Халяльная индустрия туризма и гостеприимства.




Не так давно ведущие предприниматели ОАЭ и других стран Ближнего Востока поняли, что восточное гостеприимство и традиционная исламская культура могут с легкостью привлечь огромное число туристов, а также серьезные инвестиции в недвижимость. Новые «исламские отели» предоставляют услуги в рамках традиционных мусульманских ценностей (т.е. халяльные). Они призваны привлечь мусульман из самых разных стран мира, путешествующих поодиночке и семьями. Но по-настоящему примечательным в этом явлении является то, что богатая обстановка, наряду с высочайшим уровнем обслуживания, не только должна составить конкуренцию западным отелям, но установить своего рода новый мировой стандарт качества. Отвечая достаточно консервативному вкусу, такой подход призван продемонстрировать эстетический и духовный баланс, дополненный утонченным этикетом, который так ценят мусульмане. Мысль о гостеприимстве в особом религиозном и культурном контексте не нова. Концепция исламских гостиниц, которые будут принимать миллионы мусульман, в целом ничем не отличается от принципов современных западных отелей или, как можно выразиться, «христианского гостеприимства». Последние также установили своего рода пятизвездочный стандарт с бассейнами, изысканным меню и винными картами… Что касается Ближнего Востока, здесь нужны гостиницы, где мусульмане могли бы чувствовать себя комфортно. Они должны иметь нормальные условия для соблюдения всех религиозных предписаний во время отдыха. Реализация такой концепции в соответствии с мировыми стандартами требует глубокого понимания. Атмосфера, выбор архитектурного стиля, внешнее и внутреннее убранство номеров, расписание дня, работа персонала – все имеет свою специфику. Но самое важное при создании уникального «мусульманского» брэнда 5-звездочных отелей, которые будут достойны признания всего мира, – это исключительный вкус. Сегодня гостиничный номер с миниатюрной кыблой (направлением на Мекку, в сторону которой совершается намаз) и молельным ковриком считается «истинно исламским». Это, несмотря на то, что где-то в мебели благополучно скрывается алкогольный мини-бар. Такие номера пользуются спросом – так как им пока нет альтернативы. Однако западные сети должны подготовиться к тому, что им придется гораздо глубже проникнуть в реальные нужды мусульман, а не удовлетворяться несколькими символическими аксессуарами. Брэндирование новых исламских отелей не имеет ничего общего с мудреными логотипами, испещренными арабской вязью и изобилующими словами странного и многозначного толкования. Последнее в силу стремления к «самобытности» хозяев отелей зачастую подменяет истинную интеллектуальную и религиозную зрелость и понимание нужд верующих. А это является необходимым условием достижения нового и высокого стандарта мирового класса. Исламские отели, семейные путешествия, мусульманский туризм становятся новыми явлениями в стремительно развивающихся странах Персидского Залива и других регионов исламского мира, а значит - очень скоро начнется гонка за лидерство среди гостиниц, которые должны будут заполнить образовавшуюся потребительскую нишу.

Международный туристический рынок

Значение туризма в решении экономических и социальных проблем общества

Возможности экономического воздействия туризма. Пассивный и активный туризм. Туристический баланс. Внутренний туризм. Влияние туризма на развитие потребительского спроса, функционирование отраслей, выпускающих потребительскую, сувенирную и специальную туристическую продукцию, а также на увеличение доходов транспортных, развлекательных предприятий, средств размещения, общественного питания, связи, спортивно-оздоровительных центров, санаторно-курортных учреждений. Туризм и валютные поступления.

Проблемы местного туризма и пути их решения.

Туризм и социальные проблемы общества. Туризм и повышение уровня жизни трудящихся. Роль туризма в решении проблемы безработицы. Экологическое воздействие туризма. Факторы развития туризма, требующие межотраслевой координации на государственном уровне.

Гуманитарное значение туризма. Туризм как совмещение отдыха с познанием, рекреации с развлечением. Мирная направленность туризма. Интеллектуальное содержание туризма и экскурсий. Туризм и воспитание подрастающего поколения.

Исходным пунктом в анализе экономической роли туризма является утверждение о том, что высокий престиж туризма в структуре факторов социального развития прежде всего определяется ее присутствием во всех сферах экономики любого общества (производство благ и услуг, распределение благ и услуг, а также обмен товарами и потребление). Поскольку туризм по своей сути является одной из форм потребления, то туризм, как любой другой вид потребления, становится причиной многочисленный последствий во всех сферах экономики.

Исходя из этого можно утверждать, что туристы, реализующие собственные цели путешествий, становятся потребителями многих благ и услуг (носителями спроса на различные туристические услуги). Можно также утверждать, что туризм относится к сфере экономического обмена и разделения. Подтверждением этого является присутствие туризма в формировании модели потребления.

Экономические результаты туризма касаются и внутреннего и международного туризма. Внутренний туризм является важным фактором социально-экономического развития территорий туристического пребывания. Туристы нуждаются в коммуникационных, гастрономических, гостиничных, информационных и прочих услугах. Если в туристическом регионе соответственно организовано предложение туристических услуг и материальных благ, то деньги в форме туристических трат могут стать существенным источником доходов домашних хозяйств их жителей, занимающихся оказанием этих услуг.

В основе доходности туризма (помимо природных условий данной туристической местности) лежит созданный определенный пакет предложений экономических туристических благ. Слияние динамики туристического движения с предложением туристических благ является источником разносторонних экономических прибылей. Внешним проявлением этого является рост бюджетного дохода, обеспечивающийся повышением доходов субъектов туристического хозяйствования.

Внешним проявлением реализации экономической функции внутреннего туризма является также ее роль как инструмента перемен в пространственной структуре разделения национального богатства.

Экономическая функция туризма играет особую роль в жизни страны, поскольку она является важнейшим элементом международной торговли, оказывающим существенное влияние на национальную экономику в целом. По мнению исследователей, иностранный въездной туризм дает результаты, сопоставимые с теми, что приносит экспорт товаров и услуг, т.е. туризм является одной из наиболее результативных отраслей экономики.

Экономическая роль иностранного туризма проявляется в том, что во многих странах мира именно туризм является существенным источником валютных поступлений, позволяющим покрывать дефицит платежного баланса данной страны.

Мерой экономического значения иностранного туризма (особенно въездного) для данной страны или конкретного региона является доля доходов от туризма в общем доходе государства от экспорта товаров и услуг. Этот факт подтверждают статистические данные, касающиеся экономических показателей в отдельных европейских странах в конце ХХ столетия3. В Испании этот показатель составлял 21.2%. в Греции – 19.5%, в Турции – 15,7%, в Португалии – 14,9%, в Швейцарии – 9,1%, в Италии 7,2%, в Великобритании – 3.4%.

Немаловажным показателем роли иностранного туризма в экономике данной страны или целого туристического региона является соотношение поступлений от туристической деятельности с общим национальным доходом. В международных социологических исследованиях по проблемам туризма принят принцип: если это отношение больше единицы то поступления от иностранного туризма существенны для конкретной национальной экономики.

В ряде стран иностранный туризм занял одно из первых мест в списке экспортных отраслей. Первое место он занимает в Испании, Мексике, Греции; второе—третье в Австрии, Швейцарии, Италии, Дании, Ирландии, Марокко. Современный туризм в последние 5—10 лет приобрел (по выражению зарубежной прессы) «промышленный характер», становясь «быстро растущей индустрией». Сейчас имеется несколько стран, где ежегодные поступления от иностранных туристов исчисляются в миллиардах долларов в год (США, Канада, Испания, Италия, ФРГ, Франция и в последние годы Англия)4.

Анализируя экономическую роль туризма следует обратить внимание на достаточно существенное условие его функционирования, особенно на туристические инвестиции. Оказывается, что стремление к увеличению доходов от внутреннего и иностранного туризма вынуждает следить за ростом туристического продукта, подкрепленным новыми инвестициями в широко понимаемой туристической экономике. На основе вышесказанного можно утверждать, что расширение услуг непосредственно в сфере туризма (гостиницы, гастрономия, розничная торговля, все оборудование для отдыха, занятия спортом и т.п.) вынуждает увеличить ресурсы в сфере производства и услуг в различных отраслях национального хозяйства, так или иначе связанных с обслуживанием туристического движения (например, дорожное строительство, общественный транспорт, туристическая промышленность, сельское хозяйство и т.д.)

Итак, туризм, удовлетворяя разнообразные потребности, является важной статьей национального дохода. Поэтому такие формы туризма, как детский туризм и туризм молодежи, санаторный и реабилитационный туризм – это не только важные статьи национального дохода, но и инструмент трансфера национального дохода из одних областей, регионов, стран и даже континентов в другие, менее благополучные в экономическом отношении.

 

 

Организационные основы туризма

Тема: Международная туристическая статистика

Понятие и цели туристической статистики. Структура сбора данных статистики по международному туризму. Рекомендации Всемирной туристической организации (ВТО) по созданию единой системы в статистике туризма. Определения, принятые в международной туристической статистике: туризм, путешественник, посетитель, турист, экскурсант. Цели поездок, продолжительность пребывания туристов на международных маршрутах; права и обязанности международных туристов и др. Основные стратегические показатели и параметры в туризме.

Статистика туризма является отраслью социально-экономической статистики и изучает вопросы развития туризма и туристической индустрии.

Предметом статистики туризма является изучение количественной стороны состояния и развития отрасли туризма в неразрывной связи с качественной стороной.

1.2. Цели и задачи

Главной целью статистики туризма является статистическое обследование явлений как ограниченных рынками отдыха, так и охватывающих мировой рынок путешествий во взаимосвязи различных характеристик туризма, как для самостоятельного анализа деятельности в этой области, так и для использования в качестве источника данных для разработки связанных с туризмом показателей платежного баланса и составления счетов СНС.

Основными задачами статистики туризма являются организация статистического наблюдения за потоками туристов, местами их размещения, характеристиками поездок, оптовой и розничной торговлей, транспортом, строительством, занятостью, финансовым посредничеством, доходами и расходами, связанными с туризмом на основе единой научной методологии, соответствующей международным правилам и стандартам.5

В статистике туризма существуют три главные проблемы. Первая из них - сопоставимость баз данных. Она предполагает возможность сравнения информации в целях выявления тенденций, закономерностей развития туризма, изменений, происходящих в нем, в пространстве и во времени; оценки соотношения величин одноименных показателей, относящихся к разным странам, и т.п. Статистические данные часто оказываются несопоставимыми в силу различий их предметного содержания, методики расчета или единиц измерения. Однако во многих случаях несравнимые данные можно привести к сопоставимым. Еще совсем недавно путаница имела место в туристской терминологии и классификации путешествующих лиц. Неодинаково трактовалось, например, такое ключевое понятие, как "турист". Расхождения касались длительности пребывания вне постоянного местожительства (от 1-5 ночевок и более) и возраста путешествующих лиц (от 14 лет и старше), а также цели поездки. Некоторые разночтения сохраняются по сей день. Около 40% стран не учитывают экскурсантов в числе посетителей, а 10% стран исключают из них лиц, путешествующих с деловыми целями. В одних случаях регистрация прибытий ведется по странам постоянного проживания посетителей, в других - по гражданству. Все это затрудняет международные сравнения. Другая проблема статистики туризма - полнота и достоверность статистической информации. Иными словами, каким образом можно получить всю необходимую информацию о международном туризме и как заполнить пробелы в собранном массиве ванных достоверными сведениями. В 1998 г. ВТО опубликовала "Экономический отчет по туризму", в котором обобщила свой многолетний опыт в области статистики туризма. Один из его разделов посвящен проблемам сбора и сводки статистической информации. ВТО представила методику расчета недостающих первичных данных для получения обобщающей информации о международном туризме. В качестве примера приведены показатели международного туризма за 1995 г., значения которых были получены с использованием этой методики. В настоящее время ни одно государство не ведет систематического наблюдения за туризмом в полном объеме. Согласно отчету ВТО, 18 стран (территорий) мира, в которых проживает 0,5% населения планеты, не предоставили никакой информации о международном туризме. Большинство их экономически слабо развиты и имеют незначительную долю на мировом туристском рынке. 202 страны (территории) были включены в статистический ежегодник. Хотя они и собирают сведения о международном туристском обмене, но по весьма ограниченному перечню показателей. Даже во Франции, в стране с хорошо налаженным статистическим делом, учет осуществляется с большими пробелами. В статистике туристских потоков информация об экскурсионных и краткосрочных деловых поездках носит фрагментарный характер; статистика туристских расходов также не является исчерпывающей. Анализ материалов статистических наблюдений показал, что учет въездного туризма поставлен лучше, чем выездного. Лишь в трех из 202 стран (территорий) отсутствовали данные о международных туристских прибытиях и 12% доходах от международного туризма. Выездной туризм хуже отражается в статистических формах отчетности. Половина стран (территорий) не имеет информации о количестве поездок населения за границу или величине расходов на международный туризм. Не везде собираются "ведения о доходах от международных транспортных перевозок и расходах на них. Только 80 из 202 стран (территорий) смогли предоставить все данные о развитии международного туризма, запрашиваемые ВТО. Недостающую информацию ВТО получает расчетным путем, применяя методику поэтапной оценки. Первоначально все страны разбиваются на сравнительно однородные группы. Они объединяются по субрегионам мира, а внутри них - по уровню жизни (ВНП на душу населения). Для каждой группы рассчитываются средний доход с одного прибытия и средние расходы на одну поездку за границу, на основе которых с помощью несложных математических операций эксперты ВТО определяют значения главных показателей статистики туристских потоков и статистики туристских доходов и расходов. Для стран, не располагающих данными о поступлениях от международного туризма, их объем находят как произведение количества международных туристских прибытий на средний доход с одного прибытия для соответствующей группы стран. Если требуется определить число международных туристских прибытий в страну, поступления от международного туризма делят на среднюю величину дохода с одного прибытия для соответствующей группы стран. Поскольку информация о въездном туризме отсутствует лишь в некоторых странах, как правило, небольших, с отсталым туристским сектором экономики, полученные оценочные данные о туристских прибытиях и доходах не вносят серьезных поправок в итоговые значения этих показателей для регионов и мира в целом. В 1995 г. количество международных туристских прибытий в мире после уточнения увеличилось на 0,02%, а поступления от международного туризма на 1,5 млрд. ам. долл., или 0,4% (табл. 13). Эти цифры свидетельствуют о том, что статистическая отчетность является надежным источником информации о въездном туризме. Показатели статистики выездного туризма рассчитываются на основе средних расходов на поездку. Общий объем расходов на международный туризм в стране можно представить как произведение количества туристских поездок за границу на средние расходы на поездку для соответствующей группы стран. Показатель туристских отбытий, значения которого также часто отсутствуют в формах статистической отчетности, есть отношение расходов на международный туризм к средним расходам на поездку для соответствующей группы стран. Эти формулы используются для определения одного из показателей - расходов на международный туризм или числа отбытий, когда известно значение второго показателя. Но многие национальные туристские администрации вообще не ведут статистику выездного туризма и не располагают никакими сведениями о нем. В таких случаях величину расходов на международный туризм получают как произведение численности населения страны на средние расходы на поездку на душу населения для соответствующей группы стран. Затем по уже известной формуле рассчитывается количество отбытий. Методика поэтапной оценки помогает ВТО получить информацию о выездном туризме по каждой стране, а затем подвести итог в общемировом масштабе. По уточненным данным, в 1995 г. количество отбытий достигло 576 млн. поездок. Поправка в сторону увеличения составила 5,9%. Она оказалась несколько выше, чем по въездному туризму, но по-прежнему оставалась несущественной. Отрасль экономики представляет собой сложившуюся совокупность предприятий и организаций, объединенных общностью функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда. В статистической практике предприятие относят к той или иной отрасли, исходя из вида деятельности и назначения производимого продукта. Показатели туристских: прибытий, доходов и расходов, содержащие ценные характеристики покупательского поведения посетителей, не дают представления о туристском продукте и его составляющих, видах деятельности, включаемых в индустрию туризма. Узость информационной базы, отсутствие методологического единства и сопоставимости с показателями других отраслей приводят к недооценке экономической роли туризма. Хотя значимость туристского сектора для экономики очевидна, она не нашла должного отражения в статистике. Серьезную работу по совершенствованию статистического учета ведут международные организации. Выше уже говорилось о той роли, которую играет ВТО в обеспечении полноты и достоверности статистической информации о туризме. При ее руководящем органе - исполнительном совете - создан Комитет по статистике, а в состав секретариата входит сектор статистики. На эти структурные подразделения возложено упорядочение понятийного аппарата, разработка принципов и методов статистических исследований применительно к сфере туризма, оказание помощи в проведении опросов и обработке данных, осуществление обмена опытом и специалистами на всех уровнях. Ими подготовлены методические материалы по сбору данных, формам отчетности и другим вопросам статистики международного и внутреннего туризма. Знаменательным событием стала Международная конференция по статистике путешествий и туризма 1991 г. в Оттаве, организаторами которой выступила ВТО совместно с Правительством Канады. На ней были представлены пособия, рекомендации и руководства, одобренные Генеральной ассамблеей ВТО. Наиболее известными среди них являются учебное пособие "Методология выполнения статистического анкетирования в области туризма" и базовые директивы ВТО "Формирование и деятельность службы по вопросам статистики в составе национальной туристской администрации (НТА)".

По итогам Оттавской конференции ВТО подготовила "Рекомендации по статистике туризма", которые представила на рассмотрение Статистической комиссии ООН. Принятие и опубликование соответствующего пакета документов явилось важной вехой в деле совершенствования статистической деятельности в сфере туризма. Главное внимание в рекомендациях уделено проблеме сопоставимости статистической информации на национальном и международном уровнях. С этой целью в них дано определение туризма, выделены основные его типы (внутренний, въездной, выездной), уточнены дефиниции международного и внутреннего посетителей. В научный оборот были введены новые понятия "национальный туризм" и "туризм в пределах страны". Специальный раздел посвящен туристским расходам, их постатейному составу и отражению в платежном балансе. В пакет документов вошла также Стандартная международная классификация видов деятельности в туризме. Наряду с программными документами ВТО распространяет и периодические издания. Она выпускает "Ежегодник туристской статистики" ("Yearbook of Tourism Statistics"), "Статистический сборник" ("Compendium of Tourism Statistics"), а также "Зарубежный туризм - пограничные формальности" ("Travel Aboad - Frontitr Formalities") и ежемесячник "Новости ВТО" ("WTO News"). В последние годы стали выходить конъюнктурно-исследовательские сборники, содержащие новейшую информацию по всему спектру туристских проблем, например "Отчет о развитии туризма (политика и направления)" ("Tourism Development Report (polisy and trends)"), "Современные направления развития туризма и путешествий" ("Current Travel Tourism Indicators"), "Экономическое ревю мирового туризма" ("Economic Review of World Tourism"). Печатную продукцию можно заказать, направив заявку в ВТО по адресу: 42, Сарitan Науа, Маdrid, Espana 28020. Е-mail: pub@world-tourism.org https://www.world-tourism.org/books.htm Tel. (3491)5678100 Fах: (34 91) 57 13 733.

 

 

Классификация туристических маршрутов, туров и пакетов туруслуг

Классификации в туризме. Виды, формы туризма. Определение понятия «туристический маршрут».

Классификация туристических маршрутов и туров по признакам: сезонность действия, построение трассы маршрута, продолжительность путешествия.

Классификация пакетов туруслуг в зависимости от программы, потребительского сегмента, технологических особенностей, видов туризма и его организационных форм.

Туристическая путевка и ваучер.

Туристско-экскурсионная организация. Туроператор. Турагент. Их цели и функции на туристическом рынке.

Под классификацией туристических маршрутов понимается категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов).

Единая спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма.

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы - от I до VI категории сложности (к.с.). Кроме того маршруты разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео, парусные, конные, а также могут представлять их сочетание - комбинированные маршруты.

По мере развития спортивного туризма и появления иных средств и способов передвижения человека в природной среде возможно появление других видов туризма и расширение данной "Классификации".

Классификация туров

Основным продуктом потребления рынка туристических услуг является тур. По российскому законодательству туром является комплекс услуг по размещению, питанию, перевозке туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков, а также другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Возможна следующая классификация туров, выстроенная по экономическому критерию:

- фирменные туры (optimal class),

- стандартные туры (standart class),

- эксклюзивные туры (exclusive class).

Фирменные экскурсионные туры предполагают:

- размещение в отелях категории 3-4* в центре основных посещаемых городов;

- отсутствие ночных переездов;

- насыщенную экскурсионную программу;

- обязательное наличие свободного времени в основных посещаемых городах для самостоятельного знакомства с достопримечательностями.

Классические экскурсионные туры предполагают:

- размещение в отелях категории 2-3*, как правило, рядом со станцией метро;

- отсутствие ночных переездов;

- экскурсионную программу, знакомящую с основными достопримечательностями;

- по возможности, наличие свободного времени в основных посещаемых городах для самостоятельного знакомства с достопримечательностями.

Эксклюзивные экскурсионные туры предполагают:

- размещение в отелях категории 3-4* в центре основных посещаемых городов;

- отсутствие ночных переездов;

- насыщенную экскурсионную программу;

- обязательное наличие свободного времени в основных посещаемых городах для самостоятельного знакомства с достопримечательностями.

Эксклюзивные туры отличаются необычной экскурсионной программой, проводятся всего несколько раз в год и рассчитаны на опытных путешественников.

В зависимости от мотивации выезда туристов туры подразделяются на:

курортно-лечебные, рекреационные, культурно-познавательные, спортивные, деловые, научные, религиозные, этнические и другие.

В зависимости от организационных основ туры распределяются на 2 вида:

индивидуальный тур (инклюзив-тур) - предусматривает создание пакета туристических услулг в соответствии пожеланиям отдельного туриста;

комплексный тур - создается туристической фирмой и включает в себя конкретный набор стандартных услуг (проезд, ночлеги, питание, экскурсионное обслуживание, культурная программа).

По форме организации туры распределяются на организованные, самодеятельные.

В зависимости от набора услуг различают полный пансион, полупансион, кровать-завтрак.

В зависимости от маршрута туры обычно разделяют на линейные и кольцевые.

По средствам преодоления туры бывают транспортные и пешеходные.

По масштабам туры делят на внутренние и международные.

Туристический пакет услуг - пэкидж-тур, включает не менее трех услуг, сюда входят комплексные туруслуги: питание, проживание, экскурсионно-развлекательное обслуживание, спортивно-оздоровительные, бытовые, медицинские, визовые и т. п. В пэкидж-тур входят также дополнительные услуги (аренда автомобиля, услуги гида-переводчика и т.д.

 

Понятие туристического продукта. Состав тура. Формирование, продвижение и реализация туров

Туристический продукт и его составные части: туры, туристско-экскурсионные услуги, товары. Соответствие состава туристического продукта требованиям потребителей. Составление макетов туристических продуктов. Порядок разработки туристического продукта: изучение спроса потребителей, определение видов, форм, содержания и элементов продукта, периодичности его представления. Разработка вербальной модели турпродукта. Оценка экономической эффективности и целесообразности разработки туристического продукта. Процессы разработки и внедрения турпродукта в практику. Оптимизация туров.

Этапы формирования тура: разработка и формирование замысла тура, поиск и отбор партнеров и поставщиков, формирование основного и дополнительного комплекса услуг. Экспериментальная проверка тура.

Этапы продвижения и реализации тура: организация допродажного и послепродажного обслуживания туристов, формирование услугопроводящей сети, разработка коммуникационной политики туристического предприятия, разработка стратегии ценообразования туров, разработка и управление ассортиментом туристических услуг.

Опираясь на сформулированные в литературе дефиниции, можно принять, что туристический продукт является собранием благ и услуг, приобретаемых туристами, а также туристических достопримечательностей, которые посещают туристы и которые являются предметом их особого интереса. Т.е. есть основания утверждать, что туристическим продуктом является все то, что туристическое предприятие предлагает туристам в границах трансакции продажи.

В литературе сложились два подхода, проясняющие суть этого продукта. Первый подход (узкий) трактует его как самостоятельный продукт данной организации, способный удовлетворить определенные потребности клиента, предлагаемый на рынке как отдельная услуга (нпр., ночлег в гостинице, перелет самолетом, экскурсия с экскурсоводом по музею) либо как пакет услуг, т.е. комбинация не менее двух-трех услуг, охваченных ценой. Примером такого продукта является конференция, автотур, пребывание в санатории.

В широком понимании принято считать, что туристический продукт является компонентом большей целостности, т.е. туристическим продуктом местности (региона), в котором осуществляет туристическую деятельность данный субъект. К числу таких субъектов можно отнести:

  • отели, пансионаты, кемпинги и прочие предприятия, оказывающие гостиничные услуги;
  • рестораны, бары, кафе, столовые и другие предприятия, оказывающие гастрономические услуги;
  • культурные центры, клубы, казино;
  • объединения экскурсоводов;
  • пункты, оказывающие услуги по прокату оборудования;
  • страховые общества;
  • финансовые учреждения и пункты обмена валют;
  • институты, распространяющие туристическую информацию;
  • бюро путешествий.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: