Характеристика подвижной игры как средства и метода физического воспитания и общего развития ребенка




 

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. [14,с.5]

Казахские народные игры как одно из средств воспитания в педагогической науке стали изучаться лишь с 80-х годов М. Т. Таникеевым, Б.О. Тетенаевым, Ж. Тулегеновым, Т. Ж. Бекбатгаевым, Е. Сагындыковым, Т. Ш. Куанышевым и др. [2,с.56]

В них рассматриваются своеобразие национальных игр, их характерные особенности и пути использования в учебно–воспитательном процессе в целях воспитания подрастающего поколения.

Как известно, у казахского народа в зависимости от уклада повседневной жизни в период своего становления бытовало много различных праздников, игр, развлечений, игравших важную роль в развитии общества М. Таникеев отмечает, что «…правильная оценка значения и характера традиционных национальных игр возможна на основе анализа истории их возникновения, ибо каждый народ в зависимости от своих социально – культурных и экономических условий вырабатывал присущие ему игры и физические упражнения… что ни одна наука не может развивать без глубокого изучения своей истории. Такое изучение помогает осваивать достигнутые результаты и двигать науку вперед. [3,с.98]

М.Т.Турысгельдина, Ә.Жолымбетов, С.Ахметов разработали программы по физическому воспитанию детей, учебные пособия для педагогических колледжей и сборники подвижных игр для дошкольных учреждений.

Необходимость использования народных игр в образовательно–воспитательных целях неоднократно подчеркивали ученые Н. Кульжанова, М. Тумабаев и др.

Если Н. Кульжанова говорила, что «… игра, бег, прыжки, разговор и смех детей, чему мы часто не придаем значения, являются самым необходимым делом для их развития. Все это заложено в них самой природой, то М. Жумабаев категорично заявлял, что «ребенок не может обходится без движения, потому он не может обходится без игр». Во время игр у ребенка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые впечатления. Поэтому надо использовать игры для развития ребенка. Достаточно обдуманно построить условия игры, разъяснить их детям, говорить кратко, точно, находить неожиданные решения и слова. Увлекающийся характер детей вызывает стремление осмыслить и передать увиденное и услышанное. Игры пробуждают новые картины в сознании детей, помогают развивать физические качества. [2,с.115]

Разделяя взгляды К. Ушинского на воспитание национального духа, самосознания в традициях народной педагогики, Макжал Жумабаев советует использовать богатые возможности этнопедагогики казахов.

Воспитательные возможности народных игр получили освещение и в трудах казахских писателей И. Жансугурова, М. Ауэзова, С. Муканова и др.

Так, И. Жансугуров говорил, что «забавные игры, выражения и считалки, начиная с того возраста, когда дети только начинают говорить, и до школьных лет, считалки, которые они придумывают и заучивают во время игр, можно считать одним из первых видов народного творчества», «…литература для детей должна создаваться соответственно понятийным и умственным способностям ребенка». [2, с.119]

По словам М. Ауэзова, за долгие века истории казахского народа существовало множество забавных, развлекательных игр. Игра не только увеселительное занятие, но и наслаждение для детей.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

В дошкольном возрасте нервная система и весь организм ребенка в целом обладают чрезвычайной пластичностью, податливостью к внешним воздействиям. Поэтому рациональная дозировка объема и интенсивности нагрузки, регулярное чередование ее с отдыхом будет определять оптимальность динамики организма ребенка, обеспечивать своевременность восстановительных процессов и повышать работоспособность. Нагрузка, с одной стороны, выражается в величине воздействия физических упражнений на организм и интенсивности выполнения их, что повышает функциональные процессы организма; с другой – в воздействии на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности ребенка, концентрация внимания и восприятия во время объяснения и демонстрации упражнения, осмысливании заданий точности ответной реакции.[4, 98]

В связи с этим используются: наглядные методы, обеспечивающие яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей; словесные методы, обращенные к сознанию детей, помогающие осмысливанию поставленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений, играющие большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях; практические методы, связанные с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающие действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно – моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования.

Одной из разновидностей практических методов является игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, организма путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий. Наиболее специфичный и эмоционально – эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно – образного и наглядно–действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

В процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.

В процессе игровых действий у детей формируется морально- волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.

Подвижная игра с правилами - сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. [5,с.238]

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции ребенка на сигналы типа "Лови!", "Беги!", "Стой!".

Подвижная игра - двигательная деятельность, основным содержанием которой является выполнение движений в изменяющихся условиях. В отличие от сюжетно-ролевых игр содержание большинства подвижных дается в готовом виде. Основной целью деятельности детей в подвижной игре является решение двигательной задачи. Структура игры регламентируется правилами. Правила четко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила определяют время выполнения двигательных действий и требования к их точности. Овладеть правилом - значит овладеть своим поведением, научиться управлять им.

В рамках действий по правилам остается достаточный простор для личной инициативы детей. Правила игр приучают к действиям на основе общих положений, а не по частным указаниям и инструкциям. В последнем случае любая инициатива и самостоятельность исключается; в первом случае возможно свободное развитие индивидуальных способностей. Ребенок должен выбрать двигательное действие или способ его выполнения, который позволит успешно решать двигательную задачу за наименьшее время, с меньшей затратой сил; при этом средство и способ достижения положительного результата в одной и той же игре не остаются постоянными, они согласуются со складывающейся обстановкой. В ходе игры у ребенка может возникнуть новое решение и новый прием, неизвестный ему до этого. Это происходит за счет способности коры больших полушарий под влиянием второй сигнальной системы осуществлять образование новых форм движения из имеющихся элементов двигательных навыков, отдельных движений, приобретенных в процессе прямого обучения.

Играющие должны строго и точно соблюдать правила игры, к ним они должны относиться сознательно и ответственно, как к закону. Правила помогают регулировать двигательную деятельность и осуществлять самоуправление, присваивают каждому игроку определенную роль, устанавливают его место в игре, взаимосвязь между играющими, а вот действия в пределах правил и роли отличаются большой самостоятельностью.

Одна из характерных особенностей подвижных игр - стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, однако особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата - выигрыша. [6, с.52]

Подвижная игра предлагает детям решать индивидуальную двигательную задачу, вступая во взаимоотношения с другими играющими, учитывать их поведение.

Подвижная игра связана с выполнением основных движений, но не может быть средством их разучивания. В игре ребенка захватывает сюжет, а эмоциональное возбуждение отвлекает от правильного выполнения двигательного действия. Для ребенка в игре самое главное - не попасться водящему: нередко действия играющего оцениваются по тому, попался он ловишке или нет. Если ребенок правильно выполнил основные движения, но ловишка успел его запятнать, он все равно проиграл. Неправильное, но быстрое выполнение движения зачастую приносит успех, поэтому ребенка может не заинтересовать точность осуществления двигательного действия. Частые замечания по поводу неточно выполненных основных движений снижают интерес к игре, лишают ее занимательности.

Отмечая назначение подвижных игр в физическом образовании, П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что игры должны состоять главным образом из тех действий, которые усваиваются при систематическом обучении. Подвижные игры для дошкольников включают разнообразные основные движения: быстрый бег, бег с увертыванием, подлезание, прыжки в длину, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания игру используют для укрепления двигательных навыков, сформированных на занятии в специально подобранных упражнениях, и для их совершенствования, для получения более интенсивной функциональной нагрузки с целью укрепления и развития внутренних органов, воспитания физических, морально-волевых и интеллектуальных качеств. [5, с.238]

Подвижная игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему. Для достижения успеха в игре надо обладать быстрой реакцией, т.е. быть способным в минимальное время произвести целесообразное действие в ответ на внезапное изменение обстановки, иначе все действия ребенка будут запаздывающими, неэффективными. В большинстве подвижных игр активизируется работа большого числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. В течение игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность быстрого утомления детей. Возможность изменения темпа игры самими детьми превращает ее в средство для регуляции нагрузки.

Представляя собой комплексы естественных движений разного типа и в различных сочетаниях, подвижные игры отличаются богатством интеллектуального содержания: они требуют от играющих сообразительности, широкой ориентировки в пространстве. Преодоление возникших в игре трудностей также связано с мыслительной деятельностью, т.е. необходимостью анализа создавшейся ситуации, принятия оперативного решения двигательных задач. Овладение общественно-историческим опытом эффективных действий в неожиданных ситуациях с учетом индивидуальных особенностей позволяет достигать хороших результатов детям, уступающим ловишке в уровне владения движением и степени развития физических качеств.

Условия выполнения двигательных действий в подвижной игре не остаются постоянными, они часто меняются. Необходимость немедленного реагирования на неожиданное изменение обстановки требует доведения двигательных навыков до такой стадии, когда они выполняются автоматически. Только тогда ребенок имеет возможность сосредоточить внимание на условиях выполнения. Чтобы действовать в соответствии с условиями и правилами игры, ребенок должен менять свое поведение, а это требует применения ранее выработанного двигательного стереотипа в новых условиях, его изменения, приспособления к окружающей обстановке. Игровая обстановка учит детей выбирать наиболее целесообразный способ решения различных двигательных задач, который позволяет при меньшей затрате сил и сохранении точности и быстроты выполнения позволяет достигнуть успеха.

Подвижные игры являются эффективным способом воспитания выдержки, что особенно важно для дошкольников, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.

В подвижных играх, как подчеркивала А. Усова, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности. [7, с.112]

В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Становятся доступными игры с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, футбол и т.д. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов. [8, с.47]

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.

К практическим методам относится также соревновательный метод. В процессе обучения детей дошкольного возраста он может применятся при условии педагогического руководства.

Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания в борьбе за первенство). Обязательное условие соревнования – соответствие его физическим силам детей, воспитание морально – волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованию.

При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально – волевых черт личности.

Помимо указанных методов в процессе физического воспитания детей используются методы проблемного обучения и воспитания, которые применяются при словесном, наглядном и практическом руководстве детьми. При использовании методов проблемного обучения перед детьми ставится конкретная задача, которую они решают самостоятельно.

Методы проблемного обучения применяются в старших группах, когда дети приобретают уже некоторые знания в области физкультуры, овладевают определенным запасам двигательных умений и навыков, умеют самостоятельно упражняться и играть.

В процессе обучения детей двигательным действиям воспитатель пользуется комплексом различных практических приемов взаимосвязанных с наглядностью и словом. Он демонстрирует выполнение упражнений, отдельных ролей в подвижных играх, роли водящего, стимулирует детей к участию в соревновании, увлекая задачей и показывая пример: кто лучше, кто скорее, кто правильнее выполнит двигательное задание; он выполняет при соревновании роль судьи, капитана команды в целях демонстрации и способов действий, поведения, принимаемых в справедливых решений в отношении играющих (Л.М.Коровина). [7 с.73]

Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировки в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.

Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.

В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому, например, такая игра, как «волк во рву», проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.

П.Ф. Лескафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия в полнее должны соответствовать силам и умению занимающихся и производится с возможно большей точностью и ловкостью».

Это положение подтверждается работами педагогов (М.М.Конторович, Л.И.Михайлова, А.И.Быкова, Д.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Н.Н.Кильпио, Э.Я. Степаненкова, С.Я.Лайзане и др.), которые внесли значительный вклад в разработку методики проведения подвижных игр в детском саду. [5, с.342]

Как двигательная деятельность подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки.

Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Например, в игре «ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего он вновь ускоряет движение. [9, с.18]

Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей. Например, сигнал «Построится!» в игре «Дружные ребята» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий, направления и характера движения: легкий бег, врассыпную изменяется на целеустремленный в прямом направлении для скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных местах.

Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

В подвижной игре ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнений в счете.

Первым, собравшим большое количество казахских народных игр, высоко оценившим их воспитательно – развивающее значение и высказавшим ценные педагогические мысли, был этнограф А.А. Диваев. Он писал о стимулирующей роли игр, вооружавших детские чувства яркими впечатлениями об окружающей действительности, - началу познавательного процесса. [10, с.127]

Подвижные игры ведут свое начало из глубины народной педагогики. Начиная с ранних лет, ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями малыша. Бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Сейчас, когда наша республика стала независимой, неуклонно происходит возрождение древней культуры, развиваются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие пласты, куда относятся и народные игры. Казахстан - республика многонациональная, в ней проживают представители более ста наций и народностей. Президент РК Н.А. Назарбаев в своей книге "На пороге XXI века" пишет: "Лишь при достойном отношении к другой национальной культуре возмещен настоящий гражданский мир. Казахи глубоко освоили русскую культуру, но и богатейшая казахская культура не должно оставаться тайной за семью печатями для всех этносов, проживающих в Казахстане". [11, с.89]

В этом отношении народные игры казахов является культурным наследием, которое веками использовалось как средство воспитания подрастающего поколения. Природа народных игр является объектом изучения нескольких наук.

Наличие этнографических, эти о педагогических, психологических и педагогических исследований, разработанных педагогических и психологических теорий детских игр определяют их место и значение в формировании личности. В педагогической науке игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

В народной педагогике игра как один из видов деятельности имеет особое значение, используется взрослыми в целях воспитания, обучения. Также она является средством общения. Воспитательное значение игр высоко оценили педагоги-классики Я.А. Каменский, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. И неслучайно игры были объектами исследования известных историков К.Акишева, А Агапова, Л.Артемьева, этнографов В. Радлова, А Дизаева, европейских путешественников. Игры изучены и казахстанскими исследователями Б. Доскараевой, М.Турускелдиной, Е. Сагындыковым, А.Кураловым, К Оспановой и др. [2, с.6]. Передовые представители культуры, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного юрода.

Благодаря вышеуказанным авторам, казахские народные игры как средство воспитания успешно внедрены в учебно-воспитательный процесс.

Параллельно дети должны знакомиться с особенностями жизни не только своего народа, но и других народов, живущих рядом. Так создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических, гражданских чувств. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма более высокой ступени развития.

Фундамент теории игры как важнейшего средства воспитания детей заложили исследования ученых Е.И.Тихеева, РЯ.Лехтман-Абрамовича, А.П Усовой, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Х.Т Шерьяздановой и др [12, с.16]

По утверждению вышеизложенных исследователей, народная игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель, но она не является постоянной. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: его психика, познавательные интересы, воля, чувства. В игре школьник активно действует, говорит, использует свои знания, активно работает его мысль и его воображение.

Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский, считая народные игры могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию их для детей.

По мнению Ушинского, особую воспитательную роль играют коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общественного поведения, завязывающие «первые ассоциации общественных отношений».

Виднейшие педагоги – Н.И.Пирогов, а позднее Е.Н.Водовозова, П.Ф.Каптерев и др. – подчеркивали, что в физическом воспитании ребенка игра имеет первостепенное значение как деятельность, отвечающая его возрастным потребностям, и как средство всестороннего развития. [12, с.17]

Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества.

Каждая игра, указывает Лесгафт, должна иметь определенную цель, а формы игры – отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действие в игре соответствовали умениям ребенка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия»; эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях.

В своей известной «теории прибавочных раздражителей» Лесгафт утверждает: сильные раздражители, действующие на ребенка всегда понижают его впечатлительность. Поэтому он отрицает поощрения, наказания, упражнения на гимнастических снарядах, соревнования, которые вызывают сильные ощущения.

Соревнования в игре Лесгафт также отрицал из нравственных соображений: они порождают стремление в личной победе. [5, с.89]

В настоящее время они используются потому, что соревнования как метод вызывают интерес, эмоциональный подъем стремление к лучшему качеству выполнения игровых действий, способствует совершенствованию двигательных навыков. Однако и сейчас в играх дошкольников элементы соревнования допускаются только тогда, когда тщательно изучены физические силы и возможности детей и продуманы приемы руководства.

Основные положения П.Ф.Лесгафта о подвижных играх были развиты В.В.Гориневским. Гориневский считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Гориневский подчеркивал важность выбора сюжета игр для детей в связи с требованиями современной общественной жизни. В процессе подвижных игр у детей воспитываются морально – волевые качества, поэтому игра является средством формирования личности ребенка. Придавая серьезное значение эмоциям, возникающим у детей в игре, как оздоровительному компоненту, Гориневский считал радость и веселье одним из обязательных условий игровой деятельности, без которых игра теряет для детей свой смысл.

Е.А.Аркин считал подвижную игру мощным и незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. [13, с.115]

Преимущество игры среди различных физических упражнений он видел в эмоциональной насыщенности, предающей ей особую привлекателность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов (бег, прыжки, бросание); в разнообразии движений, устраняющем опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движения; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств - смелости, дисциплины, находчивости и т.д.

Чтобы игра с самых ранних лет стала благотворной силой, нужно сознательное, опытное и любовное руководство ею.

В настоящее время проблема подвижной игры как средство всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста продолжает быть предметом исследования научных и практических работников, имеются труды (А.И.Быковой, М.М.Конторович и Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артемовой и др. авторов).

Подвижной игре посвящены статьи и книги практических работников, отражающие передовой опыт: по проблеме содержания и методике игр с элементами спортивных игр – В.И. Васюковой, Н.Г Кожевниковой, Т.К. Лобовой, проблеме содержания и методике подвижных игр – Е.А.Ароновой, К.В.Вербицкой, Н.Н Кильпио, Л.А Киселевой и мн. др. [14, с.112]

Одна из характерных особенностей подвижных игр – стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребностей в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, однако особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядно положительного результата – выигрыша.

Подвижная игра предлагает детям решать индивидуальную двигательную задачу, вступая во взаимоотношения с другими играющими, учитывать их поведение.

Подвижная игра связана с выполнением основных движений, но не может быть средством их разучивания.

В подвижных играх, как подчеркивала А.Усова, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне – соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность- комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и при том много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Активная двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем.

Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей в их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели.

Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания.

Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.

В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.

Улучшается общая координация движения, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.

Приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки детей 5-6 лет повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.

Таким образом, содержание игр обогащает представление детей, активизирует наблюдательность, мышление воображение, внимание, а также развивает память, сообразительность и находчивость. [15, с.46]

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий, преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: