Типы связей, которые есть в системном анализе.




Социальная диагностика.

Говоря об изучении и диагностике разнообразных социальных явлений необходимо рассмотреть одно всеобщее свойство любой материи - системность. Системность фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными явлениями. Организованность присуща материи в любых ее пространственно временных масштабах. Организованность или упорядоченнсть связаны с еще одной характетистикой материи - структурностью.

Структурность - это внутренняя расчлененнсть материального бытия. (Алексеев П. В., Панин А. В. Философия:Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: “Проспект”, 1997.- С. 381)

Социальная действительность в структурном аспекте представлена уровнями: индивидов - семьи - различных коллективов (производственных) - социальных групп - классов - национальностей и наций - государств и системы государств - общества в целом. Структурные уровни социальной действительности находятся в неоднозначно- линейных связях между собой, что может вызвать впечатление неупорядоченности, сложности, случайности, но внутри каждого уровня существует жесткая система субординации. Закономерности новых уровней специфичны и несводимы к закономерностям уровней, на базе которых они возникли. Они являются ведущими для данного уровня структурной организации материи. Таким образом, структурное многообразие, т.е. системность, является способом существования материи.

Исходным понятием в данном случае выступает система.

Система - это комплекс взаимодействующих элементов. (Л. Берталанфи)

Элемент - это неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения. Критериальное свойство элемента - его необходимое непосредственное участие в создании системы, т.е. без него система не способна существовать. (Например, клетка - организм, но есть и нервная система и другие, т.е. подсистемы).

Наряду с понятием система употребляется понятие “подсистема”. Оно выработано для анализа сложноорганизованных, саморазвивиющихся систем, когда между элементами и системой имеются промежуточные комплексы. Их свойство - они более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем система.

С этой точки зрения материя является системой систем.

Говоря о элементах, неизбежно возвращаемся к понятию структура. Структура - это совокупность устойчивых отношений между элементами. (Там же.с.385)

Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития. Структура - это прежде всего закономерные связи элементов.

 

При диагностике социальных объектов как ни значительна была бы роль структуры в обусловливании природы системы, первенствующее значении принадлежит все-таки элементам. Элементы определяют сам характер связи внутри системы. Иначе говоря, природа и количество элементов обуславливают способ (структуру) их взаимосвязи. Качество системы определяется:

1. Элементами (их природой, свойствами, количеством).

2. Структурой, т.е. связью, взаимодействием.

Представители школы структурно-функционального анализа, возглавляемой Т. Парсонсом, положили в основу концепции общества “социальные действия” и сфокусировали внимание на функциональных связях, их описании, выявлении структурныхт феноменов. При этом вне поля зрения остались не только причинные зависимости, но и сами субсратные элементы.

Типы связей, которые есть в системном анализе.

1. Связи взаимодействия. Они начинаютработать с момента взаимодействия субъекта и объекта исследования.При этом актуализируются связи между элементами сущностной структуры.

2. Связи функционирования, обеспечивающие реальную жизнедеятельность социальному феномену

3. Связи порождения, или генетические связи, когдаодно явление выступает в качестве основания, вызывающего к жизни другое.

4. Связи преобразования. Они реализуются через такое воздействие на окружающую среду, которое стимулирует изменения, перемстройку общественных отношений.

5. Связи строения. Это структурные связи, они пронизывают все явление.

6. Связи развития, выражающиеся в актуализации заложенных возможностей. Переходя из одного состояния в другое системный объект располагает свободой выбора конкретных форм своего проявления.

7. Связи управления. Это выстраивание определенной программы, они служат способом ее реализации.

Типы систем:

1. Суммативные (незначительная интегрированность элементов).

2. Целостные (устойчивые внутренние связи, зависимость системы от каждого функционального элемента).

3. Неорганические (нефункциональные-кристаллы; функциональные-машина)

4. Органические (большая активность целого по отношению к частям)

Примером целостной и органичной системы является общество. Помимо связей координации в структуре таких систем большое место занимают связи субординации, причинно обусловленные развитием одних частей целого из других. Структура оказывается связанной опредленной программой, в обществе - с сознательно выдвигаемой целью, с управляющими механизмами, посредством которых структура целого активно воздействует на функционирование и развитие частей.

 

Диагностика - это установление взаимосвязи между опрделенными состояниями системы и тем множеством признаков, которые им соотвествуют. Для диагностики актуально движение от следствия к причинам, происхождение определенного действия и посредством анализа с использованием обратной связи эффекта с регулированием состояния системы.

Социальная диагностика представляет собой анализ состояния объектов и процессов, выявления проблем их функционирования и развития. Применяется этот термин во многом в социологиии труда ппри изучении закономерностей формирования и функционирования трудовых коллективов. Применительно к трудовому коллективу дианостика представляет собой комплексное обследование состояния дел в трудовой организации, а также уровня сплоченности или напряженности в социальных отношениях, с целью оценки “болевых точек” деятельности коллектива.

Диагностирование подчинено технической схеме и не зависит от субъективности исследователя. Осуществить диагностику объекта можно двумя способами.

Первый - выведение внешних признаков из задуманного (тем, кто умеет увидеть идею).

Второй - выведение задуманного из внешних признаков измерения. Смысловая дистанция от “внешнего” измерения до аутентичного (подлинного) признака изучаемого объекта преодолевается определенными процедурами диагностирования.

· упрощение измеряемого качества, этот шаг обусловлен высокой точностью и устойчивостью наблюдений. Данная процедура порождает ясные и отчетливые суждения о действительности и, в то же время, не позволяет забыть их происхождение.

· сохранение дистанции между конструкциями языка наблюдения и реальными параметрами изучаемого объекта. Наблюдения квалифицируются как симптомы некоего латентного качества, которое может обнаруживаться и другими способами. Латентная переменная отображается множеством операционных измерений, каждое из которых обладает определенной мерой близости порождающей модели.

Эта техника дает возможность стороить диагностическую процедуру на опредленных шкалах и тем самым добиваться высокой точности итоговых измерений.

· возникновение качества факторизации переменных. Фактор, объединяющий некоторое количество взаимосвязанных признаков, требует осмысления.

Перечисленные процедуры диагностирования могут быть использованы при исследовании эффективности любого объекта, подлежащего диагностированию.

Выделяют три группы методов.

Позиционный анализ - это методика выявления различий в целях, интересах, представлениях той или иной группы работников. Объективно обусловленое различное положение в выполнении социальных ролей, функциональных обязанностей формирует зачастую существенные различия в оценке одной и той же ситуации. При позиционном анализе могут привлекаться специалисты разного профиля. В зависимости от того, какой аспект исследуется.

Социологические методы являются преобладающими. Они подключаются в сборе информации, анализе документов, интервью, анкетных опросах, экспертных оценках. С их помощью выделяются острейшие социальные проблемы.

В последнее время все большее распространение среди методов диагностики получают игровые методы (деловые игры). С их помощью моделируются объекты и процессы, в том числе и социальные.

При диагностике могут быть выялены различные социальные резервы.

Категории диагностики:

Метод - это способ действий, сложившийся в практической деятельности, он как бы опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения. Метод - сложный прием, упорядоченная совокупность простых приемов.

Методика - упорядоченная совокупность приемов, процедур, операций, правил исследования на основе одного или чаще определенного сочетания нескольких методов.

Методология - область знания о методах, способах, системах изучения.

В методе элементы способа действий преобразуются и приобретают организованную и устойчивую структуру. Так, цели отражаются в виде норм, принципов деятельности, в форме программ, заданий.

Универсальная работа социолога предполагает использование целого комплекса методов.

1. Теоретико-познавательные методы или методы прикладных социологических исследований, с помощью которых организуется процесс получения научной информации, анализ социальных процессов. Эту группу представляют известные методы наблюдения, эксперимента, анализа документов.,

2. Методы обработки и анализа информации факторный, системный, статистический и др.

3. Методы социального проектирования: прогнозирование, моделирование, конструирование. Методы социальной организации и управления: планирование, программирование, принятие решений, контроль, оптимизация, иновация. С помощью этих методов создаются эффективные средства регулирования социальными процессами, вырабатываются оптимальные решения, обеспечивается их реализация.

4. Среди методов, которыми особенно должен владеть социолог выделяются методы обучения. Необходимо постоянно совершенствовать свои знания, умения. Вместе с тем внедрение предложенных проектов, рекомендаций всегда предполагает определенную подготовку, обучение исполнителей.

Они подразделяются на методы формирования умственных действий:

· информативно-ориентировочный;

· системно-информативный;

· проблемный;

· поэтапное формирование умственных действий.

Методы воспитания:

· убеждение,

· внушение,

· принуждение,

· стимулирование,

· совместно-раздельная деятельность.

Методы формирования навыков:

· инструктирование;

· показ действий;

· упражнения;

· квалификационные задания.

Несмотря на функциональное развитие всех методов, у них есть общая внутренняя структура. В ней можно выделить три группы элементов: нормативную, инструментальную, процедурную.

Исходным элементом метода являются нормы. Они задают направление в регуляции действий, служат средством ориентации. Это ключевые компоненты любой организации деятельности. В них отражается содержание целей, они вбирают в себя оценки действий. Нормы функционируют как в виде общих принципов организации деятельности, так и в форме конкретных требований. Содержание норм исходит из теоретических положений и является по существу, определенным выводом непосредственно ориентированным на практическое действие. Научной основой содержания норм служат теоретические выводы, законы, категории, понятия.

В нормативном содержании метода можно проследить три группы требований. Первая раскрывает возможные области и условия применения метода, т.е. где, в каких условиях и в каких целях он может быть применен. Вторая группа содержит правила действий, выделяет в них операционное содержание, которое в последствии может быть развернуто в программу действий. Третья группа задает необходимые свойства используемых средств и инструментов.

Инструментальную часть метода составляют средства, необходимые для достижения поставленных целей. В ходе организации метода происходит инструментализация используемых средств. Они специально конструируются, приобретают более четкую функциональную направленность на достижении определенных результатов, вводятся в технологический процесс работы. В каждом социологическом методе есть особые, специально созданные для него инструменты. Так, в опросе им является анкета, в наблюдении - карта, дневник. Инструментарий метода составляют также специальные технические средства сбора данных, соотвествующий логико-математический апарат обработки и анализа данных.

Основное содержание метода это его процедуры. Процедура представляет собой строго заданную последовательность действий, каждое отдельное действие - операция- несет определенный смысл, содержит функцию в структуре процедуры. Есть простые процедуры, например, регистрация событий в ходе наблюдения. Есть более сложные - проектирование анкеты.

Чтобы обеспечить установленное выполнение процедуры, нужно овладеть навыками работы с соотвествующими инструментами. От социолога в процедуре социолгического метода требуется умелое управление как своими собственными действиями, так и действиями других лиц, участвующих в процедуре.

В процедурном отношении все работы по применению метода можно разделить на три этапа.

1. Включает подготовительные работы. На основе общей программы (исследования, обучения, управления) разрабатывается программа применения метода, создаются необходимые средства, инструменты дальнейшей работы.

2. Оперативно-процедурный. На этом этапе происходит непосредственное воздействие на объект в форме определенных процедур с применением подготовленных инструментов. В прикладном социологическом исследовании - это сбор, получение первичной инофрмаци; в обучении - активизация действий, в управлении - регулирующее воздействие на систему.

3. Результирующий. Его составляет обработка, анализ и обощение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффекивности используемого метода.

Итак, овладение методом предполагает: способность ориентироваться в его предметно-нормативном содержании, знание его средств, инструментов и умение пользоваться ими, овладение соотвествующими процедурами метода, умение правильно применить метод в решении поставленной задачи и оценить результаты такого применения.

Социальная диагностика неотделима от своего результата, а именно от социальной технологии.

Социальная технология.

Сущность любой диагностики выйти на уровень социальной инженерии. Западный подход к термину таков.

В научный оборот это понятие впервые было введено в 1922 году Р. Паундом. С этого времени говорили только о “человеческой инженерии” которая занималась практическим улучшением взаимодействия оператора с машиной. До середины 60-х годов термин не употреблялся. В это время появляется фундаментальный сборник “Прикладная социология” под редакцией А. Гоулднера и начинается всплеск социоинженерных подходов. Они целиком ограничиваются уровнем предприятий. Методология западной социоинженерии такова: социоинженер идет во втором эшелоне. В первом идут социальные диагносты. Они зондируют ситуацию на предприятии - состояние финансов, фондовооруженности, техновооруженности труда, качества рабочей силы. Социальной напряженности, конфликтности, удовлетворение трудом и качеством рабочей жизни. Затем наступает очередь второго эшелона, где идут социальные клиницисты и социальные инженеры. Социальные клиницисты работают с клиентом один на один как психотерапевты. Они лечат нарушенные механизмы психологической защиты, восстанавливают равновесие индивида с социальным окружением, т.е. корректируют разбалансировку. Социальный инженер выполняет роль конструктора: он переструктурирует составные части социального окружения либо выстраивает его заново, по научно основанным чертежам. Например, внедряет гибкий режим работы. Он отвечает за правильный подбор деталей создающих организацию как целостный организм, создает график преобразования, иногда вместе с администрацией руководит перестройкой организации.

В России термин “социальный инженеризм” появился до 1917 года. Первым его употребил А.К. Гастев. И здесь социальная инженерия была ограничена уровнем предприятия. У Гастева была попытка распространить новую методологию не на одно предприятие, а на группу предприятий. Его работа прервалась арестом и смертью в сталинских лагерях.

В 20-е годы в СССР сформировалась разветвленная система прикладной социологии и психологии, включая эргономику. Этот комплекс назывался НОТ. Здесь была и психотехника и социальная инженерия. В этом направлении действовали более 10 научно-исследовательских институтов и сотни лабораторий по всей стране. Но социальная инженерия как термин употреблялся только Гастевым. Методология Гастева работает до сих пор. Суть ее конструирование социальной среды на уровне отдельного предприятия.

Но с 60-х до 80-х годов было две публикации по социальной инженерии, обоснование этой дисциплины теоретически не происходило.

Социальная технология представляет собой четко отработанную по операциям совокупность приемов, методов и воздействий, которые необходимо применять субъектом управления для достижения целей социального управления при решении социальных проблем.

При разработке социальных технологий рекомендуется придерживаться ряда принципов. Основными из них являются:

· принцип многоуровневого анализа, требующий учета степени развития и ранжирования на этой основе приоритетных социальных резервов;

· принцип целеполагания, предполагающий согласования целей и задач социальной технологии с ресурсами и возможностями, а выбор средств, соотвествующих поставленным целям;

· принцип комплексности, требующий оптимизации социального процесса, учета влияния технологии на все стороны жизнедеятельности;

· принципмногообразия, обусловленный многочисленными связями социальных резервов и требующий вычленения собственно социального, применительно к конкретным процессам, явлениям, событиям.

Разработка социальной технологии включает ряд элементов. К ним относятся:

1. Диагностика реального состояния.

2. Комплексный анализ уровня различия между реальным и необходимым состоянием социальных процессов, выявление соотношения динамики и статики, меры перемен и стабильности объектов технологизации.

3. Комплексный анализ проблемной ситуации (теоретический и эмпирический).

4. Разработка возможных вариантов достижения цели.

5. Анализ альтернатив достижения цели.

6. Выбор решения с использованием совокупности методов и средств.

7. Подготовка к выполнению выбранного решения (определяется перечень необходимых операций, обеспечивающих регулирование искомого (качества, количества, состояния и т.п.) состояния социального процесса.

8. Подготовка сценария действия и его утверждение (определяются формы взаимодействия субъекта и объекта технологизации), установление степени использование степени использования методов управления и самоуправления, уровня готовности объективных и субъективных условий реализации технологий.

9. Определение сметы затрат (экономических, социальных технологических).

10. Определение потребности в правовом, политическом, теоретическом обеспечении каждого из этапов разработки и освоения сциальной технологии.

11. Организация информационного обеспечения.

12. Организация контроля за ходом реализации программ технологизации (формы и методы промежуточной диагностики на промежуточных этапах освоения).

13. Оценка эффективности реализации социальной технологии.

Разработка социальной технологии - процесс, требующий профессиональных знаний менеджмента и социологии.

Состоит процесс создания социальной технологии из следующих этапов:

· дигностика;

· прогнозирование;

· социальное проектирование;

· реализация проекта.

Социальные технологии это функция социальной инженерии.

Есть несколько значений термина социальные технологии:

n метод управления социальным процессом;

n средство перевода абстрактного языка нации на конкретный язык практики управления.

Условия технологизации:

1. Объект должен обладать определенной степенью сложности (иерархия в системе).

2. Известен элемент и структура функционирования.

3. Субъект управления должен быть способом формировать процессы: операционализировать понятия и критерии.

4. Иновационная среда должна обеспечить наобходимый уровень управления.

Признаки технологизации:

1. Разграничение процесса на этапы, фазы и операции.

2. Координация и поэтапность действий, направленной на прогнозированный результат.

3. Выполнение процедур и операций.

Уровни социальной технологии:

Теоретический: цели, объект технологизации.

Методически: выбор методов реализации.

Социальные технологии различаются по уровню социальной деятельности:

· национальное социальное пространство;

· уровень местного самоуправления;

· уровень региональных технологий;

· уровень социальных организаций;

· технологии производственной деятельности.

По характеру воздействия на социальные процессы различают:

· формирующие технологии (общественное мнение, тип личности, стиль мышления);

· стимулирующие (разработка системы стимулов);

· сдерживающие (препятствующие, задающие определенные границы социальным процессам);

· деструктивные (разрушающие, направленные на подрыв определенных негативных процессов).

Социальные технологии делятся на жесткие, не допускающие инноваций и мягкие, допускающие инновации.

Новшество, которое надо ввести через социальную технологию должно прежде всего, удовлетворять потребности индивида.

Становление и развитие новшества.

Инновация - это работающее новшество

Интервенция, то есть движение новшества в новые отрасти системы.

Рациональность социальных технологий- упорядоченность, постижение проблемы, процесса общества.

Иррациональность - упорядоченность существующего порядка; непознанность упорядоченности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: