ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ




(handout)

Первая половина XX века прошла под знаком поворота западной философии к человеку. Множество философских концепций, затрагивающих проблему человека, образуют сферу философии, именуемую философской антропологией. Основной смысл этого термина отражает нацеленность философской мысли на углубленное познание человеческой природы, выявление жизненных проблем и возможностей человека.

 

Человек – наиболее уникальное и одновременно универсальное существо, что определяет «вечность» его проблемы в динамике культуры и философии и сложность его однозначного определения.

 

Проблематичность определения человека состоит в неизбежной пристрастности взгляда на самого себя. Полное определение человека возможно лишь через описание мира человеческого бытия, однако при этом оказывается, что «человек - это в известном смысле все» (М. Шелер).

 

Являясь точкой пересечения самых различных проекций бытия, человек в широком смысле может быть определен как конкретное единство микрокосма, микротеоса и микросоциума.

 

Наиболее классической в философии считается т. наз. триадичная (триединая) модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух.

 

Используется еще один категориальный ряд для реконструкции феномена человека:

· индивид,

· индивидуальность,

· личность

 

В истории философии и культуры было выдвинуто несколько фундаментальных идей и представлений о человеке, вокруг которых сформировались главенствующие антропологические исследовательские программы.

Идея о человеке как Божьем творении воплощена в Ветхом Завете, античных религиях и включает в себя мифы о сотворении Богом человека, «его тела и души, а также учения о свободе личности и духовности, о бессмертии души, о воскресении плоти и др.

Идея о человеке как разумном существе (Homo Sapiens) восходит к античной культуре (Анаксагор, Платон, Аристотель). Разум - специфическое деятельное начало, свойственное только человеку. Благодаря ему человек получает возможность познавать сущее таким, каким оно является само по себе, познавать Божество и самого себя. Разум в человеке рассматривается как частная функция Божественного мира, продуцирующего идеи Логоса, т. е. человек наделяется свойством, не содержащимся в природе.

Идея о человеке как о существе, определяемом влечениями (Демокрит, Эпикур, Макиавелли, Бэкон, Гоббс, Юм, Милль, Конт, Спенсер, Фейербах, Дарвин, Ламарк, Фрейд, Адлер). Согласно такому представлению, влечения - это то, что образует единство психофизического организма.

Идея о человеке как «животном, заболевшим духом» (Шопенгауэр, Савиньи, Бахофен, Ницше, Бергсон). Эта программа постулирует тезис о декадансе человека - существа, приспособленного к миру хуже других животных.

Идея сверхчеловека, восходящая к соответствующему тезису Ф. Ницше, представлена этическими теориями Д. Керлера и Н. Гартмана. Их антропологические построения следует характеризовать как своеобразный «постулаторный атеизм».

 

Принято выделять следующие стратегии интерпретации человека в философии: (1) натурализаторская, (2) экзистенциально-персоналистская, (3) рационалистическая и (4) социологизаторская.

 

Согласно натурализаторской концепции человек - это элемент природы, подчиненный единым с нею законам функционирования и не имеющий ничего сверх того, что невозможно было бы в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более, чем животным (его оценка колеблется в оппозициях «венца природы» (Ж. Ламетри, Д. Дидро, Г. Спенсер, Э. Уилсон и др.) и «несостоявшегося», биологически ущербного животного (Фр. Ницше, З. Фрейд, А. Гелен и др.)).

 

Экзистенциально-персоналистская парадигма понимает человека как особое начало в мире, несводимое к каким-либо внешним законам (природным или соц.), но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и проекта. Его существование в мире - это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек сам выбирает себя. В развитии этой традиции можно выделить: а) религиозный персонализм, акцентирующий значимость внутреннего духовного опыта, ядро которого составляет свобода воли (Августин, русская религиозная философия, современный персонализм); б) собственно экзистенциализм (Ж.- П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер и др.), укореняющий личность не в Боге, но в ее собственной экзистенции.

 

Для рационалистической (классический рационализм от Платона до Гегеля) стратегии сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания, что позволяет ему постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планирует в соответствии с полученными знаниями свои действия. При этом для рационалистической философии разум лежит в основании не только человеческого, но и природно-космического бытия.

В социологизаторской модели (марксизм, структурализм, символический интеракционизм) человек выступает продуктом не столько биологической, сколько социальной эволюции. Кредо этой модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Только посредством социализации человек преодолевает в себе природное, и только в обществе он может действительно реализовать себя.

 

Происхождение человека.

Научные и философские концепции антропогенеза.


 

Проблема антропогенеза (от греческих слов антропос – человек и генезис – происхождение) выступает как одна из традиционных тем философского и культурного дискурса. Ответы на эти вопросы во многом приближают нас к разгадке сущности человека.

Наиболее древние версии возникновения человека связаны с различными мифологическими сюжетами его чудесного рождения из земли, воды, дерева или космоса. Чаще всего человек здесь является случайным продуктом соединения природного и божественного начал.

 

Мифологическое мировоззрение сменилось религиозным, которое предложило креационистскую концепцию (1) происхождения мира и человека.Исторически первая модель происхождения мира и человека.Креацио­низм (лат. сreatic - творение, создание) рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подо­бие».

 

Основным оппонентом креационизма является эволюционизм (2), исповедующий идею естественного происхождения человека из жи­вотного царства.

 

Трудовая теория антропосоциогенеза (3), разработанная Ф.Энгельсом, в рамках марксистскоrо подхода объяснила возникновение человека, указав на действие двух рядов факторов:­

а) природно­биологических. Они включали в себя похолодание климата Земли и исчезновение обширных широколиственных тропических ле­сов, в которых обитали непосредственные предки человека. Сохранить свое существование они смогли, приобретя новые физические при­ знаки. Среди них: прямохождение, позволившее гоминидам легко передвигаться по поверхности земли; изменения, коснувшиеся передних конечностей, способствовали удерживанию орудий и манипулированию ими; изменившаяся в ходе эволюции гортань стала приспособленной издавать членораздельные звуки; увеличение объема мозга, а также структурная его трансформация, обеспечили развитие речи;

б) социальных. Среди них: трудовая деятельность с использованием специ­ально произведенных орудии; появление языка, позволившего психи­ческому отражению действительности отделиться от непосредственно переживаемых физиологических потребностей, фиксировать социально-значимые характеристики объектов, хранить информацию о производс­твенном, житейском опыте в объективированной знаковой форме, пе­редавать ее от человека к человеку, от поколения к поколению; мораль­но-нравственные запреты и табу на близкородственные половые связи и на убийство сородича; неолитическая революция, связанная с нача­лом изготовления каменных орудии труда и ознаменовавшая переход от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему.

Таким образом труд не только биологически оформил человека, но стал ис­точником человеческой социальности и культуры. Развитие орудий труда, переход от присваивающей экономики к произво­дящей были связаны с последовательным изменением кровно­родственной семьи, переходом от первобытного стада к общест­ву.

 

Одна из наиболее перспективных в современной философии версий происхождения и развития культуры и человека - игровая модель(4). В известной книге «Человек играющий» (1938 г.) И. Хейзинга предпринял попытку реконструкции архаической куль­туры и таких известных форм культурного творчества, как рели­гия, право, искусство, философия и т. п., исходя из принципа иг­ры.

 

Согласно психоаналитической(5) концепции антропогенеза 3. Фрейда, возникновение культуры и человека обусловлено по­явлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу.

 

Еще одной авторитетной концепцией культуро- и антропоге­неза в современной философии является семиотическая модель(6), рассматривающая культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык.

 

Уфологическая гипотеза антропогенеза (7), указывая на избыточную слож­ность структур мозга, функциональных возможностей сознания человека по отношению к требованиям, предъявляемых человеческому роду со стороны земной цивилизации, связывает первоначальное появление разума с инопла­нетными мирами, откуда он якобы и был занесен на Землю.

 

Вместе с тем очевидно, что многообразие философских и научных версий антропогенеза обуславливается как реальной неоднозначностью феномена человека в современной ситуации, так и сложностью реконструкции отдаленного прошлого человеческой истории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: