Список использованных ресурсов.




Содержание.

Введение. Есть ли будущее у симфонии?............................................................ 1

2. Из истории Симфонии: Барокко. И.С. Бах …………………………………….2

3. Классицизм: Й. Гайдн ……………………………………………………….3

4. В. А. Моцарт …………………………………………………..6

5. Л. В. Бетховен ………………………………………………....7

6. Романтизм: Ф. Шуберт ……………………………………………………...9

7. Симфония в России: А.П. Бородин …………………………………….…….10

8. П. И. Чайковский ………………………………….….11

9. Симфония в Орловской области: В.С. Калинников ………………………..12

10. Симфония в ХХ веке: С.С. Прокофьев ……………………………………....13

11. Заключение. Симфония в современном мире ……………………………….14

Список использованных ресурсов.


Есть ли будущее у симфонии?…

Это сложный вопрос! Нуждаются ли еще современные люди в классической музыке?

Ведь в XXI веке существует огромный поток музыкальной информации – реп, рок, попса – это те направления, которые интересуют нынешнюю молодежь. Но знают ли они, откуда появилась эта музыка, из чего она «выросла»? Конечно, из «классики»! У классической музыки было великое прошлое, и мне кажется, что свое рассуждение стоит начать с самого раннего этапа – рождения симфонии…

Симфония – это произведение

для оркестра в 4-х частях.

 

Слово «symphonia» в переводе с

греческого языка означает созвучие.

В Древней Греции так называли приятное сочетание музыкальных звуков и стройное хоровое пение.

 

А в Древнем Риме симфонией называли оркестровую музыку.

В средние века «симфонией» считалась светская музыка вообще (во Франции это значение сохранилось до XVIII века), так могли называть некоторые музыкальные инструменты (в частности, колёсную лиру).

В Германии симфония до середины 18-го века являлась общим термином для разновидностей клавесина — спинетов и верджинелов, во Франции так называли шарманки, клавесины, двухголовые барабаны и т. п.

-1-
В эпоху Барокко (культура Европы XVII-XVIII века) великий композитор

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

 

 

«Симфониями» называл свои полифонические пьесы (polyphonia – poly-много, phon – звук, голос – многоголосие) – трёхголосные инвенции для клавира (предок фортепиано).

 

Эти сочинения композитор создал исключительно в учебных целях. Но их выразительная сфера необычайно широка.

Альберт Швейцер (1875-1965) немецкий философ культуры, музыкант

«..Каждая из этих пьес сама по себе является чудом, и не похожа ни на какую другую», - писал А. Швейцер, добавляя, что эти тридцать пьес мог создать «только гений с бесконечно богатым внутренним миром».

 

А сам Иоганн Себастьян Бах писал:

«Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно же жаждущим учиться, показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошим изобретениям, но и правильной разработке; главное же – добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции. Сочинено Иог.Себ.Бахом, велико-княжеским ангальт-кетенским капельмейстером. От рождества Христова год 1723».

-2-

В эпоху Классицизма симфония занимает очень почетное место в мире музыки.

((от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре конца XVII—XIX вв.)

Создателем классической симфонии считают Йозефа Гайдна (1732-1809).

 

В его творчестве она приобрела окончательный вид, поэтому этого композитора называют

«отцом симфонии».

 

В настоящее время насчитывается 104 симфонии, созданные Й. Гайдном, но, кто знает, может, их было больше? Все прошли долгий путь к совершенству. Композитор выработал правила строения многих жанров: квартета, сонаты и симфонии – эти правила получили название «сонатно - симфонический цикл», в котором точно указано количество частей в симфонии, их порядок, название и характер музыки.

 

-3-


Поскольку симфония – это произведение для оркестра, и именно в творчестве Йозефа Гайдна прошла долгий путь трансформации, то и оркестр вместе с ней значительно изменился. А что же вообще такое – симфонический оркестр?

Симфонический оркестр – это огромный музыкальный коллектив, который объединяется для совместного воспроизведения музыкальных произведений.

Слово «орхестра» пришло из Древней Греции, оно дословно переводилось как полукруглая площадка около сцены театра, где располагался симфонический оркестр.

В восемнадцатом веке таким словом обозначалось небольшое пространство, предназначенное для сопровождающего оперу инструментального ансамбля.

Именно Й. Гайдн определил четкий состав и группы музыкальных инструментов.

Струнно-смычковая Деревянно-духовая Медно-духовая Ударная

А так же дал каждой группе инструментов свое место на сцене.

 

-4-

Любая симфония - это целый мир, созданный композитором. Ведь музыкант стремится выразить в симфонии все, ради чего живет человек на свете: стремление к счастью, справедливости и добру, гармонии во всем. От того, и образы симфоний разнообразны. Иногда сам композитор давал своим творениям названия – программу.

 

У Й. Гайдна это: Симфония №6 – «Утро»

Симфония №7 –«Полдень»

Симфония №8 – «Вечер»

 

Все другие названия гайдновских симфоний принадлежат слушателям. Некоторые из них отражают особенности оркестровки («С сигналом рога» – № 31, «С тремоло литавр» – № 103), другие акцентируют какой-то запоминающийся образ («Медведь» – № 82, «Курица» – № 83, «Часы» – № 101). Иногда названия симфоний связаны с местом их создания или исполнения («Оксфордская» – № 92, шесть «Парижских», двенадцать «Лондонских»).

Интересная история связана с созданием Симфонии №45, получившей название «Прощальная»…

Во время ее исполнения оркестранты один за другим тушат свечи у своих пультов, забирают свои инструменты и уходят.

 

Остаются лишь два скрипача, которые тихо и грустно доигрывают последние такты и также удаляются.

Этому существует следующее объяснение. Будто бы однажды летом князь Миклош I Эстерхази дольше обычного задержал музыкантов своей капеллы. А им хотелось скорее получить отпуск, чтобы увидеться со своими семьями. Так мудрый композитор намекнул, что музыканты устали

 

-5-

Младшим современником Й. Гайдна был Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

 

Его «симфонический багаж» не настолько велик – всего сорок одна симфония. Но…

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!»

Так гениально выразил А.С. Пушкин сущность гениального искусства Моцарта. Солнечно ясным и непостижимо загадочным, простым и безмерно сложным, глубоко человечным и вселенским, космическим предстает мир моцартовской музыки.

Его называют Гением, и это не случайно!

 

Он начал сочинять музыку уже в 4 года!!!

 

Маленький Вольфганг и его сестра Анна Мария, которую ласково звали Наннерль, путешествовали по всей Европе со сложнейшими концертами. Всегда и во всем им помогал их отец Леопольд Моцарт.

 

-6-


Еще одним композитором, дополнившим содружество Венских классиков является Людвиг Ван Бетховен (1800 – 1824)

Он был величайшим симфонистом, и именно в симфонической музыке наиболее полно воплотились и его мировоззрение, и основные художественные принципы.

У Бетховена 9 симфоний (10 осталась в эскизах). По сравнению со 104 гайдновскими или 41 моцартовскими это немного, но каждая из них – событие!

В последовательности бетховенских симфоний обнаруживаются некоторые закономерности, давно замеченные музыкантами. Так, нечетные симфонии – более взрывчатые, героические или драматические (кроме 1-й), а четные – более «мирные», жанрово-бытовые (более всего – 4, 6 и 8-я). Это может объясняться тем, что Бетховен нередко задумывал симфонии попарно и даже писал их одновременно или сразу друг за другом (5 и 6 на премьере даже «поменялись» номерами; 7 и 8 последовали подряд).

В жизни композитора было тяжелое испытание – потеря слуха. Поэтому, во многих сочинениях Бетховена присутствует героическая тема, тема борьбы с судьбой. А в Симфонии №5 ведущую роль занимает «мотив судьбы».

 

…«Я схвачу судьбу за глотку, совсем сломить ей меня не удастся!»…

Л. Ван Бетховен…

-7-


Л. В. Бетховен жил на рубеже двух эпох, когда на смену Классицизму подходил Романтизм. Идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением ценности духовной и творческой личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Ярким образцом перехода к романтической симфонии явилась Симфония №9 Бетховена. В финале композитор добавил хор, распевающий оду Ф. Шиллера «К радости».

 

Девятая симфония подводит итог исканиям Бетховена в симфоническом жанре и, прежде всего в воплощении героической идеи, образов борьбы и победы, — исканиям, начатым за двадцать лет до того в Героической симфонии. В Девятой он находит наиболее монументальное, эпическое и в то же время новаторское решение, расширяет философские возможности музыки и открывает новые пути для симфонистов XIX века. Введение же слова облегчает восприятие сложнейшего замысла композитора для самых широких кругов слушателей.

 

 

-8-


Одним из первых композиторов-романтиков стал Франц Шуберт (1797-1828).

Как и Бетховен, Шуберт написал 9 симфоний. Но он не был такой героической натурой, как Бетховен. Ему недоставало бетховенского оптимизма. Шубертовские симфонии принципиально противоположны в смысле красочного ощущения. В них изображена стихия народной музыки, напевы родной Австрии - аромат полей, лесов, горячие потоки солнечного света заливают его лучшие симфонии.

Шуберта называли «композитором песен», их было более 600. Наверно, поэтому композитор совершил очень важный для дальнейшей истории симфонической музыки шаг. Он усилил в симфонии песенное начало.

Самой полярной явилась Восьмая симфония, получившая название «Неоконченная», потому что состояла всего из двух частей. Это сочинение композитор посчитал неудачным, и прервал работу. Позже попытался сочинить третью часть Менуэт, но понял, что нестандартная двухчастная форма выражает его мысли полностью. Таким образом «Неоконченная» симфония стала ярким образцом романтической симфонии.

-9-


Развитие симфонии, как и классической музыки, в России в целом наступило позже, чем в Европе. По национальному русскому пути классику повел Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Но проявил себя в основном в оперных и камерных (небольших) сочинениях.

 

Первыми создателями русской классической симфонии стали Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) и Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

А.П. Бородин – член «Могучей кучки»[1], основоположник эпического симфонизма в русской музыке. Творческую зрелость Бородина-симфониста ознаменовала Вторая симфония «Богатырская». Воспевание патриотизма, мощи русского народа, его духовного величия, изображение его в борьбе и мирной жизни, а также – картины Востока и образы природы – это главенствующие темы в музыке композитора.

 


А начало творческого пути П. И. Чайковского связано именно с симфонической сферой.

Первая симфония Чайковского "Зимние грёзы" была первой его крупной работой после окончания Петербургской консерватории. Чайковский воспринимал мир драматически, и симфонизм его - в отличие от эпического симфонизма Бородина - носит лирико-драматический, конфликтный характер,

"Опера - едва ли все-таки не самая богатая музыкальная форма. Но чувствую, что я все-таки более склонен к симфоническому роду".

 

Шесть симфоний Чайковского и программная симфония "Манфред" - непохожие друг на друга художественные миры. Органично звучат в симфониях народные песни:

в финале Первой - хороводная "Посею ли я млада",

в финале Второй - украинская шуточная "Журавель"...

В Четвертой симфонии -тема русской песни "Во поле береза стояла".

Особое место среди симфоний Чайковского занимает многочастная программная симфония "Манфред" по поэме Байрона - новый этап раскрытия психологической драмы на пороге двух последних симфоний: Пятой и Шестой.

-11-


С гордостью можно сказать, что и у меня на Родине, в Орловской области был композитор, который внес хоть и не многочисленный, но очень весомый вклад в историю развития симфонии. Это Василий Сергеевич Калинников (1866-1900).

 

Он родился в с.Воин, Мценского уезда. Его часто сравнивали с Чайковским, что несколько «задевало» выдающегося уже на тот момент композитора. Но, когда музыкальный корифей послушал сочинение юного Василия Сергеевича, то был приятно удивлен, и с тех пор одобрительно отзывался о его таланте.

В прошлом 2016 году

на Орловщине отмечался

150 - летний юбилей композитора, и в одной статье были сказаны такие слова:

«Первая симфония Калинникова — ключ к русской симфонической музыке, чудесные врата, через которые можно войти в наш родной, глубоко поучительный музыкальный мир.... она ведет душу через русские луга, поля и леса, через просторы невыразимой красоты — к Церкви, к молитве, к Богу.»


-12-

К XX веку мнения композиторов разошлись – одни искали совершенно новые пути развития симфонии, а другие утверждали, что необходимо вернуться к образцам Венских классиков.

«Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком)

моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка.

Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы...»

Такими словами выражал свои мысли

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953).

Но, несмотря на стремление к новому стилю, Первая симфония была названа композитором «Классическая».

Так Прокофьев подчеркнул, что «все Новое, это - хорошо забытое Старое».

 

Последнее симфоническое сочинение Прокофьева - Седьмая симфония. Она задумывалась как произведение для детей. В процессе работы задумка расширилась. Вместо симфонии для детей родилась музыка, в которой лишь слегка был отражен мир юности.

 

Она напоена поэзией, она полна настроений от напряженной страсти до хрупкой нежности, от мужественности до романтического порыва. Музыка жизнелюбива, светла, отличается юношеской свежестью. В ней нет ни острых драматических контрастов, ни резких столкновений. Это — песнь о любви к жизни, к прекрасному.

-13-




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: