Итоговый тест по истории СССР 1920 – 1930 г.г.
Задание 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) пакт Молотова-Риббентропа
2) стахановское движение
3) свёртывание НЭПа
Адание 2
Установите соответствие между законодательными актами начала XX в. и годами их принятия: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ | ГОДЫ |
A) принятие второй («сталинской») Конституции Б) начало Второй мировой войны B) начало сплошной коллективизации Г) вступление СССР в Лигу Наций | 1) 1939 г. 2) 1934 г. 3) 1907 г. 4) 1936 г. 5) 1927 г. 6) 1929 г. |
Задание 3
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим в СССР в 1930-е гг.
1) индустриализация
2) Конституция СССР
3) культ личности
4) приватизация
5) репрессии
6) перестройка
Задание 4
Напишите пропущенное понятие (термин).
Установившаяся повсеместно на селе в СССР в результате «великого перелома» форма хозяйствования, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т.д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников, называется ___________.
Задание 5
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ(ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
A) коллективизация в СССР Б) первые преобразования большевиков B) создание СССР Г) форсированная индустриализация | 1) разработка И. В. Сталиным плана «автономизации» 2) издание Декрета о земле 3) учреждение института мировых судей 4) массовые ссылки хозяев, признанных кулаками 5) поход «за зипунами» 6) строительство Днепрогэса |
Задание 7
Что из перечисленного характеризует экономическую систему СССР конца 1930-х гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) аренда частными предпринимателями мелких и средних предприятий
2) преобладание в аграрном секторе коллективных хозяйств
3) большая роль иностранного капитала в тяжёлой промышленности
4) разработка пятилетних планов развития народного хозяйства
5) государственное регулирование цен
6) приоритетное развитие производства товаров народного потребления в сравнении с изготовлением средств производства
Задание 8
Какие из перечисленных ниже событий относятся к 1930-м гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) заключение Рапалльского договора между РСФСР и Веймарской республикой
2) подписание Пакта о ненападении между СССР и Германией
3) разрыв дипломатических отношений между СССР и Великобританией
4) начало Гражданской войны в Испании
5) подписание Мюнхенского соглашения между Великобританией, Францией, Германией и Италией («Мюнхенский сговор»)
6) создание Организации Объединённых Наций
Задание 9
Установите соответствие между государственными деятелями и их ролью в истории.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ | ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ |
A) В. И. Ленин Б) И. В. Сталин B) Л. П. Берия Г) В. М. Молотов | 1) подписание советско-германского договора 2) нарком иностранных дел 3) разрешение свободного выхода крестьян из общины 4) руководитель НКВД 5) принятие плана ГОЭЛРО |
Задание 10
«Цель ___________ заключалась в преодолении отставания, вызванного неспособностью НЭПа обеспечить необходимый уровень технического оснащения народного хозяйства. Если в таких областях, как лёгкая промышленность, торговля и сфера услуг, наблюдался определённый прогресс, то развивать в те годы тяжёлую промышленность на базе частного капитала не представлялось возможным. Причины ____________ включали в себя и необходимость создания военно-промышленного комплекса.
Задание 11
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
название органа власти | Год создания | Первый руководитель |
__________(А) | 1917 г. | Г. Е. Львов |
Совет Народных Комиссаров | __________(Б) | __________(В) |
Центральный исполнительный комитет СССР | 1922 г. | __________(Г) |
__________(Д) | __________(Е) | И. В. Сталин |
Пропущенные элементы:
1) 1941 г.
2) М. И. Калинин
3) 1917 г.
4) Революционный военный совет Республики
5) Временное правительство
6) В. И. Ленин
7) Ф. Э. Дзержинский
8) 1936 г.
9) Государственный Комитет Обороны
Задание 12
Прочтите отрывок из статьи политического деятеля.
«Советская власть, в полном соответствии со своими основными целями, покровительствует кооперации, торговой и производственной. До самого последнего времени, однако, производственная кооперация в деревне (колхозы) занимала очень небольшое место в сельском хозяйстве. <…>
Между тем за самый последний период … [она] приняла, совершенно неожиданно для руководства, грандиозный размах. Достаточно сказать, что по плану коллективное хозяйство должно было охватить к концу пятилетия
около 20 % крестьянских хозяйств. Между тем … [кооперация в деревне] захватила уже сейчас, т. е. в начале второго года, более 40 %. При сохранении этого темпа колхозы охватят всё крестьянство в течение ближайшего года-двух. Казалось бы, гигантский успех? На самом деле — гигантская опасность.
<…> Коллективное хозяйство есть, прежде всего, крупное хозяйство. Рациональные размеры хозяйства определяются, однако, характером применяемых им средств и методов производства. Из крестьянских сох и
крестьянских кляч, хотя бы и объединённых, нельзя создать крупного сельского хозяйства, как из суммы рыбачьих лодок нельзя сделать парохода. [Кооперация] сельского хозяйства может быть только результатом его механизации. Отсюда вытекает, что общий объём индустриализации страны предопределяет допустимый размах … [кооперации] сельского хозяйства.
На деле эти два процесса оказались, однако, в настоящее время совершенно разорваны. Как ни быстро идёт развитие советской индустрии, но она всё же является и долго ещё останется чрезвычайно отсталой».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Статья была написана в начале 1920-х гг.
2) Политика, об осуществлении которой идёт речь в отрывке, предполагала отмену продразвёрстки.
3) Автор обращает внимание на неожиданные для руководства государства низкие темпы осуществления кооперации в деревне.
4) Автор выражает обеспокоенность темпами изменения доли колхозов в структуре сельского хозяйства.
5) Автор выражает убеждённость в том, что ключевым фактором, способным обеспечить успех описанного движения за кооперацию в сельском хозяйстве, является механизация.
6) Одной из задач политики, об особенностях осуществления которой идёт речь в отрывке, являлось установление социалистических производственных отношений в деревне.
Задание 13
Рассмотрите схему и выполните задание
Назовите страну, против которой были направлены указанные на схеме военные действия СССР.
Задание 14
Напишите фамилию, под которой он вошел в историю, руководителя СССР в период событий, указанных на схеме.
Задание 15
Укажите название полуострова под цифрой 3, на котором располагалась военно-морская база, полученная в аренду СССР по итогам данной войны.
Задание 16
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) начало войны относится к 1939 г.
2) союзниками СССР в этой войне были США и Великобритания
3) результатом войны стало присоединение к СССР территории с городом Выборгом
4) основные военные действия в этой войне пришлись на зимний период
5) СССР не получил в результате войны территориальных приобретений
6) в ходе войны противник не оказал советским войскам серьезного сопротивления
Задание 17
Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
A) поэма «Двенадцать» Б) «Тихий Дон» B) здание МГУ на Воробьёвых горах Г) кинофильм «Трактористы» | 1) Автор был современником революции 1917 г. 2) Сюжет о событиях, предшествовавших Бородинской битве. 3) Автор — А. Д. Кившенко. 4) автор удостоен Нобелевской премии 5) Создан в период коллективизации и индустриализации. 6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола |
Задание 18
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о картине, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Марка посвящена событиям времен новой экономической политики.
2) Главной целью развития экономики в конце 1920-х гг. было создание парка сельскохозяйственных тракторов.
3) Обозначенный на марке призыв относится к первой пятилетке.
4) Руководителем страны в это время был И. В. Сталин.
5) В результате осуществления экономической политики СССР стал самой мощной индустриальной державой мира.
Задание 19
Какие из памятников, представленных ниже, были созданы в тот период, когда страной руководил деятель, положивший начало изображённым на марке процессам? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Задание 20
Из материалов договора, заключённого между РСФСР и Германией
«Статья 1. Оба правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:
а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, иначе говоря тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизиции. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, при-чиненных гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны. <...>
Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются. Допущение консулов той и другой стороны будет урегулировано специальным соглашением. <...>
Статья 5. Оба правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран. В случае принципиального урегулирования этого вопроса на международном базисе, они вступят между собою в предварительный обмен мнений. Германское правительство объявляет о своей готовности оказать возможную поддержку сообщенным ей в последнее время проектируемым частными фирмами соглашениям и облегчить проведение их в жизнь. <...>»
Когда и где состоялись переговоры между делегацией РСФСР и Германии? Какие обстоятельства сделали возможным данные переговоры?
Задание 21
Используя текст источника, укажите, какие основные решения были приняты на встрече представителей РСФСР и Германии? Какие последствия для РСФСР имели достигнутые договорённости?
Задание 22
Используя знания по истории, укажите, в каких областях развивалось сотрудничество между РСФСР (СССР) и Германией? В каком году и по каким причинам это сотрудничество было свёрнуто?
Задание 23
За период конца 1920-х — первой половины 1930-х гг. в СССР из деревни в город переселилось несколько миллионов человек.
Укажите не менее трёх причин (предпосылок) данного явления.
Задание 24
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Индустриализация 30-х гг. XX века − главная причина победы СССР в Великой отечественной войне
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Задание 25
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1921–1928 гг.;
2) 1928–1935 гг.;
3) 1930–1940 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.