это тоже узор, только из точек. Вам надо будет внимательно посмотреть на образец, и рядом нарисовать точно такой же узор один раз». (Слово «один» выделяется голосом, но дважды не повторяется).

«Когда вы закончите рисовать узоры, вы перевернёте листочек на другую сторону, и будете рисовать рисунки». (Одновременно с этими словами педагог переворачивает листочек на чистую сторону).

Вторая сторона листочка.

«Посмотрите, здесь (палец показывает пространство листа, охватывающее левую часть листка) вы нарисуете дом, вот здесь – (палец обрисовывает правую сторону листочка) – дерево, а вот здесь – (середина листа обводится пальцем) – человека».

Второй этап работы с инструкцией.

«Ребята, вам понятно, что мы сегодня будем делать?» Независимо от ответа, который дадут дети, проводится повторный беглый инструктаж, но уже по вопросам к детям. Здесь допускаются как ответы хором, так и одиночные ответы по поднятию руки ребёнком.

Сценарий этого опроса приблизительно следующий:

«с какого задания мы начнём работу?» (Опять на листочке одновременно с детским ответом педагог жестом указывает на первый узор и проводит рукой под всей строчкой, где он будет продолжен, условную линию до границы листа).

«Что мы будем рисовать после узоров из линий?» (Педагог может в словесной форме подтвердить, что это будет узор из точек).

«Где нужно рисовать дом?»

«Где должно быть нарисовано дерево?»

«Где вы нарисуете человека?»

Одновременно с детскими ответами на эти вопросы педагог второй раз указывает жестом на месторасположение изображений и говорит: «Да, верно, здесь вы нарисуете дом/дерево/человека». Затем идёт следующее указание: «Когда вы закончите все свои рисунки, вы тихонько поднимите руки, а я вас буду вызывать к себе по одному и каждому задам ещё несколько вопросов». Итоговое высказывание: «Вам теперь понятно, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Если у вас нет больше вопросов, то я сейчас вам раздам листочки, и вы можете брать в руки карандаши, и начинать работу». (Если у отдельных детей возникают вопросы, то на них педагог отвечает шёпотом индивидуально каждому ребёнку. (Особых разъяснений быть не должно, а главная задача – внушить детям уверенность, что с заданиями они справятся).

Исследование операции звукового анализа.

«Сейчас я скажу тебе слово, а ты назовёшь подряд звуки, из которых оно состоит». Далее шёпотом чётко произносится слово, и педагог спрашивает:

  1. «Какой первый звук в слове?»,
  2. «Какой второй звук в слове?»,
  3. «А что идёт потом?»,
  4. «А потом?»,
  5. «Сколько всего звуков в слове …..?»

Количество этих вопросов определяется звуко-буквенным составом слова. Всего предъявляется 4-5 слов. Предъявляемые слова частично меняются от ребёнка к ребёнку. Предъявляемое слово вписывается на листочек в свободном от детских рисунков месте, и под ним педагог «+» и «-» отмечает те звуки, которые называет ребёнок. «+» обозначается правильно названный в нужном месте звук, «-» отмечается пропуск звука или его неверное обозначение.

Виды помощи при осуществлении звукового анализа.

Первый вид помощи – это организующая помощь, когда мы говорим ребёнку только слова «подумай», «послушай внимательно». При этом мы можем повторить второй раз слово без голосовых усилений и утрированных пауз. Эти слова повторяются для привлечения внимания ребёнка и для того, чтобы быть уверенным, что ребёнок их расслышал.

Второй вид помощи – это повторение слова ребёнком. Если после повторения слова, ребёнок правильно выделяет первый звук в слове, то значит и в процессе обучения целесообразно применять этот приём в работе с данным ребёнком, поскольку для него значимым оказывается именно сочетание слухо-двигательных ощущений.

Третий вид помощи – обучающий. За выполнение заданий с ним баллы ребёнку не начисляются, но то, что ребёнок может этим пользоваться позволяет судить о готовности ребёнка к формированию операции звукового анализа. Этот способ состоит в следующем: взрослый вместе с ребёнком, а затем порознь, произносят слово утрированно, т.е. чётко выделяя паузы и акцентируя произнесение каждого звука в отдельности. А после опять задаётся вопрос о первом звуке в слове, втором и т.д. Если ребёнок не справляется с анализом слова после такой массированной помощи, то это должно подсказать педагогу, что ребёнок не готов к усвоению основ грамотности. Нужно обязательно проконсультироваться у школьного логопеда о способах развития у такого ребёнка фонематического слуха. Это поможет избежать ошибок, ведущих к дисграфии и дислексии, когда вследствие недоразвития слухового восприятия основой обучения становится лишь зрительная память ребёнка.

Оформление детских работ.

На правой стороне листа в левом углу пишется дата обследования ребёнка, а в правом указывается его фамилия и имя, дата рождения, под ней в скобках – количество полных лет и полных месяцев, далее номер школы, класс и профиль класса. Например, Иванов Петя, 09.05.90 г. (7л.4мес.), 1-б (1-3), «углубл.языковой».

Если во время проведения обследования или во время последующей беседы, что-то в высказываниях ребёнка поразило или удивило – запишите на его листочек ребёнка, что может помочь в дальнейшей коррекционно-развивающей работе или послужить ключом к объяснению имеющихся у ребёнка трудностей. Обязательно укажите на листочке специфические особенности выполнения задания ребёнком, например, его левшество. Обратите внимание, что все записи на листочках делаются педагогом уже после того, как ребёнок закончил свою работу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: