Арабо-исламская традиция средневековой философии.




Большая часть греческого философского и научного наследия на Западе была утрачена. Однако в т.н. «темные века» основа западной философии и культуры были сохранены в арабо-исламской цивилизации. Арабы не только усвоили наследие эллинов, но и творчески развили его, что стало источником новой арабоязычной традиции, которая до научной революции доминировала в большей части мира. После закрытия Юстинианом I (483-565) последней философской школы в восточной части бывшей Римской империи многие философы переместились на Восток. В находившихся под властью арабских халифов Сирии, Ираке, Иране не было перерыва в культурной жизни, сохранилась эллинистическая философия. Здесь были переведены на арабский язык Аристотель и другие философы. А после воцарения в Багдаде династии Абассидов начинается настоящий прорыв в освоении греческой культуры.. Правление Гарун ар-Рашида ознаменовало собой начало всестороннего э ллинистического ренессанса в арабском мире. Поощрял переводческую. деятельность, посылал людей на Запад для приобретения греческих манускриптов. Обогащался арабский словарь, вырабатывалась система категорий. соответствующих греческим научным терминам и философским понятиям. Удалось ассимилировать значительную часть греческой культуры, за исключением не представлявших тогда интереса поэзии, драмы, истории и риторики. Интерес представляли философия (Аристотель, Платон и неоплатонизм), медицина, оптика, математика, астрономия и оккультные дисциплины типа алхимии или магии. Уже в конце IX века Багдад стал центром образованности арабского мира. В период расцвета в Багдаде библиотека насчитывала 100 тыс. рукописей (Сорбонна в XIV в, как и библиотека Ватикана – не более 2 тыс.).

Уже в VIII в арабский мир овладел искусством изготовления бумаги. Врач и философ Ар-Рази (865-925) лечил корь, ветряную оспу. Оставил учебники. Ибн-Сина (980-103) написал учебник «Канон врачебной науки» - синтез лучшего в греческой и арабской медицине.

Арабы изучали не только эллинистическую культуру. Они установили контакты с Ираном, Индией, Китаем. В начале IX в. математик Аль-Хорезми использовал в арифметических расчетах индийские ( или арабские) цифры. Ибн аль-Хайсан(аль-Газен)–автор труда «Сокровище оптики» достиг больших успехов в изучении линз, сферических и параболических зеркал. Астроном Ибн аль-Шатир в обсерватории в Мераге (Иран) ввел исправления в птолемееву систему и так развил ее, что она оказалась математически эквивалентной коперниковской. Уже в VIIIв. арабские завоевания привели к тому, что в руках первых халифов, владеющих миллионами километров территории, оказались как центры, занимающиеся изучением наследия древних ученых, так и традиционные мистические школы в Александрии, Палестине, Сирии, Центральной Азии, Северо-Западной Индии. Речь шла о наследовании древних традиций мистицизма, в т.ч. буддизма.

В целом эпоха начала расцвета арабской цивилизации была связана с деятельность суфиев – древнего духовного братства. Суфизм - не просто мистическое направление в исламе. Благодаря активным географическим контактам, исключительной открытости учения, веротерпимости его представителей суфии имели отношение к огромному пласту культуры человечества – причем к явлениям, связанным не только с Востоком, но и с Западом. Прежде всего, суфизм стал частью расцвета арабской культуры, о котором французский историк Мишле писал :

«Несмотря на военный упадок мусульман, мрак схоластического невежества сменяется светом и теплом мусульманского уклада жизни. По-иному строилось отношение к любви, материнству, искусству, цвету, таланту… Из Азии, которую эти люди считали уничтоженной, поднималась Новая заря. Ее сияние ни с чем не сравнимо, ее лучи проникают очень далеко, разгоняя густой туман Запада. Этот мир природы и искусства грубое невежество называло проклятым, но сейчас этот мир начал побеждать своих завоевателей в мирной войне, где оружием была любовь и материнское обаяние. Никто не может устоять перед его чарами, все околдованы, ни у кого не осталось ничего такого, что можно было считать чисто европейским. Восток засыпает нас своими товарами: ткани и шали, мягчайшие ковры и изделия ткачей, специи и блистающая ткань дамасских клинков убеждают нас в нашем собственном варварстве»

Суфии установили связь между учениями и практикой мусульман, христиан, иудеев, индусов, буддистов. Для них это было не слиянием религий, а слиянием их сущности.Они считали себя способными воспроизвести свое учение в рамках любой религии.

Ортодоксальный ислам на первых порах противопоставлял себя суфизму, но Аль-Газали примирил ислам с интеллектуализмом. Ислам обеспечил благоприятные условия для распространения тайного учения, так как обеспечивал неприкосновенность религиозных меньшинств. Сыграли роль и исключительная веротерпимость раннего ислама, уверенность в то, что цивилизация может и должная развиваться, инновационное отношение к науке. Стремление к знаниям было провозглашено обязанностью каждого мусульманина. Все живущие как на Западе, так и на Востоке, являются в определенном смысле наследниками достижений и неудач средневековой арабской философии. Было выработано убеждение, что прогресс человечества определяется степенью влияния науки на его жизнь. Но это было только частью суфийских представлений о жизненном идеале. Наука не могла их сделать расчетливыми педантами. Ученые были музыкантами и поэтами. (Мыль о том, что один человек не может всем этим заниматься, показалась бы им парадоксальной). Если говорить о воздействии арабской культуры эпох своего расцвета на европейскую: 1) Кельтский крест 9 в. – надпись «Бисмяля…» 2) Суфийский мастер Сиди Кишар как-то принял водяные мельницы за чудовищ, 3) Побеги омелы – символ суфизма (срывают жрецы-друиды), 4) Автор индуктивного метода Р.Бекон связан с суфийской школой в Кордове, 5) Ибн-Рушд, Аль-Газали оказали влияние на западную схоластику, 6) Хадживари предвосхитил открытие Энштейна, 7) О.Хайям открыл бином Ньютона, 8) Аль- Фараби предвосхитил теорию архетипов Юнга, 9) Аль-Газали – Фрейда, 10) Данте – сюжет от Аль-Фараби, 11) Ибн-Туйфель (наз.Абубацер) - «История Хайнби Яхуани» (сюжет привез из Бухары Авиценна) – роман «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, 12)У Руми – об утках, воспитанных курами («Гадкий утенок»).

Ибн- Сина стремился сформулировать положения ислама с помощью понятий, заимствованных из аристотелевской логики поздней греческой метафизики (неоплатонизма). Для Авиценны Бог являлся первопричиной или создателем, но сотворенный мир понимался как серия исходящих от Бога эманаций. Человеческая света душа рождается как эманация божественного света, а человеческая жизнь является странствием назад – к свету, к Богу. Важный момент философии Ибн-Сины – понимание материи. Придерживаясь взглядов Платона и Аристотеля, видимо, отвергает идею творения Богом материи из ничего. Эманация божественного света наполняет, но не порождает материю.

Это вызвало острые споры в ранней исламской философии. Аль-Газали (1058-1111) утверждает: «Бог философов не является Богом Корана. Если философия приводит к столкновению с религией, она должна уступить». (Подобные конфликты в это время – и в христианском мире).

Ибн-Рушд (1126-1198) (Аверроэс)- родился в Кордове. Был судьей в Севилье и в Кордове. Личный врач правителя Маракеша. Оказал влияние на Аквината. «Аверроизм» - термин, обозначающий западную схоластику. Ибн-Рушд заявляет: так как наша религия является истинной и поощряет изучение, ведущее к знанию,… мы, мусульмане, знаем, что исследование с помощью разума не ведет к выводам, которые противоречат тому, чему учит Коран. Поскольку истина не противоречит истине, но гармонизирует с ней и свидетельствует о ней». Ученый вводит принцип интерпретации, который играет важную роль и в западной философии. «Если буквальная интерпретация кажется противоречащей истинам разума, священный текст должен интерпретироваться метафорически или аллегорически». Арабы занимали ведущее место во всех областях научного исследования, превосходя Запад на протяжении более 6 веков. Но возникают вопросы:

Почему научная революция произошла в Европе 16-17века? Как объяснить упадок арабской науки после 14 столетия? Почему арабская наука не стала основой современной науки?

Предполагается, что

1.Росло давление со стороны специфически исламских наук. Т.н. «иностранные «науки могли рассчитывать на поддержку, когда выполняли специфически религиозную функцию (направление на Мекку время молитвы). С изучением греческой философии мирились, но ученые становились объектом критики со стороны религиозных кругов.

2.В арабской науке отсутствовали институциональные основания науки. Естественные науки в медресе не изучались, занятия ими становились личным делом. Независимая наука не была институционализирована и санкционирована политической и религиозной элитой.

3.Главная причина – арабский мир не смог создать независимые университеты, к которым бы относились лояльно, позволив сохранять автономию, определенную самостоятельность мысли и слова. Но это произошло на Западе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: