ХОЛОДНЫЕ ШИНЫ ПЛОХО ДЕРЖАТ ДОРОГУ




Глава 7

ВСЕ О ВНЕШНИХ ФАКТОРАХ
Это не только погода и траффик

Я считаю, что улучшение навыков вождения мотоцикла - это немного разговоров и много тренировок. Чтобы научиться ездить - надо ездить, и чем больше времени вы проводите в седле, тем быстрее и безопаснее вы приезжаете на работу или к финишу гонки. Теория - великая вещь, но она не сможет научить вас плавному - нажатию на рычаг тормоза при подлете к незнакомому повороту на 80 милях в час. В состоянии стресса тело должно действовать правильно, а правильные действия возможны только если вы грамотоно оцениваете внешние факторы.

К таким факторам относится гоночный трек, привычный маршрут поездки на работу, воскресный прострел по горной дороге или мотопутешествие во время отпуска. Если вы достаточно удачливы, вы можете все это попробовать. Я собираюсь показать вам, что мое восприятие хорошего вождения применимо к любому из перечисленных сценариев. Вы можете ехать через всю страну на Gold Wing, участвовать в гонке антикварных мотоциклов на TZ350 или ежедневно ездить за 50 миль на работу на GS500 - учет внешних факторов поможет вам наслаждаться каждой минутой вашей поездки.

БУДЬТЕ ГОТОВЫ

Вы должны начать поездку гораздо раньше, чем выкатите мотоцикл из гаража. Гольфист много раз мысленно бьет по мячу, прежде чем замахнется клюшкой. Вы тоже должны прокрутить в голове поездку до того, как наденете куртку и шлем. Улицы всегда держат наготове несколько сюрпризов для вас, но вы можете приготовиться к ним, мысленно совершив предстоящую поездку и представив все внешние факторы, которые вам попадутся. А они не исчерпываются только погодой, в них входят деревья, отбойники, машины на дороге, соперники на трассе, состояние асфальта и т.д. Таким образом, внешние факторы любой поездки разрастаются до размеров штата Монтана.

СНАЧАЛА ПРЕДСТАВЬТЕ, ПОТОМ ПОЕЗЖАЙТЕ

В мои обязанности инструктора школы Фредди Спенсера входит встреча курсантов в отеле и доставка их на трассу. Каждое утро я приезжаю за ними на большом автобусе Форд, а потом в течении 40-минутной поездки отвечаю за их жизни. Поэтому утро я начинаю с прослушивания новостей по радио, чтобы узнать о пробках в Лас-Вегасе. Потом я выстраиваю маршрут и прокручиваю его в голове, вспоминая все возможные неприятности - участки дорожных работ, развязки, в которых могут заблудиться водители из других городов, выходы с магистралей, на которые идиоты так любят съезжать с левой полосы, не включая при этом поворотник. До того, как я взял ключи от автобуса, я уже проехал маршрут несколько раз, представил все известные мне проблемы и придумал несколько неизвестных. И это ради поездки на автобусе!

Пусть ваш мозг всегда начинает поездку раньше вас. И не важно что это за поездка - привычный маршрут из дома на работу, субботний прострел на горной дороге или воскресная гонка. На самом деле, при езде по городу приходится принимать во внимание гораздо больше факторов, чем в гонке на треке. Опытный водитель на улице принимает столько же решений в единицу времени, сколько лучший спортсмен.

В этой главе я попытаюсь научить вас тому, чему, как я сам признался чуть раньше, научить невозможно - интуиции и оценке ситуации. Многие водители научились этому на своих дорогих и очень болезненных ошибках. Надеюсь, эта глава поможет вам научиться быстрее и с меньшими потерями.

ПРОВЕРЬТЕ СКОРОСТЬ

Куда вы едете и во сколько должны там быть? Лично я дал себе обещание никогда не превышать скорость. Исключеним может быть только опоздание на по-настоящему важную встречу. Советую вам перенять такой подход - глупо ведь получать штрафы за превышение скорости во время скучнейшей поездки по магистрали. Многие ездят быстро всегда, не смотря ни на что. Это плохая привычка, потому что она увеличивает количество штрафов и плохо влияет на безопасность. Нужно совсем немного штрафов, чтобы ухудшить условия страховки, попасть на контроль полиции, а то и вовсе лишиться прав. А тормозной путь с 70 миль в час гораздо длинее, чем с 50-ти. Так что превышайте скорость, только когда торопитесь на встречу с президентом компании или на хорошо знакомой, пустой и извилистой загородной трассе.

СЫРОСТЬ

Погода является одним из важнейших факторов, потому что она влияет на сцепление с асфальтом и на видимость. Нет ничего страшного в дождевой поездке, нужно только подготовиться к ней и ни в коем случае не геройствовать. Ехать быстро под дождем можно только если в конце поездки вас ждет много денег или очков. Лично для меня это означает воскресную гонку национального чемпионата. Точка.

В поездке под дождем случай играет большую роль, чем мастерство и навыки. Да, вы можете управлять мотоциклом еще плавнее, но скорее всего вы не переобуете мотоцикл в специальные дождевые шины, да и полосы безопасности вокруг улицы нет. Поэтому надо ехать медленно, наклоняться не сильно, делать все максимально плавно, надеть самую яркую одежду, избегать разметки и ни в коем случае не рисковать. Можете наслаждаться сыростью, но никогда не состязайтесь с ней.

Бывший редактор журнала Motorcyclist Арт Фридман как-то рассказал мне про свои попытки научиться оценивать величину сцепления с мокрым асфальтом. "Мне хотелось понять, насколько интенсивно я могу тормозить, - рассказывал Арт, - так что я оттормаживался все сильнее и сильнее. А потом переднее колесо заблокировалось и я упал". Все мы знаем, что разные покрытия имеют разные коэффициенты сцепления, но мокрые покрытия так быстро превращаются из "так себе" в "настоящий лед", что вы падаете, прежде, чем успеваете осознать изменение.

Значит ли это, что стоит тренировать торможение на мокрой поверхности? Нет. Тренируйтесь на сухом асфальте, и концентрируйтесь на начальном придавливании рычага и последующей силе, с которой пальцы на него давят. Помните о 100 единицах и под дождем подбирайтесь к пределу медленно - плавно нажимайте на тормоза и плавно добавляйте газ. Не хватайте, не дергайте и не откручивайте. Опыт Фридмана ясно показывает, что даже очень опытный водитель не может оценить сцепление на мокрой поверхности.

Еще раз - не ездите быстро под дождем, не рискуйте, вы должны дожить до следующего солнечного дня.

ХОЛОДНЫЕ ШИНЫПЛОХО ДЕРЖАТ ДОРОГУ

Холод делает шины жесткими, а жесткие шины плохо держат дорогу. Представьте, что вы выехали из гаража в 8 утра, и быстренько набрали свои 65 миль в час на знакомой улице. Внезапно, из двора, выезд из которого закрыт припаркованным фургоном, начинает сдавать задом пикап. По встречке в это время едет машина. Плохо, что ваша передняя шина не прогрета до рабочей температуры, потому что тогда вы могли бы оттормозиться без проблем. Но тот насквозь деревянный бублик из мёрзлой резины, что крутится впереди, просто не может предоставить нужное количество сцепления с асфальтом. Придется либо падать, либо биться в пикап. Оба варианта не самые замечательные. А все потому, что вы неправильно оценили внешние факторы, в данном случае - коэффициент сцепления холодной шины с асфальтом. (Я уже не говорю, что ваша скорость превышает законную на 40 миль в час - еще один фактор остался без внимания.) Короче говоря, прогретые шины нужны не только гонщикам.

Шины нагреваются во время использования. Жарким летним днем они нагреются быстро, потому что им поможет температура воздуха и асфальта. А холодным весенним утром понадобится проехать несколько миль, чтобы шины начали нормально работать. Всегда помните о температуре шин и не гоните, если они не прогрелись. Если вы научились чувствовать через руль поведение передней покрышки, вы сможете понять, холодная она или нет. И помните - температура шин важна не только в гонках, но и при поездке на работу.

МОТОЦИКЛ

Важным внешним фактором являются характеристика вашего байка. Если вы пытаетесь угнаться за современной шестисоткой на десятилетнем кастоме, вы скорее всего начнете цеплять за асфальт подножками в первом же повороте. Водитель же шестисотки не сможет ускориться в потоке с 2500 оборотов. Оба варианта потенциально опасны. Нужно знать сильные и слабые стороны своего мотоцикла и уважать ограничения, которые накладывают его возраст и конструкция.

Вспоминается случай из собственной практики. В 1992 году я провел неделю на тестах новейших спортбайков, а в выходные решил покататься с друзьями по нашей любимой дороге в каньоне. Я вывел свой Suzuki Katana 1983 года из гаража, посадил пассажира и вся группа отправилась в путь. Почти в самом начале поездки я резко завалил свой байк в левый поворот, потому что за неделю привык это делать с современными спортбайками. Но оказалось, что груженый девятилетний мотоцикл ведет себя иначе. Я зацепил асфальт сразу центральной и боковой подставками, байк понесло на обочину. Каким-то чудом шины снова зацепились за асфальт, и байк выровнялся. Вообще-то, старичок мог поворачивать довольно быстро, но не так резко и, конечно, не с пассажиром. К счастью, я получил еще один шанс научиться оценивать внешние факторы.

СМЕНА ШИН

По мере износа шины хуже цепляются за асфальт, поэтому обязательно пересматривайте свой стиль вождения. Старые шины не только хуже тормозят, но и хуже поворачивают. Разные шины изнашиваются с разной скоростью, поэтому постоянно отслеживайте их состояние. Я просто в бешество впадаю, когда слышу, как кто-то винит в падении изношенные шины - они ведь не износились за последнюю поездку, этот парень просто не обращает на них внимание. Изношенные шины можно поменять, а можно подстроить свой стиль вождения под их состояние. Давайте рассмотрим, как это сделать.

ЕДИНИЦ СЦЕПЛЕНИЯ

Состояние шин не уменьшает количество единиц, но уменьшает величину единицы, так что вся шкала становится меньше. Например, на старте гонки новая, хорошо прогретая шина обеспечивает 100 очень больших единиц сцепления. Через 40 кругов сильно изношенная шина тоже обеспечивает гонщика сотней единиц, но эти единицы гораздо меньше. Допустим, что в этот момент начинает идти дождь. Уменьшилось ли количество единиц? Нет, у вас по-прежнему 100 единиц на борьбу с центробежной силой, ускорение и торможение, но это очень и очень маленькие единицы. Вы можете тормозить, можете поворачивать и можете комбинировать эти действия, но теперь вы должен действовать гораздо аккуратнее и осторожнее. Другими словами, торможение должно быть послабее, а угол наклона - поменьше, потому что теперь шина достигает предела сцепных свойств гораздо раньше. Тут-то и нужна плавная и тренированная правая рука, способная действовать предельно точно в любых обстоятельствах, потому что в противном случае никакие достижения шинной промышленности не помогут.

Те же рассуждения можно применить к шинам разных типов. Покрышки для туреров, рассчитанные на пробеги в 20000 миль, не могут обеспечить величины сцепления рейсинговых шин. Поэтому туреры не любят резких торможений, больших углов наклона и агрессивных ускорений. Нет, все это можно проделать, только не на уровне гоночного спортбайка.

Износ шин тоже уменьшает величину сцепления. Многие водители, и даже гонщики, не понимают этого. Они продолжают вести мотоцикл на изношенных шинах так же, как наа новых - ускоряются и тормозят в глубоком наклоне, вместо того, чтобы чуть распрямить байк перед ускорением и оттомозиться чуть посильнее до входа в поворот. Посмотрите повнимательнее следующую гонку и обратите внимание, что мастера ближе к финишу немного распрямляют байк, прежде чем ускориться. Последите за тем, как они входят в повороты - в конце гонки они тормозят на прямой немного дольше, чтобы поменьше нагружать шину trail-braking'ом в повороте. А все потому, что чемпионы прекрасно понимают, что изношенная шина не может обеспечить такого же сцепления, как новая.

Шина изнашивается несколькими способами. Экстремальные спортбайки стирают покрышки по краям, большинство других мотоциклов - по центру. Достаточно внимательно посмотреть на профиль шины, чтобы понять, как на ней ездили. В протекторе большинства шин есть специальные индикаторы износа - небольшие ступеньки. Если глубина большинства канавок протектора сравнялась с высотой ступенек - меняйте шину.

Количество циклов нагрев/остывание очень важный параметр для гонщиков, потому что каждый такой цикл немного уменьшает величину сцепления.

Перед каждой поездкой, а тем более перед каждой гонкой, тщательно проверьте состояние шин и скорректируйте свои действия соответствующим образом. Помните, что сегодня шина более изношена, чем неделю назад, поэтому торможение и ускорение должны быть мягче, а угол наклона в поворотах - меньше.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Этот фактор столь же важен, как погода или состояние шин. Правильные партнеры делают катание по-настоящему замечательным, неправильные - по-настоящему безобразным. Если вы катаетесь с идиотами, вы будете ездить как идиот - я вам гарантирую. Возможно все закончится безобидным штрафом за превышение скорости, но, может быть, вам приедется доставать мотоцикл из кювета.

В 1988 году я купил машину во Флориде и гнал ее своим ходом домой в Калифорнию. Иногда я съезжал на второстпенные дороги и вот на одной из таких дорог в Техасе я, повернув за поворот, увидел что-то невообразимое. Вся дорога была усыпана обломками мотоцикла, а рядом с разбитым турером BMW лежали два тела. Авария произошла только что, и я кинулся оказывать первую помощь. Другие члены мотогруппы немедленно присоединились ко мне.

Мы перевернули пострадавших - они оказались мужем и женой - на спину. У обоих правые лодыжки были перебиты, кровь хлестала ручьем. Мы подняли ноги повыше, плотно перетянули их жгутом, зажали вену, чтобы остановить кровь, и стали ждать приезда скорой. Том и Линда при этом находиллись в сознании, так что мы попытались хоть как-то их успокоить.

Потом из разговоров с другими мотоциклистами той группы я восстановил картину катастрофы. Это была скатанная группа, часто путешествующая по Техасу. Недавно к ней присоединился новый член. Этот парень никак не хотел вести себя как следует. Он постоянно пытался занять место лидера группы, а если группу вел кто-то другой, он держался к нему в опасной близости. Некоторые опытные члены группы пытались его образумить, но у них ничего не вышло - он по-прежнему катался слишком агрессивно, не держал дистанцию и отказывался понимать правила взаимодейтсвия в группе.

В тот день Том вел группу, Линда была его пассажиром. Том слишком поздно заметил нужный левый поворот, поэтому он, включив поворотник, сместился к осевой и стал интенсивно оттормаживаться. Мистер Агрессия как всегда ехал слишком близко и вдобавок проморгал маневр лидера. Его мотоцикл буквально перерубил лодыжки Тома и Линды. Дальше я все видел своими глазами.

Я потом несколько раз говорил с Томом и его женой. Они постепенно привыкли к протезам. Их оптимизм сильно впечатлил меня. Том прошел Вьетнам, он многое повидал, Линде же была не готова к такому испытанию, но держалась молодцом. До того дня они очень любили кататься на мотоцикле.

Вывод прост: никогда не катайтесь с неправильными людьми, с теми, кто выезжает на встречку, с теми, кто ездит по улицам на бешеных скоростях, с теми, кто не подчиняется правилам группы. Рано или поздно эти люди сделают вам больно. Тренируйте следующие фразы: "Ты едешь слишком опасно, мы не примем тебя в группу", "Ты плохо водишь мотоцикл и можешь в кого-нибудь врезаться, мы не возьмем тебя с собой", "У нас есть определенные правила, ты их не выполняешь, поэтому мы будем ездить без тебя". Если вас приглашают в группу, члены которой ездят слишком агрессивно и опасно, ответьте: "Нет, спасибо, я лучше покатаюсь один". Вы обязательно должны научиться контролировать человеческий фактор. Мотоциклы не опасны, в отличие от некоторых мотоциклистов.

ФАКТОР ПОВОРОТОВ - ПОИСК ХОРОШЕЙ ТРАЕКТОРИИ

Что это за мистическая траектория? Как отличить хорошую траекторию от плохой? Как ее начертить? К счастью, у меня есть ответы на эти вопросы.

Плохая траектория приводит к плохим вещам - аварии, выезду на встречку, вылету в кювет. Водители склонны повторять ошибки, порождающие плохую траекторию. А все потому, что ехать по плохой траектории очень просто, а вот научиться прописывать хорошую траекторию довольно трудно.

Я намеренно избегаю термина "правильная траектория". Это не математика, где два разных человека подставляют одинаковые значения в формулу и получают один и тот же ответ. Хорошая траектория груженого турера отличается от хорошей траектории легкой шестисотки. Угол наклона, радиус поворота, скорость, клиренс, покрытие дороги, траффик - все это должно приниматься в расчет. Плюс ко всему, главная составляющая - навыки водителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: