Не все случайности созданы равными




Подумайте над таким вопросом: Покер – это игра, где всё зависит от удачи или от мастерства? Конечно, и то, и другое присутствует в игре, но что главное? Оказывается, всё зависит от количества сыгранных раздач.

Если сыграно небольшое количество игр, есть вероятность, что одному из игроков попадётся больше выигрышных комбинаций, чем другим, что даст ему преимущество, основанное на везении. Если игра продолжается и раздач всё больше, у каждого из игроков будет примерно одинаковое количество выигрышей, и тогда фокус игры переходит на то, кому удастся увеличить выигрыш, полученный в каждой раздаче. Игра всё та же, но главным становится мастерство.

Этот пример показывает разницу между игрой с чистой случайностью и тем, что мы называем «рассчитанной случайностью», когда природа случайных элементов известна и может быть спланирована игроками. Каждая отдельно взятая раздача (или бросок кости, или вращение колеса) может быть и случайно, но если их сделано достаточно большое количество, случайность уменьшается.

Полностью случайные игры

За небольшим исключением, большинство игр – даже тех, где победитель в первую очередь определяется везением – включают хотя бы небольшую долю мастерства. Как менять соотношение удачи и мастерства, рассказывается в главе 8 «Удача и мастерство: как их уравновесить». Но есть ли игры, которые совершенно произвольны и не включают вовсе никакого мастерства? Разумеется.

Есть две основные разновидности игр, основанных на чистой случайности: детские игры и азартные игры. Это не значит, что все до единой детские игры или все азартные игры не имеют никакого элемента мастерства – во многих из них присутствуют мастерство и навык. Но если вам встретится игра, основанная на чистой случайности, скорее всего, она будет относиться к одной из этих двух разновидностей.

Детские игры

Для детей младшего возраста, у которых когнитивный навык ещё не развит до такой степени, чтобы понимать сложный процесс принятия решений в стратегических играх, очень интересны игры, основанные на везении – они просто наблюдают, как сталкиваются случайные элементы. Самое смешное, что многие дети объясняют свой успех в таких играх своим «умением» правильно бросать кость или выбирать из колоды нужную карту. Примерами таких настольных игр могут послужить Змеи и Лестницы и Candy Land, карточных – Война (Пьяница) и Ведьма, и игра в кости Гроза (правила можно узнать в Главе 6 «Элементы стратегического мастерства», задание 1). В этих играх принятие решений весьма ограничено. Вы делаете то, что вам диктует игра, основываясь на случайных результатах.

Игры, основанные на удаче, нравятся детям потому, что создают напряженное ожидание, которое разрешается случайным результатом ожидаемого события, таким, как «бои» в Войне, или более сложными бросками, когда костей становится меньше, в Грозе. В них также есть место для внезапного везения/невезения (особые ячейки в Змеях и Лестницах, когда игрок может резко подняться вверх или сильно отстать, или когда игрок в вдруг достаёт опасную карту в Ведьме и рискует остаться проигравшим). Наконец, эти игры дают возможность догнать соперников и всё же выиграть, поэтому результат никогда не бывает ясен заранее. Именно для этого и существует правило в Змеях и Лестница, требующее от игроков встать именно на последнюю клетку; неважно насколько сильно игрок вырвался вперёд, всегда есть вероятность, что ему снова и снова будут выпадать слишком большое значение и остальные игроки успеют подтянуться и выиграть.

Сравните использование удачи в этих играх с использованием удачи в игре Риск. В Риске три карты одного типа или три уникальные карты дают игроку возможность всё больше увеличивать количество своих войск. На первый взгляд, это кажется совершенно случайной механикой. Но хоть выпадение карты действительно случайно, использование этих карт игроком, или даже средства, которыми он старается их заполучить, сильно зависят от умений самого игрока.

Азартные игры

Определяющая механика для азартных игр состоит в том, что в ходе их приобретаются или теряются реальные деньги. Без денежной ставки игры, основанные на чистом везении, очень быстро теряют свою привлекательность. Азартными играми, в которых не требуется никакого навыка, являются Рулетка, Кости и автоматы типа «Однорукий бандит».

Стоит отметить, что большинство азартных игр, даже тех, что основаны на чистой случайности, всё же предлагают сделать выбор. Игроки сами выбирают число, на которое поставят в Рулетке, им предлагаются различные виды пари в игре в кости, а автоматы предлагают, на какое количество монет сыграть за раз (от одной до трёх или даже пяти). Игра может и совершенно случайна, но элементы выбора, предоставляемого игрокам, дают им иллюзию контроля над ситуацией, ведь разный выбор приводит к разным последствиям.

А как же игры вроде Покера? Как уже отмечалось раньше, чем больше сыграно раздач, тем меньше случайности в игре. Мастерство в Покере заключается не в том, какие игрок получает карты, а в том, что он с ними делает. Какие карты он придержит? Сколько на них поставит? Насколько хорошо умеет блефовать? Каждое их этих решений вкупе с решениями других игроков создают поле боя мастерства, которое накладывается на сферу везения.

Задания

Задания из этой главы позволят вам поработать над различными элементами случайности в играх. На этих заданиях испытайте свой навык в формировании случайности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: