Научное описание музейных предметов.




В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он является объектом комплектования, научного изучения и описания, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной деятельности.

Главная функция музейного предмета – быть источником информации о тех процессах, событиях и явлениях, с которыми был связан данный предмет. Для характеристики музейного предмета рассматривают его общие свойства и конкретные признаки, а также устанавливают его научную, мемориальную, историческую и художественную ценность.

Одним из основных критериев отбора предметов музейного значения является их подлинность. Каждый музейный предмет обладает информационным потенциалом. Информационный потенциал музейного предмета – это вся совокупность сведений о музейном предмете и среде его бытования, выявленных в ходе источниковедческого анализа. Атрибуция музейного предмета заключается в описании внешних признаков памятника: наименование, автор, датировка, материал, техника изготовления, форма, размер, цвет, индивидуальные признаки (наличие автографов, пометок, повреждений и т.п.).

Именно в музее в процессе изучения и научного описания предмета специалистами (искусствоведами, историками, литературоведами и т. д.) реконструируются его отношения со средой бытования, определяется и фиксируется в музейной документации его общественное значение, благодаря чему предмет выступает как материальное свидетельство явлений в природе, культуре и обществе.

Общим правилом является указание следующих параметров:

1. Инвентарный номер

2. Наименование

3. Автор, изготовитель, издатель, автор находки, название полевого отряда и его руководителя (если речь идёт об археологической экспедиции).

4. Описание внешнего вида предмета. Оно должно быть предельно точным, конкретным и сжатым. В начале описания даётся общая характеристика конструкции, формы, цвета, фактуры, устройства и тд.; указывается, является ли предмет цельным или составным. Парные предметы (погоны, пара обуви) описываются вместе, но считаются как два предмета). Если предмет имеет упаковку-футляр, папку и пр., имеющую самостоятельное музейное значение, то она учитывается и описывается как отдельный самостоятельный предмет. Если не имеет музейного значения, она просто указывается в описании основного предмета. После описания общих признаков предмета даётся описание отдельных его составных частей, орнаментов, украшений, сюжетных изображений, клейм, надписей и пр. В текстах и надписях на предмете сохраняются подлинная орфография и пунктуация, указывается язык текста.

5. Место создания (находки), бытования. Географическая принадлежность предмета или место его находки для археологических предметов, кладов, природных объектов (пород, минералов) обозначается последовательно от общего к частному в соответствии с административно-территориальным делением. В примечании необходимо указать современное наименование данного объекта. Место находки требует точной привязки к местности.

6. Дата создания, бытования, события, находки. Основанием датировки для предметов служит время изготовления/выпуска, принадлежность отдельным лицам и семьям, период использования (бытования). Если точная дата изготовления предмета не известна, то можно указать дату вручения (для наград), дарения, дату находки предмета или дату события, с которой этот предмет связан. Если дата приблизительная, она должна указываться со знаком вопроса, помещённого в скобках. Для археологических предметов, кроме даты находки, указывается абсолютный хронологических возраст найденных предметов, например, «II тыс. до н.э.». Для геологических объектов может быть указан абсолютный возраст данного геологического образования.

7. Материал, техника изготовления. В данной графе указываются материал, из которого изготовлен (или состоит) предмет, техника его изготовления или декорирования.

8. Размеры обычно указываются в сантиметрах. Если предметы очень мелкие (бисер, детали часов), то указываются в миллиметрах, если очень крупные – в метрах. Предметы нумизматики, ювелирные изделия указываются только в миллиметрах.

9. Сохранность предмета обязательно указывается при его поступлении в музей, что имеет важное значение для контроля за состоянием предмета. При этом фиксируются все имеющиеся дефекты: пятна, прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, потёртости, отсутствие каких-либо частей или деталей предмета и тп.

10. Источник и способ поступления. Поступление предмета в музей фиксируется указанием способа его поступления в музей (экспедиции, дарение, закупка) со ссылками на музейные акты (№ акта указывается). Указывается даритель, жертвователь.

11. Легенда. Легенда предмета – это история его происхождения (создания), находки, бытования, способа использования, сведения о его владельцах. Обычно при передаче предмета в музей владелец сообщает историю предмета и отражает его в своём заявлении.

Таки образом музейный предмет может считаться по одному важному критерию подлинность, затем подлинный экспонат выводят по 11 общим параметрам которые выявляют особенность данного предмета.

Вопрос.

1 - книга Петр Сажин «Севастопольская хроника».

2- 1975 год

3- длина-20см, ширина-12см.

4- 1 штука

5- состояние хорошее

6- оригинал

7- куплено в книжном СССР

8- Переплет твердый, цельнокрытый. Картонные крышки и корешок оклеены ледери-ном темно-серого цвета с мелкозернистой структурой. Корешок сделан из тканевого материала поверх него расположено название книги. С задней части находится логотип печати и цена 1р.08к. данной книги. Цвета используемые в оформлении бело-синий.

1- Фляга армии СССР

2- 1983 г

3- длина 20 ширина 10

4- 1 штука

5- состояние удовлетворительное

6- оригинал

7- выдано армией СССР

8- Фляга овальной формы из металла зеленного цвета также входит специальный чехол для него, по центру имеются некоторые вмятости, крышка на цепочке.

Литература:

 

1 Сотникова, С.И. Музеология. М., 2004.

2 Юренева, Т.Ю. Музееведение. М., 2007.

3 Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. – М.: Едиториал УРСС, 2005.- 504 с.

4 Изучение и научное описание памятников материальной культуры / Сост. А. М. Разгон. – М.: НИИ культуры, 1972. – 272 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: