Основы организации занятия по фортепиано на начальном этапе обучения.




Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

 

Городская научно-практическая конференция

«Проблемы обучения музыке в системе дополнительного образования и тенденции современной музыкальной педагогики»

 

 

«Организация слухового контроля ребенка при исполнении музыкальных произведений на начальном этапе обучения»

 

 

Автор:

Топалова Анастасия Валерьевна

Педагог дополнительного образования, концертмейстер

ГБУ ДО ЦТР и ГО «На Васильевском»

 

Санкт-Петербург

 

 

Введение

Музыка – искусство звука.

Г.Г. Нейгауз

На начальном этапе обучения игре на любом музыкальном инструменте очень важно уделить достаточно внимания как работе над звуком, так и слуховому контролю ребенка. Основным направлением в процессе первоначального обучения игре на фортепиано становится воспитание у обучающегося ребенка любви к музыке, внимательного отношения к звукам и линиям развития мелодии. Творческое начало развивает воображение ребенка, а также рождает желание сделать что-то новое и необычное.

В наше время очень актуальны проблемы воспитания слухового контроля в работе над произведениями, воспитания любви к музыке на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Бывает так, что по каким-то своим причинам педагог перестает заинтересовывать и прививать любовь к процессу обучения и начинает отработанно, по «старой схеме», проводить занятия одно за другим. Для развития слухового контроля очень важно заинтересовать ребенка.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: поиск психолого-педагогических условий музыкального развития учащихся через воспитание у них слухового контроля в процессе обучения игре на фортепиано.

Цель -выявление методов воздействия на ребенка на начальном этапе становления его творческой личности в отношении к игре на фортепиано, акцентируя внимание на прививании любви к игре на выбранном музыкальном инструменте, развивая тем самым музыкальность, воспитывая бережное и трепетное отношение к звучанию исполняемого произведения.

Задачи:

- изучить правильную организацию урока по игре на фортепиано на начальном этапе обучения;

- рассмотреть проблему слухового контроля музыкальных произведений в начале творческого пути;

 


 

Основы организации занятия по фортепиано на начальном этапе обучения.

- Первое знакомство с инструментом

Каждый ребенок является уникальным миром, единственным в своем роде сочетанием особенностей личности, характера и темперамента. Он уже духовно владеет какой-то музыкой, можно сказать носит ее в своей голове. Чтобы помочь ребенку раскрыть его внутренние возможности, важно определить его настроение, уловить душевное состояние: успокоить легковозбудимого, поднять эмоциональный настрой инертного, раскрепостить «зажатого». Необходимо найти правильную тональность общения- с одним можно разговаривать ласково и тихо, с другим- использовать все богатство эмоционально окрашенной речи. В любом случае, необходимо чувство такта и абсолютное уважение к ученику.

Перед прикосновением к клавишам ребенок знакомится с инструментом. Поэтому для интересного «знакомства» педагог может показать внутреннее строение инструмента, рассказать из чего состоит фортепиано и какие звуки может издавать.

Процесс овладения фортепианной игрой настолько трудоемкий, что порой, поглощает все внимание ученика, а цель, во имя которой затрачивается столько усилий- Музыка- часто уходит из поля зрения. Поэтому на первом этапе важнее всего, как считала А.Д. Артоболевская, не научить малыша играть, а научить его слушать, заинтересовать тем, о чем музыка говорит, развивать музыкальное воображение. Слушание музыки раскрывает данные учащегося, его характер, эмоциональность. Слушая музыку, ученик хочет играть также как его педагог. Чтобы показать пример, педагог должен чаще садиться за инструмент и играть различные по настроению произведения. После чего будет полезным обсудить характер музыки, интонационные и ритмические особенности образов.

Необходимо с самого начала обратить внимание учащегося на тембровую окраску звука. Нужно показать разницу между красивым, то есть насыщенным тембровыми красками звуком и сухим, вялым или жестким звуком. Добиваться того, чтобы ребенок «на слух» смог определить качество звука, его темброво-регистровую окраску. Развитие тембрового слуха помогает естественно и правильно развить слуховой аппарат, в основе которого будет свободное, не напряженное состояние мышц руки при достаточной насыщенности звука.

Первое знакомство с инструментом должно проходить в игровой форме для начинающих пианистов. Например, знакомясь с регистрами, они понимают, что на фортепиано можно изобразить не только зверей и птиц, но и все инструменты оркестра.

-Организация пианистического аппарата

Постановка руки - это важнейший этап и очень ответственный момент, во многом обусловливающий дальнейшее продвижение учащегося. Также большое значение имеет правильный выбор посадки за инструментом.
Ребенок должен понять, что его руки – это одно из звеньев для выражений звуков, как голос для выражения его помыслов и желаний. Он должен запомнить, что руки – его голос, который может «говорить» извлекая звуки и громко, и нежно, и сердито, и певуче, и резко.

- Нотная грамота

У каждого музыкального звука есть 4 физических свойства: высота, долгота, громкость и тембр (эмоциональная окраска). С помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих свойствах нужного ему звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте. Изучая нотную грамоту с детьми в самом начале их музыкального пути, педагог также, как и при обучении игре на инструменте не должен забывать о заинтересованности ребенка к предмету изучения.

Важно также донести до ребенка необходимость знания нотной грамоты. Педагог должен объяснить, что можно научиться играть мелодию или композицию, не изучая нотной грамоты, но если ученик хочет играть больше одного произведения, то знание нотной грамоты необходимо. Чтобы по нотам он мог сыграть все, что ему понравится. Здесь возможна аналогия с книгами. Не зная букв- книгу не прочтешь.

И.Г. Назаров, педагог-методист, пишет, что музыкальным слухом надо считать внутренний слух, при котором до реализации звука физически, исполнитель уже представляет этот звук психически (в воображении). Музыкальный слух и моторика не только должны быть достаточно развиты каждый в отдельности, но должны быть, кроме того скоординированы между собой, причем слух должен играть ведущую роль.

 

- Работа над звуком

Культура звука зависит от первого прикосновения к клавише. В звук надо погружаться.

Содержанию музыкального произведения уделяем много времени. Но начало всему- первое прикосновение к звуку. И главное, чтобы оно было «благородным».

В возрасте 5-7 лет дети очень эмоциональны, интуитивно они очень хорошо чувствуют характер музыки. Знакомясь с новыми произведениями, обсуждаем характер, впечатления от музыки, разговариваем о жанре (танец, песня), композиторе. Очень важно для ребенка чувствовать поддержку педагога, особенно если ребенок скован, застенчив. Если вовремя не обратить внимания -это станет основой неправильной игры. Преодолеть эти трудности поможет индивидуальный подход, контроль педагога и главное самоконтроль

- Работа над штрихами

Нужно начинать обучение с трех штрихов – non legato, staccato и legato. Прикосновение к клавишам при том или ином виде игры абсолютно разное.

Фундаментом воспитания музыканта является формирование музыкального слуха учащегося, умения слушать себя как в процессе повседневной работы, так и в выступлениях на концертах.

Слуховой контроль и развитие слуха тесно взаимосвязаны.

Различают две разновидности музыкального слуха: 1) – способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух; 2) – способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки, то есть внутренний музыкальный слух.

Внутренний слух – способность представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать не исполняя и реально не слушая ее, а узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания. Внутренний слух различается по степени яркости и сложности слуховых образов.

Недостаточное развитие внутреннего слуха тормозит развитие музыкальной памяти, в результате чего моторная память превалирует над слуховой. Учащиеся быстро забывают выученные наизусть произведения, слабо читают с листа, а в конце обучения чувствуют себя беспомощными и нередко прекращают заниматься музыкой.

Основным материалом для развития внутреннего слуха служат изучаемые музыкальные произведения в классе фортепиано. Большое значение имеют подбор по слуху и транспонирование. Подбор по слуху наиболее эффективен для развития внутреннего слуха и воспитания умения слушать себя. Подбор по слуху, особенно подбор аккомпанемента, развивает гармонический слух и музыкальную память, стимулирует умение «слышать клавиатуру», способствует к дальнейшему развитию навыков импровизации. Работать в этом направлении необходимо на протяжении всего периода обучения.

Умение слушать себя для любого ученика – это процесс, включающий в себя три фазы:

- мысленное представление;

- приказ мозга к мышечному действию, нужному для ощущения реального звучания;

- контроль за тем, насколько удалось реальное воплощение замысла;

Начинать работу по систематическому воспитанию умения слушать себя, следует с первых шагов обучения музыке. На начальном этапе ученики стараются копировать показываемые педагогом движения, зачастую не слушая и не слыша себя. Необходимо объяснить, что музыка воспринимается не зрением, а слухом.

Польза от работы определяется не столько количеством затраченного времени, сколько качеством затраченного внимания. Длительная сосредоточенность при работе – нелегкая задача, особенно для ребенка.

Конечно, дело педагога усилить интерес ученика к исполняемой пьесе, искать и находить в ней новое. Педагог должен создать определенный настрой на занятии, создать определенную атмосферу, и обязательно хвалить ребенка за его пусть самые небольшие успехи, особенно нерешительных и робких детей.

Трудна задача слышать свое исполнение не так, как оно представляется изнутри, в воображении, и не так как переживается в игровых движениях на клавиатуре, а объективно – как звучит на струнах фортепиано, что собственно и доходит для слушателей. Научить этому – одна из важнейших и притом труднейших задач для пианиста.

Корень проблемы бессмысленного исполнения часто кроется в самом начале обучения: именно тогда ребенок либо приучается «слушать себя» (контролировать исполнение слухом), либо нет. Важна взаимосвязь «слух – музыкальная интонация – музыкально-художественный образ». Ребенку трудно понять, что он себя «не слышит». Для педагога понятие «слышать себя» означает контроль качества звукоизвлечения, слуховой самоконтроль музыкальной выразительности фразы или всего произведения. Для ребенка – это фиксирование той ноты или созвучия, которое он только что нажал на инструменте. Он слышит только момент удара по клавише, но не слышит протяженности звука, того, что длится после нажатия. Именно поэтому дети часто играют «по одной ноте».

Важно научить ребенка слышать длинный звук: пусть нажмет клавишу и слушает звук до полного угасания. Следующий этап – использовать этот навык при разучивании первых простейших мелодий, заострять внимание на протяженности звучания, а не на моменте удара по клавише.

Работая с ребенком над песенками и пьесками на раннем этапе обучения, необходимо следить в его игре за выразительностью интонаций и яркостью образов. В быстрых пьесах передать характер ребенку проще, чем в медленных, распевных. Это связано с тем, что медленные пьесы требуют особой выразительности, которая возможна лишь тогда, когда ребенок хорошо слушает себя и объединяет звуки между собой. Это уже следующий этап работы над развитием слуха. Полезно научить ребенка петь про себя, вести мелодию как бы внутри себя. Развитый внутренний слух – очень важный навык для музыканта.

Особое слуховое внимание к передаче музыкальных интонаций во время исполнения способствует большему погружению ребенка в музыкально-художественный образ произведения, развивает в творческом отношении, подогревает его интерес к музыкальной деятельности. Конечно, важна и глубина мышления, яркость воображения, владение техническими приемами игры на инструменте, но поскольку музыка – искусство звука, без развитого слухового самоконтроля все эти условия не смогут претвориться в исполнении.

С первых упражнений необходимо приучать учащегося дослушивать каждый звук. Потребность слушать себя воспитывается постепенно, ибо бесконтрольная игра влечет за собой неточность в тексте, неуправляемость звуком, неаккуратность.

Много времени следует уделять «слышанию» гармонии во время разучивания произведений. Умение слушать себя помогает и в преодолении технических сложностей. Важная задача педагога на занятии – привить ученику умение слышать исполняемую музыку, научиться слушать себя.

Каким образом можно контролировать слуховое восприятие? Контроль над активностью слухового восприятия – как бы контроль над контролем. Восприимчивость учащихся, умение критически слушать свое исполнение музыкального произведения – одна из важнейших педагогических задач. Слуховой контроль собственной игры – дело сложное. Гораздо легче критически оценивать чужое исполнение. Надо научиться слышать свое исполнение как бы со стороны. Сначала ребенок играет и слушает одноголосные мелодии, затем к ним прибавляются простейшие аккомпанементы, далее появляется несложный второй голос – ребенок знакомится с двухголосием, приучается одновременно слушать верхний и нижний голоса. Так в жизнь ученика входит понятие полифонии. Сначала приходится работать над каждым голосом отдельно, а потом соединять их вместе. При такой постепенности в работе с начинающими пианистами воспитывается умение слушать себя.

Важная особенность фортепиано – это угасание звука. Невозможно управлять уже взятым звуком. Главное средство преодоления – выразительность мелодической линии, нюансировка. Даже начинающий пианист, умеющий слушать продолжение взятого звука, может добиться такой выразительности ведения мелодии, что раздельность составляющих ее отдельных нот становится незаметной для слушателей. Каждый ученик слышит все, то есть его органы слуха улавливают каждую ноту и совокупность всего звучащего произведения. Если произведение выучено недостаточно хорошо, то исполнитель успевает осознать лишь отдельные эпизоды звучания, сознание отстает от слуха. Необходимо изучать произведения в медленном темпе, только так исполнитель знакомится со всеми элементами музыкальной ткани, чувствует и осознает слышимое.

Процесс слухового выучивания произведения можно разделить на несколько направлений работы:

- слушание мелодии, ее тембровой окраски, дослушивание в ней долгих звуков; работа над фразировкой;

- слушание сопровождения мелодии, выразительности и ровности звучания;

- слушание мелодии и сопровождения; баланс мелодической линии и аккомпанемента;

- вслушивание в гармоническую структуру произведения;

- слушание всего произведения в целом.

Таким образом, активное слушание является основой вызревания художественного замысла, контролируя и стимулируя его конкретное воплощение.

 

Заключение

«Проще, легче, веселее»

К.С. Станиславский

Эти слова должны стать постоянным девизом педагога. Потому что от того, насколько активны будут мысль и слух ученика, насколько осознанно он будет относиться к работе, во многом зависит успех. Ясно поставленная цель повышает интерес к занятиям.

Педагог все время должен пребывать в творческом состоянии духа, потому что каждый урок – это маленький спектакль, это – маленький театр. Всегда надо учитывать выносливость ребенка, дозировать нагрузки, учитывая внутреннее состояние малыша, его настроение. Важно проникнуть в состояние ребенка, взять на себя его отрицательные эмоции, избавить от комплексов, помочь обрести свободу.

Конечно, словами не выразишь музыку, но тот, кто ярко ее чувствует, всегда найдет словесное выражение чувству, пусть и примитивное по сравнению с самой музыкой. Путь к чистоте исполнения начинается с богатства смысловых, образных ощущений. Безусловно, в обучении музыке поэтичность и образность важнее, чем отсутствие погрешности в нотном тексте. Очень важно осветить те методы, способы, которые помогают научить ребенка владеть звуком при игре на фортепиано, и, значит воспитать в нем умение выразить на инструменте свое «Я».

 

Список используемой литературы

 

1. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепьянной игры». – М., 1961

2. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». – М., 1985

3.Гофман И.И. «Фортепианная игра». – М.,1961

4.Милич Б.Е. «Воспитание ученика-пианиста», изд. «Кифара», 2002

5.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», изд. «Наука», 2004

6. «Школа игры на фортепиано» под ред. Николаева А.А., изд. «Музыка», 2007

7.Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста», изд. «Музыка», 2009

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: