Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по учебно-производственной практике
по специальности 080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит
г. Ростов-на-Дону
Программа и методические указания составлены кандидатом экономических наук, доцентом кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» ФГОУ ВПО «ЮФУ» ФРОЛОВОЙ И.В. Обсуждены и утверждены на заседании кафедры (Протокол № от 2007 г.).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Программа практики.......................…………………….....…...........................4
1.1. Цель и задачи практики........................…....…………………….............4
1.2. Содержание практики...............................…………………......................4
2. Методические указания попрохождению практики и составлению
отчета об ее результатах........................……………………...............…............4
2.1. Подготовка к практике.......................…………………............................6
2.2. Организация практики….........................……………...............................7
2.3. Подготовка отчета по практике….......…………......................................9
2.4. Защита отчета по практике.........…..…………….......…….....................10
Приложение 1.............................................……………….............……..........….11
Приложение 2.............................................……………….............……...............12
Приложение 3…………………………………………………………………….14
Список рекомендуемой литературы……………………………………………15
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Цель и задачи практики.
Производственная практика проводится по учебному плану специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» после окончания третьего курса в период с 01 по 15 сентября. Продолжительность практики – 2 недели. Форма отчетности - зачет. Базой практики могут быть предприятия производственной и коммерческой сфер, научно-исследовательские учреждения, государственные организации и структуры федерального, регионального и муниципального уровня, компании и фирмы различных форм собственности, а также кредитные учреждения.
Практика - составная часть учебного процесса и обеспечивает получение практических навыков будущего экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Цель практики - отработка практических навыков по регламентации и оптимизации учетного процесса в соответствии с методологическими принципами бухгалтерского учета и правилами составления бухгалтерской финансовой отчетности.
Задачи практики:
- анализ объема учетной работы на предприятии;
- анализ способов постановки учета соответствующих видов имущества и обязательств исходя из условий хозяйствования и действующего законодательства;
- изучение и составления бухгалтерской финансовой отчетности;
- анализ затрат на производство и расходов на продажу;
- разработка системы мер для более эффективной работы бухгалтерской службы предприятия;
- приобретение навыков работы с информационной системой бухгалтерского учёта;
- формирование навыков работы с первичными отчётными формами.
Содержание практики
В период похождения практики студенты должны изучить особенности организации работы бухгалтерской службы предприятия. При этом следует учитывать различные способы:
- бухгалтерская служба учреждается как структурное подразделениевоглаве с главным бухгалтером;
- должность бухгалтера вводится в штат предприятия;
- бухгалтерский учет ведется на договорных началах;
- руководитель организации ведет бухгалтерский учетлично.
Второй этап - необходимо изучить учётную политику и рабочий План счетов бухгалтерского учета, который должен содержать достаточный перечень синтетических, субсчетов и аналитических счетов, необходимых для ведения учетного процесса.
Далее целесообразно рассмотреть формы отчетных документов и порядок документооборота и обратить внимание - для оформления каких фактов хозяйственной жизни нет типовых форм, а также на те формы документов бухгалтерской отчетности, которые применяются для нужд внутренних пользователей учетной информации в целях соответствия общим требованиям и перечню обязательных реквизитов. На этом этапе необходимо дать также оценку графика документооборота, который представляет собой перечень работ с указанием всех исполнителей и сроков их выполнения.
Необходимо также подробно изучить действующую модель текущего контроля и разработанную технологию проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, а также перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации).
На следующем этапе работы должны быть отражены элементы методологии бухгалтерского учета. Они заключаются в следующем:
- способ начисления амортизации основных средств;
- начисление амортизации нематериальных активов;
- порядок отражения в учете приобретения и заготовления материально-производственных запасов;
- оценка товаров;
- учет выпуска продукции;
- метод признания выручки в целях налогообложения.
- распределение и использование прибыли;
- порядок отражения в бухгалтерском учете резервов и др.
Последним блоком аналитической работы по экономической оценке деятельности предприятия является блок оценки системы показателей, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также финансовые результаты его деятельности за отчетный период. Финансовая отчетность выявляет любые факты, содержание которых может оказать на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылях и убытках.
В заключительной части отчета о практике необходимо представить сводные предложения по повышению эффективности работы бухгалтерской службы предприятия.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ И СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ О ЕЕ РЕЗУЛЬТАТАХ
Подготовка к практике
Перед направлением на практику студент должен получить на кафедре «Бухгалтерский учет и аудит» программу практики, дневник практики, индивидуальное задание, учитывающее особенности базы практики. Студентам разрешается проходить практику в организациях по своему выбору. В этом случае место практики должно быть заблаговременно согласовано с руководителем практики от ИЭ и ВЭС и не позднее, чем за 30 дней до начала практики студенты представляют на кафедру письмо за подписью руководителя организации о своем согласии принять на практику студента.
С руководителем практики от кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» студент обязан уточнить и согласовать порядок составления и выполнения индивидуального задания, определить специфику выполнения конкретных заданий в зависимости от характера объекта практики, получить рекомендации по заполнению дневника и написания отчета. Уточнить перечень литературы, необходимой для качественного прохождения практики. Получить инструктаж по технике безопасности.
Организация практики
Руководство практикой
Руководство практикой осуществляют преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» и ответственное лицо от предприятия, организации, учреждения (базы практики).
Руководитель практики от ИЭ и ВЭС:
- осуществляет методическое и научное руководство практикой;
- согласует индивидуальное задание по практике с руководством
организации, проводящей практику;
- проводит инструктаж по технике безопасности до начала практики;
- контролирует выполнение студентами программы практики иее
организацию;
- оказывает методическую помощь в подготовке отчета о практике;
- проверяет полноту и качество ведения дневника практики;
- рецензирует отчет о практике;
- участвует в комиссии по приему зачета по практике.
Руководитель практики от предприятия, организации, учреждения (базы практики):
- составляет индивидуальное заданиепо практике, исходяиз особенностей данной организации, ее структуры и решаемых задач;
- проводит инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;
- оказывает помощь студенту в знакомстве с подразделениями
предприятия для выполнения программы практики;
- регулярно проверяет дневник практики и расписывается в нем за выполнение запланированных заданий;
- оказывает помощь студенту в оформлении отчета о практике;
- делает заключение и оценку качества проведенной практики;
- высказывает предложения по совершенствованию практики.
Заключение (отзыв) оформляется в дневнике практики.
Подпись руководителя практики от организации заверяетсяпечатью
организации.
Обязанности студента
В процессе прохождения практики студент обязан:
- совместно с руководителем практики от предприятия, организации, учреждения (базы практики) составить индивидуальное задание по практике.
- получить инструктаж по технике безопасности на кафедре и расписаться в журнале;
- выполнить индивидуальное задание;
- приобрести соответствующие навыки по организации учетной работы на предприятии в соответствии с профилем будущей специальности.
- выполнять задания руководителя практики от организации;
- ежедневно заполнять дневник практики и представлять его руководителю на подпись;
- соблюдать правила и меры безопасности на рабочем месте;
- руководствоваться графиком работы и распорядком дня подразделения, в котором проходит практику;
- получить отзыв о прохождении практики, заверенныйпечатью организации;
- оформить отчет о практике и представить руководителюпрактики отуниверситета;
- подготовиться к защите отчета о практике.
Подготовка отчета по практике
Практика завершается составлением и защитой каждым студентом отчета о практике, который представляется на кафедру «Бухгалтерский учет и аудит» в день защиты. Оформление отчета о практике предполагает подготовку студентом следующей документации:
1. Дневника о прохождении практики с указанием фактических сроков выполнения отдельных этапов работы и подписями руководителя от базы практики по каждому этапу.
2. Отзыва о прохождении практики с оценкой ее хода и полученных результатов за подписью руководителя от организации (базы практики) и печатью.
3. Текст отчета.
В отчет включаются (в порядке перечисления); титульный лист (см. приложение), содержание, индивидуальное задание, основная часть, список использованных источников, приложения.
Основная часть отчета содержит:
- краткую характеристику предприятия (организации, учреждения) и (или) подразделения, в котором студент проходил практику с указанием тех материалов, с которыми он ознакомился по этому вопросу;
- схему структуры управления предприятием (организацией, учреждением) с указанием функциональных связей бухгалтерской службы:
- схему структуры бухгалтерской службы с указанием основных должностных обязанностей ее работников;
- перечень изученных бухгалтерских документов, их образцы (привести в приложении);
- перечень бухгалтерских документов, в составлении которых студент принимал участие. Указать в чем оно состояло (какие конкретно операции или задания выполнил студент);
- перечень программных продуктов, используемых в работе бухгалтерской службы.