Методология и методы научного исследования
План (6 ч.л., 12 ч.пр., контрольная работа, зачет)
Сессия | Темы лекций | Темы практических занятий | Количество часов |
установочная | Сущность, функции и уровни методологического знания | ||
Методологические подходы в научном исследовании | |||
зимняя | Научное исследование как форма существования и развития науки | ||
Методологические основы педагогического исследования | |||
Характеристика методологического аппарата исследования | |||
Методы психолого-педагогического исследования | |||
Представление результатов исследования |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основные источники:
1. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 050706 (031000) - пед. и психология; 050701 (033400) - педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2007. - 207 с.
2. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Пособие для студ вуза. – М.: ИЦ «Академия», 2006.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2015. – 272 с.
Дополнительные источники:
1. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: монография – М: КНОРУС, 2015. – 512 с.
2. Борытко, Николай Михайлович. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050711 (031300) - Социальная педагогика; 050701 (033400) - Педагогика / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. - М.: Academia, 2008. - 320 с.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методология и методы психологического исследования: Учебно-практическое пособие. – М: КНОРУС, 2015. – 344 с.
4. Загвязинский, В. И.. Исследовательская деятельность педагога / В. И. Загвязинский - М.: Академия, 2010. - 176 с.
5. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М., 1997.
6. Немов, Роберт Семенович Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед.: в 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС. - ISBN 5-691-00552-9. Кн. 3: Психодиагностика: введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд., 4-е изд. - 1999. - 2001. - 2003. - 2002. - 1998. - 640 с.
7. Образцов, Павел Иванович. Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст]: учебное пособие / П.И. Образцов. - СПб.: Питер, 2004. - 268[4] с.
Интернет-ресурсы (методические и др. разработки в электронном виде, компьютерные лабораторные или практические работы, компьютерные программы и т.п.):
1. gnpbu.ru – сайт научной педагогической библиотеки имени К.Д. Ушинского
2. edu.ru Федеральный портал Российское образование
3. kraevskyvv.narod.ru – сайт Академика РАО В.В. Краевского
4. methodolog.ru – сайт Академика РАО А.М. Новикова
5. pedagogika-rao.ru – сайт журнала «Педагогика»
6. pedlib.ru – сайт «Педагогическая библиотека»
Задания к практическим занятиям
По дисциплине «Методология и методы научного исследования»
Магистерские программы «Управление в образовании», «Практическая психология образования», «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования»
Практическое занятие №1
Методологические основы педагогического исследования
Темы для обсуждения
1 Сущность, функции и уровни методологического знания.
2 Сущность, современные особенности методологии педагогики.
3 Сущность, функции, классификации методологических подходов.
4 Характеристика отдельных методологических подходов (системный, культурологический, личностный, деятельностный, полисубъектный и т.д.).
5 Сущность научного исследования.
6 Этапы исследовательской деятельности Структура и логика научной работы.
7 Особенности психолого-педагогических исследований.
8 Этические нормы исследовательских работ.
Задание
1 Составьте список из 3 книг, посвященных проблемам методологии педагогики, опубликованных за последние 3 года.
2 Подготовьте аннотацию статьи по проблемам методологии педагогики, педагогических исследований, опубликованную за последние 3 года.
3 Подготовьте краткое сообщение на тему «Реализация методологических принципов в практике педагогических исследований» [1] (см. задание для самостоятельной работы).
4 Разработайте график работы над своей магистерской диссертацией: укажите этапы, виды деятельности, сроки, планируемые результаты.
Основные источники
1 Загвязинский В. И.. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 050706 (031000) - пед. и психология; 050701 (033400) - педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2007. - 207 с.
2 Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Пособие для студ. вуза. – М.: ИЦ «Академия», 2006.
3 Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2015. – 272 с.
4 Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
5 Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.