МОЛОДЁЖНЫЙ СОЮЗ ЭКОНОМИСТОВ И ФИНАНСИСТОВ
_________________________________ №_______
(полное название региона) (поле заполняется при ОргКомитетом).
КОНКУРСНАЯ РАБОТА №_______
(поле заполняется при ОргКомитетом).
Ежегодная Всероссийская Олимпиада
развития Народного хозяйства России
(ЛИБО НАЗВАНИЕ ИНОЙ ОЛИМПИАДЫИЛИ КОНКУРСА ПРОВОДИМЫХ МСЭФ)
«РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПРОПАГАНДЫС XVII ДО НИШИХ ВРЕМЕН »
(ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ РАБОТЫ)
Номинация № «37» название «Антикоррупционная пропаганда »
Автор: Полуэктова Екатерина Игоревна
(Фамилия, имя, отчество – ПОЛНОСТЬЮ!!!)
Российская академия народного хозяйства и государственной службы РФ при Президенте Российской Федерации, Липецкий филиал
(название вуза (места работы)– ПОЛНОСТЬЮ!!!)
Курс 3, Специальность: Юриспруденция
(НАЗВАНИЕ БУДУЩЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПО ДИПЛОМУ).
Адрес автора: г.Липецк, ул.Ибаррури, д.4,кв.55
(указывается адрес, посредством которого будет осуществляться обратная связь с автором).
тел: 8(960)141-78-26, e-mail: poluektovakata97@gmail.com
Научный руководитель: Шагунова Валентина Марифовна
(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО – ПОЛНОСТЬЮ!!!)
старший преподаватель
(УЧЁНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЁНОЕ ЗВАНИЕ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ – ПОЛНОСТЬЮ!!!).
РАНХ и ГС ИНН*: 7729050901
(МЕСТО ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ– СОКРАЩЁННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ). ИНН МЕСТА РАБОТЫ
Контактные данные: __________________________________________________
(ПРОСИМ УКАЗАТЬ КОНТАКТНЫЕ КООРДИНАТЫ, УДОБНЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ).
Практич.руководитель*: _____________________________________________
(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО – ПОЛНОСТЬЮ!!!)
____________________________________________________________________
(ДОЛЖНОСТЬ, УЧЁНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЁНОЕ ЗВАНИЕ ПРАКТИЧ. РУКОВОДИТЕЛЯ – ПОЛНОСТЬЮ!!!).
___________________________________________ ИНН*: __________________
(МЕСТО ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ– СОКРАЩЁННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ). ИНН МЕСТА РАБОТЫ
Контактные данные: ________________________________________
(ПРОСИМ УКАЗАТЬ КОНТАКТНЫЕ КООРДИНАТЫ, УДОБНЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ).
Липецк
(название населённого пункта, где подготовлена работа).
Г.
Нам все известно, что на протяжении многих столетий взяточничество является одной из обсуждаемых и животрепещущих проблем всех государств, но развитие правовой базы, которая сможет предупреждать и устранять данные правонарушения не стоит на месте.
Для того чтобы раскрыть методы борьбы с коррупцией в наше время хочу обратить ваше внимание на историческое происхождение этих методов. Проанализировав исторические аспекты можно увидеть, что борьба с коррупцией носит цикличный характер для российского общества и подобный социальный недуг как взяточничество в России имеет глубокие исторические корни. Выдающийся российский криминалист В.Н. Ширяев считает что: «Как только появились носители власти, облеченные особыми полномочиями, так одновременно с этим появилось и взяточничество». [5]
Но более подробно хочется остановиться на таких способах противодействия коррупции, которые отражают эпоху с 17 века до наших дней.
Начнём с правления Петра Великого. В его время правления появляются два указа, которые предусматривали наказания за взяточничество. Первый указ называется «об уголовной ответственность за дачу взятки» от 23 августа 1713г, второй – «за злоупотребление своим должностным положением» от 24 декабря 1714г. Наказание выглядело следующим образом: битье кнутом, ссылка на каторгу в Азов с женами и детьми, смертная казнь. Еще Петр1 провел некоторое количество судебных процессов над взяткополучателями. Из громких дел можно назвать казнь сибирского губернатора Гагарина, московский губернатор К. Нарышкин, адмирал Апраксин, сенатор Долгоруков.
Антикоррупционная деятельность отражается в эпоху Николая 1 изданием собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи. Данный сборник содержит виды наказаний за лихоимством:
- лишение прав на состояние;
- ссылка на поселение;
- передача в солдаты;
- каторжные работы.
А в 1845 году появляется Уложение, в котором расписаны виды лихоимства:
- незаконные поборы;
- вымогательство - под которыми понимается любая выгода;
- взятки делаемые чиновникам для ослабления силы закона.
Так же в истории отражаются моменты образования правовых нормативных актов. И так в 1903 году появляется уложение, в котором описываются ответственность за различные виды вымогательства. К мерам ответственности относиться:
- Статья 656 предусматривало наказание в виде лишения свободы на срок не более 6 месяцев;
- Статья 659 предусматривало наказание в виде заключения в исправительных домах до 3 лет.
Далее в истории развития правового регулирования появляется Декрет «О взяточничестве », который был издан 8 мая 1918 года. Его значение заключается в следующем: во - первых, установил термин «должностные лица» состоящих на службе; во – вторых, установил уголовную ответственность для лиц, которые дали взятку, так же появилась норма освобождения от уголовной ответственности взяткодателей, при условии что они ее дали до издания декрета и сознались в этом преступлении.
Из истории известны два уголовных кодекса 1922 и 1926 годов, в которых говорится, что за взяточничество предусматривалась смертная казнь в виде расстрела.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. принес изменения, касающиеся прежде всего проведением дифференциации при подходе к определению наказания для взяткополучателей и взяткодателей. При совершении коррупционного преступления предусматривались отягчающие обстоятельства, при наличии которых могла быть назначена смертная казнь, а также конфискация имущества в качестве дополнительной меры.
В 90-е гг. XX века появилась необходимость в преобразовании законодательства о взяточничестве, что выразилось в издании Указа Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Указом, помимо прочего, было запрещено осуществление государственными служащими предпринимательской деятельности, а также совместительство.
Уголовный кодекс РФ 1996 г., положения которого на тот момент отождествляли понятия «коррупция» и «взяточничество», при этом ответственность предусматривалась только за дачу и получение взятки.
В 2000-х гг. Россия осуществляет формирование законодательства в сфере борьбы с взяточничеством. И так на сегодняшний день антикоррупционная деятельность представляется следующим образом.
В данные года появляется первое упоминание о термине антикоррупционная пропаганда, который был закреплен как правовой в ст.12 Закона Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан » от 4 мая 2006 года № 34-ЗРТ. Его содержание излагается так - целенаправленная деятельность СМИ, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее…». А еще данное определение содержится в словаре в 2010 года и его смысел такой «антикоррупционная пропаганда - это распространение антикоррупционных идей и взглядов в обществе с целью формирования антикоррупционного мировоззрения и поведения». [4]
Наиболее значимые источники современного противодействия коррупции:
- Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «О противодействии коррупции»;
- Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022);
- Указ Президента РФ от 13.04.2010 №460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы».
Первым этапом рассмотрение борьбы с коррупцией начнем с ФЗ «О противодействии коррупции», который включает в себя определение «противодействие коррупции - деятельность уполномоченных органов в пределах их полномочий осуществлять: предупреждение причин коррупции, пресечение, раскрытие, расследование правонарушений в области коррупции, ликвидации их последствий». [1]
При изучение данного нормативно - правового акта были отмечены наиболее важные элементы предусматривающие борьбу с коррупцией.
Во - первых, в статье 6 отражаются меры по профилактике коррупции. Из ходя из ее содержания профилактика состоит из мер:
-формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
-антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
-рассмотрение уполномоченными органами, которые наделены федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
-развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.
Во – вторых, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции. Это проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности уполномоченных органов; обеспечение независимости СМИ; совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих.
В – третьих, контроль за законностью получения денежных средств. Согласно ст.8.2. Генеральный прокурор осуществляет законность полученных денежных средств. А при проведении проверки проверяемое лицо вправе: дается возможность в письменной форме пояснить о денежных поступлениях как на свой счет так и на счет близких родственников и предоставлять дополнительные материалы. Так же предоставляется право на общение с прокурором по ходатайству по поводу проведения проверки.
Генеральный прокурор при осуществлении проверки обязан:
- по отношению к проверяемому лицу получить сведения, которые укажут на законное получение денежных средств, и изучать дополнительные материалы, которые были получены от проверяемого лица;
- если поступило ходатайство о проведение беседы от проверяемого лица, то прокурор должен провести ее.
В – четвертых, согласно ст.13.3 меры предупреждения могут быть следующие: сотрудничество организации с правоохранительными органами; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Вторым этапом отражения противодействия коррупции предусматривается в статьях 290,291 УК. РФ. Эти преступления являются преднамеренными и совершаются из меркантильных побуждений. За их совершение предусмотрена уголовная ответственность, которая зависит от степени их тяжести.
В соответствии со статьей 290 Уголовного кодекса. РФ проявляется в таких мерах, как:
- штрафом в размере: от 1 до 5 миллионов рублей;
- в размере дохода от десятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет;
- лишение свободы от 3 до 15 лет со штрафом в размере: от десятикратной до семидесятикратной суммы.
По ст.291 УК. РФ проявляется в следующих видах наказаниях:
«- штрафом в размере от 500 тысяч до 4 миллионов рублей;
- лишением свободы на срок от 2-х лет до 15 лет со штрафом в размере от пятикратной до семидесятикратной суммы взятки». [3]
Предусмотренные виды наказаний способствуют регулированию поведения человека и гражданина, потому что, зная, что эти преступления имеют такие последствия, люди будут решать, совершать их или нет.
Третий этап покажет действие Указа Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы». Нормативно – правовой акт был создан с целью - искоренить причины, которые порождают коррупционные преступления в России.
Механизм реализации данного закона происходит такими лицами как органы публичной власти, институтами гражданского общества, физическими лицами.
В законе имеет важное значение реализация противодействия коррупции происходит по направлениям:
«-расширение системы правового просвещения населения и модернизация гражданского законодательства;
-обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции и совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;
-повышение эффективности исполнения судебных решений». [2]
Также антикоррупционную активность необходимо поддерживать со стороны гражданского общества - это можно делать с помощью сайта «Взяткам – нет!». В нем отражаются моменты, связанные с противодействием коррупции путем предания их огласке. Зайдя на данный сайт можно увидеть следующую информацию, которая расскажет о статистических данных о преступлениях связанные с получение и дачей взятки в 2021 году.
Статистика выглядит следующих образом за 2021год в РФ: возбуждено 29 уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ст.290, 291.1, 291.2 УК РФ в отношении 32 действующих и бывших должностных лиц территориальных органов.
Эти данные показывают, что в 2019 и 2020 годах уровень коррупционных преступлений был выше, так как возбужденных уголовных дел стало меньше, что свидетельствует о том, что законодательное управление может бороться с коррупционными преступлениями.
Также на сайте отображается данные проверочных мероприятий проведенных собственной безопасности:
- 26 выездных проверок, с привлечением профильных специалистов подразделений организации исполнительного производства, организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций;
- 31 служебная проверка по фактам нарушений, выявленных при проведении выездных проверок;
- 11 антикоррупционных проверок.
Результаты проверок показали следующие данные: 30 должностных лиц привлекли к ответственности из них: «12 – объявлено замечание; 8 – выговор и 1 – строгий выговор; 9 – увольнение с утратой доверия и в связи с совершением проступка порочащего честь сотрудника органа принудительного исполнения». [6]
За дачу взятки обвинительный приговор вступил в силу в отношение 43 граждан в 2021году и теперь им предстоит заплатить в доход государства штрафов на общую сумму более 6,8 млн. рублей.
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующий вывод, о том, что термин пропаганда играет важную роль как в образовании, так и в формировании правовой культуры и может быть представлен как образовательный метод, который в конечном итоге даст возможность обеспечить правовое регулирование в борьбе с коррупцией.
Не смотря, на то, что прошло много времени меры противодействия коррупции изменились, они стали более гуманными, но при этом не потеряли способность противодействовать коррупционным преступлениям.
Список цитируемой литературы
1. Российская Федерация. Законы. О противодействии коррупции: Федер. закон от 25.12.2008г №273-ФЗ: принят Гос. Думой от 19 дек. 2008 г.: одобрен Советом Федерации от 22 дек. 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2022г. - № 10. – Ст.1401. – Текст: непосредственный.
2. Российская Федерация. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы: Указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2010 № 460 [ред. от 13.03.2012г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. - №16. – Ст.1875. – Текст: непосредственный.
3. Российской Федерации. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13.06.1996г. №63-ФЗ: принят Гос.Думой от 24 мая 1996г.: одобрен Советом Федерации от 5 июня 1996г.: [ ред. от 24 сен 2022г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2022г. - №29. – Ст.5127. – Текст: непосредственный.
4. Кабанова П.А., Райкова Г.И., Д.К. Чиркова Коррупция и аникоррупционная политика (экспертиза): словарь – Москва: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. – 139с.
5.Ширяев В.Н. Взяточничество и лиходейство в связи с общим учением о должностных преступлениях: Уголовно - юридическое исследование. Ярославль: Типография губернского правления, 1916. 570с.
6. Взяткам – нет! - Федеральная служба судебных приставов: [ Электронный ресурс] // URL: https://fssp.gov.ru/vzjatkam_-_net/