Лицензирование деятельности по защите информации




 

Общие нормы, устанавливающие порядок допуска организаций к проведению работ с информацией, составляющих государственную тайну, содержатся в статье 27 Закона Российской Федерации "О государственной тайне":

1. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

2. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.

3. Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:

§ выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

§ наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

§ наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

 

Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются [2]:

 

1) В сфере допуска предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, – Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом).

2) В области лицензирования на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации – Федеральная служба по техническому и экспертному контролю, Федеральная служба безопасности.

3) В области лицензирования на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны – Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Федеральная служба охраны (ФСО) и Служба внешней разведки РФ.

4) В сфере допуска предприятий к проведению работ, связанных с использованием конфиденциальной тайны – органы, аккредитованные ФСТЭК России.

 

Согласно статье 17 закона РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” при работе с конфиденциальной информацией лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

§ деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств защиты информации;

§ деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств защиты информации;

§ предоставление услуг в области шифрования информации;

§ деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

 

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не может быть менее пяти лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. На каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия.

 

Система лицензирования построена на следующих основных принципах:

1. Лицензирование в области защиты информации является обязательным.

2. Деятельность в области защиты информации физических и юридических лиц, не прошедших лицензирование, запрещена.

3. Лицензии на право деятельности в области защиты информации выдаются только юридическим лицам независимо от организационно – правовой формы, т.к. физические лица не в состоянии удовлетворить установленным требованиям.

4. Лицензии выдаются только предприятиям, зарегистрированным на территории РФ.

5. Лицензии выдаются только на основании специальной экспертизы заявителя на соответствие предъявляемым к предприятию требованиям и аттестации руководителя предприятия.

6. Для получения лицензии предприятие обязано предъявить определенный перечень документов.

 

К заявлению на получение лицензии необходимо приложить следующие документы (рис. 4.1.):

· копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;

· копии учредительных документов, заверенных нотариусом;

· копии документов на право собственности или аренды имущества, необходимого для ведения заявленной деятельности;

· справка налогового органа о постановке на учет;

· документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора;

· сведения о квалификации работников лицензиата.

Проведение экспертизы осуществляется экспертными комиссиями Лицензионного центра.

 

Организация несет ответственность за достоверность представленных сведений. Орган, выдающий лицензию, вправе провести проверку достоверности представляемых сведений.

Оформление лицензии и ее выдача (уведомление об отказе в выдаче) производится в тридцатидневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

· наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

· отрицательное заключение экспертизы, установившей несоответствие необходимым для осуществления заявленного вида деятельности условиям;

· отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.

 

Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при экспертизе предприятия - заявителя, может проводиться дополнительная независимая экспертиза. Состав экспертной комиссии формируется государственным органом по лицензированию по согласованию с предприятием-заявителем. Заключение экспертной комиссии является определяющим для принятия соответствующего решения в связи с заявлением о выдаче лицензии.

Время, затраченное на экспертизу, в срок, установленный для выдачи лицензии, не включается. Финансирование издержек за проведение дополнительной независимой экспертизы несет сторона, признанная виновной в конфликте.

Действия органов, осуществляющих лицензирование, могут быть обжалованы в судебных органах в установленном порядке.

 

Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случаях:

· представления лицензиатом соответствующего заявления;

· ликвидации юридического лица;

· обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

· нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

· использования лицензии для рекламирования не предусмотренных в ней видов деятельности;

· нарушения лицензиатом законодательства Российской Федерации, требований соблюдения налоговой дисциплины и соответствующих нормативных документов;

· невыполнения лицензиатом предписаний и распоряжений государственных органов или приостановление ими деятельности предприятия в соответствии с законами Российской Федерации.

 

В случае приостановления действия лицензии или ее аннулирования лицензиат информируется в письменном виде органом, выдавшим лицензию, не позднее пяти дней со дня принятия решения. В десятидневный срок после получения уведомления владелец лицензии обязан сдать ее в орган, выдавший лицензию.

Учет лицензиатов ведется государственными органами по лицензированию на основании сведений, поступающих от лицензионных центров.

Контроль и надзор за полнотой и качеством проводимых лицензиатами работ осуществляется при контроле государственными органами по лицензированию, лицензионными центрами качества выполненных лицензиатами работ по рекламациям предприятий-потребителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: