Мир на рубеже XX – XXI вв.




НТР эпохи постиндустриальной цивилизации: достижения и проблемы.

Политика неконсервативных правительств в 1980-е – начале 1990-х гг. была достаточно успешна: западноевропейским странам и США удалось вступить на путь формирования нового общества, которое учёные называют постиндустриальным. Главными направлениями НТР эпохи постиндустриальной цивилизации стали: микроэлектроника, информационные и биотехнологии.

В конце XX в. открытия и усовершенствования в сфере информационных технологий приобрели лавинообразный характер. Стремительное удешевление компьютерного оборудования и доступность программного обеспечения сделали возможным выпуск «ноутбуков для бедных» – компьютеров по цене от 100 долл. США.

Приобретя невиданные ранее темпы развития, научно-техническая революция конца XX – начала XXI в. породила и новые проблемы. Падает престиж специальностей, связанных с материальным производством (особенно это характерно для аграрной сферы). Компьютерные технологии привели к появлению нового типа преступности в банковской и информационной сферах. Успехи в медицине не предотвратили распространение болезней, особенно такой страшной, как СПИД. Но не есмотря на развитие экономической науки, ежегодно поощряемой Нобелевской премией за новейшие разработки в этой сфере, учёные и специалисты оказались не способны предсказать и предотвратить экономические кризисы, которые продолжают сотрясать даже благополучные страны.

Тенденции экономического и социально-политического развития.

Последнее десятилетие XX в. и первое десятилетие XXI в. были временем относительно устойчивого экономического роста. С одной стороны, он был обеспечен новыми технологиями и сокращением доли военных расходов ввиду прекращения блоковой кон-фронтации. С другой – расширением рынка товаров и услуг, производимых ведущими экономиками мира.

Быстрее всего развивались так называемые «новые индустриальные страны» (НИС) Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Индонезия). Именно они первыми столкнулись с экономическим кризисом постиндустриальной эпохи. Рост рынка информационных технологий и финансовых услуг не обеспечивался адекватным ростом отраслей реального сектора экономики.

Усилия государственных и финансовых институтов восьми ведущих стран мира (полноправным членом «восьмёрки» Россия стала в середине 1990-х гг.), создание новых структур финансовой безопасности (так называемая «двадцатка» стран с ведущими экономиками мира), разработка мер финансового мониторинга, осуществляемого международными правительственными и неправительственными организациями, позволили минимизировать последствия кризиса.

Интеграционные процессы в современном мире.

В 1991 г. участниками Европейского экономического сообщества был подписан Маастрихтский договор, согласно которому сообщество преобразовывалось в Европейский союз (ЕС). Таким образом, интеграция затронула не только экономические, но и политические аспекты. Новый импульс процессу европейской интеграции придало и подписание в июне 1990 г. странами Бенилюкса, Францией и ФРГ в замке Шенген (Люксембург) новой конвенции о режиме пересечения государственных границ.

После принятия в Евросоюз десяти новых членов – Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии в странах еврозоны началось обсуждение проекта общеевропейской конституции. Выработанный руководящими органами ЕС текст конституции был вынесен на обсуждение стран-участниц.

Создание западноевропейскими странами Европейского союза привело к усилению конкурентных способностей Европы по отношению к Соединённым Штатам. В ответ руководство США приняло меры по упрочению позиций своей страны в мировой экономике. В декабре 1992 г. по настоянию США между Канадой, Мексикой и Соединёнными Штатами было заключено соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли – НАФТА.

Важное место среди подобных объединений играет АСЕАН – организация, объединяющая страны Юго-Восточной Азии. Объединившись в 1967 г., Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур и Филиппины в последующие десятилетия отказались от участия в военных блоках и сконцентрировали ресурсы на экономическом развитии. Это позволило достичь значительных успехов и войти в число «новых индустриальных стран».

Считается, что антиглобализм зародился во Франции в июне 1998 г., когда французский фермер и общественный деятель Жозе Бове разгромил на своём тракторе один из «Макдоналдсов», существование которых отрицательно сказывалось на реализации традиционной продукции французской деревни. Современный антиглобализм представляет собой политическое движение, направленное против негативного влияния глобализации – концентрации финансовых средств в руках транснациональных корпораций и отдельных государств, доминирования глобальных международных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации и т. п.), интенсивной выработки транснациональными корпорациями не возобновляемых сырьевых и энергетических ресурсов.

Территориальные и этноконфессиональные конфликты.

Наряду с тенденцией к экономической интеграции, стандартизации быта и образа жизни на основе образцов индустриально развитых стран Запада (прежде всего США), существует противоположная тенденция – экономическая автаркия, сепаратизм, стремление уберечь от влияния западной идеологии и культуры собственные национальные и религиозные обычаи и традиции.

Усиление национализма и сепаратизма характерно не только для государств «третьего мира», но и для стран Запада. Не прекращается вооружённая борьба сепаратистской группировки «ЭТА», представляющей Страну басков, где местные националисты борются за её отделение от Испании. С большим трудом удалось добиться соглашения о прекращении вооружённых действий между протестантами и католиками в британской провинции Ольстер (Северная Ирландия). С проблемой сепаратизма столкнулась и Канада.

Этническая напряжённость, грозящая в любой момент разразиться вооружёнными столкновениями, имеет место во многих республиках бывшего СССР и странах постсоветского пространства (Грузия, Молдавия, Таджикистан, Румыния, Македония).

Война на Балканах – первый вооружённый конфликт в Европе после Второй мировой войны.

Причиной распада Югославии стало ослабление жёсткой централизаторской линии компартии, последовавшее за смертью И. Броз Тито. Демократизацию внутриполитической жизни отягощали религиозные и исторические факторы – большинство населения Словении и Хорватии составляют католики; сербы, черногорцы и македонцы – православные; в Боснии и Герцеговине проживает значительное число славян-мусульман, которые по признаку религиозной принадлежности считаются отдельной этнической группой. Мусульманами являются и албанцы, населяющие сербский автономный край Косово.

Победа на выборах в Словении и Хорватии националистически настроенных лидеров привела в 1991 г. к выходу этих республик из состава Югославии. Тогда же о независимости объявили Македония, Босния и Герцеговина. Для расследований военных преступлений, подобных которым Европа не видела со времён Второй мировой войны, по решению Совета Безопасности ООН в мае 1993 г. в Гааге был создан Международный трибунал по бывшей Югославии.

В развернувшейся войне США, ФРГ и другие страны Запада встали на сторону противников Сербии, которую всё ещё возглавляли бывшие коммунисты. После поражения хорватских сербов была урегулирована ситуация в Боснии и Герцеговине. Отменив после Дейтонских соглашений санкции против Союзной республики Югославии, страны Запада отказались восстановить её членство в ООН и других международных организациях под предлогом урегулирования ситуации в Косово.

Попытка создания однополярного мира.

После прекращения «холодной войны» роль единственного центра и гегемона мировой политики начали играть Соединённые Штаты Америки. Это положение определялось их финансово-экономическим потенциалом, мощью вооружённых сил, привлекательностью идей либерализма и демократии, проповедуемых руководством страны, «вестернизацией» мирового культурного пространства, осуществляемого представителями интеллектуальной и творческой элиты США.

Одним из важнейших рычагов управления США в мире является Организация Североатлантического договора. После распада ОВД и Советского Союза НАТО из оборонительного союза с чётко очерченной зоной ответственности быстро превратилась благодаря политике руководства США в претендента на мировое военное господство.

Приняв решение о расширении альянса, руководство НАТО предприняло шаги по минимизации ущерба в отношениях с Россией. В мае 1997 г. был подписан «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО». Позже был создан постоянный совет Россия – НАТО, в рамках которого дважды в год проводятся консультации на уровне министров иностранных дел и обороны и ежемесячно – на уровне послов и постоянных представителей при совете НАТО.

Военно-политические и внутриполитические конфликты начала XXI в. в Азии и Африке.

Вторжение сил коалиции в Афганистан (2001) под лозунгом борьбы с международным терроризмом после атаки на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке было одобрено мировым сообществом. Между тем заявленная цель операций – победа над международным терроризмом – так и не была достигнута. Оккупация Ирака не только обострила ситуацию в этой стране и на всём Ближнем Востоке, но и привела к росту напряжённости внутри НАТО. «Старые» члены альянса (прежде всего, Франция и Германия) отказались в противовес новичкам (Польша, страны Балтии) полностью поддержать односторонние действия США.

Место России на современной международной арене.

В 1990-е гг. Российская Федерация не обладала достаточными ресурсами, которые бы позволили ей противостоять доминирующей роли США в мире. В сложившейся ситуации Соединённые Штаты получили возможность диктовать миру свои условия, не считаясь с нормами права. Не сумев остановить расширение НАТО, вмешательство США и их союзников в ход войны на Балканах, Россия сосредоточилась на попытке закрепления лидирующей роли на пространстве бывшего СССР.

Являясь правопреемником СССР, Россия стала полноправным участником международных политических и экономических организаций (Совет Европы, АТЭС, АСЕАН и др.). В 2000-е гг., урегулировав проблемы внешнеэкономической задолженности бывшего СССР и РФ (кредиты, взятые в 1990-е гг.), Москва стала проводить значительно более самостоятельную внешнюю политику.

Оставаясь единственной державой, обладающей потенциалом для уничтожения США, Российская Федерация проводит жёсткую политику по вопросу обеспечения ядерной безопасности. Пойдя на вынужденные уступки при ратификации Договора об ограничении стратегических вооружений (СНВ-1, 1991 г.) и подписании Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП, 2002 г.), Россия добилась отказа США от размещения наземных элементов ПРО на территории Чехии и Польши. В 2010 г. президент России Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама подписали новый российско-американский договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ).

Твёрдо придерживаясь режима нераспространения ядерного оружия, Россия сотрудничает с мировым сообществом в деле ограничения северо-корейской ядерной программы. Однако, принимая участие в строительстве центра по обогащению урана в иранском г. Бушере, наша страна не соглашается на жёсткие санкции против Ирана, на которых настаивают США.

Президент России Д.А. Медведев и президент США Б. Обама. 2009 г.

На рубеже XX и XXI столетий наиболее развитые страны мира вступили в стадию постиндустриального, информационного общества. Основной тенденцией экономического развития стали – наряду с успехами последнего этапа НТР – процессы интеграции и глобализации. Международный финансовый кризис конца 2000-х гг. поставил под вопрос существование сложившейся за последние 20 лет социально-экономической модели. Мир сотрясают территориальные и этноконфессиональные конфликты. Мировое сообщество ведёт войну с международным терроризмом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: