Современные хоровые композиторы




 

В настоящее время очень много композиторов стремится писать для хора. Другой вопрос, что далеко не все они в состоянии сотворить удобоисполняемые и удобослушаемые сочинения. Чтобы как-то справиться со всем этим туманным изобилием, предлагаю не ездить далеко и посмотреть, что творится по данному вопросу в Москве и Санкт-Петербурге (если помните, до революции как раз сформировались петербургская и московская композиторские школы).

Мы рассматриваем крупных и адекватных композиторов.

 

Итак, Москва.

Алексей Львович Ларин – заслуженный деятель искусств России, лауреат международных конкурсов композиторов. Профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, почетный приглашенный профессор Университета Кореи (Сеул).

Родился в 1954 году в Саратове. Окончил Московскую капеллу мальчиков (1971), ГМПИ им. Гнесиных (1976, класс композиции Н. Пейко), ассистентуру-стажировку ГМПИ (1979).

Диапазон композиторского творчества А. Ларина широк и многогранен. Это балет «Гулливер в стране лилипутов», симфонические и вокально-симфонические произведения (Симфония, сюита «Лето в деревне Митрофаново», картина «Рождение города», поэма «Белый ковчег», «Слово похвальное Академии» и др.), хоровые сочинения (оратория «Русские страсти», восемь кантат, хоровые концерты и циклы), произведения для русского народного оркестра («До третьих петухов», Концерт-былина и др.), для духового оркестра (Русская фантазия), камерные произведения, сочинения для детей, киномузыка. Более подробно почитайте, пожалуйста, здесь https://www.gnesin-academy.ru/node/6277 и здесь https://www.piano.ru/larin.html

Слушать будем «Две акварели на стихи И. Бунина». Ноты и запись по второй ссылке.

 

Евграфов Юрий Анатольевич – ещё один замечательный московский композитор. Всю информацию о нём вы найдёте здесь https://grafff.ru. Из списка сочинений для запоминания можно выбрать 7-8, на ваше усмотрение.

А послушаем хор «Ты забыла деревню» из оратории «Осенний крик ястреба». https://grafff.ru/Osennii-krik-yastreba. Ноты и запись прилагаю.

 

Флярковский Александр Георгиевич (6 июля 1931, Ленинград — 8 мая 2014, Москва).

Родился 6 июля 1931 года в Ленинграде. В ноябре 1939 года поступил в детскую хоровую школу при Ленинградской академической капелле. Художественным руководителем и главным дирижёром капеллы был А. В. Свешников.

В 1941 году 10-летнего Александра вместе со всей школой эвакуировали в Кировскую область. В 1944 году школа переехала в Москву, и на её базе было создано Московское хоровое училище, которое Александр окончил в 1949 году. В ходе обучения начал заниматься композицией, сочинил несколько романсов, инструментальных и хоровых произведений. В 1949 году зачислен в Московскую консерваторию, класс композиции народного артиста СССР профессора Ю. А. Шапорина. Окончил в 1955 году. Его однокурсником был Родион Щедрин, совместно с которым он написал полифонические обработки 13 народных песен Римского-Корсакова и Лядова (1950).

Дипломная работа Флярковского получила почётный диплом на V международном фестивале молодежи и студентов в Варшаве (1955).

В период 1951—1957 годы по приглашению Свешникова также преподавал в Московском хоровом училище. В 1957—1958 годах — редактор в издательстве Музгиз.

С 1992 года — профессор кафедры музыковедени Среди его учеников: В. Кикта, В. Попов, В. Агафонников, А. Киселев, И. Раевский, А. Карсакович, С. Желудков и другие. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Оратории и хоровые произведения:

Хоровая сюита «1905 год» (1955), Сюита для хора «Времена года» на стихи советских поэтов (1955), «Бессмертие» на стихи М. Сергеева (1970), Хоровая поэма «Клятва» на стихи Р. Гамзатова (1970), Цикл хоров «Ленинградская тетрадь» на стихи поэтов-блокадников (1975), «На гражданской на войне» на стихи А. Прокофьева (1976), «Александр Матросов» на стихи Е. Евтушенко (1978), «И мир глядел на нас» (1981) (в память о войне), «Песни Куликова поля» (1982), Цикл хоров «Всё продолжается» на стихи И. Машбаша (1985), Хоровая поэма-триптих «Армения, Спитак, 1988 год, декабрь» (1990), «Осинка-грустинка» на слова В. Татаринова (1994), Цикл хоров на слова В. Семернина.

Послушаем хор «Невская акварель». Ноты и запись прилагаю.

 

Кирилл Евгеньевич Волков https://www.piano.ru/volkov.html

Нам интересна кантата «Слово» на тексты «Слова о полку Игореве».

Ноты по ссылке. Запись там тоже есть, прилагаю вам для развлечения и мой госэкзамен.

 

 

Санкт-Петербург

Дми́трий Смирно́в. Родился в 1952 г. в Ленинграде. В консерватории он учился по 2-м специальностям: по классу хорового дирижирования у профессора А. В. Михайлова и по классу оперно-симфонического дирижирования у профессора, известного дирижера Э. П. Грикурова долго время возглавлявшего МАЛЕГОТ. В то же время началась и его преподавательская деятельность - сначала в Музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова, затем - в Консерватории. Здесь он и работает в настоящее время. Список сочинений здесь https://intoclassics.net/news/2011-07-18-24325. Ничего не слушаем, но знать фамилию надо.

 

Королев, Анатолий Александрович — петербургский композитор, выпускник Хорового училища имени М. И. Глинки, Ленинградской (Петербургской) консерватории по классу хорового дирижирования (проф. Е. П. Кудрявцева) и композиции (1975, класс В. И. Цытовича); позже окончил аспирантуру по композиции (класс проф. Б. А. Арапова). Профессор Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств России. https://www.compozitor.spb.ru/our_autors/index.php?ELEMENT_ID=21682

• Credo для женского хора, 2008;

• Agnus Dei для солистов, хора и оркестра, 2008;

• «Протокол» композиция для хора, 2008;

• «На пороге» композиция для хора на стихи К.Войтылы (Папа Иоанн-Павел II), 2007;

• Stabat Mater для меццо сопрано и смешанного хора, 2005;

• «Солнце. Луна. Звезды. То, что пролетает мимо» для женского хора на слова Сей-Сенагон, 2002;

• Litania для смешанного хора, 2000;

• «Письма римскому другу» цикл хоров на стихи И. Бродского, 2000;

• «Два размышления о Божием Величестве» кантата для двух хоров и оркестра на стихи М. Ломоносова, 1999;

«След в мире» хоровой цикл на стихи И. Бунина, 1982;

• Житие князя Владимира оратория для солистов, хора, оркестра, 1981;

Слушаем: «Скачут лошадки Бориса и Глеба» (о Борисе и Глебе знать!). Ноты и музыку прилагаю.

 

Сергей Викторович Екимов — композитор, дирижер, член Союза композиторов России и Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга, арт-директор Международного фестиваля хорового искусства «Поющий мир», художественный руководитель и дирижер Женского хора дирижерско-хорового отдела Музыкального колледжа им. Римского-Корсакова. В 1998 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по специальности «хоровое дирижирование» (класс профессора Фёдора Козлова), параллельно занимаясь композицией в классе профессора Юрия Фалика.

Stabat Mater для солистов, 2-х хоров и инструментального ансамбля (2006), Magnificat для хора мальчиков, женского хора, органа, фортепиано и ударных (2007), Miserere для виолончели и женского хора (2007), Missa brevis (2002), Три хоровых концерта на стихи Е. Юпашевской (1992), Ф. Гарсиа Лорки (1993-1996, ред. 1998) и А. Ахматовой (2006, ред. 2009), «Последнее счастье — Ты...» (1993-1994), четыре канцоны для смешанного хора a cappella на стихи Николая Гумилева, «История Жизни и Смерти нашей Перепелочки», «весьма свободная обработка» белорусской народной песни для саксофона, хора и камерного оркестра (2004) «Марфушины песенки» для детского хора и фортепиано (2008), а также хоровые циклы и миниатюры, духовная музыка a cappella, детские песни, обработки русских народных и зарубежных мелодий, романсов и песен.

https://www.compozitor.spb.ru/catalog/?ELEMENT_ID=22090

Слушаем «Африканскую ночь» и «Кенгуру». Ноты и запись прилагаю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: