Постановка проблемы. Проблема воли занимает важную роль в жизни каждого человека. Как сознательно саморегулировать своё поведение, как преодолеть жизненные трудности, как развить и самосовершенствовать свои способности и талант, чтобы добиться высокого успеха. Значительную роль играет наличие силы воли при сотворении собственной жизни.
Анализ последних исследований и публикаций. В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда - то, еще в XVIII- XIX веках, эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX века в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать её и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.
По этой причине в начале XX века и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.
Однако вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые стремились отказаться от этого понятия как отненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими - либо другими, операционализируемыми и верифицируемыми, то есть такими, которые можно наблюдать и оценивать. [1, с. 454]
В американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие "устойчивость поведения" - настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград.
Вчитываясь сегодня в работы таких замечательных психологов прошлого, как
У.Джемс в США и С.Л.Рубинштейн в России, обнаруживается, что воля - вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.
Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, - это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. "Волевое действие - это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом".
Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. У. Джемс по этому поводу писал следующее: "Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами.
[4, с. 574]
Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: бихевиористическая психология изучает соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания - внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения. Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем они оказались расширенными и углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.[www.ref.by/refs/68/16146/1.html]
Воля – сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно.
[2, c. 587]
Воля – способность производить поступки согласно свободно сделанному выбору.
[3, c. 436]
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, которое выражается в умении преодолевать внешние и внутренние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков.
[6, c. 93]
Воля не даётся человеку от рождения и не формируется стихийно при жизни, а является результатом целенаправленного воспитания и самовоспитания.
[7, c. 63]
Корнилов К. Н. рассматривает силу воли как самостоятельное волевое качество. Сила воли – это волевое качество, которое заключается в умении преодолевать значительные затруднения, встречающиеся на пути к достижению цели. [5, c. 368] Не может быть у человека развитой воли без приучения его к самостоятельному преодолению препятствий. Из маленьких побед ребёнка над внешними и внутренними трудностями складываются со временем большие победы школьника, и наконец, гражданская зрелость взрослого человека, его активное участие в профессиональной и общественной жизни.
Формулирование цели статьи. Освещение понятия о воли и рассмотрение полученных данных при самооценивании себя испытуемыми в ходе диагностирования.
Результаты исследования. Исследование проводилось в 2010 году. Всего приняло участие 51 человек. Из них 17 человек учеников 6 класса Луганской общеобразовательной школы №6 (от 10 до 12 лет); 17 человек учеников 11 класса Зимогорьевской гимназии (от 16 до 17 лет);17 студентов 3 курса Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (от 19 до 20 лет).
Для реализации цели нашего исследования мы использовали следующие методики: тест - опросник самооценка силы воли Н. Н. Обозова, тест на оценку самоконтроля в общении (Снайдер), тест - опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко для исследования уровня терпеливости (в дальнейшем называемый опросник Ильина - Фещенко), тест - опросник Е. П. Ильина и Е. К. Фещенко для исследования уровня упорства и тест - опросник Е. П. Ильина и Е. К. Фещенко для исследования уровня настойчивости. 1 – я группа испытуемых представляла собой младший школьный возраст (от 10 до 12 лет). Ученики оценивали себя таким образом.
1) Б.М.: средний уровень оценки силы воли (18), высокий уровень коммуникативного контроля (8), средний уровень терпеливости (10), высокий уровень упорства (14), высокий уровень настойчивости (13).
2) З.Л.: высокий уровень оценки силы воли (24), средний уровень коммуникативного контроля (6), высокий уровень терпеливости (15), высокий уровень упорства (14), высокий уровень настойчивости (15).
3) И.Ю.: средний уровень оценки силы воли (19), средний уровень коммуникативного контроля (6), низкий уровень терпеливости (6), средний уровень упорства (10), средний уровень настойчивости (7).
4) К.А.: высокий уровень оценки силы воли (24), высокий уровень коммуникативного контроля (10), средний уровень терпеливости (11), средний уровень упорства (11), средний уровень настойчивости (11).
5) П.А.: средний уровень оценки силы воли (20), средний уровень коммуникативного контроля (4), средний уровень терпеливости (11), высокий уровень упорства (15), высокий уровень настойчивости (15).
6) П.Р.: высокий уровень оценки силы воли (22), средний уровень коммуникативного контроля (4), средний уровень терпеливости (11), высокий уровень упорства (13), средний уровень настойчивости (10).
7) С.В.: высокий уровень оценки силы воли (27), высокий уровень коммуникативного контроля (7), высокий уровень терпеливости (13), высокий уровень упорства (16), высокий уровень настойчивости (15).
8) Ч.А.: средний уровень оценки силы воли (20), высокий уровень коммуникативного контроля (8), средний уровень терпеливости (10), средний уровень упорства (11), высокий уровень настойчивости (16).
9) Ч.О.: высокий уровень оценки силы воли (22), высокий уровень коммуникативного контроля (10), средний уровень терпеливости (9), высокий уровень упорства (12), высокий уровень настойчивости (14).
10) К.И.: средний уровень оценки силы воли (16), средний уровень коммуникативного контроля (4), средний уровень терпеливости (7), средний уровень упорства (8), средний уровень настойчивости (11).
11) Г.Н.: низкий уровень оценки силы воли (11), высокий уровень коммуникативного контроля (9), средний уровень терпеливости (10), низкий уровень упорства (6), низкий уровень настойчивости (4).
12) Л.Л.: средний уровень оценки силы воли (21), средний уровень коммуникативного контроля (5), высокий уровень терпеливости (14), высокий уровень упорства (13), высокий уровень настойчивости (17).
13) Б.А.: средний уровень оценки силы воли (21), высокий уровень коммуникативного контроля (7), высокий уровень терпеливости (12), средний уровень упорства (9), высокий уровень настойчивости (15).
14) Б.Н.: средний уровень оценки силы воли (18), средний уровень коммуникативного контроля (5), средний уровень терпеливости (10), средний уровень упорства (10), средний уровень настойчивости (11).
15) П.Л.: средний уровень оценки силы воли (20), высокий уровень коммуникативного контроля (8), средний уровень терпеливости (7), средний уровень упорства (10), средний уровень настойчивости (9).
16) К.Ж.: средний уровень оценки силы воли (16), высокий уровень коммуникативного контроля (8), низкий уровень терпеливости (6), средний уровень упорства (9), низкий уровень настойчивости (5).
17) Ц.К.: средний уровень оценки силы воли (13), средний уровень коммуникативного контроля (6), средний уровень терпеливости (8), средний уровень упорства (8), низкий уровень настойчивости (4).
2 – я группа испытуемых представляла собой подростковый возраст (от 16 до 17 лет).
1) А.Л.: средний уровень оценки силы воли (20), средний уровень коммуникативного контроля (5), средний уровень терпеливости (7), средний уровень упорства (10), средний уровень настойчивости (11).
2) А.С.: высокий уровень оценки силы воли (23), средний уровень коммуникативного контроля (6), высокий уровень терпеливости (18), высокий уровень упорства (18), высокий уровень настойчивости (17).
3) А.Н.: средний уровень оценки силы воли (18), средний уровень коммуникативного контроля (6), высокий уровень терпеливости (15), высокий уровень упорства (13), средний уровень настойчивости (11).
4) В.К.: средний уровень оценки силы воли (16), высокий уровень коммуникативного контроля (9), средний уровень терпеливости (8), низкий уровень упорства (4), средний уровень настойчивости (9).
5) Ш.К.: средний уровень оценки силы воли (20), средний уровень коммуникативного контроля (6), высокий уровень терпеливости (15), высокий уровень упорства (16), высокий уровень настойчивости (18).
6) Л.М.: средний уровень оценки силы воли (14), средний уровень коммуникативного контроля (5), высокий уровень терпеливости (15), высокий уровень упорства (13), высокий уровень настойчивости (17).
7) Х.С.: средний уровень оценки силы воли (18), средний уровень коммуникативного контроля (6), средний уровень терпеливости (10), средний уровень упорства (11), высокий уровень настойчивости (17).
8) Л.А.: средний уровень оценки силы воли (15), высокий уровень коммуникативного контроля (7), средний уровень терпеливости (7), средний уровень упорства (8), высокий уровень настойчивости (16).
9) Т.Н.: средний уровень оценки силы воли (20), средний уровень коммуникативного контроля (6), средний уровень терпеливости (11), высокий уровень упорства (13), высокий уровень настойчивости (18).
10) К.А.: низкий уровень оценки силы воли (11), средний уровень коммуникативного контроля (5), средний уровень терпеливости (7), средний уровень упорства (9), средний уровень настойчивости (9).
11) Ф.И.: средний уровень оценки силы воли (21), высокий уровень коммуникативного контроля (7), высокий уровень терпеливости (14), высокий уровень упорства (15), высокий уровень настойчивости (17).
12) А.К.: высокий уровень оценки силы воли (25), низкий уровень коммуникативного контроля (1), средний уровень терпеливости (11), высокий уровень упорства (12), высокий уровень настойчивости (15).
13) Щ.Я.: средний уровень оценки силы воли (21), средний уровень коммуникативного контроля (5), высокий уровень терпеливости (13), средний уровень упорства (8), средний уровень настойчивости (11).
14) Д.А.: низкий уровень оценки силы воли (8), высокий уровень коммуникативного контроля (7), высокий уровень терпеливости (15), высокий уровень упорства (14), высокий уровень настойчивости (15).
15) В.С.: низкий уровень оценки силы воли (10), средний уровень коммуникативного контроля (4), средний уровень терпеливости (8), средний уровень упорства (9), средний уровень настойчивости (11).
16) П.Д.: высокий уровень оценки силы воли (22), средний уровень коммуникативного контроля (6), средний уровень терпеливости (7), высокий уровень упорства (12), средний уровень настойчивости (10).
17) Ш.Н.: средний уровень оценки силы воли (18), высокий уровень коммуникативного контроля (7), средний уровень терпеливости (9), высокий уровень упорства (14), высокий уровень настойчивости (15).
В 3 – й группе находились испытуемые юношеского возраста (от 19 до 20 лет).
1) Д.Н.: высокий уровень оценки силы воли (22), высокий уровень коммуникативного контроля (8), средний уровень терпеливости (8), высокий уровень упорства (14), высокий уровень настойчивости (15).
2) К.И.: средний уровень оценки силы воли (17), высокий уровень коммуникативного контроля (9), низкий уровень терпеливости (5), средний уровень упорства (11), высокий уровень настойчивости (14).
3) К.Ю.: средний уровень оценки силы воли (15), средний уровень коммуникативного контроля (5), средний уровень терпеливости (8), средний уровень упорства (11), средний уровень настойчивости (10).
4) Г.И.: высокий уровень оценки силы воли (24), средний уровень коммуникативного контроля (6), высокий уровень терпеливости (15), высокий уровень упорства (16), высокий уровень настойчивости (15).
5) И.Л.: средний уровень оценки силы воли (20), высокий уровень коммуникативного контроля (9), высокий уровень терпеливости (13), высокий уровень упорства (16), высокий уровень настойчивости (16).
6) М.В.: средний уровень оценки силы воли (18), высокий уровень коммуникативного контроля (8), высокий уровень терпеливости (12), высокий уровень упорства (13), средний уровень настойчивости (10).
7) Ш.Л.: средний уровень оценки силы воли (16), высокий уровень коммуникативного контроля (7), средний уровень терпеливости (9), средний уровень упорства (11), высокий уровень настойчивости (12).
8) Ч.С.: средний уровень оценки силы воли (16), высокий уровень коммуникативного контроля (9), высокий уровень терпеливости (12), высокий уровень упорства (12), средний уровень настойчивости (10).
9) М.Л.: средний уровень оценки силы воли (17), средний уровень коммуникативного контроля (6), средний уровень терпеливости (11), средний уровень упорства (10), средний уровень настойчивости (11).
10) Ч.В.: высокий уровень оценки силы воли (22), высокий уровень коммуникативного контроля (8), высокий уровень терпеливости (16), высокий уровень упорства (16), высокий уровень настойчивости (15).
11) Ч.М.: высокий уровень оценки силы воли (24), высокий уровень коммуникативного контроля (7), средний уровень терпеливости (9), средний уровень упорства (10), высокий уровень настойчивости (13).
12) М.О.: средний уровень оценки силы воли (17), высокий уровень коммуникативного контроля (8), высокий уровень терпеливости (15), высокий уровень упорства (14), высокий уровень настойчивости (15).
13) С.Л.: средний уровень оценки силы воли (16), высокий уровень коммуникативного контроля (9), высокий уровень терпеливости (15), средний уровень упорства (11), высокий уровень настойчивости (12).
14) К.Ю.: средний уровень оценки силы воли (18), средний уровень коммуникативного контроля (5), средний уровень терпеливости (7), низкий уровень упорства (6), низкий уровень настойчивости (5).
15) Ч.М.: средний уровень оценки силы воли (14), высокий уровень коммуникативного контроля (8), низкий уровень терпеливости (2), средний уровень упорства (8), средний уровень настойчивости (8).
16) Ш.Н.: высокий уровень оценки силы воли (22), высокий уровень коммуникативного контроля (7), средний уровень терпеливости (10), высокий уровень упорства (13), высокий уровень настойчивости (13).
17) Ц.Н.: низкий уровень оценки силы воли (10), средний уровень коммуникативного контроля (5), низкий уровень терпеливости (4), средний уровень упорства (8), средний уровень настойчивости (7).
Вывод
В ходе исследования было проведено сравнение диагностических данных, полученных посредством опросников, с информацией, полученной от учителей (экспертов) и данными школьной документации, а также непосредственными наблюдениями за испытуемыми. Данные взаимоподтверждаются. Следовательно мы имеем:
Ученики 6 – го класса. Тест «Самооценка силы воли»:
высокий уровень - 29%; средний уровень - 65%; низкий уровень - 6%. «Тест на оценку самоконтроля в общении»: высокий уровень - 53%; средний уровень - 47%. Тест - опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко для исследования уровня терпеливости: высокий уровень - 24%; средний уровень - 65%; низкий уровень - 12%. Тест - опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко для исследования уровня упорства: высокий уровень - 41%; средний уровень - 53%; низкий уровень - 6%. Тест - опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко для исследования уровня настойчивости: высокий уровень - 47%; средний уровень - 35%; низкий уровень - 18%.
Ученики 11 – го класса. Тест «Самооценка силы воли»: высокий уровень - 18%; средний уровень - 65%; низкий уровень - 18%. «Тест на оценку самоконтроля в общении»: высокий уровень - 29%; средний уровень - 65%; низкий уровень – 6%. Тест - опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко для исследования уровня терпеливости: высокий уровень - 41%; средний уровень - 59%. Тест - опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко для исследования уровня упорства: высокий уровень - 59%; средний уровень - 35%; низкий уровень - 6%. Тест - опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко для исследования уровня настойчивости: высокий уровень - 59%; средний уровень - 41%.
Студенты 3 – го курса. Тест «Самооценка силы воли»:
высокий уровень - 29%; средний уровень - 65%; низкий уровень - 6%. «Тест на оценку самоконтроля в общении»: высокий уровень - 71%; средний уровень - 29%. Тест - опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко для исследования уровня терпеливости: высокий уровень - 41%; средний уровень - 41%; низкий уровень – 18%. Тест - опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко для исследования уровня упорства: высокий уровень - 47%; средний уровень - 47%; низкий уровень - 6%. Тест - опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко для исследования уровня настойчивости: высокий уровень - 59%; средний уровень - 35%; низкий уровень – 6%.
ЛИТЕРАТУРА
1)Анохин П. К. Избранные труды: Системные механизмы высшей нервной деятельности. – М.: Наука, 1979, с. 454 2) Головин С. Ю. Словарь практического психолога, 1998, с. 587 3)Ермолаев В. Толковый словарь понятий и терминов этногенеза, 1989, с. 436 4)Иванов – Смоленский А. Г. Основные проблемы патологической физиологии высшей нервной деятельности М., 1933, с. 574 5) Ильин Е. П. Психология воли. 2 – е изд. – СПб.: Питер, 2009, с. 368 6) Селиванов В. И. Воспитание воли. М.: Высшая школа, 1980, с. 93 7) Селиванов В. И. Воля и её воспитание. М.: «Знание»,1976, с. 63. 8) www.ref.by/refs/68/16146/1.html