Необходимые действия
Помните, что в первую очередь пострадавший нуждается в медицинской помощи.
Думайте о собственной безопасности! Не пытайтесь помочь, если не уверены в ней.
Реально оценивайте свое состояние и свои силы, перед тем как принять решение помочь.
Если вы не уверены в своих силах, то не оказывайте помощь, а обращайтесь к специалистам.
Если вы чувствуете, что не готовы помочь, вам страшно, неприятно разговаривать с человеком – не делайте этого!
Не обманывайте человека, не давайте ему ложных надежд. Не манипулируйте им и ситуацией, для того, чтобы выглядеть с лучшей стороны и добиться каких-то выгод.
ИСТЕРОИДНАЯ РЕАКЦИЯ
Истерика – активная, энергозатратная поведенческая реакция. Так человек выражает свои эмоции, выплескивая их на окружающих.
Он может кричать, размахивать руками, одновременно плакать все это происходит в присутствии зрителей. Данная реакция способна заражать окружающих.
НЕ! - несовершайте неожиданных действий (дать пощечину, трясти человека, облить водой).
- не вступайте с ним в активный диалог по поводу его высказываний, не спорьте с ним.
- не говорите шаблонных фраз «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя».
П О М О Щ Ь
Постарайтесь удалить зрителей и замкнуть внимание на себе (чем меньше зрителей, тем быстрее пройдет реакция).
Если это невозможно, постарайтесь стать самым внимательным слушателем (сократите количество слов, которые вы говорите).
Обращайтесь к нему по имени, простыми короткими фразами. Чаще поддакивайте, кивайте.
После истерики чаще всего наступает упадок сил – дайте человеку возможность отдохнуть.
Не нужно считать, что человек это делает намеренно, чтобы привлечь к себе внимание. Помните, что это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
АГРЕССИВНАЯ РЕАКЦИЯ
Агрессия, злость, гнев – это активная энергозатратная реакция, которая бывает: вербальной (человек высказывает слова угрозы) и невербальной (человек совершает агрессивные действия).
Любой человек имеет право в экстремальной ситуации, которая нарушила привычный уклад его жизни, испытывать злость, раздражение и гнев.
Если гнев вовремя не остановить, он может стать массовым.
НЕ! – несчитайте человека, выражающего агрессию злым по характеру.
- не спорьте с ним и не переубеждайте его, даже если он неправ.
- не угрожайте ему и не запугивайте его.
П О М О Щ Ь
Разговаривайте с ним спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи.
Обращайтесь к нему по имени. Задавайте ему вопросы, которые помогли бы понять и сформулировать его требования к этой ситуации: «Как вы считаете, что лучше будет сделать: это или вот это?».
Направьте его активность на полезные физические действия (поручите ему простое дело, например, посчитать количество людей, помочь принести воды и прочее).
Помните, что его реакция направлена на обстоятельства, а не на вас лично.
ТРЕВОГА
Это реакция в каком-то смысле тяжелее, чем реакция страха (где мы можем бояться чего-то конкретно: перелетов в самолете, собак, болезни). При состоянии тревоги человек не знает, чего он конкретно боится.
Оно длится долго и вытягивает все силы и энергию.
НЕ! - не оставляйте человека одного.
- не скрывайте от него правду о ситуации или плохие новости, даже если они могут его расстроить.
- не убеждайте его, что незачем тревожиться, особенно если это не так.
П О М О Щ Ь
Важно постараться разговорить человека и понять, что именно его тревожит. Возможно он осознает источник тревоги, и он трансформируется в страх. А со страхом справиться проще.
Источником тревоги часто выступает недостаток информации и состояние неопределенности. Нужно проанализировать информацию, в которой он нуждается и предоставить ему.
Состояние тревоги сковывает человека, навязчивые мысли не покидают его. Предложите сделать несколько физических упражнений, чтобы снять напряжение в мышцах, либо вовлечь в простую деятельность, связанную с происходящими событиями.
СЛЕЗЫ
Плач – это та реакция, которая позволяет человеку в сложной ситуации выразить переполняющие его эмоции.
Любую трагедию и потерю человек ДОЛЖЕН ПЕРЕЖИТЬ. Это значит понять, что с ним случилось и выстроить новые отношения с миром. Это процесс требует времени.
Слезы, печаль, грусть, размышления о произошедшем – свидетельствуют о том, что процесс переживания начался. Такая реакция является самой лучшей.
НЕ! – не пытайтесь остановить реакцию и успокоить человека.
- не стоит считать, что слезы - это проявление слабости.
- не сдерживайте слезы, потому что это не приведет к эмоциональной разрядке и нанесет вред психическому и физическому здоровью.
П О М О Щ Ь
Постарайтесь выразить человеку поддержку и сочувствие. Не обязательно словами. Можно просто сесть рядом, держать за руку, обнять. Порой присутствие рядом значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.
Важно дать человеку возможность высказаться, поговорить о своих чувствах.
Нужно дать реакции состояться, а если вы чувствуете, что она затянулась и не приносит человеку облегчения, можно предложить выпить стакан воды.
Помогите человеку сконцентрироваться на глубоком и ровном дыхании, вместе с ним займитесь каким-нибудь делом.
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Донецкой Народной Республики
Информационная брошюра
Основы оказания экстренной допсихологической помощи
Донецк, 2021