русского рукопашного боя.




Орлов Н.А.

Физическая подготовка в процессе занятий прикладными системами

русского рукопашного боя.

Как известно, в спортивных единоборствах и традиционных боевых искусствах большое внимание уделяется общей и специальной физической подготовке.

Однако сказанная в свое время Алексеем Алексеевичем Кадочниковым фраза «Работа должна совершаться в четверть силы», привела в среде поклонников русского стиля к практически полному отказу от физической подготовки.

 

Попробуем же сначала разобраться, что же стояло за этой фразой, и как сам Алексей Алексеевич решал эту задачу в своих занятиях во время ее произнесения. В первую очередь надо отметить, что система Кадочникова исходит из концепции армейской системы рукопашного боя. Со всеми вытекающими оттуда последствиями. Соответственно, это прикладная система, которая кладется на существующие нормативы общей физической подготовки, т.е. на данный момент НФП-87. Сам Алексей Алексеевич неоднократно подчеркивал, что его система не рассчитана на людей с выдающимися физическими данными, а на людей с обычным средним физическим развитием. Подчеркну, со средним физическим развитием, а не слабым. Таким образом, физическая подготовка должна была соответствовать, как минимум, обычным школьным нормативам, т.е. принятым в Советском Союзе нормативам системы ГТО, которые на уровне золотого или серебряного значка являлись нормами физического развития для поступающих в высшие военные учебные заведения. Курсанты Краснодарского ракетного училища, где вел свою работу Алексей Алексеевич, естественно, такой подготовкой обладали. Поэтому проблемы с общей физической подготовкой были изначально решены.

Кроме этого, как уже было сказано, существуют общеармейские нормативы физической подготовки, которые поддерживаются и проверяются обычной армейской жизнью. Физическая подготовка осуществляется в процессе утренней зарядки, специально отведенных для этого часов занятий, спортивно-массовой работе, попутной тренировке и т.д. Добавим к этому, что в самой системе Кадочникова большое значение придается и специальным упражнениям, координационным и силовым, как-то, передвижения в нижнем уровне, «крокодил», «звезда» и т.д.

Итак, отсюда можно сделать вывод, что при работе с курсантами общая физическая подготовка осуществлялась в процессе плановых занятий по физической подготовке, а специальная в процессе регулярных занятий по рукопашному бою. Но именно этот распорядок отсутствует у гражданского населения, к которому сейчас относится большинство поклонников русского рукопашного боя различных направлений.

 

Основной режим занятий гражданского населения – два, максимум (что редкость) три занятия в неделю, продолжительностью 1,5-2 часа. Приблизительно столько же времени ведутся и обычные спортивные тренировки любительского уровня в единоборствах. Но, в отличии от представителей русского боя, там достаточно большое внимание уделяется разминке и физическим упражнениям в процессе всего занятия. Никто не говорит, что результат будет через месяц расслабленных тренировок. А наоборот говорят, что нужно усиленно тренироваться, и тогда, со временем, придет и результат. При этом считается, что нужны обязательные физические тренировки в домашних условиях – зарядка, бег, отжимания и т.д. В традиционных восточных боевых искусствах вопроса о физической подготовке не возникает вообще, т.к. считается, что тренирующийся всю свою жизнь должен превратить в тренировку. Тут достаточно сказать, что Брюс Ли, составляя программы самостоятельных занятий для своих учеников, например, отводил только на растяжку до 1,5 часов ежедневно. И считал, как впрочем и все иные восточные мастера, что джеткундо должно практиковаться каждый день. Три раза в группе, три самостоятельно, плюс дополнительная физическая нагрузка по утрам – та же зарядка, бег, отжимания.

Представители же русского рукопашного боя в основной своей массе, к сожалению, полностью пренебрегают данными критериями, видимо надеясь на абсолютную непобедимость техники русского боевого искусства. Но и здесь, на самом деле, все не так просто.

 

Основным принципом русского рукопашного боя испокон веков был принцип «естественности движений». Казалось бы, что может быть проще этого. Не нужно многочасовых отработок цуки в каратэ или прямого удара в боксе. И это действительно так. Но если серьезно разбираться, вылезает при этом одна очень неприятная деталь. В традиционном русском бою принцип «естественности движений» полностью совпадал с принципом «традиционных движений». Т.е. движений, которые максимально часто использовались в жизни. Про это неоднократно упоминали практически все «патриархи» современного русского боя. О том, что традиционные трудовые навыки ложились в основу боевых. Но тут надо сделать уточнение. Эти навыки были разными для разных слоев общества, едиными они были лишь где-то до XV века. Для крестьян это были трудовые навыки и народный пляс. Для казаков – владение оружием, джигитовка и казачьи пляски. Для дворян – фехтование, верховая езда и бальные танцы. Повседневные жизненные движения всего лишь наполнялись боевым смыслом. В отличии от восточного подхода, не жизнь превращалась в тренировку, а сама жизнь являлась тренировкой. Вся жизнь русского традиционного общества вне зависимости от сословия проходила либо в физических трудах, либо в физическом движении. Поэтому вопроса о какой-то специальной физической подготовке просто не возникало.

С развитием техники в XX веке ситуация изменилась. Поэтому, когда создавалась «единая система», принцип «традиционных движений» был заменен принципом «использование движений сопутствующих видов спорта». В предвоенные годы основой общенародной физической подготовки являлась система ГТО, построенная на фундаменте физической подготовки кадетских училищ. Тут надо отметить, что ГТО изначально являлась системой летнего и зимнего многоборья, дающие самые широкие навыки военно-спортивного характера. Кроме того, любой спортсмен того времени был обязан в первую очередь сдать соответствующие нормативы ГТО, а только затем специальные спортивные нормативы. Люди, приходящие в «систему», так же как и курсанты Алексея Алексеевича Кадочникова, уже обладали необходимыми физическими навыками, которые просто надо было направить в нужное русло. При этом надо учитывать тот факт, что для этого направления также использовалось большое количество самых разнообразных физических нагрузок, чтобы перенести которые, надо было обладать очень хорошей общей подготовкой. Кроме того, навыки в различных по двигательной структуре видах спорта с большей легкостью позволяли освоить объемные движения.

В современное же время ситуация изменилась еще больше. Компьютеры, телефоны, автомобили и т.д. вообще практически полностью оторвали людей от физических нагрузок. Естественные для современных людей движения стало практически невозможно превратить в боевые, т.к. они никоим образом не связаны с физической деятельностью. Принцип «естественности движений» и совмещенная с ним физическая подготовка, стали стремиться к нулю. Влияя таким образом и на саму технику боя, которая становится прерогативой специальной подготовки. Поэтому возникает естественный вопрос – каким же образом возможно преодолеть возникшую ситуацию?

 

Самым простым способом является возврат к принципу «использование движений сопутствующих видов спорта». Потому что возврат к принципу «традиционности движений» является практически невозможным в силу утраты традиционного образа жизни. Однако тут есть еще одна особенность, несколько смягчающая ситуацию. Это определенный генетический код каждого конкретного человека. В процессе многих поколений в нем откладывалось, как минимум три составляющих. Первая – бессознательные инстинктивные реакции. Вторая – родовые особенности движения. Третья – принадлежность к национальной этнической группе. Последние две составляющих очень хорошо известны исследователям традиционного танцевального фольклора:

«Своеобразие ритмической структуры, особенности пластики и подвижности тела у исполнителей фольклорных танцев передавались в народе из поколения в поколение, так же как и навыки традиционных ремесел, промыслов, обычаи и традиции общественной жизни и многое другое. Ритмо-пластическая традиционность была всегда настолько устойчива и неизменна в своей самобытности, что и по сей день может служить этнической характеристикой, отличительной чертой той или иной народности.

Традиционный ритм музыкального сопровождения и пластика танцевальных элементов настолько сложны и своеобразны по своей внутренней структуре, что могут быть полностью ощутимы и воспроизводимы лишь представителями народа – носителя данного фольклора. Под внутренней структурой здесь прежде всего подразумеваются те нюансы ритма и пластики движений, которые базируются на действии внутренней пульсации и практически незаметны для «посторонних», т.е. людей не принадлежащих к данной этнической группе. Между тем они создают – в совокупности с ярко выраженной внешней формой танцевальных движений – необходимую оригинальность, типичность и этническую самобытность…

Если взять за основу танцевального движения, например, элементарные шаги, то сразу обращает на себя внимание абсолютная непохожесть в манере их выполнения представителями разных народностей… Такая пластика одного и того же движения у разных исполнителей непроизвольна, ибо она продиктована традициями пластики танцевального фольклора. Но надо заметить, что эти особенности пластической выразительности настолько входят в кровь и плоть человека, что отражаются в его бытовых движениях» (Л.Н.Федорова).

Эти традиционные движения на генетическом уровне проявляются и в тех самых сопутствующих видах спорта, накладывая на них своеобразный национальный отпечаток. Недаром существуют итальянская, испанская, русская, французская и т.д. школы фехтования. Кубинская, американская, советская школа бокса. То же касается и иных видов.

 

Занятия традиционными видами русского движения и разнообразными видами спорта, несомненно, решают проблему и физической подготовки, и традиционной боевой пластики из которых исходит техника боя. Но, к сожалению, такой режим занятий абсолютно недоступен большинству тренирующихся в русских направлениях. Как уже было сказано, большинство уделяет тренировкам лишь 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа, а то и реже. Поэтому тут видится следующий выход:

1.Первоначальное введение в тренировки по рукопашному бою общей физической подготовки с поднятием ее до минимально необходимого уровня. На этом уровне специальные упражнения входят определенной частью в систему общего тренинга, без жесткого акцента на них. При этом физическая подготовка занимает большую часть времени тренировки.

2.Вынесение общей физической подготовки в раздел самостоятельного тренинга. На тренировках остаются только специальные упражнения, доводимые до уровня уверенного освоения. Соответственно, время, отведенное на физическую подготовку уменьшается и заменяется техническим тренингом.

3.Вынесение специальной физической подготовки на уровне уверенного владения также переносится в раздел самостоятельного тренинга. Исключая только те упражнения, которые невозможно реализовать вне групповых занятий.

Таким образом, мы постепенно поднимаем уровень занятий от общефизической к специально-технической подготовке. Одновременно при этом происходит и постепенное восстановление традиционной боевой пластики.

 

Теперь нужно определиться с общими принципами физической подготовки в РРБ, т.к. она достаточно сильно отличается от общепринятых современных систем подготовки.

Прежде всего, физическая подготовка, как и все русское боевое искусство, определяется исходя из следующих положений:

1.Цели и задачи подготовки.

2.Исходный уровень подготовляемого контингента.

3.Время и условия подготовки.

Только учитывая эти три фактора можно построить достаточно действенную форму подготовки.

 

Какие же задачи должна решать физическая подготовка? Определяем их, исходя из воинской прикладной системы подготовки. Традиционное и спортивные направления имеют свои особенности. Тоже касается и тренировок в самозащите.

ОФП решает задачу подготовки воина-многоборца, гармоничного развития физических качеств, не ломая индивидуальности человека, не выделяя никакого из них – выносливости, ловкости, силы, гибкости, скорости. Одновременно это создание резервов для рукопашного боя, резервов, а не базы.Боевая подготовка, базирующаяся на специальных упражнениях, не должна зависеть от общефизической, но и не исключает ее. В основу действий не кладутся физические качества как в спорте, они только усиливают их. Поэтому ОФП не должна влиять на будущее умение работать расслабленно, т.е. нежелательно допускать закрепощения мышц.

В зависимости от изначальной физической подготовки тренирующихся, первый этап тренинга может продолжаться большее или меньшее время. Для определения времени достаточно определиться с нужными нормативами.

Так же можно выделить два основных вида подготовки – городской и полевой. В зависимости от него также меняется соотношение и методы даваемой нагрузки.

 

Русское боевое искусство строится на трех ключевых принципах:

1.Работа «по принципу».

2.Работа «от ситуации».

3.Работа «от индивидуальности».

Основными тренировочными принципами в обычной подготовке являются:

1.От простого к сложному, от частного к целому.

2.Систематичность и регулярность.

3.Постепенность повышения нагрузок.

Как уже было написано физическая подготовка в русском бое отличается от общепринятой. Каким же образом обычные принципы сочетаются с принципами РБИ?

Прежде всего, вся система физической подготовки строится на тех же ключевых принципах, что и вся техника. То есть она работает только при системном подходе, а не отдельными действиями.

1.Вся физподготовка идет «по принципу». Нет разделения на простое и сложное. Все дается сразу, а не постепенно переходя от раздела к разделу, как в обычном режиме. 2.Подготовка строится в зависимости «от ситуации». Учитываются сочетание разных факторов, например, места тренировки, инвентаря, количества и уровня тренирующихся и т.д. Может быть повторение, но в других различных сочетаниях упражнений и в различном порядке. Поэтому понятие «систематичности и регулярности» надо воспринимать по отношению к самим тренировкам, а не к повторению комплексов упражнений.

3.В зависимости «от индивидуальности», каждый сам может выбрать себе уровень нагрузки. Нет обязательного точного количества сделанного, каждый должен ориентироваться на свои силы и ощущения. Но это, естественно, не касается тестовых упражнений. Тут, конечно, проще, если группа приблизительно одного уровня.

Несомненно, что такой подход возможен при специальной подготовке инструктора для понимания процессов, происходящих при этом в организме. Самостоятельные занятия потребуют волевых, интеллектуальных и творческих усилий с возможной опасностью перегрузки адаптационных способностей организма. Впрочем, существуют методики упрощенного варианта для самостоятельных занятий, но это уже тема отдельной статьи.

 

В программу начальной общей и специальной физической подготовки входят:

1.Различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения в движении.

2.Общеразвивающие динамические упражнения на месте.

3.Силовые упражнения с собственным весом.

4.Заломная гимнастика и статико-динамическая растяжка.

5.Силовые упоры и висы, специальные силовые передвижения.

6.Пластические виды гимнастики.

7.Пластические силовые упражнения.

8.Элементы пляса – притопы, присядка, ползунки, прыжки. Элементы бального танца – скользящие шаги.

9.Парные гимнастические упражнения.

10.Парная растяжка – с помощью партнера.

11.Силовые парные упражнения – с сопротивлением, с весом партнера.

12.Упражнения на расслабление, протряхивания.

13.Акробатика – одиночная, парная, групповая.

14. Парные и групповые игры различной направленности.

 

Особое внимание уделю силовой подготовке. Ее избегают чаще всего. А в русском рукопашном бою еще одним основополагающим принципом боя, который вносит свою лепту в отказ от физических нагрузок, является «работа на расслаблении». Но расслабленность мышц не есть их отсутствие. Как говорила известная акробатка в стиле «каучук», женщина-змея, восхищавшая своим искусством индийских йогов, Тамара Лязгина – «Чтобы что-то расслабить, надо это что-то иметь». И смело вводила в свои тренировки силовые упражнения.

В свое время боксеры, баскетболисты, волейболисты, пловцы и представители других видов спорта избегали силовых упражнений, так как считалось, что подобные упражнения закрепощают мышцы, снижают гибкость и скорость, и т.п. Многолетние исследования спортивных научно-исследовательских институтов доказали полную несостоятельность этих утверждений, конечно при правильно построенной тренировке. Но представители русских направлений до сих пор цепляются за эти устаревшие сведения, не принимая во внимания ни этнографические народные, ни советские государственные исследования.

Приведу только два примера, которые, к тому же, ярко иллюстрируют применение принципов «традиционных движений» и «использование движений сопутствующих видов спорта»:

1.«Теперь самое время рассказать о подготовке, а точнее об общей, необходимой для боев, силовой базе, используемой в «Ристале». Здесь подходят упражнения с палками, утяжелен­ная лопата (копание и переброска земли), силовая имитация работы вилами на подъеме снопов, рубка тяжелым топором толстого бревна, имитация работы молотом при забивании свай, имитация выкачивания ведра с водой из колодца, различные варианты подъема бревен, имитация вытягивания невода, лазание по канату, шесту, тягание на крючках, тягание за палку, или с поясом на шее при обоюдном захвате этих поясов. Кроме этого нужно бегать кроссы и спринтерские дистанции» (М.Боровков).

2.В школе армейской разведки, где обучался Вадим Иосифович Грунтовский, упражнения с тяжестями занимали одно из основных мест. Так называемая «работа с гравитацией». Они выполнялись с гантелями, гирями, штангой. И служили одним из главных средств выработки боевой пластики, аналогичной пластике силовых традиционных движений.

В тренировках возможно, и даже желательно, сочетание этих двух принципов и основанных на них методах подготовки.

Поэтому не надо путать умение работать расслабленно, не применяя лишнюю силу с отсутствием этой силы. В корейском хапкидо говорят – «не зная жесткого, невозможно понять мягкое». Перефразируя это выражение к теме статьи, можно сказать так – «невозможно не применять силы, не имея ее и не зная, что это такое».

Говоря о «работе на расслаблении» надо также учитывать, что это только один из трех видов нормальной боевой работы. На самом деле, надо научиться работать на трех состояниях мышц:

1.На расслабленных мышцах – это нужно для действий при слабой сократительной способности мышц, например, при усталости, ранении, в горах и т.д.

2.В напряженном состоянии – во время большой физической нагрузки мышцы входят в состояние повышенного тонуса и не могут сразу расслабиться. То же самое происходит и во время резкого выброса андреналина в кровь (так называемый «андреналиновый взрыв»), приводящему к ступору мышц во время внезапного нападения.

3.В режиме напряжение-расслабление в рамках открытого боя. Здесь существует два режима переключения – от напряжения к расслаблению и от расслабления к напряжению.

 

В заключение хочется отметить следующее. С опытом действительно приходит умение работать расслабленно, с вложением минимума сил, не делая лишних движений и чувствуя движения противника. Но на начальной стадии этого нет. Поэтому на этом уровне естественно использование имеющихся физических кондиций. Особенно в прикладных системах, применение которых должно работать с самых первых тренировок.

Исходя из этого, общая и специальная физическая подготовка занимает важное место в системе общего тренинга русского рукопашного боя. Кроме этого, надо помнить, что воину, кроме чисто рукопашного боя, еще надо до этого боя добраться. И не только на машине, а бегом, с грузом и т.д. Современные городские условия, где в основном тренируются поклонники русской боевой традиции, несомненно, не требуют таких физических качеств, которые нужны для реальных прикладных систем боя. И у них есть время для долгого обучения, что, в определенной степени, позволяет снизить физические нагрузки. Но если вы себя относите к людям, занимающимся действительно боевыми системами, то все эти факторы должны быть учтены.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: