Виды стихосложения
1)Белый стих – стих без рифмы. Таким стихом написаны все «Маленькие трагедии» Пушкина – пятистопный ямб, но рифмы нет.
2)Вольный ямб – рифмованный ямб, но с сильно различающейся длиной строк и количеством стоп.
3)Раёшный народный стих – параллельная рифма, размера нет, нет строфы. Пушкин «жил был поп…». Рифма создает соразмерность и певучесть.
4)Свободный стих (верлибр) – рифмы нет, нет постоянного размера, строки несоразмерны по числу слогов и стоп, строфы не соразмерны по количеству строк. Считается, что этот размер известен в поэтике с 18в. Им писали Гёте, Гейне, Цумароков, Жуковский, Лермонтов, Блок, Элиот. Такой стих характерен и для древней поэзии, в частности русской.
В русской поэзии использовался: верлибр, песенный стих, чисто тонический говорной стих (скоморохи), силлабическое стихосложение.
«слово о полку игореве» тоже написано верлибром.
Гармония у верлибра создается особой интонацией и повтором, параллельностью синтаксических структур.
Морфологический уровень языковой структуры
Единица уровня – морфема. Слово имеет морфемную структуру.
1)Повтор морфем – в стилистических целях используется повтор почти всех типов морфем – корневые, префиксальные, суффиксальные и флективные.
Повторение вызывает стилистическую коннотацию.
Цветаева
«Есть пробелы в памяти
Бельма на глазах»
Повтор –бель.
Слуцкий
«Какое-то дуденье
В какую-то дуду
И бубенцов бубение
Бубнит билиберду
А скрипы заскрипели
А хрипы захрипели
А капли, как в капели
Заплакали, запели»
«сказки сказывать», «диво дивное», «сиднем сидеть», «давным-давно».
Повтор флексии
-Цезарь «veni, vidi, vici»;
-«звон ы, пев ы, гул ы, гуд ы в тишине полей плывут»;
-Чехов «крести ны, смотри ны, похоро ны, имени ны – существительные, заканчивающиеся на –ны и требующие выпивки»;
-Пушкин «хирург, юрист, физио лог, идео лог, фило лог ».
Префиксальный повтор
-писатель по писывает, читатель по читывает.
Гомеология – наука о повторах.
Рифмованное удвоение - Сочетание слов, различающихся несколькими буквами, а дальше совпадающими
-шаляй-валяй, страсти-мордасти, чудо-юдо, гоголь-моголь, трали-вали, тяп-ляп.
Призвано усилить экспрессию.
2)Словообразование – язык не придумывает слова, а образует их. Словообразовательные средства служат стилистическим целям.
Существует большое количество маркированных словообразовательных моделей.
Окраска: преувеличение/уменьшение, негативность, уничижительность и т.д.
Примеры – уменьшительно-ласкательные суффиксы (-ик, -ица, …) – высокая степень маркированности.
Создаются в процессе живой речи/писателями при письме – неологизмы.
Всегда стилистически отмеченные.
Отличаются от других неологизмов. В других используется необычный корень при сохранении всей модели. Тут – обратное – необычные аффиксы и флексии.
Облик слова другой, но синонимично старому слову.
Примеры–
-«я люблю её без мальчишеской угорелости ». Мог бы сказать «без угара». Но «угорелость» - более возвышенно.
-«разговор начнется издалека: с ощупкой, с пристрелкой»;
-«обоготворение отнюдь не мешает осмеиванию, осаживанию, иногда и пилению своего божества»;
-«у нее были глаза с рыжцой »;
Образуются от обычных корней но с нехарактерными для них флексиями.
Стилистические фигуры в системе словоизменения
Имеют отношение к грамматическому написанию.
Грамматика состоит из 2х частей – в первой излагается нормированная система словоизменения в речи. Во второй части, которая называется «употребление», излагаются другие вещи.
В большинстве случаев вторая часть встает в противоречие с первой частью.
Пример:
иду
настоящее историческое время: «иду я (в прошлом году) по этой улице, и вдруг вижу..»
разговор о прошедшем с использованием форм настоящего времени.
На морфологическую систему языка влияет деятельность человека.
«приди он раньше, этого бы не случилось» - повелительное наклонение в роли сослагательного.
Результат стилистической деятельности – разрушения в системе.
Стилистические операции в системе словоизменения
1.Метаболизм плана содержания
а) изменяется грамматическое значение. Экспонент, форма сохраняется.
Пример: сущ. «студент» - означаемое. 1)студент (ед.ч). 2)студент (мн.ч.). Меняется грамматическое значение. «А что на это скажет читатель?» «Студент должен за 1 год освоить…».
Особенно характерно такое преобразование в глаголах (как в русском, так и в других языках).
-настоящее вместо прошедшего («иду я вчера»);
-будущее совершенного вида вместо прошедшего («впоследствии он еще раз вернется к этой теме, а после матча он скажет»);
-будущее совершенного вида вместо общего времени («поспешишь – людей насмешишь», «что посеешь – то и пожнешь»);
-будущее совершенного вида для смены событий («то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»);
-повелительное наклонение вместо прошедшего времени («он возьми и пригласи меня»).
б)изменяется постоянный для этого слова грамматический признак. У каждого русского глагола есть признак переходности. У каждого существительного – признак одушевленности.
«Спи, дитя мое, усни, сладкий сон к себе мани.
В няньки я тебе взяла ветер, солнце и орла.
Ветра спрашивает мать:
Где изволил почивать?»
Автор оформляет неодушевленное существительное как одушевленное (ветер).
«Порой алым вихрем прорвусь на простор
И вихрей собратий накличу».
Тоже метаболизм, перемена, завязанная на этом признаке.
Проспать – переходный глагол. Спать – непереходный.
«Я чувствую, что вы проспали мой сюжет. Проспал, вы же знаете, что ваше произведение я сплю вне очереди» - комический эффект.