III. В.Г.Белинский и формирование принципов реализма




Исключен из московского университета за неспособность к обучению – 1833 в 21 год

Печатался в «Телескопе» Надеждина. Но в 1837 году журнал закрыли. Аксаков предложил устроить Белинского в Межевой университет учителем русского языка с з/п в 1300 рублей. Но Белинский не согласился на эту сумму, просил 3 тыс. хотя эта сумма была очень хорошая. Белинский – человек принципа. Не мог спокойно говорить о том, что его волновало. Болел чахоткой. Играл в преферанс, но на интерес. В 1838 году переехал в Петербург к Краевскому в журнал «Отечественные записки». Жил на ГрязнОй –улица Марата. За 3 год – 6 раз менял адреса. Жил на Фонтанке, 40. где прожили 3 года, жил вместе со Скобелевым. В 1843 году женился на Орловой – классной даме, в 1845 – дочь Ольга. Последнее пристанище …

В.Ф.Одоевский – второй редактор Отечественных записок - ОЗ. Музыкальный критик Николая I. Держал Салон. Бестужев – образ романтизма. Белинский раскритиковал Бестужева за романтизм – противопоставление добра и зла. Белинский противопоставил Бестужеву – Героя нашего времени Печоринf. Стихотворение Лермонтова – показал эволюцию автора от романтизма к реализму. «Несколько слов о произведении Гоголя» -вступил в дискуссию с Аксаковым, отповедь славянофилам и сформулировал принцип реалистической сатиры – юмор через слезы. Главная черта – социальность, значение для общества. В этом превозносил Гоголя выше, чем Пушкина, в чем конечно же ошибался.

С 1841 год в ОЗ благодаря обзорам литературы, а с 1846 года статьям в Некрасовской «Современнике» сделали Белинского самым читаемым литератором. Был и театральным критиком - «Мочалов», статьи о Щепкине, о ранней драматургии Островского – стали проводниками русского реализма в театре. Критический реализм – принципы (Белинский):

1. цель искусства – отражение реальной действительности

2. гражданственность

3. тенденциозность – партийность (по Ленину). Оценка героев, явления с позиции гражданина—демократа. Художник должен быть частью своего народа.

4. типичность героев и обстоятельств – антитеза романтическим принципам.

5. общественная значимость содержания, но форма – лишь средство для раскрытия содержания. Нет художественному содержанию. Разночинные, крестьянские представления о красоте – деградация художественного вкуса (проявилась с 80-х годов)

6. непроходимая грань между романтизмом и реализмом – глубокий психологизм, проникновение в суть событий и поступков. Внимательное изучение окружающей среды.

Но со временем возник штамп – среда заела, можно и не читать, во всем виновата среда

7. Реализм – антитеза сильной личности, созданный классицизмом. Недооценивал роль случайности.

8. привлекали герои, времена перелома – историзм, изменился взгляд на него. Проведенцианализм характерен романтизму, рок, случайность. Полярность героев – хорошие и плохие. А реализм противопоставил всему этому – историзм, интерес к неприглядным сторонам, интересовала историческая закономерность, быт, борьба, повседневность.

Война и мир - Толстой

Утро стрелецкой казни – Васнецов (?)

Хованщина - Мусоргский

Романтики- реалисты:

Добро и зло, божественное и дьявольское – нет границ между категориями, есть несколько правд.

Белинский – первый русский социалист. Первый, кто призывал к топору Русь.

- Реализм в литературе:

Критический реализм изменил иерархию искусств. Ведущий род – проза, только она могла отразить реальную картину => падение поэзии. Потому реализм «похоронил» золотой век поэзии. Фет, Тютчев, Толстой – чистое искусство дворян, противостоящее настоящей, народной литературе. Некрасов – единственный реалист-поэт. Ведущая роль художественной прозы поколеблена в Серебряном веке, потом побеждена кино. Абсолютное преобладание – бытовой жанр, его называли просто «жанр» - жанровая картина. Лирические отступления (Тургенев), острые портретные характеристики (Гоголь). Полностью исчезла античная, библейская тематика, батальный жанр.

- Реализм в скульптуре

Резко снизилась роль скульптуры, так как государство в условиях капитализма перестало быть главным заказчиком скульптуры. За этот период было установлено только несколько памятников - Крылову, Екатерине и все. Реализм не совместим с монументальной скульптурой. Антакольский, Козлов работали в жанре станковой скульптуре – для интерьера. Только так можно показать подробности.

- Реализм в музыке.

Сложно провести грань между романтизмом и реализмом, так как музыка является выражением чувств автора и скорее близка к романтизму, но все же тенденции реализма проявляются:

- развитие народно-исторические оперы – Хованщина, Борис Годунов – и оперы приземлено-бытового свойства;

- повседневно-бытовая песенность – «Комаринская» Мусоргского, где из простой крестьянской пьяной плясовой песни делается великая вещь;

- забвение романтических жанров – этюд, романс, фантазия, романс. Исключение – Чайковский, как Жуковский в литературе, выбивающийся из общих тенденций;

- мощное влияние на музыку литературы и живописи – картинность, изобразительность музыки.

- Реализм в русском изобразительном искусстве: Венецианов и его ученики

Излюбленный жанр – интерьер с интерпретацией повседневности. Бытописательность просветительского романтизма. Зеленцов – типичный СПБ интерьер третьего сословия, 40 раскрашенных изображений для журналов, но влияние академизма все же чувствуется.

Н.С.Крылов (1802-1831) писал портреты, зарабатывал этим деньги. Умер во время эпидемии холеры. При довольно высокой технике – романтические элементы, не глубокое содержание. Венецианов заметил художника, поместил его в АХ. Крылов – основоположник русского национального пейзажа. Впервые писал природу с натуры. Изображал русский снег. Первый русский пейзаж русской зимы принес Крылову малую золотую медаль

Тыранов (1808-1859) – нашел Венецианов. «Вид эрмитажной библиотеки», «Вид на реке Тосно» - с той же точки, что и писал Крылов. Но нет в картине глубокого чувства. В 1830 – получил золотую медаль, и право ехать заграницу. Тыранов – мастер интерьерного жанра. Мастерски владел перспективой, скурпулёзно создает интерьеры. В 1836 – перелом в творчестве, стал посещать курсы Брюллова, отошел от интерьера и стал писать портреты – Лажечникова, Панаева, Плетневых, Алексеева, Л.Дубельта, мужской портрет. Брюллов считал, что Тыранов – первый среди его учеников. Достоинство – иллюзорная достоверность. Ценил Белинский. 1841 портрет Айвазовского – боковой свет, иллюзия, точное прописанные детали. Тыранова отправляет Николай к Хессу учить его батальному искусству. Но Хессе отказался от этого обучения. В 1839 году после отказа Хессе Тыранова отправили в Рим, но там он испортился. Италия погубила его. В 1845 году вернулся в Россию. В 1849 году вернулся в Петербург, но уже не смог сделать что-то стоящее. Умер в 1859 году в Кашине.

Портрет, натюрморт, интерьер, изображение реальности – но нет внутренние наполнения.

10.02.2011

В области жанровой живописи и графики. Щедровский (1817-1870). С 1833 года в Петербурге. Ранняя работа – «Пейзаж с охотником»: широкая панорама русского пейзажа, жанровая сценка+пейзаж = Венецианов. Но видно академическая манеры написания. Любимая тема Щедровского – картины и литографии, раскрашенные с изображением торговцев, нищих – естественность поз, манеру одеваться низких сословий. В 1839 – альбом из 36 литографий «Сцены из русской жизни» - 4 публикации – колоссально для Николаевского периода! «Рынок в СПБ» 1848 – объеденные группы людей – неестественность академизма. Среди мастеров реалистического пейзажа отметить Садовникова (1800 - 1880) крепостной, выкуплен по инициативе ОПХ. Излюбленная техника – акварель. Тематика – повседневная жизнь города. «Дворцовая площадь»: необычная для классицизма фрагментарная композиция – срезает вершину Александровской колонне, на первом плане – повседневная жизнь (офицеры, две собаки, две дамы) – вызов привычным канонам изображения Петербурга. 1830-35 – «Панорама невского проспекта». «фрагмент с гостиницей Демута»: живость, жизненная достоверность, каждое здание изображено с протокольной точностью, преобладает над поэтической точностью.

Батальная живопись – Петер Гесс (1792- 1871). Участвовал в войне с Наполеоном. Николаю очень нравился жанр. Был заказ на 36 изображений 1812 года – обстоятельность, ради чего нарушает перспективу, но не умеет отличить важное от второстепенного. Изображает войну без пафоса, но и без обличительства. Омуниция в чистоте и в порядке, трупы в неотталкивающих позах, начальство не в центре, но поблизости. «Сражение под Смоленском»: эффектная рама страданий для украшения генералов. Лучшие из серии - «наступление при Клестицах»: писал реальную деревню, удалось создать ощущение перелома сражений, «отступление французов через Березино» - картина-катастрофа, лишено академизма.

П.А. Федотов – «Гоголь в живописи». Зачислен в финляндский лейб-гвардии полк, в полку его уважали – пел, сочинял стихи, поражал художественными данными. В 1837 написал акварель «приезд Михаила Павловича в Лейб-гвардии Финляндский полк»: имела большой успех в официальных кругах => стимул к живописи. Проводил время в Эрмитаже – копировал малых голландцев. Увлекался немецкими реалистами – Бедермеэер. Показали Брюллова.

Брюллов – Федотов

Острейшая наблюдательность – сосредоточение на существенное. «человек с бутербродом» - ничего лишнего. В 1846 по совету Крылова вышел в отставку, работал под присмотром Брюллова. Увлекся сепией – коричневые чернила, разбавленные водой. «последствие смерти Фидельки» - ироничные, саркастические зарисовки. Многие картинки с диалогами. Особая – «Бедной девушке краса – смертельная коса» - драма маленького человека. Приближало Федотова к позднему Пушкину, Достоевского (первый его иллюстратор). 1847 – работает маслом. «Улица Васильевского острова в зимний день». Слава в 1847 – «Свежий кавалер или первый крестик» выставил на выставке. Сопоставил спесь чиновничьей и рациональности служанки. Пародия на классицизм и академизм. Характеристика персонажа через набор деталей – вот в этом Гоголь, характер через детали, среди них нет лишних: на полу роман Булгарина, мундир, орден, подтяжки – попсовая мода среди чиновников, гитара – любимый инструмент мещан с порванными струнами, разностилевые стулья, габбсковский стул дерет кошка, канарейка – символ мещанства, оплетенный бутыль с наливкой, бутылки от вдовы Клико – самое дорогое, а закуска – селедка, остатки ананас, завернутый в Северную пчелу. Перед нами пошлый мирок ничтожного человечишки, ни икон, ни императора, ни родных. Брюллов: «поздравляю, вы обогнали меня» после этой картины. «разборчивая невеста» 1847 года – иллюстрация к басне Крылова, дань поэту. В ней проявилась литературная описательность реализма – женские образы на стене – противопоставление реальной жизни и романтизма. Публика от Федотова в восторге. «Сватовство Майора» - рацея (тексты к произведениям, раешки, как теребеневы листы). По духу близка к драмам Островского – нет положительного персонажа, кроме кошки. Детали купеческого быта: ходил неделями по городу, искал нужные детали. Купчину встретил у Аничкого моста, нашел предлог познакомиться, и год писал с него. Это сила и слабость метода реализма. Зависимость от натуры, и от деталей. За картину «Сватовство…» Федотов избран академиком. Он был близок к петрошевцам. В 1850 по семейным обстоятельствам уехал в Москву. Но резко усилился цензурный гнет – запретили издание литографий, издания с его рисунками уничтожены, запретили издавать сатирический журнал => перелом в творчестве. Начинает искать героя не положительного, но вызывающего жалость. Первой картиной стал «Завтрак Аристократа» - прикрывает черствую корку хлеба французским романом. Не смог создать семью, доходы тратил на помощь сестрам и содержание отца, работал очень долго. Его картины, способные сделать честь музею, частные коллекционеры не покупали – кому нужные бомжи в частных коллекциях? Тоже слабость реализма. Художник жил в долг – смысл жизни свелся к работе. Последние работы – чувство тоски. «Вдовушка» - 4 варианта – 1850-51. пронизана трагическим духом Достоевского. Молодая беременная скорбит по мужу – по чертам Федотов. Щемящая тишина. Каковы перспективы? Но тонкое благородство – художник избегает утрированных бедствий этой женщины, предельно деликатен. «Игроки» 1851 – доводит ничего незначащий мотив до высокого обобщенного образа, до символа. Свет мерцает, фигуры деформируются – чувство смертельной усталости, и все ради чего? Последняя картина Федотова «Анкор, еще Анкор» - приговор Николаевской России. Тупая дрессировка в скуке полка. Идея безысходности, пространство замкнута, крест решетки на окне – ограничивает жизненное пространство. Анкор – это еще. Горячие краски натыкаются на холодные цвета- борение цветов, как в Игроках. По силе живопись не знала такого. В 1852 сошел с ума, умер в больнице всех скорбящих в 37 лет.

А.А. Иванов (1806-1858). Сын профессора исторической живописи. Оленин позволил в 11 лет пользоваться библиотекой и посещать АХ. В 18 лет – золотая медаль за картину «Приам, просящий тело ….». картина «Перед лицом…» - в русском музее! В 1830 году «Белафонт отправляется….» отправляется в Италию. На 28 лет, почти до конца жизни. По примому приказу был уволен отец из АХ, всю жизнь посвятил творчеству. Жил скромно, уединенно. Только работал, читал и размышлял. Были друзья: Рожлин (заразил Шеллингом, идея о божественном предназначении художника), Гоголь, славянофилы. Путь к реализму непростой и долгий. Первая римская картина «Аполлон, кепарис, геоцинт» - идея золотого века человечества. Благосклонно воспринята. Но Иванова не удовлетворяла. Идея из сюжета про Иосифа. В 30-х годах – явление Христа народу – идея просветления человека. «Явление Христа Магдолине» безупречно академична. «Явление Христа народу» 1837-1857 – тема озарения и нравственного пробуждения человечества, но вместе привычной патетики классицизма изобразил массу персонажей с глубочайшей психологизмом. В учебниках – картина академизма. Но это не так: ни один академист не стал бы делать сотни этюдов, чтобы передать реальность камней, выражения лица. Нет условного деления пейзажа на три плана. Никто кроме Иванова не умел передавать пространство. Предельно реалистичная передача природы. Каждый мотив как целый мир. «ветка» - само достаточная в своей красоте. «Вода» - передача потока. Персонажи – плохо сложенные мальчики, синяя кожа от холода. Фигура Христа на заднем плане, в центре – народ: отец и сын, патриций и раб, Иоанн Креститель, апостол Иоанн. Десятки голов рабов, чтобы передать зарождающееся в полузвериных глазах зарождение веры и надежды на будущее. Пример реализма. Картина незакончена. Сначала вера не разрывалась с нравственностью, потом ценил красоту. После встречи с Герценом – социально-политические идеи, поэтому к картине охладел. Печален конец Иванова. Затеял цикл картин на библейские сюжеты – громадные идеи. Но не было денег. Государство не хотело покупать «Явление Христа народу», вызван на аудиенцию и промурыжали 8 часов в приемной. От потрясения умер.

Художественная культура 1855- 81

1. условия развития культуры

2. городская среда

3. тенденции в развитии архитектуры. Новые типы зданий

4. архитектурные стили

5. бунт «14» и артель художников

6. ТПХВ – товарищество передвижных художественных выставок

7. скульптура

8. черты театральной жизни. История драматического театра

9. Чайковский

Правление Александра II – время великих реформ, но были бы они великими, то не привели бы к трем революциям. Скорее эпоха великих обманов. Эпоха имела глобальные социально-экономические и политические последствия. Массовое разорение крестьянства. С 1863 по 1898 – население города с 6 до 12 миллионов. Население города увеличилось в 5 раз. Петербург превратился в город буржуазной культурой. Средняя жилая площадь – 7 кв. м. в пролетарских районах – 1,3- 2,5 кв. м.

В связи с завершением промышленной революции, усилилось значение СПБ как столицы технических новшеств. Участие СПБ во всемирной выставке. В 1864 – гран-при получил Якоби за метод гальванопластики (с помощью электического тока покрыть тонким слоем металла, позволял делать тонкие клише => переворот в издательском деле и печатаньи денег), в разделе скульптуры победил Толстой с эмблемами с изображением 1812. Ледюк написал исследование русской архитектуры заграницей – первое в своем роде. 1886 для создано Русское техническое общество – Рылеев переулок (Пестеля), спонсировала исследования, курсы по разным дисциплинам, съезды, в том числе международные. Участники: Бутлеров, Менделеев, Крылов, Попов, Жуковский (авиация), яблочков, Якоби, Чабышев – математик, Сеченов, Мечников. РТО издавало «записки РТО» и журналы – электричество, фотограф, ж/д дело.

В 1873 испытана э/л Ладыгина, в 1882 электросварка. В Петербурге опубликована Жизнь животных Брема, Путешествие Дарвина, 16 томный словарь (1873-75) – первая энциклопедия. Повысился интерес к технике. Популярный писатель – Жюль Верн. Представители техники – ареол. Лучшая партия – инженер, строитель. В АХ – обязательными предметами – физика, химия, начерталка. Проявление этой тенденции – развитие реализма.

Важным фактором стал реформы образования.

Шиииииииииииииииииииииииииишкааааааааааааааааааа, улыбнись))))привет) Обэ – чеширский кот, помнишь??))ыыыыыыыыыыыыыыы))))

От петербургской интеллигенции – тон прогрессивный.

В 1862-64 учреждены новые уставы – университета, гимназий и прогимназиях. Положения о народных училищ:

Узаконены гимназии и училища (нет языков, узучение точных наук). Главный предметом – 14 уроков в неделю (75 мин). Орган пед мысли – совет Гимназии – могли выбирать учебники, программы. Но спад революционного движения – переход к контрреформам. 1864 – рескрипт императора. Реализация возложена на министра народного просвещения (лучшего министра) Пирогов – ушел в отставку. Вместо него граф Д.А.Толстой 1823-1889. началась травлю учителей и советов. Катков – бывший участник кружков университетов в прошлом, перешел к идеям монархизма. С ним общался Достоевский. Тургенев «гад». Катков предлагал запретить современную историю и уйти к античности. (Луначарский, Путин и Медведев). В 1871 FII проигнорировал гос совет и его несогласие. Подписал новый устав. вредным – изучение современной истории и современной литературы. 75 мин – 60 мин, 14 уроков – 12 уроков. Увеличилось число древней истории. На латынь больше времени, чем на русский и литру. Метод классического обучения. Методы репетиционные. Ни больше и ни меньше. Толстой: «Еще лет шесть-семь латыни и наша молодежь угомонится». Учебник Филиппова?

Хорошая иллюстрация несостоятельности концепции образования:

- учебник Лавальского, героиня шарлота карде – зарезала Робеспьеара - но метод тот же – убийство.

Лорис-Меликов предложил сместить Толстого. 1880, в канун пасхи «Толстой смещен – воистине смещен». При Александре III толстой возвращен – министр внутренних дел. Ничего не изменилось. Свидетельство о благонадежности из полиции, чтобы стать учителем. Анекдот про Ковалевскую. Правительство Александра II целенаправленно тормозило развитие женского образования из низких слоев. Аларчинские и Владимирские курсы. Но не давали диплом для университета. Женщины были вынуждены заключать фиктивные браки и уезжали заграницу, где становились социальистками. Отчего правительство пошло на уступки. 1878 – Бестужевские курсы. Бекетов, Стасова, Трубникова, Философова. Начальник – Бестужев-Рюмин. С 1888 – на 10 линии, 31-35 (красовский). Словесно-историческое, физико-математическое, естествнно-научное отделения. Три (с 1881 года четыре). Обучение платное. Остроградский, Сеченов, Платонов. Лучшая гимназия – Петершуле (К. Росси, Мусоргский, Раухфус, Лесгафт, Сверчков, Бах). Гимназия К.Мая – лучшая частная. 1 линия, у Тучкова - 10 линия, 13 – 14 линия, 39. поставила рекорд ЦС, только в рамках школы. 118 учеников, вошедших в историю (В ЦС – семь из 21 – 25%). Г. Грин – архитектор, Ласнсере – все, Оль – архитекторы, фомин, Бруни, Философосов, Нурок, Нурей, Л.Успенский, Качалов, Римский-Корсаков, Бенуа, Сомов, Рерих, Добужинский, Л.Бруни. особенность – делали, что хотели. Вилье – завещал деньги на строительство клиники. Барон Штиглиц – 6 миллионов рублей училища рисования и для подготовки специалистов художественной промышленности. Филиалы – на нарвской суконной мануфактуре, в Саратове, Ивано-воскресенске. Неслучайно из Саратова - Кустодиев. директор – Месмахер – он же руководил строительством (неоренессанс). 1886 год – Морозовская стачка, на защиту было пожертвовано творческой интеллигенцией. Наняли лучшего адвоката – Александров (В.Засулич). Впервые организованная стачка. Имена на здании Штиглица - эстетическая программа училища.

Петербург оставался общероссийским центром общественной мысли – «лаборатория идей» Ковалевская. 70% населения – творческие профессии. Жили представители всех направлений политической мысли. Славянофил Леонтьев, идеолист-мистик Соловьев, П.Лавров, Ткачев, Михайловский – народники. Литература - Чернышевский, Панаев, Гаршин, г.Успенский, Тютчев, Толстой, Достоевский, Тургенев. 80-е годы – похороны и центр перешел в Москву. Центр сатиры – Козьма Прутков (братья Жемчужниковы), Салтыков-Щедрин. Журнал Искра – сатира

Петербург – центр российского народного движения. Главная арена борьбы народовольцев и властей. Салтыков-щедрин, Лесков, Шоу, Голсуорси. Конан дойл, Жюль Верн, Мопассан, Золя, Войнич, Твен, Дузею. С. Бернал, Корузо, Толстой Л.Н. (призыв амнистировать участников 1 марта), В.Соловьев прочитал публичную лекцию, закончил амнистировать участников 1 марта – запрет читать публичные лекции. 1887 – обратились все члены кафедр Бутлерова и Менделеева с просьбой отменить казнь А. Ульянов (кольцевые черви).

Большую роль в правильном информировании современников играла адвокатура. За отсутсвием СМИ – публика валила на заседания суда, тотализатор. Важнейшее условие адвоката – ораторское искусство. Вместе с тем, адвокатура – двигатель законодательства. Анекдот про Плевако. Стасов Д.В. создал курсы для присяжных поверенных – выпускники защищали народовольцах бесплатно. Он знал правду о народовольцах.

Городская среда

Новая среда, заслонившая классический облик Петербурга. Новые дома. Высокие, рекламы, фонарные столбы и афишные тумбы на обочине. Газовое освещение поменяло образ города. Высокая стоимость земли – уплотнительная застройка. Доминирует частный заказ. Рядовая застройка вышла из-под контроля архитекторов. Строительный устав 1857 года устанавливал только гигиенические нормы. Убраны в трубы каналы. Невский проспект от Аничкова моста, Невский проспект – деловой центр – половина банков. Столица моды. Контроль за городской застройкой перешло в руки городских властей. Как правило городские главы имели доходные дома. Поэтому обычно «архитектурный вандализм» Столпянский. Тон ему задавал Александр II. после Крымской войны продает землю перед Адмиралтейством и продает скульптуру всего Невского фасада. А.Бенуа настраивал на ансанблевой застройке, но никто не хотел покупать эту землю. Поэтому набережная застроена зданиями. Разных стилей. Уничтожен образ Росси - фасад гостиницы «Европа» - изуродован. Варварское отношение к наследию классицизма – объединяло и демократов и революционеров. Резко усилился контраст окраина и центра. Промышленный центр в кольце. Нарвская, Невская заставы лишены зданий культуры. + экологические проблемы.

Тенденции в развитии архитектуры

Комитет по строению (Кваренги - Стасов)

1806 – 16 перешла АХ

1816 -1856 – Комитет Бетанкура

После реформ – к творческим союзам архитектора. СПБ общество архитекторов, во главе Шредер. Исчезла разница между архитектурой Петербурга и Москве.

- неприятие клацисстического наследия. Уход от крупномасштабных построек, чистые плоскости стен – голые, простые геометрические формы – скучные. Проповедовалась свободная планировка, ассиметрия, измельченная дробная пластика, многослойность украшений и орнаментов. Принцип кл снаружи-внутрь сменился на внутрь – снаружи.

- широкое использование металлических конструкций. Из железа делались балки, перемычки. Металлические консоли дали жилому дому эркер – остекленный выступ стены, прямоугольный или закругленной формы. Появились изящные лестничные площадки, балконы с узорчатыми перилами, металлические фермы => перронные залы, цирковые площадки, торговые залы. Искл. металлические каркасы во всех купольных сооружениях – цирк Чинизелли (Кенель), купол над выставочным залом училища Штиглица

- широкое распространения больших остекленных пространств – освещение светом через большие окна. Окна Сенного рынка, училище Штиглица. Верхний свет увеличивает пространство в глубину – в пассажах, в медицине, банках, учебных заведениях. Толщина стен сузилась – за счет металла. Облицовочный материал – кирпичный стиль. Водонапорная башня, тюрьма Кресты.

Новые типы архитектурных сооружений:

- доходные дома – брандмауэры. До 1865 – самый маленький колодец – 4 кв. м. по нормам – не меньше 130 кв. м. а расстояния между окнами не меньше 7 метров. Дома зонировались. Барские квартиры – 33 градуса лестница, широкая лестница с дорожкой, цветы с швейцаром. Начиналась с парадной, столовая, проходная, спальня и детская, кухня и выход на черную лестницу. Уборные – на лестницах, массовая замена на промывные туалеты. На задних дворах – квартиры прислуги, дворницкие, прачечные. Дома зонировались по вертикали. Секционная застройка. 2-3 этаж. Первый этаж – под магазин, поэтому вход с угла. Над парадным входом устраивался зонтик с ажурными металлическими опорами. Функция зонтика – балкон. Значение технических вопросов. И.СВиязев научно разработал пробелмы отопления (заменил отопление на каналиферное – стены грели сами). Штакеншнейдер – о штукатурки, гартман – о сборно-разборных конструкциях.

- торговые залы. Классика жанра – Пассаж (1846-48, Железевич). Большой магазин со сквозных проходов, и ярусами торговых анфилад. + театр, концертный зал, гостиница. Рынки – аркады заменены Стасовым на дорическую колоннаду – Ямской рынок. Зато в центре – греческая классика.

- вокзалы – ресторан, буфет, зал ожидания, кассовыми помещения, камерами храниения, гостиницами. Три типа: тупиковые вокзалы (все в Петербурге), островные (Любань, Железевич), сквозные (Н.Бенуа, Петергоф).

- больницы. В пригородных районах. Два типа: блочная (приемный покой – палата – лечебные кабинеты – операционные – вспомогательные помещения), проекты в сотрудничестве с врачами и архитекторами. Детская Больница Рауфухаса, повильонные больницы (Боткинские бараки – 1878-80, Миргородская 3/4) состоит из 12 павильонов на 30 больных каждый. Функциональное назначение доминировали.

17.02.11

Новые типы построек:

- учебные постройки

- театры. Москва – центр театрального искусства. Малый театра – «малый университет». При Александре II роль театра резко упал. Архитектура театра: наступление буржуазного многоярусного театра. Вкусы буржуазной публики – стали образцом. После 1856 пожар Мариинский театр перестроен Кавоссом – инновации: световые эффекты, вращающая сцена, дополнительные выходы в целях пожарной безопасности. Но с точки зрения архитектуры – необарокко, неоампир, китаевщина, византийский стиль

- выставочные здания и помещения. Общество поощрения художеств (до 1870 художников). В залах делались дополнительные перегородки. Тенденции: лаконичность помещения, чтобы не отвлекать внимание от картин; оформление выставки в виде эпохи (Л.Кленце – Новый Эрмитаж – греческий, скифский зал; Месмахер – училище Штиглица).

Архитектурные стили:

Эклектичный стиль разумного выбора. Синтез разных стилей. Выбор исторического прототипа определялся расположением и назначением здания – формируются идеи рационализма:

- дворец – величествен и богатый – ренессанс, английский классицизм, елизаветинское барокко

- адм. здания – строгость и внушительность – классицизм (колонны и портики)

- дача – уют – помпейский виллы, английский коттеджи.

- банки – модnhq? Визитная карточка состоятельностьти банков.

Интерьеры: парадные залы в форме перестиля (училище Штиглица) – центральное пространство опоясано одно или двух ярусными колоннами. Распространены стили: мавританский стиль (диванная, ванная, курительная комната – персидские ковры, оружие стран востока, фонтаны, кальян). И.А. Манигетти – умел синтезировать разные стили. Учился в АХ, ученик Брюллова. Путешествовал. Дебют – Турецкая баня в Царском Селе и интерьеры дворца Юсупова. С 1871 – придворный архитектор АII. Главная работа – интерьеры императорской яхты «Держава» - не сохранилось. Сегодня манера Манегеттин наиболее полно сохранилось в интерьерах дворца Юсупова. Самый парадный – театральный зал – гармония цвета и света разрушает не соответствует более скромным фасада на Мойку. Остается популярной неоготика. Ведущий мастер Н.Л.Бенуа 1813-1898 – родоначальник династии. Учении К. Тона, и с 1846 придворный архитектор СПб. Жил на Никольской, 15 (ул. Глинки). Богатейшая коллекция. Петергофский вокзал. умел вписывать в сложившиеся ансамбли готические формы, использовал новые материалы – в этом не было равных. Еще один мастер готики – Горностаев. Учился у А.Брюллова. Кабинет Фауста – отдел редкой книги. Воссоздал комнату книжника в стиле готики. В архитектуре особняков стал стиль… Боссе – учился в Дрездене. Учился с 18 у А.Брюллова. построил Дом Кушелева-Бесбродко (фурманова, 3) необароочный стиль, перестроен Шмидтом в стиле неоренессанс. Особняк Пашков (Литейный, 39) «парадный подъезд» Некрасова. Неоренессансный особняк Кочубея (бульвар профсоюзов, 7). В 1855-1864 годах Боссе строил усадьбу Знаменка (Петергоф) и Новомихайловка (Стрельна). Впечатляет свободной планировкой. Особняки Юсуповой (Институт сервиса и права, декор в мастерской Трескорни, лепнина под рококо, работы Майкова и Поле) и Бутурлиной (чайковского, 10. важное градостроительное значение, замыкает Моховую улицу – элементы барокко: трехчастное деление, пышный фронтон, изящная баллютрад, богатая пластика фасада. Однако – узкая решетка – дань эклектике. Австро-венгерское посольство). Боссе, как и Бенуа, отличался вкусов, чувством меры, потому его отъезд в Дрезден стал утратой для Петербурга.

Необарокко и неоренессанс – «международный стиль буржуазии» - общее: эпатировать зрителя богатством. Раньше это могли позволить лишь богатые, теперь стилизация: раскрашенный гипс под мрамор, папьемаше лепнина, метод гальванопластики, ручная работа барокко и рококо – фабричная работа.

Резанов – неоренессанс. Ректор по архитектуре в АХ. Именно он завершил Храм Христа Спасителя Тона. Ученик Тона. Пользовался авторитетом и уважением – учредитель и председатель Общества Архитекторов. Дворец на наб. Невы – Дом Ученых. Прототип – палаццо. Мой дом – моя крепость. Руст внизу крупнее, декор наверху больше. Типичный ордер ренессанса – без колонн. Пропорции классические, но колонн нет. Со стороны – строго, а внутренние дворики и интерьеры роскошны. Дворец в.к. Владимира Александровича. Контраст дворика и внешнего вида. Разной формы помещения, на разных вертикальных уровнях, в разных стилях – мавританский, неоготика, неоренессанс, барокко и рококо, неорусский стиль (столовая, все в камне), в отделке – чугунное литье, кожи, дорогие породы дерева и позолота. Георг Александрович Кракао (1818-1858) – ученик Тона, из Москвы. Особняк барона Штиглица на Английской набережной,66-68. Балтийский вокзал. Учеником Резанова блы М.Е. Месмахер (1842-1906), блестящий рисовальщик, акварелист, передача фактуры материала. Преподавал акварельную живопись в школе ОПХ. Директор в училище технического рисования. Проект Кракао, строилось под руководством Месмахера. Здание архива Гос. Совета (Миллионная, 36) – гармоничное сочетание неоренессанса и неорусского стиля. Неорусскийский стиль – эпоха А II – второй период. При Николае – ориентация на Византию и Русь. При А II – образец храма Василия Блаженного. При А III – московская шатровая архитектура VIII века. Так как образец храм Василия Блаженного – изучали своды. Если на первом этапе – монохромность, то на втором этапе – многоцветие. Представители – Горностаев и Раппет. Горностаев – поддержка со стороны П.П.Свиньина. дал денег на заграничную стажировку. На деньги Свиньина брал уроки у Брюллова. Совершил путешествие. В 1858 году оформил интерьеры Андреевского собора на Васильевском острове – элементы русского деревянного зодчества в камне. Поклонником Горностаева был В.В. Стасов – сын знаменитого архитектора. Организатор и инициатор Могучей кучки. В области архитектуре поклонник ярко-пестрой лабуды. Горностаев – шатровая церковь на Невском проспекте перед портиком Периной линии – вызывал восторг. Но пример эстетической недоразвитости. Архитектурный вандализм. Цветистый хрен. Снесли как уродливый предмет по инициативе общества «Старый Петербург». И.П. Ропет (Петров) создал массу проектов мебели, в виде теремов, фасады с использованием изразцов, интерьеров, любил петухов – «петушиный стиль», делал полотенца в камне. Петербург не приспособлен к русскому стилю.

Живопись. В 1863 – 14 учеников во главе с Крамским отказались писать по указке академии художеств. Уверены, что тема уводит от изображения реального бытия. Нищенство, бунты в университете. Их поддержали – ректор Бруни и вице-президент Толстой. Но президент АХ Великий князь Михаил Александрович отверг. Крамской, Мфсоедов. Корзухин,Вир – Журавлев, к.ЛИмох,Венинг, Оренбургский, Литовский, Морозов, Песков М., Н.П, Петров, Шустрво, Крейтон демонстративно отказались от участия от конкурса на золотую медаль и ушли из АХ. Подвиг: цензура приказала прессе не писать об этом, потеряли возможность получить золотую медаль – 3 года учиться заграницей, нет диплома – не могли получить гос заказ, поставили под негласный контроль у полиции и при малейшему поводу могли выслать из города. Образовали кооператив и сняли этаж на 8 линии, а потом на Биржевую Линию, дом 1. создали коммуну аля Чернышевский. Сообща искали и выполняли заказы. Под влиянием демократов Добролюбова, Герцена, диссертация Чернышевского «Эстетические отношения»: 1. критика идеолистических теорий – Шегель. Бр. Шлейманы (отрицали присутсвия прекрасного в реальности). Чернышевский отрицал само понятие – идеальная красота – индивидуальные особенности каждой личности и социальная среда формирует массовое представление красоты. Поэтому красота для разных сословий разная. Задача подлинного художника – отражать и формировать подлинные представления о красоте своего народа. Но не значит, что нужно копировать явления жизни, а осмысление окружающего мира. Содержание произведений для Чернышевского важнее, чем художественная форма. Идеи его развивал Добролюов: главный сюжет – жизнь народа. Талант – правильно выбрать предмет своего произведения. В противовес академическим жанрам – члены артели художников объявили бытовой жанр Репин, Паленов. Антокольскийц, В.Максимов. Крамской - лидер артели. Программный автопортрет: трезвый взгляд устремлен на мир и на себя одновременно. Художник пристально изучает мир, как Базаров лягушку. Получил признание. Стал преподавателем в школе ОПХ. В квартире на Биржвевой хозяйничала жена Крамская (Прохорова) – новый тип женщины: ум – книга и высокий лоб, общественная активность, женственность.

- Ф.С. Журавлев «Дети нищие» - типичный пример лобовой дидактики (Добролюбов) – чистые руки, студент и молчаливые дворцы.

- К.В. Лимох - основная тема – крестьянская семья, немецкая сентиментальность. Обучал живописи великих князей и княжон

- А.М. Корзухин. «Возращение сельской ярмарки», «Возвращение из города». Серо-коричневые тона, неумение обострить противоречия.

- Г.Г. Мясоедов 1835-1911. портрет работы Репина. Не отличался мастерством, но был правдивым бытовым описателем. Не прописывал задние планы – считал неважными и затемнял – со временем потемнели. «Чтение манифеста от 19 октября». «Земство обедает», «косцы» - свет, удаль, не надуманно.

- Н.Д. Дмитр<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: