знакомы с ткацким станком




Для достижения поставленной в работе цели, я должна была побеседовать с людьми, которые знакомы с ткацким станком, работали на нем или видели, как это делали их родители, бабушки. Посоветовавшись с моим руководителем проекта, я решила навестить старожилов нашего села, трех прекрасных бабушек. Мне нужно было побеседовать с каждой из них. Но перед этим я привела в порядок ткацкий станок, который был в нашем музее. Я его протерла, разложила детали, попыталась сама понять принцип его работы.

Первой к кому я отправилась - это была моя бабушка Солдатова Галина Николаевна 1955 года рождения (Приложение 7). Родилась она в деревне Марьино Рамешковского района. Работает, а в свободное время занимается домашним хозяйством. Я очень удивила ее своим интересом к ткацкому станку, и она с радостью повела рассказ. Из него я узнала много нового.

«Сама я не ткала, но видела, как это делает моя бабушка. Ткачество занимало много времени. Сам по себе этот процесс довольно сложный. С утра до вечера бабушка моя сидела за станком и ткала. Станок был большой, занимал много места. Мне ткать не разрешали, так как я была ещё маленькой. Разрешали только помогать. Ткачество было дело сезонное. Ткали зимой. Станок устанавливали мужчины в доме. Он собирался и разбирался. На станке крепили льняные нити. Через них пропускался челнок, а вместе с пропусканием челнока через нити, нажимали педаль. И так проходил процесс ткачества. Если хотели сделать узор на полотне или вещи, то челнок пропускали через окрашенные заранее нити. Ткали долго. В основном ткали полотна».

После рассказа бабушки мы с ней отправились в школьный музей, в котором находится станок. У нас есть большой ткацкий станок и его миниатюра. Придя в музей, мне бабушка показала, как за станком работали. (Приложение 8) Жаль, что наш станок не рабочий. В нём не хватает некоторых деталей. Было бы очень здорово его восстановить. Но я поняла главный принцип его работы. Она рассказала, как работали на большом станке, установила на место некоторые детали, а потом мы подробно рассмотрели устройство маленького станка (Приложение 9). Он был целый и в рабочем состоянии. Бабушке самой было интересно его запустить, а я пыталась перенять ее опыт. Рядом со станком в музее стояли незнакомые мне вещи. Из всех предметов я знала только прялку. И бабушка сказала, что в музее есть предметы, которые тесно связаны с ткачеством. Для меня это было удивлением. Она показала мне чесалку для льна. Деревянная доска, у которой был выступ. На нем были набиты гвозди и даже остались нити льна (Приложение 10). И бабушка объяснила, что это были самодельные чесалки, которые изготавливали из подручных материалов. А потом уже появились чесалки, изготовленные полностью из дерева. И на деревянных чесалках работать было, конечно же, удобнее. Их изготавливали из берёзы и красочно расписывали. Самая важная часть деревянной чесалки напоминает расчёску. И у неё между зубчиками были очень маленькие щели. Ее изготавливали вручную. И мне до сих пор не понятно, как такую красоту могли делать.

Следующей, к кому я направилась в гости, была Коброва Ольга Ивановна 1932 года рождения (Приложение 11). Родилась она в деревне Устюги Рамешковского района и сейчас на пенсии. Увлекается огородничеством и любит гулять с подругами. Она застала время ткачества уже после войны. Поэтому ткали в основном не для себя, а на продажу. Но все равно её воспоминания оказались не менее красочными.

«Прежде чем приступить к ткачеству, нужно было приготовить нити. Сначала заготавливали лён, а потом его пряли. У нас в доме стояла русская печь и напротив неё устанавливали станок. Я пробовала ткать, но только у меня не получалось, потому что ноги до педалей не доставали. Я помогала заготавливать лён, а ткала мама. Заготавливать лен очень сложно. После созревания, его таскали, сушили. Даже гулять не ходили, потому что сильно уставала спина после работы. Лен теребили теребилками. А потом с мамой сидели у окна и пряли, чтобы потом было из чего ткать. Гулять очень хотелось, но нужно было сначала сделать дело, а потом только идти. Мне так хотелось ткать, а ноги не доставали до педалей. Дом у нас большой был, и все мамины подруги приходили к нам, пряли лён и потом мама из этих нитей ткала полотно.»

Ольга Ивановна хранит у себя дома множество половиков, которые ткала её мама и один из них она нам подарила для выставки. (Приложение 12).

Следующей к кому я отправилась - это была Калинина Валентина Михайловна 1939 года рождения. Детство ее прошло в деревне Городня Рамешковского района (Приложение 13). Она старше моей бабушки, но младше Кобровой Ольги Ивановны. Рассказ ее был очень эмоциональным.

«Перед тем как ткать на станке, нужно было заготовить материал, из которого в дальнейшем ткали полотно. Весной сажали лён, летом за ним ухаживали, а к концу лета начинали уже его заготавливать. Сажали целые поля льна. И когда наступало время его собирать, приходили все женщины, девочки лет десяти и собирали его. Вырывали лен пучками. Мы делали это с подружками наперегонки. Не дай Бог, что кто-то соберёт больше тебя. Дальше снопы льна раскладывали в риге. Рига — это такой сарай, где хранили и сушили снопы льна, чтобы он просох и был в дальнейшем мягким. Снопы — это связанные пучки льна. После того как лён просох, его приносили в дом. Женщины садились на скамейку рано утром, клали сноп перед собой и начинали колотить его. Семена должны отлететь. Снопы трясли, чтобы ни одного семени не осталось. После этого снопы отбрасывали в сторону. Теперь, когда снопы стали чистыми, их раскладывают на полях реденько, чтобы они просохли. На мягкость льна влияла роса. Остальные операции со льном проводили дома. Снопы пропускали через мялку. Мялка представляла собой корытце с ручкой. Вот сколько труда и времени требовала подготовка льна. Намять снопов нужно был ни один, ни два, а сотни. Потом лен проходил через трепало. Трепало было похоже на саблю, но гораздо шире. Оно было деревянное. В одной руке держишь лён, а другой трепало и били лён. Нас тоже учили это делать, но мы были маленькие и постоянно били себе по пальцам. Было очень больно, мы плакали, кричали, что больше не будем работать, но всё равно работали. И вот когда его потреплешь, лен получается совсем мягким. Теперь можно было этот лён прясть. Его скручивали в куколку, привязывали к прялке, протыкали гвоздём, чтобы он не съезжал, и начинали прясть из него нити, а готовую нитку накручивали на веретено. И я, когда училась в пятом классе, ходила с прялкой к подругам. Мы пряли, болтали, песни пели, а мальчишки отвлекали нас. Они приходили с балалайками, играли, звали гулять. Вот ты и пляшешь вместо того, чтобы прясть. А нужно было напрясть не одно, а два или три веретена, чтобы мать смогла вечером ткать дальше. С веретена нити сматывали в клубки, из клубков в мотки, а уже из мотка нити наматывали на станок. Начинался процесс ткачества. На станке нужно было работать вдвоем, и меня мама часто звала на помощь. Мне ткать нельзя было, только помогать можно. Я просовывала через зубчики ниточки, а мама крючочком их подхватывала, натягивала и закрепляла, чтобы они не вылетели. Занимались ткачеством только зимой. От станка было много пыли, и места занимал много. У нас станок всегда стоял в коридоре. Зимой ткали, а на весну его разбирали и убирали на чердак. Чтобы получилось в дальнейшем красивое полотно, нити могли окрашивать. Льняное полотно всегда сероватого цвета, и чтобы он стал белым, его зимой выносили на наст, укладывали на солнце, и он становился белым. Ткали много. Семьи были большие, ребятишек в них много и каждому нужны штанишки, кофточки, простыни, полотенца. Пока ткали, мы много разговаривали с мамой. Она рассказывала сказки, интересные истории, пела песни.»

Рассказ Валентины Михайловны был очень интересным и занимательным. Я много узнала ни сколько о ткацком станке, а о том, как жили в то время люди, чем занимались, как проводили досуг, как общались в семье. Время пролетело незаметно.

Найти информацию о том, как работали на ткацком станке можно в интернете, но не всегда там правильная информация. Беседуя с моими односельчанами, я узнала много нового и интересного о ткацком станке. Теперь можно подумать о реконструкции нашего музейного станка и приглашать ткать бабушек. Слушать их рассказы было очень интересно и познавательно.

 

 

Заключение

В ходе своей работы я познакомилась с историей возникновения такого народного промысла, как ткачество, устройством и принципом работы ткацкого станка. Но, наверное, я поняла еще очень важное, что до получения готового полотна нужно выполнить очень трудоемкую работу, где будут задействованы такие орудия труда, о которых я даже не слышала и которые уже давно забыты. И у них точно не было времени, чтобы сидеть в интернете и искать виртуальное общение.

От написания своей исследовательской работы я получила большое удовольствие и заряд энергии от людей, которые рассказали мне свои истории, связанные с ткачеством. Они намного старше меня, но сколько в них задора, а самое главное опыта, который им некому сейчас передать. Информация, которую я получила из бесед с бабушками, вдохновила меня на то, чтобы отремонтировать наш ткацкий станок, который находится в музее и возродить такой промысел, как ткачество. И тогда возможно будет пригласить бабушек, которые бы показали технику ткачества, спели бы песни, рассказали бы нам интересные истории.

Целью моей работы было возрождение интереса к такому промыслу как ткачество. Я к этому готова. В ходе работы я получила не маленький багаж знаний, которые я теперь могу применять в жизни. Мы летом ездили на фестиваль, посвящённый традиционно-славянской культуре, я думаю, что там можно рассказать о ткацком станке и показать некоторые его детали и технику ткачества. И это станет уже частью начала возрождения ткачества. Я выступлю с сообщением в школе для детей разных возрастов, и думаю, что им будет интересно меня слушать. Разработаю небольшую экскурсию в музей, и, может быть, найду единомышленников по восстановлению ткацкого станка из нашего музея.

Работать над проектом было одно удовольствие. Я впервые увидела ткацкий станок, и для меня это было что-то непонятное, незнакомое, загадочное. Но в конце работы интерес только усилился.

Я призываю всех, чтобы мы не забывали свою историю, культуру и как можно больше ей интересовались, изучали и возрождали.

 

Закончить свою работу я хочу прекрасными стихами Ольги Самофаловой. Оно полностью передает мои впечатления о работе над этим проектом.

 

 

***

Хозяюшки издревле ткали

Из хлопка, шерсти и льна.

Секреты особые знали

Плетения полотна.

 

Орнаменты разные ткали,

Назвав то узорным тканьем:

Нити цветные сплетали

В значении потайном.

 

С ткацким станком деревянным

Работали чуткие ручки,

А мастерство переняли

У мудрых прабабушек внучки.

 

 

Приложение 1

Ткацкий станок в миниатюре (фото из интернета)

 

Приложение 2

Ткацкий станок Др.Египта (фото из интернета)

 

Приложение 3

Вертикальный ткацкий станок.(фото из интернета)

Приложение 4

Образцы самотканых изделий.

Приложение 5.

Одежда крестьянки из самотканого материала. 19 век Тверская губерния.

Приложение 6

Устройство ткацкого станка.(фото из интернета)

Ткацкий станок из музея МОУ «Киверичская СОШ»

Приложение 7

Беседа с моей бабушкой Солдатовой Г.Н.

 

В школьном музее с бабушкой Солдатовой Г.Н.

 

Приложение 8

Миниатюрный ткацкий станок из музея МОУ «Киверичская СОШ»

 

Я с бабушкой за ткацким станком.

Приложение 9

Чесалки из музея МОУ «Киверичская СОШ»

 

Приложение 10

 

 

Беседа с Кобровой О.И.

 

Приложение 11

Половичек, сотканный на ткацком станке мамой Кобровой О.И.

 

 

Приложение 12

Беседа с Калининой В.М.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: