Цель: анализ безопасности в образовательной среде
Задачи: создание комфортной среды для реализации профессиональной деятельности
Введение
Общеизвестно, что жизнь — это совокупность явлений, проходящих в организмах, особая форма существования материи, возникающая на определенной ступени ее развития, в том числе человека.
Качество жизни зависит от многих факторов, из которых важнейшее место отводится безопасности. Мы живем в опасном мире. Опасности постоянно окружают нас. В недалеком прошлом появилась наука — безопасность жизнедеятельности, которая сегодня позволяет успешно решать вопросы борьбы с опасностями.
Стало обязательным изучение во всех звеньях образовательного процесса дисциплин по безопасности жизнедеятельности. В настоящее время проводится громадное количество разнообразных мероприятий, в ходе которых рассматриваются вопросы повышения безопасности жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности в направлении “Профессиональное обучение (по отраслям)”
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что отражает озабоченность общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере, поэтому тема моего реферата является весьма актуальной.
|
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Я хочу обратить внимание безопасности жизнедеятельности в будущей профессиональной сфере, а именно моего направления обучения, которое называется “Профессиональное обучение по отраслям(Логистический и технический сервис автомобильного транспорта)”.
Профессиональное обучение - этот направление подготовки, которое предполагает процесс передачи не только общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, но и развитие способностей личности каждого студента и подготовка конкурентоспособного специалиста на рынке труда.
Выпускник, получивший высшее профессиональное образование по данному направлению, может работать педагогом СПО и ВПО, специалистом в администрации, страховых компаниях, а самое главное логистом- специалистом по транспортной логистике.
Сейчас же я хочу рассмотреть как именно влияет образовательная среда на здоровье педагога.
Важность оценки экологии труда педагогов, необходимость разработки системы мер профилактики нарушения их здоровья объясняются тем, что у большинства учителей на сегодняшний день обнаруживаются болезни, вызванные большой нагрузкой на нервную систему, большой степенью переутомления и т. д.
|
Повышение эффективности педагогического труда, совершенствование учебно-воспитательного процесса должно начинаться с заботы о педагогах, с психологической помощи им в принятии правильной позиции по отношению к своему здоровью, ознакомления с производственными факторами риска для здоровья и обучения педагогов методам профилактики профессионально обусловленных состояний.
Учитель – главный участник педагогического процесса, от его физического и психического здоровья напрямую зависят результаты обучения. Состояние здоровья педагога определяется радом факторов, каждый из которых имеет определённое влияние на него. К основным факторам, негативно влияющим на здоровье педагога, относятся: образ жизни педагога, влияние внешних (природно-экологических) факторов, влияние профессиональной деятельности педагога.
В условиях современной жизни педагогу необходимо непрерывно дискретное повышение квалификации, основанное на творческом самообразовании, включающее проектный подход и инструментальную дидактику, позволяющее взрослому человеку адаптироваться к новым педагогическим технологиям; выбрать для себя приоритеты в использовании форм обучения – традиционные, дистанционные, экстернатные; определить свою готовность вхождения в непрерывное образование; рефлексивно отнестись к оцениванию своего уровня профессионализма; определить индивидуальные программы собственного развития; сочетать систематическое обучение с различными формами самообразовательной деятельности; выстроить и реализовать гибкую последовательную систему обучения и развития с учетом личностных потребностей и индивидуальных способностей и возможностей.
|
Большинство педагогов не знают и не проводят простые, доступные мероприятия по профилактике факторов риска развития основных заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. Таким образом, исключение профилактических мероприятий из образа жизни не может не отразиться на заболеваемости обследуемого контингента.
Комфортная и безопасная образовательная среда
"Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества".
Профессиональный стандарт педагога определяет одной из трудовых функций учителя сохранять здоровье обучающегося и создавать безопасную образовательную среду жизнедеятельности. Ключевыми идеями подготовки педагога нового формата являются идеи взаимообусловленности всех составляющих систему «человек-машина-среда-обитания-социум» компонентов.
Образовательная среда – это целостная качественная характеристика
внутренней жизни учебного заведения, т.е. «совокупность всех возможностей обучения,
воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так
и негативных».
Понятие «Образовательная среда» в настоящее время стало ключевым
как в педагогических исследованиях, так и в образовательной практике.
Смысл образовательной среды не является абсолютно новым, например, еще
Лоренцо Вала перечисляет пять важнейших условий для ученых занятий:
«общение с образованными людьми»; «изобилие книг»; «удобное место»;
«свободное время»; «душевный покой».
Психологи осмысливают образовательную среду через систему
влияний на личности обучающихся и обучающих.
Я предполагаю что образовательная среда напрямую влияет на приобретение профессиональных навыков и в дальнейшем на реализацию их в педагогической деятельности.
Для доказательства своей точки зрения обратимся к одному дню из моего личного дневника:
01.11.2018 (приложение 1)
На данный момент я проживаю в г. Ростов-на-Дону, на улице Рихарда Зорге. Старое общежитие, в котором я проживаю, находится на расстоянии 12 км от моего университета. По причине отдаленности проживания от места учебы, возникает ряд проблем связанных со здоровьем, загруженностью общественного транспорта, тратой средств на дорогу в двухкратном размере и общим состоянием организма.
5:00-5:10(проснулась);
5:10-5:25(завтрак)
5:25-6:15(собираюсь на учёбу)
6:15-8:00(еду на пары)
8:00-15:20 (нахожусь на парах);
15:05-17:00(еду домой);
17:00-17:25(собираюсь на физкультуру);
17:40-19:10(нахожусь на паре физкультуры);
19:10-19:40(иду в общежитие);
19:40-20:10(ужинаю);
20:10-01;25(выполняю д/з, водные процедуры)
Проанализировав мой распорядок дня можно сказать, что большинство времени я провожу в институте и в дороге. От того как будут проходить учебные занятия и как сложится мой путь в учебное заведение, зависит мое эмоциональное состояние на весь день. От загруженности на дорогах зависит сколько времени я потеряю находясь в пробках.
Вот почему важно, чтобы образовательная среда была комфортной, ведь она влияет на психологическое здоровье обучающегося.
Остальные выводы, которые я могу подвести, исходя из записей в дневнике, связаны с теми вещами, с которыми я непосредственно имею дело каждый день.
Продукты питания.
В основном в мой рацион включены кисломолочные и мясные продукты. Они очень полезны для организма, ведь в них содержится белок, аминокислоты, калий, фосфор, витамины D,A, B12, углеводы. Также я ем фрукты, мало жирного и мучного, не пью газированные напитки.
Косметические средства
Пользуюсь увлажняющим кремом от Nivea, который обеспечивает длительное увлажнение и укрепление защитного барьера кожи в течение дня. Для макияжа обычно использую тональный крем на водной основе и легкую тонирующую пудру в состав которой входят минералы.
В нашей Академии можно выделить следующие факторы, которые могут положительно влиять на эмоциональное состояние обучающегося:
-наличие зеленой зоны (лесопарковый участок в близи корпуса)
- хорошее освещение
- приятные оттенки обоев
- отвлекающие от суеты творческие работы студентов висящие на стенах
- новые женские сан.узлы
Также выделю отрицательные факторы:
- высокая криминальность района в котором расположен учебный корпус
- неблизкое местоположение относительно моего места проживания
- большая трата средств на дорогу
Вывод: