Системы сертификации продукции можно классифицировать по различным классификационным признакам.




Виды

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

3.1 Обязательной сертификации подлежит продукция (услуга), на которую законами или государственными стандартами Российской Федерации установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и требования охраны окружающей среды.

3.2 Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России, другие государственные органы управления в соответствии с их компетенцией, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации.

3.3 Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольную сертификацию могут проводить юридические лица, взявшие на себя функцию органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации в Госстандарте России, а также органы по обязательной сертификации (в пределах их области аккредитации).

Сертификация основывается на следующих принципах:

•государственности – обеспечения государственных интересов при оценке безопасности продукции;

•объективности – независимости от изготовителя и потребителя;

•достоверности – использования профессиональной испытательной базы;

•исключение разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные;

•демократичности – предоставления изготовителю самому выбрать орган по сертификации.

Сегодня в мире применяются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.

Принцип первый – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечивающая организацию методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Принцип четвертый – процессный подход и органично с ним связанный.

Пятый принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».

В стандартных ИСО 9001 и QS 9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.

Принцип шестой – постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

Принцип седьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовы-вать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Принцип восьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

 

Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе обладающей собственными правилами и руководящими положениями.

Системы сертификации продукции можно классифицировать по различным классификационным признакам.

Классификация наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам.

Признак классификации Система сертификации продукции
Заинтересованность сторон   Национальная Региональная Международная
Правовой статус   Обязательная Добровольная Самостоятельная
Участие сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации Третьей стороной

 

Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности, в частности система сертификации биржевых товаров. Для разработки и практической реализации этой системы создано АО "Сертификация биржевых товаров".

Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная система создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить.

Добровольная система сертификацией предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в т. ч. зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое в повышения конкурентоспособность продукции.

Самостоятельная система сертификации продукции (само-сертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.

Общепринятые схемы сертификации в РФ приведены в приложении, которые отличаются объемом и способами проводимых органом сертификации работ, а также устанавливаемого инспекционного контроля. Причем, от этих параметров схем сертификации зависит степень доказательности результатов сертификации, уверенности органа по сертификации в надежности выданных сертификатов. Схемы 1-8 классифицированы ИСО и общеприняты в зарубежной и международной практике. Схемы 9-10 основаны на использовании Декларации поставщика о соответствии продукции, как общепринятой в ЕЭС практике элемента подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

 

При наличии нескольких органов по сертификации заявитель вправе направить заявку в любой из них. Если заявитель не располагает информацией о таких органах и порядке сертификации интересующей его продукции, то эту информацию он может получить в территориальном органе Госстандарта России. Наличие заявки и содержащаяся в ней информация являются формой доказательства уверенности руководства предприятия-заявителя о выпуске (поставке) продукции, соответствующей по обязательным требованиям действующим стандартам и нормативным документам. Заявитель может дополнительно представить в орган по сертификации документы о соответствии продукции установленным требованиям, выданные соответствующими органами государственного управления в пределах своей компетенции, а также протоколы испытаний, проведенных при разработке продукции и постановке ее на производство. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение, и котором содержатся все основные условия сертификации, схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень испытательных лабораторий, проводивших испытания продукции, и перечень органов, которые могут провести сертификацию производств и систем качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Заявитель вправе выбрать конкретную испытательную лабораторию и орган по сертификации систем качества (производств).

З – заявитель;

ОС – орган по сертификации;

ИЛ – испытательная лаборатория.

1. Подача заявки на сертификацию З
2. Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы ОС
3. Отбор, идентификация образцов и их испытания ОС, ИЛ
4. Оценка производств (если это предусмотрено схемой сертификации) ОС
5. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия ОС  
6. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия ОС
7. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией ОС
8. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия установленным требованиям и неправильное применение знака соответствия З  
9. Информация о результатах сертификации ОС

 

Госстандарт России выполняет следующие функции:

• координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации,метрологии;

• взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, серти­фикации, метрологии;

• направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стан­дартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

• подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

• устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;

• принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;

• осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;

• руководит деятельностью по аккредитации испытательных ла­бораторий и органов по сертификации;

• осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

• представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии, и в межгосударственном совете СНГ;

• сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

• руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

• осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

• участвует в работах по международной, региональной и меж­государственной (в рамках СНГ) стандартизации;

• устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и ре­комендаций;

• при разработке государственных стандартов определяет орга­низационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ;

• организует подготовку и повышение квалификации специалис­тов в области стандартизации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: