Тема 5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ




Подтема 5.1. Социология труда.

1. В каком аспекте труд изучается в социологии?

а) как вынужденная необходимость в жизни человека;

б) как естественное условие человеческой жизни;

в) как зависимая от досуга форма жизни человека;

г) как первая потребность человека;

д) как единственная, необходимая, превалирующая над всеми другими формами форма жизни человека.

2. Кто из социологов и в какой работе заявил следующее: "В старом массовом промышленном производстве главными были мускулы. В развитых разукрупненных отраслях главными являются информация и творчество"?

а) К.Маркс. Капитал.

б) Э.Дюркгейм. О разделении общественного труда.

в) Э.Фромм. Иметь или быть.

г) А.Тоффлер. Третья волна

д) А.Маслоу. Личность и мотивация

3. Какому моменту труда придает наибольшее значение социология труда?

а) содержание труда;

б) условие труда;

в) отношение к труду;

г) оплата труда.

4. Какой аспект трудовой деятельности человека, прежде всего, изучается социологией труда?

а) организация совместной трудовой деятельности;

б) мотивация труда;

в) социально-психологический климат в коллективе;

г) совмещение умственного и физического труда;

д) механизм включения человека в трудовую деятельность.

5. Какое направление преобразования труда наиболее характерно для современного производства?

а) механизация труда;

б) интеллектуализация труда;

в) гуманизация труда;

г) компьютеризация труда;

д) автоматизация труда.

 

Подтема 5.2. Социология политики.

1. Какие общественные отношения называются политическими?

а) все общественные отношения;

б) все отношения, касающихся взаимоотношений людей;

в) все отношения, касающиеся проблемы властных отношений;

г) классово- стратные отношения;

д) отношения людей к государству.

2. Кто из социологов и в какой работе заявил следующее: "В государстве существует две самые большие опасности: тирания большинства и раболепие перед диктатурой"?

а) М.Вебер. Протестанская этика и дух капитализма.

б) П.Сорокин. Система социологии.

в) В.Ленин. О государстве.

г) А.Токвиль. Старый порядок и революция.

д) А.Тойнби. Постижение истории.

3. Чем отличается харизма как средство реализации власти от других средств (авторитет, право, насилие)?

а) харизма – это принуждение человека к подчинению;

б) харизма – это легитимная власть;

в) харизма – это личная приверженность лидеру;

г) харизма – это подчинение человека лидеру, обладающему авторитетом;

д) харизма – это культ личности правителя.

4. Каково главное отличие тоталитарного общества от демократических или авторитарных обществ?

а) господство общенародной собственности;

б) всеобщее огосударствление общества;

в) ограничение прав и свобод человека;

г) наличие контроля над информацией;

д) всеобщая идеологизация общества.

5. Какой принцип принятия властных решений наиболее научно обоснован и оптимален?

а) авторитарное мнение;

б) демократический централизм;

в) консенсус;

г) подчинение меньшинства большинству;

д) референдум.

 

Подтема 5.3. Социология управления.

 

1. Что понимается прежде всего под термином «управление»?

а) любое воздействие на социальные системы;

б) целесообразные воздействия на социальные системы с целью обеспечения их оптимального функционирования;

в) манипулирование обществом и человеком;

г) принуждение и господство элиты над народом;

д) волевая деятельность вождей, лидеров в обществе.

2. Кто из социологов и в какой работе заявляет следующее: "Главное в обществе - рационализация права и управления с помощью ограниченной бюрократии, которая может обеспечить максимально рациональное поведение человека в экономическом хозяйстве и во всем обществе в целом"?

а) О.Конт. Курс позитивной философии.

б) В.Ленин. О государстве.

в) М.Вебер. Протестанская этика и дух капитализма.

г) П.Сорокин. Система социологии.

д) Д.Карнеги. Как завоевать друзей.

3. Что находится в основе любого управления?

а) желание одних людей подчиняться другим;

б) власть;

в) авторитет лидеров;

г) харизматичность лидера;

д) легитимность управления.

4. Чем управление отличается от манипулирования?

а) управление опирается на волю, а манипулирование нет;

б) управление и манипулирование это одно и тоже;

в) управление осознается управляемым, а манипулирование нет;

г) управление более оптимальный метод, чем манипулирование;

д) управление включает в себя манипулирование как составной элемент.

5. Какой метод управления является наиболее оптимальным и результативным?

а) авторитарный, директивный;

б) личностный, харизматический;

в) либеральный, стимулирующий;

г) ценностно-ориентационный;

д) управление на основе "личного примера".

 

Подтема 5.4. Социология города и деревни.

 

1. В каком аспекте изучаются проблемы города и деревни в социологии?

а) как формы поселения людей, влияющие на их социальные действия;

б) как особые виды материальной и духовной культуры;

в) как проблему урбанизации и миграции;

г) как среду совместной жизнедеятельности людей, влияющей на характеристики;

д) как разные территориальные группы людей.

2. Кто из социологов и в какой работе заявил следующее: "Деревня производит население, энергию и оригинальные идеи, то есть сырые материалы сознательной жизни. Город же комбинирует идеи и таким образом организует социальный разум"?

а) Г.Спенсер. Основные начала.

б) Ф.Гуддингс. Основания социологии

в) П.Сорокин. Система социологии.

г) К.Маркс. Капитал.

д) Э.Фромм. Иметь или быть.

3. Какая причина является определяющей при переезде людей из деревни в город?

а) в деревне сельскохозяйственный труд, в городе – индустриальный;

б) в деревне небольшая численность населения, в городе – большая;

в) в деревне небольшая плотность расселения, в городе большая;

г) в деревне недостаточное разнообразие труда и досуга, в городе – большое разнообразие.

4. Какая группа социологов считает, что город хуже деревни, он бездушен, он порождает машинные цивилизации, преступность?

а) Монтескье, Гердер, Вирт;

б) К.Маркс, В.Ленин, Ф.Энгельс;

в) Руссо, Шпенглер, Теннис;

г) Кастельс, Харлоу, Пол;

д) М.Вебер, Р.Парк, Э.Бердшесс.

5. Какова основная закономерность в развитии среды обитания людей?

а) миграция людей;

б) маргинализация людей;

в) урбанизация;

г) деурбанизация;

д) возникновение агломераций.

Подтема 5.5. Социология возраста.

 

1. В каком аспекте проблема возраста изучается в социологии?

а) как психофизиологическое состояние человека;

б) как характеристика человека, влияющая на его социальное поведение;

в) как момент биолого-генетического развития человека;

г) как проявление космобиопсихосоциальной природы человека;

д) как промежуток жизни человека, обуславливающий его социальные роли в обществе.

2. Кто из социологов и в какой работе заявил следующее: "Возрастной признак причинно связан с рядом психосоциальных свойств индивида, оказывающих влияние на чувствования и верования, желания и стремления, идеи и интересы индивида, через них и на его поведение, а через поведение и на всю социальную жизнь"?

а) Г.Спенсер. Основные начала.

б) Э.Фрейд. Введение в психоанализ.

в) П.Сорокин. Система социологии.

г) Э.Фромм. Искусство любви.

д) Г.Маркузе. Одномерный человек.

3. Какая черта наиболее присуща поколению молодежи?

а) конфликт поколений;

б) романтизм, максимализм;

в) инфантилизм;

г) скептицизм, нигилизм;

д) любовь к "массовой культуре".

4. Что вкладывается в понятие "сензитивные, возрастные пики"?

а) зависимость проявления социальных качеств человека от его возраста;

б) половая предрасположенность к определенной деятельности;

в) повышенная психосексуальность в ряде стадий возраста;

г) биосоциальная зрелость человека.

5. Какая проблема является возрастной, а не половой?

а) проблема инфантилизма;

б) проблема феминизма;

в) проблема маскулинности и фемининности;

г) проблема сексуальной ориентации.

Подтема 5.6. Социология пола.

 

1. В каком аспекте рассматривается проблемы пола в социологии?

а) как биосоциальные особенности человека;

б) как генетические, морфофизиологические особенности человека, обусловливающие его социальные роли;

в) как проявление маскулинности или фемининности.

2. Кто из социологов и в какой работе пишет, что «предписанность ролей мужчины и женщины во многом определена обществом, социология доказывает, что воспитание детей одинаково успешно могут осуществлять и мужчина, и женщина»?

а) Э.Дюркгейм. Метод социологии;

б) З.Фрейд. Введение в психоанализ.

в) П.Сорокин. Система социологии.

г) Н.Смелзер. Социология.

3. Какое различие между мужчиной и женщиной в наибольшей мере критикует феминизм?

а) биологический диформизм;

б) социальное положение;

в) виды жизнедеятельности;

г) сексуальная ориентация;

д) половое самосознание;

е) культурные символы.

4. Какой фактор формирования половой роли обусловлен социокультурным контекстом общества?

а) моделирование;

б) подкрепление;

в) самосоциализация;

г) имитация.

5. Какая проблема является половой, а не возрастной?

а) проблема инфантилизма;

б) проблема конфликта поколений;

в) проблема маскулинности и фемининности;

г) проблема долгожительства;

д) проблема акселерации.

Подтема 5.7. Социология образования и воспитания.

 

1. В каком аспекте изучается воспитание и образование в социологии?

а) как социальный институт социализации человека;

б) как социальный институт и социальные организации по формированию и развитию человека;

в) как машину по производству знаний и опыта;

г) как элемент общества по воспроизводству и передаче знаний и опыта.

2. Кто из социологов и в какой работе заявил следующее: "Образование - крупнейшая отрасль развития современной цивилизации, оно должно быть фундаментальным, но разнообразным, максимально индивидуализированным, основываться на самообразовании, интенсивной технологии"?

а) О.Конт. Курс позитивной философии;

б) П.Сорокин. Система социологии;

в) А.Тоффлер. Третья волна;

г) О.Шпенглер. Закат Европы;

д) У.Ростоу. Стадии роста.

3. Какую роль играет прежде всего воспитание в формировании личности?

а) решающую, определяющую;

б) не играет никакой роли;

в) способствует прогрессивному развитию;

г) способствует регрессивному развитию;

д) вспомогательную, второстепенную;

е) способствует определенному развитию.

4. Образование, прежде всего, понимается в социологии образования как:

а) фактор «выравнивания шансов»;

б) канал социальной мобильности;

в) средство повышения культуры;

г) способ получения профессии;

д) способ расширения общения.

5. Какое направление развития образования и воспитания является в настоящее время приоритетным?

а) непрерывность образования;

б) компьютеризация;

в) гуманизация и гуманитаризация;

г) постоянное самообразование;

д) методологизация;

е) фундаментализация;

ж) сочетание поддерживающего и инновационного.

 

Подтема 5.8. Социология семьи и брака.

 

1. Какое определение наиболее точно выражает сущность семьи в социологическом аспекте?

а) семья - это специфический социальный институт по воспроизводству человека;

б) семья - это малая устойчивая группа людей, основанная на браке и кровном родстве;

в) семья - это исторически переходящая форма сожительства людей;

г) семья - это малая ячейка общества, его основа.

2. Кому из известных социологов принадлежат слова: "Если бы брак не был основой семьи, то он также не являлся бы предметом законодательства, как например, дружба?

а) Г.Гегель. Феноменология духа.

б) О.Конт. Курс позитивной социологии.

в) К.Маркс. Письма.

г) Э.Дюркгейм. Метод социологии.

д) Э.Фромм. Искусство любви.

3. Что понимается под эгалитарной семьей?

а) семья, где решения принимает муж;

б) семья, где решения принимаются совместно;

в) семья, где решения принимает жена;

г) семья, где господствует материальный расчет.

4. Какая проблема считается наиболее важной в семейно-брачных отношениях?

а) потеря семьей воспитательной функции;

б) повышенная разводимость;

в) межличностные отношения в семье;

г) кратковременное существование многих семей;

д) нежелание многих людей образовывать семью.

5. Какое будущее семьи наиболее научно обосновано?

а) замена семьи свободным сожительством;

б) укрепление семейно-брачных отношений;

в) сочетание моногамной семьи с групповой;

г) патриархальная семья;

д) матриархальная семья.

 

Подтема 5.9. Социология общественного мнения.

 

1. В каком аспекте изучается общественное мнение в социологии?

а) как определенное состояние общественного мнения;

б) как сознание больших групп людей;

в) как состояние массового сознания, в котором заложен оценочные суждения людей;

г) как форма общественного сознания;

д) как стереотипное сознание.

2. Кто из социологов и в какой работе сравнивает общественное мнение со стереотипным сознанием, которое является "ходячим мнением", упрощенной формой восприятия мира?

а) Г.Тард. Общественное мнение и толпа.

б) У.Липман. Общественное мнение.

в) В.Коробейников. Пирамиды мнений.

г) А.Уледов. Формы общественного сознания.

д) Э.Фромм. Иметь или быть.

3. Какую роль имеет в принятии политических решений изучение общественного мнения?

а) решение должно быть принято с обязательным учетом общественного мнения;

б) общественное мнение должно учитываться при принятии решений

в) при принятии решений необязательно учитывать общественное мнение;

г) сначала надо принять решение, а затем создавать вокруг него благоприятное общественное мнение.

4. Какая черта наиболее характерна для общественного мнения?

а) рационалистичность восприятия мира;

б) эмоционально - переживаемое восприятие мира;

в) иллюзорное, ложное восприятие мира;

г) научное, философское восприятие мира;

д) иррациональное восприятие мира.

5. Какие моменты жизни общества необходимо в наибольшей мере изучать общественное мнение?

а) в период революций;

б) в эпоху реформ;

в) в период избирательных компаний;

г) в эпоху эволюционного, стабильного развития общества.

Подтема 5.10. Социология преступности.

 

1. В каком аспекте понимается в социологии преступление?

а) поступок человека, нарушающий норму общества;

б) девиантное поведение человека;

в) действие или бездействие человека, квалифицируемое законом как уголовно наказуемое;

г) нестандартное, агрессивное поведение человека.

2. Кто из социологов предложил два основных метода борьбы с преступным поведением: «1. Воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу. 2. Повлиять устрашающе на окружающих преступника людей»?

а) Р.Дарендорф; б) Л.Козер; в) Т.Парсонс; г) Р.Мертон.

3. Как в социологии называется преступное поведение людей?

а) пассивное; б) отрицательное;

в) девиантное; г) делинквентное;

д) конформистское.

4. Каким аспектам изучения преступности социология уделяет наибольшее внимание?

а) статистический учет преступности;

б) анализ условий и факторов, порождающих преступность;

в) изучение личности преступника;

г) выявление причин преступного поведения с последующей их нейтрализацией.

5. В чем состоит суть закона насыщения преступности?

а) преступность увеличивается до определенного уровня, затем автоматически снижается;

б) существование преступности нормально, пока она не превышает определенного уровня;

в) всякое общество предполагает определенное количество преступлений и их порядок.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: