Рождение новой европейской науки
Считают, что деятельность ученых-гуманистов подготовила революцию в естествознании XVII в. Почему научные открытия этого периода можно считать революционными? Выясним это в ходе нашего урока.
План
Рождение науки, основанной на опытном знании
Он подрывал основы веры»
Враг всякого закона, всякой веры»
4. «Человек незаурядной воли, ума и мужества!...»
Он завершил создание новой картины мира
6. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт…»
7. «Я мыслю, следовательно, я существую…»
Рождение науки, основанной на опытном знании
Работая с § 10 учебника (с. 90, 91) и видеоматериалом https://www.youtube.com/watch?v=KaQW7w8nHKs, определяем факторы, повлиявшие на развитие науки в раннее Новое время.
Великие географические открытия дали новые знания о мире. Развитие мануфактур, рост городов рождали потребность в точных науках. Изменение образа жизни пробуждало интерес к жизни человека. Ученые-гуманисты признавали за человеком возможность понять и объяснить окружающий мир. Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления и убеждение, что человечество может улучшить мир.
Он подрывал основы веры»
Работая с § 10 учебника (с. 91) и видеоматериалом, определяем, почему открытия Николая Коперника «подрывали фундамент веры».
Николай Коперник (1473-1543) тридцать лет наблюдал за небесными светилами и с помощью сложных вычислений сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Это положение подрывало в течение тысячелетий господствовавшее учение о неподвижности Земли.
Враг всякого закона, всякой веры»
Работая с § 10 учебника (с. 91, 92) и видеоматериалом, определяем, что нового внес в учение Коперника Джоржано Бруно.
Джордано Бруно отстаивал свои взгляды несмотря на угрозы католической церкви, не откзался он от них и перед угрозой смерти. По его мнению, «вера несовместима с разумом». Его подвиг в смелости бросить вызов всемогущей тогда церкви. Его жизнь послужила примером для других. На памятнике Дж. Бруно высечены слова: «от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костор».
4. «Человек незаурядной воли, ума и мужества!...»
Работая с § 10 учебника (с. 93, 94) и видеоматериалом, изучаем, какой вклад в развитие науки внесли открытия Галилео Галилея.
Первые наблюдения небесных светил в телескоп помогли Галилео Галилею (1564-1642) открыть спутники Юпитера, он наблюдал горы на Луне, пятна на Солнце, а также сформулировал законы падения тел, движения маятница и другие законы физики. Астрономические открытия и наблюдения Галилея подтвердили учение Коперника.
Он завершил создание новой картины мира
Работая с § 10 учебника (с. 94) и видеоматериалом, рассматриваем открытия, которые совершил Исаак Ньютон.
6. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт…»
Работая с § 10 учебника (с. 94-96) и видеоматериалом, определяем, какой вклад в развитие науки внес Фрэнсис Бекон.
Крупнейшая заслуга Фрэнсиса Бекона (1561-1626) заключается в том, что он предложил новый метод изучения природы – рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Истинные знания, по его мнению, могут быть получены только при соединении теории с практикой.
7. «Я мыслю, следовательно, я существую…»
Работая с § 10 учебника (с. 96) и видеоматериалом, изучаем, какой вклад в развитие науки внес Рене Декарт.
Главную цель науки Рене Декарт (1596-1650) видел в достижении человеком господства над силами природы. Источником достоверных знаний Декарт считал разум человека. Математика была для него идеалом и образцом для всех других наук. Декарт создал аналитическую геометрию, ввел понятие переменной величины.
Подеведние итогов
В XVI-XVIIвв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания. Законы, открытые учеными Нового времени, носят общий теоретический характер, меняющий представление о мире. Рождаются новые методы исследования природы – сочетание опыта (практики) и теории (разума).
Домашнее задание
1. Прочитать § 10
Напишите небольшое сообщение о жизни и деятельности одного из европейских учёных XVI-XVII вв. (Можно использовать материал параграфа, классной работы, информацию из видеоурока, интернет-ресурсы).