Анализ, проведенный моим коллегой (педагогом-психологом, NLP-практиком Р.И.Халитовым из УПК N1 (г.Стерлитамак)), говорит о том, что чаще всего взрослые люди обращаются с проблемами:
1. Неудовлетворительное общение с противоположным полом (когда человек чувствует свою скованность и неудовлетворенность собой или теми отношениями, которые он выстраивает;
2. Взаимоотношения с родственниками (например, излишняя опека мамы, мешающая сыну (или дочери) жить самостоятельно или вмешательство старших родственников во внутрисемейную (чуть ли не интимную) жизнь молодой пары), ссоры супругов друг с другом (нежелание уступать, борьба за власть и влияние на семью, неумение попросить и т.д.);
3. Потеря смысла, стимула и интереса к жизни (такое бывает после сильного стресса, горя, при профвыгорании или в депрессии);
4. Профессиональная дезориентация (обычно у молодежи);
5. Различного рода потери и разочарования, пережить которые иногда человеку не по силам (например, смерть близкого человека);
6. Кризисные периоды - нормальные для любого человека и способствующие вообще-то развитию, но иногда отягощенные навалившимися проблемами, из-за которых происходящее кажется невыносимым. И люди делают глупости, вместо того, чтобы обратиться к психологу.
7. Поиски своего места в жизни, самоопределение, самоизучение (я сказала бы даже, иногда знакомство с собой). Встречается как у молодежи, так и взрослых людей;
И многое другое индивидуальное, больное у каждого по-своему.
Как видите все эти проблемы (или задачи, как мы их называем) свойственны психически здоровым людям, которые в силу разных причин, оказываются не в состоянии справиться с ними самостоятельно или делают это не совсем эффективно, из-за чего снежный ком неразрешенных задач накапливается и превращается в больную проблему, которую человек уже не может решить самостоятельно.
Что касается детей, то здесь проблемы-задачи повторяют проблемы взрослых:
1. Взаимоотношения с противоположным полом. Обычно или несчастная любовь или занижена самооценка типа: «я - уродка, никто со мной не хочет «встречаться», у всех девчонок есть парни, а у меня нет»;
2. Неудовлетворительное социальное положение в группе сверстников. Это для родителей ребенок «совсем от рук отбился и пропадает на улице неизвестно с кем», а для подростка жизненно важно занять достойное место среди сверстников и если у подростка есть чувство, что занимаемая им ниша не совсем достойная, он будет сильно переживать и стремиться исправить положение. При этом подростку важно понимают ли и принимают ли его близкие взрослые;
3. Отсутствие или недостаточное взаимопонимание с родителями и значимыми взрослыми. Эта проблема стоит на втором месте среди причин, названных школьниками гимназии N 4 г. Стерлитамака в опросе о причинах самоубийств среди подростков, причем чем старше школьники, тем значимее для них тепло взаимоотношений в семье, любят их или нет, гордятся ими или стыдятся. А для нас взрослых, подчас, все выглядит иначе: повзрослел, замкнулся, стал неуправляем...
4. Поиск смысла. Во всем, и в жизни в том числе. Отсюда возможно увлечение всяческой мистикой (что само по себе как болезнь роста нормально, но как любое явление может перерасти в опасную тенденцию: размышления о смерти и т.д.)
Учеба (как ни странно...), конфликты с учителями, родителями из-за учебы или поведения в школе. Кстати, как вы думаете, среди школьников совершивших суицид (самоубийство) из-за учебы, кого больше: отличников или троечников и двоечников? Да, отличников... Существенно больше...
5. Поведение в школе или дома, часто выливающееся в серьёзную проблему.
6. Агрессивное или неуправляемое или асоциальное поведение. Обычно причины такого поведения вполне конкретны. Диагностировать их проще, чем исправить, потому что ребенок-часть системы семья, но не все члены семьи, как это ни странно, заинтересованы в решении проблемы ребенка (иначе её просто не было бы), так как это требует прикладывания душевных сил, которых всегда не хватает
Есть и другие причины, обо всех не расскажешь. А вообще наши дети гораздо мудрее, вдумчивее и серьезнее, чем видно нам - взрослым. Просто нашим детям не всегда выгодно быть самими собой в нашем присутствии. Часто вспоминаю фразу: «Лгут тому, кому говорить правду опасно...». Что бы проиллюстрировать, расскажу случай из личной практики. Имя, конечно, изменено. Эльмар учился в третьем классе. Был агрессивен, иногда воровал деньги, при этом семья среднего достатка, то есть особо он ни в чем не нуждается. На украденные деньги покупал всякие сладости в киоске. Эльмара били дома в воспитательных целях. И мама, и папа, и любимый дедушка. Били до синяков. Но Эльмар продолжал врать и воровать. Постоянно и с чистыми глазами. Чем больше его били, тем больше он шкодил по разным причинам, в основном, чтобы привлечь к себе внимание, занятых своими проблемами взрослых. Или чтобы его потом пожалели, когда ему будет плохо после того, как его побьют. Или чтобы отомстить, отстоять свои права (быть таким, каков он уже есть). И главное, чтобы избежать наказания, хотя именно за это его сильнее всего и наказывали. Вот такой замкнутый круг. Его отец на мой вопрос: «били ли его самого в детстве?», ответил, что били и что он, когда был маленьким, решил никогда не бить своих детей...
Работать со взрослым человеком проще чем с ребенком. Взрослый по рекомендациям психолога сам в состоянии организовать правильную «расстановку сил» в своем окружении, а ребенок-не сможет никогда, потому что ребенок-его социальный статус обычно ниже чем статус взрослого члена семьи и его слушаться не будут. Поэтому задачи психолога в работе с ребенком часто организационные, мотивирующие родных на новое полезное для ребенка поведение...
И кроме «реагирования на болевые места», психолог должен заниматься еще и профилактикой. Его работа в этом направлении так и называется:
4. Работа на опережение запроса - психопрофилактика и психопросвещение:
Психологическая грамотность населения оставляет желать, мягко говоря, много лучшего. Можно уверенно сказать, что о том, как похудеть или, к примеру, лечить простуду, окружающие знают больше, чем о том, как развивать память, поднять себе настроение, пережить потерю или простить друга. Поэтому, для психолога работы, здесь, непочатый край. Какую область или психологическую тему ни возьми, все, или почти, все будет ново для аудитории. Темы диспутов, лекций и прочее перечислять не имеет смысла, слишком их много. А вот рассказать о том, чем и как помогает психолог, думаю нужно, так как довольно часто слышу от окружающих: «Да, чем ты мне можешь помочь?! Денег же ты мне не дашь. А советы я и сам давать умею...».