Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликте




 

Исследование научной литературы по вопросу психологических предпосылок конфликтного взаимодействия позволяет говорить о том, что имеет место личностная предрасположенность к конфликту. Действительно, приверженцы персонологического подхода в конфликтологии рассматривают личность как единицу анализа конфликтной ситуации, подчеркивая высокий удельный вес особенностей личности в формировании, а также развитии конфликтных явлений [38, c. 86-91].

Важным для дальнейшего изучения поставленного вопроса является четкое разделение понятий «конфликтная личность» и «личность в конфликте». Если говорить об общем основании, то это участие личности в конфликте. Основанием для разделения является то, что в первом случае (конфликтная личность) сама личность является источником и условием динамики конфликтного явления, в то время как во втором случае (личность в конфликте) конфликт выступает условием динамики личности. Остановимся подробнее на описании конфликтной личности.

Таким образом, конфликтной можно назвать такую личность, которая в виду отдельных психологических характеристик выступает инициатором большого количества отрицательных, либо деструктивных конфликтов, а кроме того имеет склонность к вовлечению в конфликты, которые создают другие.

По мнению Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина, базовым параметром конфликтности выступает уровень ее сформированности, который определяется при помощи следующих показателей:

число конфликтов, организуемых этой личностью, либо в которых участвует эта личность за единицу времени;

деструктивная направленность последствий конфликтов, в которых принимала участие личность, для себя, оппонентов, коллектива и пр.,

показательные особенности личности, которые определяют склонность к конфликтам [38, c. 86-91].

В таблице 2 представлена характеристика уровней конфликтности личности.

 

Таблица 2

Характеристика уровней конфликтности личности (по Н.И. Леонову [23])

Показатели Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Количество конфликтов Отсутствие или низкое количество конфликтов. По инициативе личности конфликты возникают редко, однако личность часто участвует в конфликтах, созданных другими. Личность все проблемные или противоречивые вопросы разрешает через конфликты, часто участвует в конфликтах.
Качество конфликтов Конфликты носят в основном конструктивный характер, быстро разрешаются, личность занимает позицию посредника или пассивного участника. Конфликты отличаются долговременностью, однако разрешаются достаточно конструктивно и не несут крайне разрушительных последствий. Конфликты отличаются долговременным или затяжным характером, деструктивны или неразрешимы.
Личностные особенности Отсутствие личностных особенностей, характеризующих личность как конфликтную. Средний уровень выраженности конфликтности, зависимость от ситуации развития конфликтного взаимодействия. Конфликтность как черта характера и как способ поведения, актуализируется независимо от ситуации.

 

С целью описания конфликтности личности, в соответствии с позицией Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина, можно использовать структуру личности, предложенную К.К. Платоновым. Согласно ей выделяется 4 уровня личности:

биологический уровень;

уровень психических свойств;

уровень опыта личности;

уровень направленности [17, c. 4-13].

Рассмотрим более внимательно особенности построения данных уровней у конфликтной личности.

. Биологический уровень Конфликтность определяется силой, подвижностью и неуравновешенностью нервных процессов. Из сравнения типов ВНД по И.П. Павлову и типов темперамента следует, что холерический темперамент является биологической предпосылкой конфликтности личности. Однако это не означает, что представители других типов темперамента не будут участвовать в конфликте. Большое влияние на актуализацию конфликтности будут оказывать также другие условия (личностные и ситуативные), к описанию которых мы обратимся далее. Кроме того, иногда говорят о мозговых дисфункциях, органических заболеваниях головного мозга, расстройствах нервной системы, соматических заболеваниях как об условиях возникновения раздражительности, чувствительности, агрессивности, т.е. качеств, так или иначе связанных с конфликтностью личности.

. Уровень психических свойств

Когнитивная сфера.

Внимание конфликтной личности можно охарактеризовать суженностью, ориентацией на предмет и объект противоречия. Конфликтной личности свойственна высокая переключаемость внимания, которая, однако, сопряжена с ригидным мышлением. Отмечается, что уделяется недостаточно внимания рефлексии и самопознанию, что, как правило, приводит к затруднению процесс самоанализа и анализа конфликтной ситуации во время процесса ее разрешения.

В мышлении превалируют логические ошибки, которые связаны с ложными посылками, иррациональные убеждения, например, «Кто не с нами, тот против нас», «Людям нельзя доверять», «Уступка - признак слабости», «Все люди хотят меня обмануть» и пр. Восприятие личностью окружающих индивидов можно охарактеризовать мозаичностью и двойственностью (т.е. воспринимаются лишь отдельные проявления, которые связаны только с конфликтным взаимодействием), пассивностью, запутанностью, ригидностью.

Восприятие неадекватно, т.к. нет верного понимания своей силы и слабости, а также противника. По мнению Е. Мелибурда - это выступает основным препятствием к разрешению конфликта.

Воображение можно охарактеризовать преобладанием «образа врага», а в воображении ситуации выстраиваются с позиции «преследования», «преодоления», «борьбы» и пр.

Речь характеризуется значительным количеством оценочных суждений, невербальными и паралингвистическими средствами, которые унижают достоинство и честь собеседника (дискриминационной позицией, подчинением, соперничеством, тактикой клеветы, угрозы, оскорбления, нанесения обиды и пр., оскорбительными жестами, агрессивным тоном, угрожающей интонацией и пр.); нарушением языковых норм, конвенций и правил общения и др. [34, c. 42-44].

Эмоционально-волевая сфера.

Конфликтная личность обладает развитыми волевыми качествами (целеустремленность, настойчивость, самоуверенность, решительность, упорство), что позволяет им вести длительное противоборство в условиях сильной психической напряженности и негативных эмоций. У конфликтных личностей часты проявления амбивалентных реакций, им свойственна эмоциональная возбудимость и склонность к негативной оценке ситуации.

Конфликтная личность отличаются низкой толерантностью, т.е. нетерпимостью к чужому образу жизни и поведению. Кроме того, конфликтность связана в основном с экстрапунитивной реакцией, т.е. склонностью к реакции на внешние обстоятельства и других людей. У конфликтной личности преобладают формы мотивационной ригидности, проявляющиеся в невозможности изменять поведение. Среди мотивов более развиты мотивы достижения, борьбы, власти. Ярко выражены такие мотивы, как мотив самоутверждения, самовыражения, которые они реализуют через противоборство и жажду признания.

. Уровень опыта личности. В научных изысканиях зарубежных и отечественных психологов демонстрируется, что конфликтная личность имеет высокий уровень манипулятивности, применяет в повседневном общении провокации, суггестию, игры и пр. В откровенном противостоянии конфликтная личность обращается к снижению ранга оппонента, риску, дезинформации, нагнетанию напряженности, принуждению, демонстрации усиления собственных возможностей, провокациям и угрозам [14].

Вследствие мотивационной ригидности поведение характеризуется стереотипностью. Кроме того, конфликтная личность склонна захватывать инициативу и держать ее, что создает отношения типа «господство-подчинение». С другой стороны, конфликтная личность не отличается ответственностью и способностью доводить начатые дела до конца.

. Уровень направленности личности

Базовый параметр конфликтной личности - это эгоцентрическая ориентация. Можно отметить высокий уровень притязаний, зачастую соответствующих реальным возможностям, что приводит к паранояльности и деформации.

У конфликтной личности невысокий уровень нравственного развития и рефлексии, низкая моральная нормативность поведения и отношений. Идеалы либо отсутствуют, либо отличаются ригидностью. В межличностных отношениях конфликтные личности проявляются как соперники, нетерпимы к недостаткам других, неуступчивы; отличаются нетерпимостью и непримиримостью позиций, стремлением утвердиться за счет других.

Самоотношение конфликтной личности характеризуется завышенной и не всегда адекватной самооценкой, самомнением и эгоцентричностью. Свое конфликтное поведение они рассматривают как проявление силы и искушенности, мудрости и смелости. Поведение, как и эмоциональная сфера, характеризуется амбивалентностью: от демонстрации «жертвенности» до демонстративной «непобедимости» [18].

В коллективе конфликтные личности выбирают роли «критика», «бунтаря», «борца за справедливость», однако нередко эти роли «маскируются» под социально приемлемые, например, «организатор», «генератор идей», «лидер» и т.д.

В коллективе конфликтные личности держатся обособленно, вызывающе или демонстративно. У конфликтной личности развиты коммуникативные способности, они легко находят контакт, способны убеждать и заражать эмоциями.

Конфликтной личности соответствуют такие типы акцентуаций, как гипертим, эпилептоид, циклоид, сензитивный и т.д.

 

Выводы по главе I

 

Конфликт - это многомерное полифункциональное, природное, социально-психологическое, психологическое явление. В соответствии с субъектами - участниками конфликта в социальной психологии выделяют следующие основные его типы: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт и конфликт между личностью и группой.

Акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера. То есть, черты характера, которые вследствие своей интенсивности уже вышли за пределы нормы, но еще не достигли уровня патологии. Акцентуации, как правило, проявляются в подростковом возрасте и сглаживаются по мере взросления.

Фрустрация - это расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. некая травмирующая ситуация, при которой терпится неудача. Фрустрация - это состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель и в полной мере реализовать мотив. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности, которые могут быть вполне преодолимыми и непреодолимыми. Явление фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деятельности.

Проведенный анализ данных литературы показал, что проблема взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера не достаточно изучена, и требует дополнительного внимания. Поэтому в рамках целевой установки дипломной работы, необходимо провести эмпирическое изучение указанной взаимосвязи.


Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера

 

Программа исследования. Описание хода исследования

 

Актуальность исследования. Стратегия поведения индивида в ситуации взаимодействия определяется той мерой, в которой он хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Для того чтобы помочь сотрудникам, имеющим указанные проблемы, гармонизировать свою профессиональную деятельность, необходимо изучить, какие личностные характеристики обуславливают формирование стратегии поведения индивидов в ситуациях взаимодействия, а также как эти личностные характеристики связаны между собой.

Данные вопросы обуславливают остроту проблемы выбора стратегии совладающего поведения в различных ситуациях кризисного взаимодействия. Кроме того, именно знание особенностей основных типов поведения, их преимуществ и ограничений важно для профилактики личных конфликтов и эффективного управления людьми в целом.

Цель исследования: выявить взаимосвязь выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера.

База исследования: Эмпирическое исследование возрастных кризисов и ресурсов совладания с кризисной ситуацией было проведено на базе ООО «СнабСтрой».

Характеристика выборки: В рамках проведенного дипломного исследования в качестве испытуемых выступили 30 офисных сотрудников ООО «СнабСтрой» - 24 женщины и 6 мужчин. Возраст испытуемых от 28 до 39 лет. Образование - не ниже среднего специального.

Профессиональные обязанности офисных сотрудников ООО «СнабСтрой» сосредоточены на продажах услуг компании (реализация железобетонных изделий) клиентам и сопровождении этих сделок. В связи с этим можно сказать, что офисные сотрудники ООО «СнабСтрой» - типичный пример профессии коммуникативного, помогающего типа. Представители коммуникативных профессий типа «человек - человек» в силу своих должностных инструкций все время находятся в процессе взаимодействия с клиентами организации. Контингент клиентуры любого предприятия разнообразен, и включает в себя не вполне уравновешенных индивидов, склонных к конфликтной форме общения, выражению своих эмоций в недопустимых формах и пр. Общение с такими сложными клиентами требует от специалиста развитого самообладания. При этом даже взаимодействие с корректными клиентами требует от специалистов быстрой реакции, высокой компетентности и корректности. Все описанные выше условия работы приводят к тому, что специалисты подобных профессий часто испытывают профессиональный стресс от того, что не способны оперативно выбирать грамотные стратегии поведения в различных ситуациях взаимодействия.

Для реализации поставленной цели и доказательства истинности выдвинутой гипотезы исследования необходимо решить следующий комплекс задач:

1. Определить характерное акцентуирование характеров испытуемых офисных сотрудников.

2. Определить характерное поведение испытуемых офисных сотрудников в ситуации конфликта.

. Определить характерные для испытуемых офисных сотрудников направленность и тип реакции в фрустрационной ситуации.

. Рассчитать значимые корреляционные взаимосвязи личностных характеристик испытуемых, обуславливающих выбор стратегии совладающего поведения.

. Разработать рекомендации по разрешению конфликтов для сотрудников ООО «СнабСтрой».

Для проведения эмпирического исследования особенностей выбора стратегии совладающего поведения в различных ситуациях кризисного взаимодействия были использованы следующие психодиагностические методики:

. Тест Леонгарда - Шмишека (основная цель - определить акцентуирование характеров испытуемых офисных сотрудников).

. Тест описания поведения К. Томаса (основная цель - определить характерное поведение испытуемых офисных сотрудников в ситуации конфликта, определить стратегию совладания с конфликтом).

. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга (основная цель - определить характерные для испытуемых офисных сотрудников направленность и тип реакции в фрустрационной ситуации, определить стратегию совладания в ситуации фрустрации).

Для исследования совладающего поведения в дипломной работе были применены методики К. Томаса и Розенцвейга. Возможность использования данных методик для указанных исследовательских задач доказана рядом современных исследований. Так, в диссертации на соискание степени доктора наук Е.И. Чехлатого для исследования совладающего поведения у больных неврозами лиц с преневротическими нарушениями и в социальных группах повышенного риска нервно-психических расстройств были использованы аналогичные методики. В диссертации на соискание степени кандидата психологических наук М.Р. Хачатуровой в рамках изучения личностных предикторов совладающего поведения также использованы методики Томаса и Розенцвейга.

Дадим использованным в эмпирическом исследовании методикам характеристику.

Тест Леонгарда - Шмишека.

Цель опросника - диагностика типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» Леонгарда. К. Леонгард считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».

Термин «акцентуированные личности» занимает место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности нельзя рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с 10 выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: