Стилистические операции в системе словоизменения




Виды стихосложения

1)Белый стих – стих без рифмы. Таким стихом написаны все «Маленькие трагедии» Пушкина – пятистопный ямб, но рифмы нет.

2)Вольный ямб – рифмованный ямб, но с сильно различающейся длиной строк и количеством стоп.

3)Раёшный народный стих – параллельная рифма, размера нет, нет строфы. Пушкин «жил был поп…». Рифма создает соразмерность и певучесть.

4)Свободный стих (верлибр) – рифмы нет, нет постоянного размера, строки несоразмерны по числу слогов и стоп, строфы не соразмерны по количеству строк. Считается, что этот размер известен в поэтике с 18в. Им писали Гёте, Гейне, Цумароков, Жуковский, Лермонтов, Блок, Элиот. Такой стих характерен и для древней поэзии, в частности русской.

В русской поэзии использовался: верлибр, песенный стих, чисто тонический говорной стих (скоморохи), силлабическое стихосложение.

«слово о полку игореве» тоже написано верлибром.

Гармония у верлибра создается особой интонацией и повтором, параллельностью синтаксических структур.

 

Морфологический уровень языковой структуры

Единица уровня – морфема. Слово имеет морфемную структуру.

 

1)Повтор морфем – в стилистических целях используется повтор почти всех типов морфем – корневые, префиксальные, суффиксальные и флективные.

Повторение вызывает стилистическую коннотацию.

 

Цветаева

«Есть пробелы в памяти

Бельма на глазах»

Повтор –бель.

Слуцкий

«Какое-то дуденье

В какую-то дуду

И бубенцов бубение

Бубнит билиберду

А скрипы заскрипели

А хрипы захрипели

А капли, как в капели

Заплакали, запели»

 

 

«сказки сказывать», «диво дивное», «сиднем сидеть», «давным-давно».

 

Повтор флексии

-Цезарь «veni, vidi, vici»;

-«звон ы, пев ы, гул ы, гуд ы в тишине полей плывут»;

-Чехов «крести ны, смотри ны, похоро ны, имени ны – существительные, заканчивающиеся на –ны и требующие выпивки»;

-Пушкин «хирург, юрист, физио лог, идео лог, фило лог ».

 

Префиксальный повтор

-писатель по писывает, читатель по читывает.

 

Гомеология – наука о повторах.

 

Рифмованное удвоение - Сочетание слов, различающихся несколькими буквами, а дальше совпадающими

-шаляй-валяй, страсти-мордасти, чудо-юдо, гоголь-моголь, трали-вали, тяп-ляп.

 

Призвано усилить экспрессию.

 

2)Словообразование – язык не придумывает слова, а образует их. Словообразовательные средства служат стилистическим целям.

Существует большое количество маркированных словообразовательных моделей.

Окраска: преувеличение/уменьшение, негативность, уничижительность и т.д.

Примеры – уменьшительно-ласкательные суффиксы (-ик, -ица, …) – высокая степень маркированности.

Создаются в процессе живой речи/писателями при письме – неологизмы.

Всегда стилистически отмеченные.

Отличаются от других неологизмов. В других используется необычный корень при сохранении всей модели. Тут – обратное – необычные аффиксы и флексии.

Облик слова другой, но синонимично старому слову.

Примеры–

-«я люблю её без мальчишеской угорелости ». Мог бы сказать «без угара». Но «угорелость» - более возвышенно.

-«разговор начнется издалека: с ощупкой, с пристрелкой»;

-«обоготворение отнюдь не мешает осмеиванию, осаживанию, иногда и пилению своего божества»;

-«у нее были глаза с рыжцой »;

Образуются от обычных корней но с нехарактерными для них флексиями.

 

Стилистические фигуры в системе словоизменения

Имеют отношение к грамматическому написанию.

Грамматика состоит из 2х частей – в первой излагается нормированная система словоизменения в речи. Во второй части, которая называется «употребление», излагаются другие вещи.

В большинстве случаев вторая часть встает в противоречие с первой частью.

 

Пример:

иду

настоящее историческое время: «иду я (в прошлом году) по этой улице, и вдруг вижу..»

разговор о прошедшем с использованием форм настоящего времени.

На морфологическую систему языка влияет деятельность человека.

«приди он раньше, этого бы не случилось» - повелительное наклонение в роли сослагательного.

Результат стилистической деятельности – разрушения в системе.

 

Стилистические операции в системе словоизменения

1.Метаболизм плана содержания

а) изменяется грамматическое значение. Экспонент, форма сохраняется.

Пример: сущ. «студент» - означаемое. 1)студент (ед.ч). 2)студент (мн.ч.). Меняется грамматическое значение. «А что на это скажет читатель?» «Студент должен за 1 год освоить…».

Особенно характерно такое преобразование в глаголах (как в русском, так и в других языках).

-настоящее вместо прошедшего («иду я вчера»);

-будущее совершенного вида вместо прошедшего («впоследствии он еще раз вернется к этой теме, а после матча он скажет»);

-будущее совершенного вида вместо общего времени («поспешишь – людей насмешишь», «что посеешь – то и пожнешь»);

-будущее совершенного вида для смены событий («то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»);

-повелительное наклонение вместо прошедшего времени («он возьми и пригласи меня»).

б)изменяется постоянный для этого слова грамматический признак. У каждого русского глагола есть признак переходности. У каждого существительного – признак одушевленности.

 

«Спи, дитя мое, усни, сладкий сон к себе мани.

В няньки я тебе взяла ветер, солнце и орла.

Ветра спрашивает мать:

Где изволил почивать?»

Автор оформляет неодушевленное существительное как одушевленное (ветер).

 

«Порой алым вихрем прорвусь на простор

И вихрей собратий накличу».

Тоже метаболизм, перемена, завязанная на этом признаке.

 

Проспать – переходный глагол. Спать – непереходный.

«Я чувствую, что вы проспали мой сюжет. Проспал, вы же знаете, что ваше произведение я сплю вне очереди» - комический эффект.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: