Тема: Вес. Невесомость.
Цель урока: обеспечить усвоение у учащихся понятия вес, рассмотреть особенности явлений невесомости и перегрузки; проверить знания и умения учащихся в процессе решения задач. Сформировать у учащихся практическую ценность получаемых знаний, продолжить формирование коммуникативных умений.
Цели:
организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими результатов:
предметных:
- осмысление и закрепление знаний о направлении скорости и ускорения при равнопеременном движении;
- понимание смысла таких физических величин как сила тяжести, вес тела; таких понятий как невесомость, перегрузка и правильное употребление этих терминов в устной речи;
- знание и применение формул II и III законов Ньютона для решения задач;
- осмысленное понимание отличий между весом тела и силой тяжести;
- знание и понимание того, что вес одного и того же тела может быть различным, так как зависит от ускорения, с которым движется это тело. (P=Fт, PFт, P
- осмысление и осознанное использование формулы расчета веса тела для следующих случаев:
1) a = 0, 2) a = g, 3) a - вверх, 4) a - вниз;
- приобретение способности применять полученные знания при решении задач и в повседневной жизни;
метапредметных:
В познавательной деятельности
- формирование умение строить логические умозаключения с помощью индукции и дедукции, основанные на физических законах;
- умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- умение переводить информацию из текстовой формы в знаковую;
- приобретение способности оценивать свои силы, используя задания разного уровня сложности;
- умение формулировать на «языке физики» тему урока и учебные задачи;
- исследование практических задач, выдвижение гипотез, понимание необходимости проверки их на практике;
В информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
- владение монологической и диалогической речью;
- развитие умения обучающихся работать как индивидуально (самостоятельно), так и коллективно (работа группой);
В рефлексивной деятельности
- самостоятельная организация учебной деятельности (постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности);
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- поиск и устранение причин возникших трудностей;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
личностных:
- умение ставить перед собой цель, планировать свою деятельность
- умение организовать свою учебу по выбранной теме, поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
- умение аргументированно спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
- умение решать задачи и проблемы по теме;
- стимулирование способности иметь свое собственное мнение;
- освоение приемов самостоятельного открытия знаний.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация опорных знаний.
Физический диктант по теме: «Первая космическая скорость.»
Вставь пропущенные слова из списка.
Ученик 10 класса Вася Иванов решил изготовить искусственный спутник Земли. Установил на него самодельный двигатель и в течение некоторого промежутка времени пытался его запустить. Но ничего у него не получалось: спутник возвращался назад на Землю. Тогда одноклассники решили ему помочь и дали ему свои советы. Отправили ему электронным письмом, но часть советов повредил вирус, который был на компьютере Васи. Восстановите текст сообщения.
Советы одноклассников:
В зависимости от скорости движения тела относительно Земли, спутник может двигаться по одной из траекторий: ( прямая,окружность, круг, квадрат, парабола, гипербола, синусоида, ).
Чтобы твой спутник двигался по этой траектории, он должен обладать ( первой, второй, третьей, четвертой ) космической скоростью.
При движении по такой орбите равнодействующая сила – это ( сила упругости, сила тяжести, сила Ампера, Архимедова сила ).
Исходя из этого, можно утверждать, что скорость движения тела по данной орбите зависит от ( массы тела, массы планеты, размеров тела, радиуса планеты, квадрата радиуса планеты ).
Эта скорость для Земли должна быть больше или равна ( 7.9 м/с, 7.9 км/с, 11.2 км/с, 13 км/с, ).
Если твой спутник будет обладать скоростью( 7.9 м/с, 7.9 км/с, 11.2 км/с, 13 км/с, 13 м/с, 17 км/с), то, скорее всего ты свой спутник больше уже не видишь. Удачи!
Подсказки: прямая, круг, квадрат, парабола, гипербола, синусоида, первой, второй, третьей, четвертой, сила упругости, сила тяжести, сила Ампера, Архимедова сила, массы тела, массы планеты, размеров тела, радиуса планеты, квадрата радиуса планеты, 7.9 м/с, 7.9 км/с, 11.2 км/с, 13 км/с, 13 м/с, 17 км/с).