ТАШКЕНТ
2006 г.
План.
I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН …стр. 3
II. Конституционный суд Республики Узбекистан ………стр.3
III. Суды общей юрисдикции ….………………………………стр.9
IV. Военные суды ………………………………………………стр.14
V. Хозяйственные суды ……………………….….…….……стр.15
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Структура судебной системы в целом определена ст. 107 Конституции. Вся судебная система Республики Узбекистан является единым целым. Единство судебной системы обеспечивается путем установления перечня судов, входящих в судебную систему Конституцией; соблюдения всеми судами установленных законом правил судопроизводства; применения и соблюдения всеми судами Конституции Республики Узбекистан, законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Узбекистан; признания обязательности исполнения на всей территории Республики Узбекистан судебных актов, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования всех судов из государственного бюджета.
Исходя из анализа положений Конституции, Закона «О судах», Закона «О Конституционном суде», можно сделать вывод, что все суды следовало бы сгруппировать в три подсистемы. В одну из них входит Конституционный суд Республики Узбекистан, в другую — Верховный суд Республики Узбекистан и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный надзор; а в третью — Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан и поднадзорные ему хозяйственные суды.
Более подробно полномочия судов, входящих в судебную систему, и их организация освещаются ниже.
Конституционный суд Республики Узбекистан. Конституционный контроль относится к одному из средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое принято расценивать в качестве признака демократичности государства. Основным назначением конституционного контроля в широком смысле этих слов признается прежде всего выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.
Практически конституционный контроль возникает там и тогда, где и когда начинают появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждаются в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. На первых порах предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнять органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Предполагалось также, что в данной сфере могут быть эффективными и усилия исполнительных органов. К примеру, в некоторых государствах их главам было предоставле но право (и это право сохраняется во многих случаях и в наши дни) отказываться подписывать принимаемые парламентами законы (налагать вето), если, по их мнению, представленный на подпись закон не соответствует конституционным предписаниям
Кое-где к конституционному контролю стали привлекать суды Многие считают, что впервые это произошло в США. Там еще в 1803 году федеральный Верховный суд признал, что у него есть право объявлять противоречащими Конституции США любые законы, принимаемые органами законодательной власти в стране. Объявление закона таковым означало и означает в наши дни что он не должен применяться в первую очередь судами. Другими словами, к контролю за соблюдением Конституции были «под ключены» суды. Они стали дополнять то, что делалось либо должно было делаться органами законодательной и исполнительной властей. В других странах отношение к такому контролю было весьма сдержанным.
Лишь в последние 40—50 лет целесообразность привлечения органов судебной власти к осуществлению конституционного контроля была признана во многих странах. Это происходило по мере того, как преодолевалась боязнь причинения ущерба авторитету законодательных и исполнительных органов тем, что их действия окажутся под судебным контролем. Естественно, в процессе внедрения осуществляемого судами конституционного контроля было найдено немало оригинальных решений, отражавших специфику соответствующих стран и уровень сформировавшейся там правовой культуры. Проявилось это как в неодинаковом наполнении содержания понятия «конституционный контроль» и определении пределов компетенции соответствующих органов, так и в наименовании последних. Например, во Франции данная функция возложена на орган, именуемый Конституционным Советом, а в Австрии, Бельгии, Италии и Германии — на специально созданные конституционные суды. В большинстве стран, где конституционный контроль является прерогативой судебной власти, этим делом занимаются высшие инстанции общих судов, обычно верховные суды.
Что касается полномочий этих органов, то среди них наряду с проверкой конституционности законов можно обнаружить и некоторые другие: контроль за решениями различного рода государственных органов; рассмотрение споров между государственными органами о разграничении их компетенции; споров, связанных с подведением итогов выборов; возбуждение и разбирательство уголовных дел в отношении должностных лиц высшего уровня. Судьба конституционного контроля, осуществляемого органами судебной власти, в нашей стране тоже не была простой.
В годы советской власти о конституционной юрисдикции не упоминалось.
В суверенной Республике Узбекистан первоначально конституционная юрисдикция была возложена на Комитет Конституционного надзора. Принятая 8 декабря 1992 года Конституция республики Узбекистан предусмотрела необходимость учреждения Конституционного суда. Конституционный суд суверенного Узбекистана функционирует более семи лет, руководствуясь основным законом и выполняя его предписания.
Основной Закон страны на высшем законодательном уровне закрепил создание Конституционного суда.
Конституционный суд Республики Узбекистан является органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной властей.
Как записано в статье 109 Конституции, Конституционный суд Республики Узбекистан:
определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан и иных актов, принятых Олий Мажлисом Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан;
дает заключение о соответствии Конституции Республики Ка-ракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан — законам Республики Узбекистан;
дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан;
рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан.
При этом предполагается, что термин «соответствие Конституции» не означает, что проверяемый закон текстуально, либо по своему содержанию должен повторять записанные в Конституции положения. Закон всегда содержит новеллы, прямо не предусмотренные в Конституции; он дополняет и развивает нормы Конституции. Поэтому под термином «соответствие Конституции» понимается отсутствие в законе норм, противоречащих положениям Конституции. По существу речь должна идти о проверке закона в целях установления его конституционности. Конституционный суд может признать закон противоречащим Конституции, т. е. неконституционным. Отмена и изменение такого зако на, тем более формирование новых правовых норм, осуществляется самим законодательным органом.
Организация и порядок деятельности Конституционного суда регулируется Законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан» от 30 августа 1995 года.
В составе Конституционного суда семь судей: Председатель его заместитель и пять членов суда, включая судью из Республики Каракалпакстан;
Численный состав конституционных судов (советов) в зарубежных странах обычно невелик: во Франции, Румынии, Словении, Македонии, Монголии — 9 членов, в Словакии, Чехии — 10, в Бразилии, Хорватии, Венгрии — 11, в Испании, Болгарии, Польше, Бельгии, Иране — 12, в Португалии, Греции — 13, в ■ Австрии — 14, в Италии — 15, в Германии — 16 членов суда. Как видим, никакого соотношения с численностью населения соответствующей страны здесь нет, равно как и нет обязательного стремления к нечетному числу судей. Конституционный суд Республики Узбекистан избирается Олий Мажлисом по представлению Президента Республики Узбекистан сроком на пять лет. Каждый судья избирается в индивидуальном порядке. Избранным на должность судьи считается тот, кто получил большинство голосов от общего числа депутатов Олий Мажлиса.
Конституционный суд вправе начать работу при наличии в его составе не менее четырех человек.
К числу принципов деятельности Конституционного суда Закон относит независимость, коллегиальность, гласность, равенство прав судей Конституционного суда.
Конституционный суд и его судьи независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и законом, и принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления.
Исполнение обязанностей судьи Конституционного суда несовместимо с депутатским мандатом, членством в политических партиях и движениях, занятием какой-либо другой оплачиваемой должности.
Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производится коллегиально в составе не менее четырех судей.
Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного суда производится открыто.
При рассмотрении вопросов Конституционным судом и при голосовании по рассматриваемым вопросам Председатель, заместитель председателя и члены Конституционного суда, как судьи, имеют равные права. Производство в Конституционном суде ведется на государственном языке Республики Узбекистан. Участники заседания, не владеющие государственным языком, могут выступать и давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика.
В соответствии со статьей 82 Конституции Республики Узбекистан Конституционный суд обладает правом законодательной инициативы в Олий Мажлисе.
Гарантией независимости является несменяемость судьи Конституционного суда в течение установленного срока полномочий. Полномочия судьи не могут быть прекращены и приостановлены иначе, как в порядке и на основании, установленных Законом. Статьи 17 и 18 Закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» подробно регламентируют основания приостановления и досрочного прекращения полномочий судьи Конституционного суда. Закон устанавливает неприкосновенность (иммунитет) судей Конституционного суда от уголовной и административной юрисдикции. Особо оговаривается, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Олий Мажлиса, а в период между сессиями — без согласия Совета (Кенгаша) Олий Мажлиса. Уголовное дело в отношении судьи Конституционного суда может быть возбуждено только Генеральным прокурором. Не допускается также привод, задержание, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого и служебного помещения судьи Конституционного суда.
Конституционный суд рассматривает дела в заседаниях суда, которые проводятся по мере необходимости.
Закон «О Конституционном суде» определяет круг субъектов, имеющих право внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов. Таковыми являются Олий Мажлис, Президент, Председатель Олий Мажлиса, Жокаргы Кенгес Республики Каракалпакстан, группа депутатов — не менее одной четвертой части от общего состава депутатов Олий Мажлиса, Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда и Генеральный прокурор. Вопрос может быть внесен также и по инициативе не менее трех судей Конституционного суда.
Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон (иной акт, конституционность которого может быть проверена Конституционным судом) или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции и другие предусмотренные законом основания.
В заседаниях Конституционного суда также могут участвовать Президент, Председатель Олий Мажлиса, его заместители Премьер-министр, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Ка-ракалпакстан, Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор и Министр юстиции. Они вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.
Заседанием Конституционного суда, его подготовкой руководит Председатель Конституционного суда. Он вносит на обсуждение суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях
Закон «О Конституционном суде» определяет порядок принятия решений Конституционным судом, а также их виды. Так, Конституционный суд принимает решения только по конкретно рассматриваемым вопросам, конституционность которых подвергается сомнению. Конституционный суд может, проверив конституционность нормативного акта, одновременно вынести решение также и в отношении нормативных актов, основанных на проверенном нормативном акте, либо воспроизводящих его положения, хотя о них не упоминалось во вносимом на рассмотрение Конституционного суда вопросе (ст. 25 Закона).
Решение Конституционного суда принимается открытым голосованием. Судья не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании судей. В случае, если голоса разделились поровну, голос председательствующего является определяющим. Судья, не согласный с решением Конституционного суда, вправе изложить свое мнение в письменном виде и приобщить его к протоколу заседания Конституционного суда.
Решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела о конституционности межгосударственного договора и нормативного акта, именуется постановлением, которое выносится именем Республики Узбекистан. В других случаях решение Конституционного суда именуется заключением или может иметь иную форму.
Все решения Конституционного суда публикуются в средствах массовой информации и вступают в силу с момента их опубликования. Решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат.
Законом допускается пересмотр решений Конституционного суда по его собственной инициативе. Основания такого пересмотра регламентированы в ст. 28 Закона, а именно: при открытии но-вух существенных обстоятельств, не известных суду в момент принятия решения; при изменении конституционной нормы, на основании которой было принято решение, а также в случае, если Конституционный суд признает, что решение было принято с нарушением установленного порядка производства.
За истекшие годы основным содержанием деятельности Конституционного суда являлось:
— постоянное изучение законов, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров, нормативных и иных актов министерств, центральных ведомств, хоки-миятов областей и города Ташкента с целью проверки их соответствия Конституции Республики Узбекистан;
— изучение международных договоров и соглашений, в целях определения возможности их ратификации Республикой Узбекистан;
— разработка и внесение в Олий Мажлис предложений по вопросам совершенствования законодательства;
— изучение проектов законов и дача по ним замечаний;
— толкование норм Конституции и законов, устранение случаев неправильного их понимания и применения;
— участие в повышении правовой культуры в обществе;
— изучение и позитивное использование информации о деятельности зарубежных конституционных судов и иных заменяющих их государственных органов.
Конституционный суд в последние годы на основе изучения поступивших в суд материалов рассмотрел ряд вопросов, отнесенных законом к его компетенции.
Так, в Конституционный суд обратились Министр финансов и Председатель правления Центрального банка Республики Узбекистан с письмом о признании неконституционными статью 784 Гражданского кодекса и других норм, регулирующих очередность списания денежных средств со счетов хозяйствующих субъектов. В письме отмечалась нецелесообразность преимущественного удовлетворения требований, вытекающих из трудовых и иных правоотношений, перед обязательствами предприятий по налоговым платежам и платежам во внебюджетные фонды. Такой порядок действительно привел к росту недоимок по платежам в бюджет, а главное существенно ограничил возможности своевременной и полной выплаты заработной платы учителям, врачам и другим работникам бюджетных организаций, а также пенсий, стипендий, пособий и других видов защиты социально уязвимых слоев населения. Конституционный суд, проанализировав нормы Гражданского и Трудового кодексов, Закона Республики Узбекистан «О предприятиях», не нашел оснований для признания их неконституционными и в соответствии со статьей 82 Конституции и Законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан» внес в Олий Мажлис в порядке законодательной инициативы вопрос о совершенствовании законодательства, регулирующего очередность списания денежных средств со счетов хозяйствующих субъектов.
Институт мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе обратился в Конституционный суд по двум вопросам: 1) о толковании статьи 118 Трудового кодекса по поводу возможности установления сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников; 2) о проверке конституционности норм, регулирующих порядок назначения и выплаты пособия в связи с уходом за больным членом семьи. Оба вопроса признаны судьями Конституционного суда заслуживающими рассмотрения на судебном заседании. Их правильное разрешение позволило существенно расширить права работников на сокращенную продолжительность рабочего времени и получение пособия в связи с уходом за больным членом семьи.
9 августа 2001 года состоялось заседание Конституционного суда Республики Узбекистан, где был рассмотрен вопрос «О толковании части второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».
В принятом по данному вопросу постановлении отмечается следующее. Являясь индивидуальным предпринимателем с октября 1999 года, частный предприниматель В. Фролов уплачивал налог в соответствии со статьей 64' Налогового кодекса и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 541 от 31.12.1998 года по ставке 5 минимальных размеров заработной платы в месяц. Позднее в налоговое законодательство были внесены изменения и максимальная ставка налога на доходы физических лиц, взымаемого в фиксированных размерах, была увеличена до 10, а затем до 20 и 30 минимальных размеров месячной заработной платы.
Несмотря на то, что В. Фролов вправе пользоваться льготами, предусмотренными частью второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан в совместном письме от 13.06.2001 года фактически лишили его такого права.
Содержащиеся в данном письме, а также в аналогичных письмах, разъяснения по применению части второй статьи 16 Закона республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» признаны судом неконституционными.
При этом Конституционный суд Республики Узбекистан исходил из следующего:
— в пункте втором статьи 11 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами в порядке и на основаниях, установленных настоящим Кодексом и иными актами законодательства;
— в соответствии с частью второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в случае, если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, с них в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений.
Анализируя приведенные нормы в их взаимосвязи и учитывая, что граждане, принимая решение о занятии предпринимательской деятельностью в условиях рыночной экономики, самостоятельно планируют и осуществляют эту деятельность, исходя из действующей на момент их регистрации системы налогообложения, то есть установленных налогов и местных сборов, их ставок, льгот и т. д., Конституционный суд констатировал необходимость применения рассматриваемых льгот в течение двух лет для адаптации предпринимателей.
Суды общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции рассматривают дела в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Задачами этих судов являются осуществление судебной защиты прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией и другими законами Республики Узбекистан, международными актами о правах человека, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций. Деятельность судов направлена на обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, гражданского мира и согласия.
Судебная система Республики Узбекистан соответствует ее национально-государственному и административно - территориальному делению и структурно состоит из районного, областного и республиканского звена.
Законом «О судах» четко определена судебная система судов °бщей юрисдикции. Так, в соответствии со ст. 1 Закона она включает в себя: Верховный суд Республики Узбекистан, верховные СУДЫРеспублики Каракалпакстан по гражданским и уголовным Делам, областные и Ташкентские городские суды по гражданским и уголовным делам, межрайонные, районные (городские) судЬ1 по гражданским делам, районные (городские) суды по уголовным делам, военные суды.
Таким образом, уже в самом законе заложена предметная специализация судов. Вместе с тем, Закон «О судах» допускает возможность дальнейшей специализации судов по определенным категориям дел.
Основным звеном в системе судов общей юрисдикции являются межрайонные, районные (городские) суды, так как именно они рассматривают большое количество гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях. Ежегодно ими рассматриваются десятки тысяч уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Так, в 2000 году ими рассмотрено более 50 тысяч уголовных и свыше 90 тысяч гражданских дел.
Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности такого решения).
В соответствии с процессуальным законодательством межрайонные, районные (городские) суды по гражданским делам, районные (городские) суды по уголовным делам наделены функцией рассмотрения дел лишь в качестве суда первой инстанции.
Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления и о'применении или неприменении уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам сущность дела обычно составляет вопрос о доказанности или не доказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий.
Состав межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам определен ст. 36 Закона «О судах».
Межрайонный, районный (городской) суд по гражданским делам состоит из председателя и судей.
В составе районного (городского) суда по уголовным делам, кроме председателя и судей имеются и народные заседатели. При районном (городском) суде по уголовным делам также состоят судьи по административным делам.
Полномочия председателя межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам определены законом.
В соответствии со ст. 38 Закона «О судах» он:
— председательствует на судебных заседаниях, распределяет
дела между судьями;
— руководит обобщением судебной практики и ведением су
дебной статистики;
— вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
— организует работу по повышению квалификации работников суда и народных заседателей;
— ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб;
— руководит работой аппарата суда, заключает и прекра
щает трудовые договоры с работниками суда и др.
Все гражданские дела, а также уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрена мера наказания до пяти лет лишения свободы включительно по первой инстанции рассматриваются единолично судьей. Остальные уголовные дела рассматриваются судом в составе судьи и двух народных заседателей.
Средним звеном системы судов общей юрисдикции являются Верховный суд Республики Каракалпакстан, областной суд, Ташкентский городской суд.
Верховный суд Каракалпакстана по уголовным делам, областной, Ташкентский городской суды по уголовным делам состоят из председателя, заместителя председателя, судей, народных заседателей и действуют в составе президиума суда и судебных
коллегий.
Верховный суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областной, Ташкентский городской суды по гражданским Делам состоят из Председателя, заместителя председателя, судей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.
Полномочия Верховного суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда четко определены законом. В соответствии со ст. 30 Закона «О судах» они рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора, а также осуществляют надзор за судебной деятельностью судов нижнего звена, регулярно обобщают судебную практику.
Дела по первой инстанции в апелляционном или кассационном порядке по выбору лиц, имеющих право на обжалование (опротестование) в апелляционном или кассационном порядке рассматриваются судебной коллегией. Судебная коллегия действует в составе председательствующего (его роль могут исполнять Председатель суда, его заместитель или член суда) и двух народных заседателей. При рассмотрении дела в апелляционном или кассационном порядке судебная коллегия действует в составе председательствующего и двух членов суда.
Президиум суда среднего звена состоит из судей этого суда Он рассматривает в основном дела в порядке судебного надзора Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз } месяц. Они правомочны при наличии большинства членов прези диума. В заседаниях участвует соответствующий прокурор. По становления принимаются большинством голосов членов прези диума, участвующих в голосовании и подписываются председате лем суда. Постановления президиума также, как и апелляционные и кассационные определения, оказывают существенное влияние на формирование судебной практики в республике.
Наряду с рассмотрением протестов по судебным делам, президиум решает вопросы организационного характера. Он заслушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи районным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и судимости, доклады председателей судебных коллегий, вопросы работы аппарата суда, состояние работы по разрешению жалоб и заявлений граждан, перспективные и текущие планы судебной работы.
Согласно Конституции Верховный суд Республики Узбекистан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам практики.
Другими словами, данный суд призван выполнять по меньшей мере три основные функции, реализация которых определяет роль и место в судебной системе и системе других органов государственной власти:
— выполнение задач, которые возлагаются на него как на Росший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
— осуществление в предусмотренных законами процессуаль
ных формах надзора за деятельностью таких судов;
— дача разъяснений по вопросам судебной практики.
Каждая из этих функций имеет конкретное содержание. В связи
с общей характеристикой Верховного суда Республики Узбекистан и его положения в судебной системе и в целом в государстве достаточно отметить, что первая из названных функций этого суда проявляется в том, что он наделен полномочием рассматривать по существу (по первой инстанции) особо сложные и значимые гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции.
Положение высшего судебного органа требует еще того, чтобы он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений всех нижестоящих судов. За ним окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным судами общей юрисдикции.
Вторая из названных функций Верховного суда Республики Узбекистан тесно связана с первой. Осуществлять надзор за деятельностью судов — это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки. Как подчеркнуто в законе, делаться это должно только в процессуальных формах, т. е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполнение данного требования — важное средство, призванное обеспечивать независимость судов общей
юрисдикции.
Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществление ее позволяет Верховному суду Республики Узбекистан активно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами. Разъяснения, даваемые Пленумом этого суда, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для правильного применения соответствующих законов в будущем.
Наряду с названными функциями Верховный суд Республики Узбекистан имеет также предоставленное ему статьей 108 Конституции право законодательной инициативы. Это важное средство обратной связи нашего законодательства с практикой применения издаваемых им законов. Именно на практике выявляются как достоинства законов и других правовых актов, так и их недостатки. Верховный суд — один из органов, который распола гает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую информацию, он способен активно содействовать законотворчеству привлекая внимание к проблемам и иным недостаткам действующего законодательства. Влиять на содержание действующего законодательства ему дает возможность и предоставленное статьей 19 Закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» право обращаться в Конституционный суд Республики Узбекистан с запросами о соответствии конституционным предписаниям законов и иных актов.
Вопросы организации и деятельности Верховного суда определяются Конституцией, Законом Республики Узбекистан «О судах», нормами Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального кодексов, а также другими актами законодательства.
Верховный суд действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, военной коллегии (ст. 14 Закона «О судах»).
Председатель, заместители Председателя, судьи Верховного суда избираются на должность Олий Мажлисом Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан.
В состав Пленума Верховного суда в соответствии с законом входят судьи Верховного суда и Председатели верховных судов Республики Каракалпакстан. В заседаниях Пленума принимает участие Генеральный прокурор. В них вправе также участвовать Министр юстиции, Председатель Конституционного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, члены Научно-консультативного совета при Верховном суде.
Пленум Верховного суда созывается не реже одного раза в четыре месяца и правомочен при наличии не менее двух третей его состава.
Рассмотрение дел в порядке надзора начинается с доклада судьи Верховного суда, который излагает обстоятельства дела и доводы протеста. Затем заслушиваются мнения Генерального прокурора, а также сторон. При обсуждении протеста и голосовании в зале заседания могут находиться только судьи Верховного суда-Вопросы, не связанные с разрешением конкретных судебных дел, вносятся на рассмотрение Пленума Председателем Верховного суда или Генеральным прокурором Республики Узбекистан, заслушиваются по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждении таких вопросов может участвовать любое лицо, присутствующее на заседании.
Разъяснения Пленума по вопросам применения законодатель ства обязательны для всех судов, других органов, предприятий, учреждений организаций и должностных лиц, применяющих законодательство, по которому дано разъяснение.
За годы независимости Пленумом Верховного суда Республики Узбекистан приняты десятки постановлений по важнейшим вопросам осуществления правосудия. Среди них следует особо подчеркнуть такие постановления, как «О судебной власти», «О практике применения судами законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций», «О практике рассмотрения в судах жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан», «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по делам о преступлениях в сфере экономики», «О применении законодательства об административной ответственности», «О практике применения законов, обеспечивающих право на защиту» и другие, сыгравшие важную роль в формировании единообразной судебной практики и правильного применения законодательства.
Важное место в деятельности Верховного суда отводится его Президиуму. Президиум Верховного суда образуется из числа судей Верховного суда в количестве, определяемом Пленумом Верховного суда. Председатель Верховного суда, его первый заместитель и заместители входят в состав Президиума по должности. Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства его членов.
Президиум Верховного суда в пределах своих полномочий осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов. Кроме того, он рассматривает материалы обобщения судебной практики, заслушивает доклады председате