Страхи в отрочестве и подростковом возрасте




 

Страх обучаемого - самое распространенное эмоциональное состояние с среднем школьном возрасте, вызываемое ожиданием тяжелых последствий от неуспеваемости. Этот страх может проявляться в форме тревоги, боязни и, наконец, в форме панического страха, который проявляется у некоторой части учащихся на экзамене. Но не все формы страха отрицательно сказываются на поведении учащихся. Чувство обоснованного опасения, тревоги, боязни нередко заставляют учащегося направлять свои силы на преодоление трудностей учебной деятельности, делают его более бдительным, осмотрительным. Все это не подавляет сознательной деятельности, а наоборот, заставляет искать лучший способ действий. Страх в панической форме может парализовать мысли, сознательные действия.

Помимо школьных страхов для детей этого возраста, как констатирует А.И. Захаров, типичен страх стихии, т.к. именно в этом возрасте появляется склонность верить в таинственные явления, в роковое стечение обстоятельств, предсказания и суеверия. В этом возрасте многие школьники переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в чет и нечет, тринадцатое число, счастливые билеты. В этом возрасте они с удовольствием слушают рассказы и истории о вампирах, привидениях, Пиковой Даме, «черной руке». При этом индекс страхов у мальчиков ниже, чем у девочек [А.И. Захаров, 1995]. С. Кьеркегор обозначил этот страх как «жадное стремление к приключениям, к ужасному, к загадочному. Такой страх столь сущностно свойствен ребенку, что тот вовсе не хочет его лишиться; даже если он и страшит ребенка, он тут же опутывает его своим сладким устрашением» [С. Кьеркегор, 1993. С. 144]. Действительно, страшные вещи, ужасные истории, гибельные места не только пугают, но и притягивают детей. Многие уже взрослые люди, могут вспомнить, как в детстве вечерами рассказывали страшные истории, тесно прижимаясь друг к дружке. Дрожали руки, стучали от страха зубы, но никто не спешил уходить. Интерес детей к различным «ужасным местам» М.В. Осорина объясняет желанием «прочувствовать экзистенциальный ужас», а также как попыткой активного совладания со страхом, «когда ребенок, объединившись с другими, уже не избегает, а наоборот, ищет встречи с ужасным и готов с ним соприкоснуться» [М.В. Осорина, 2000. С. 84]. Он иногда ищет подобных ситуаций, чтобы заново пережить эти чувства. Можно вспомнить как хорошую иллюстрацию мультфильм про котенка по имени Гав, который очень нравится детям. В сюжете котенок Гав очень боится грозы, он весь дрожит, страшно испуган, вздрагивает от раскатов грома и блеска молний, находясь на чердаке, но, когда ему предлагают спуститься вниз, где не страшно, отказывается, объясняя: «Там интереснее бояться».

В возрасте (11-16 лет) главным приобретением считается появление самооценки, которая неразрывно связана с чувством уважения и уверенности к себе. С одной стороны, подростки стремятся «быть собой среди других», с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. В этом возрасте, по мнению А.И.Захарова, появляются беспокойство, страх быть не собой, т.е. кем-то другим, обезличенным, страх измениться не в лучшую сторону не только психически, но и физически (уродливая фигура, некрасивые черты лица и т.д.). У подростков, переживающих непонимание в семье, а также конфликты между родителями, нередок страх неполноценности своего «Я». Подростки обычно свой страх тщательно скрывают. Отсутствие понимания, чувства безопасности, уверенности в ближайшем окружении также перерастают в страх и тревожные опасения [А.И. Захаров, 1986. С. 71-72].

Существует наличие некоторых возрастных различий в выраженности страха смерти. Если по уровню этого страха 13-14-летние подростки не отличались от 15-16-летних, то по его содержанию такие отличия имелись: младшие подростки обнаруживали страх неожиданной смерти, а более старшие - страх мучительной смерти и осознание времени. Отношение нормально развивающихся подростков к смерти показывает, что в своем большинстве они представляют ее как нечто, не зависящее от них, непосредственно к ним не относящееся и их не касающееся. Отношение к смерти имеет различия и зависит от культуры, национальных традиций, особенностей воспитания, религиозной принадлежности и, конечно же, от собственного жизненного опыта. Подростки с нарушением интеллекта воспринимают смерть как нечто конкретное, случившееся или могущее произойти с людьми из ближайшего круга. Кроме этого можно говорить о скрытом эмоционально-личностном беспокойстве умственно отсталых подростков, их тревожности и даже страхе, который вызывает смерть. Нормально развивающиеся подростки не испытывают такого ужаса перед смертью, какой свойствен подросткам с интеллектуальным недоразвитием.

Таким образом, исследования страхов учитывают возрастные различия детей, специфику изменяющегося мировосприятия и мироощущения становящейся личности.


 

Заключение

 

Проблеме детских страхов уделяется много внимания в виду их довольно широкого распространения среди детей. В работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов проблема страха занимает особое место, при этом подходы к определению страха содержательно различаются.

Традиционно эмоцию страха связывают с тревогой, вместе с тем в целом ряде работ установлена определенная взаимосвязь страха с другими эмоциональными явлениями. Признано, что страх - очень сильная эмоция, оказывающая значительное влияние на перцептивно-когнитивные процессы, на поведение индивида. Интенсивный страх создает эффект "туннельного восприятия", то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. Можно сказать, что в страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением - устранить угрозу, избежать опасности. Если страх обоснован, и человек в состоянии сконцентрировать всю свою энергию и быстро устранить угрозу, то можно говорить о том, что сужение восприятия и ограничение свободы поведения не только оправданы, но и необходимы. Пока страх не выходит за пределы разумного, он защищает нас от опасности, заставляет учитывать возможный риск, и это чрезвычайно полезно для адаптации и в конечном итоге способствует благополучию человека. Таким образом, страх, как и другие базовые эмоции, выполняет важные адаптивные функции. Даже только предчувствие страха, как отмечает может стать импульсом для укрепления «Я», побуждая человека к самосовершенствованию с целью снижения собственной уязвимости.

Детские страхи - явление обычное для детского развития. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Уровень умственного развития имеет прямое отношение к характеру детских страхов. Страх у ребенка может появиться в результате личного опыта, но чаще всего он заимствуется из его социального окружения. Родители совершают большую ошибку, если сознательно или бессознательно заставляют ребенка бояться чего-то, и еще большую - когда не обращают внимания на признаки страха у ребенка.


 

Список литературы

 

1. Абраменкова В.В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 14-18.

2. Айке Д. Страх // Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. -СПб., 2001. С. 43-62.

. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М., 2001.

. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. - Воронеж, 1995.

. Большой толковый медицинский словарь. - М., 1998.

. Гарбузов В.И, Захаров А.И, Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. -Л., 1997.

. Готтлиб СБ. Проблемы детского сна: Пер. с англ. - М., 1988.

. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь-справочник. -М., 1998.

. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000.

. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб, 1995.

. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М, 1986.

. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М, 1986.

. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л, 1988.

. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - СПб, 1997.

. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М, 2000.

. Зеньковский ВВ. Психология детства. - М, 1995.

. Изард К. Психология эмоций. - СПб, 1999.

. Ильин ЕЛ. Эмоции и чувства. - СПб, 2001.

. Каган В. Понимая себя. - М, 2002.

. Карандашев В. Жить без страха смерти. 2-е изд., испр. и доп. - М, 1999.

Кемпински А. Страх // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб, 2000. С. 229-236.

. Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2002.

22. Кьеркегор С Страх и трепет. - М, 1993.

. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. - М, 1990.

. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М.Астапова. - СПб, 2001. С. 215-223.

. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.-

. СПб, 2000.

. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. - М, 1993.

. Петрова ВТ., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? -М, 2000.

. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М, 1984.

. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М, 1990.

. Ранк О. Родовой травматизм // Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред.B. М. Астапова. - СПб, 2001. С. 23-30.

. Раншбург И, Поппер П. Секреты личности. - М, 1983. Раттер М. Помощь трудным детям. - М, 1987.

. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. Дубровиной. -М, 1995.

. Спиваковская А.С Как быть родителями. - М, 1986.

. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности // Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова.-СПб, 2001. С. 88-103.

. Степанов С.С Психологический словарь для родителей. - М, 1996.

. Счастная Т., Хухлаев О. Личность в экстремальных условиях. Содержание страхов у детей вынужденных мигрантов// Развитие личности. 2002. №1. С. 227-254.

. Флейк-Хобсон К, Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими: Пер. с англ. / Общ. Ред. М.С. Мацковского. - М, 1993.

. Фрейд А., Фрейд 3 Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. -М, 1997.

. Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М, 1991.

. Щербатых Ю.В. Психология страха. - М., 2003.

. Эриксон Э. Детство и общество. М., - 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: