Особенности психического развития в раннем возрасте




Воз- раст Познавательные процессы
Восприятие Память Мышление
1 год Крайне несовершенно. Развитие зрительного и слухового восприятия. Дети максимально связаны с наличной ситуацией — с тем, что они воспринимают Преобладает двигательная память С 1 года до 2 лет демонстрируют способности к оперативному научению. Мыслительные операции проявляются в практической деятельности посредством учета объективных соотношений предметов
2 года Наблюдаются динамические связи между собственным телом ребенка и предметной ситуацией, также взаимодействия между предметами, проявляются зачатки воображения, связанного с восприятием. Постепенно развивается фонематического слух. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству Достаточно развита оперативная память, несколько минут помнят цели. Узнавание себя в зеркале Решение задач не только методом проб и ошибок, но и путем догадки. Знание слова постепенно становится обобщением, насыщается смыслом, абстрагируется, отделяется от конкретного содержания. Появляется внутренний план действий. Развивается наглядно-действенное мышление (сен- со-моторный интеллект) (по Пиаже Ж.)
3 года Различают формы геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника и основные цвета спектра. Имеет место восприятие всех звуков родного языка. Восприятие становится более осмысленным и точным Образная память на лица, цвета, запахи). Непроизвольное запоминание и воспроизведение. Формируется долговременная память Появление речевого мышления. Отделение себя от внешнего мира. Осознание устойчивости и постоянство объекта, появление замещающего действия, складывание мыслительной деятельности, переход к наглядно-образному мышлению

Эмоционально-волевое и личностное развитие.

К трем годам появляется волевое управление поведением, самосознание, освоение первичных нравственных норм и правил человеческого поведения. Эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.

Особенности мотивационной сферы таковы: желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать: ограничивают их только наказания или поощрения взрослых. Все желания обладают равной силой: отсутствует соподчинение мотивов. Появляются мотивы сотрудничества.

Наблюдаются аффективные реакции на трудности (рев, плачь), проявляется ревность.

Новый этап в развитии самосознании начинается, когда ребенок сначала называет себя по имени, потом местоимением «Я». Появляется чисто эмоциональное образование — первичная самооценка — осознания не только «Я», но и того что «Я»-хороший.

Появляются действия, называемые Д.Б. Элькониным эмоционально-личными («Я играю», «Я гуляю»), которые становятся одной из предпосылок к самостоятельности.

Сознание «Я», «Я хороший», «Я сам» и появление личных действий продвигает ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный кризис «Я сам» — кризис трех лет (внешнее «Я сам», по Выготскому Л.С.).

Кризис трех лет.

Это пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Если инициатива ребенка не поощряется, самостоятельность ограничивается, новые отношения не складываются, у детей возникают кризисные явления. Их характеристика (по Келер Э.):

1. Негативизм (отказ подчиняться определенным требованиям взрослых).

2. Упрямство (настаивание на своем требовании, на своем решении).

3. Строптивость (против порядков, которые существуют дома).

4. Своеволие (стремление к эмансипации от взрослого, самостоятельности намерения, замысла).

5. Обесценивания взрослого (оскорбление родителей).

6. Протест-бунт (все поведение приобретает черты протеста).

7. Деспотичность (деспотизм по отношению к близким).

Ребенок способен поступать вопреки своему непосредственному желанию («наоборот»), тем самым, получает возможность руководствоваться не только сиюминутным желанием, а проявляет черты своего характера, своего «Я».

Так ребенок психологически отделяется от взрослого, т. е. к трем годам появляются личные действия сознания «Я сам» — центральное новообразование этого периода. Имеет место завышение самооценки, заметны проявления внутренней эмоциональной жизни, способности к различным видам деятельности, социальных потребностей в общении, достижении успехов, в одобрении, лидировании, самостоятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: