СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН




ТАШКЕНТ

2006 г.

План.

I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН …стр. 3

II. Конституционный суд Республики Узбекистан ………стр.3

III. Суды общей юрисдикции ….………………………………стр.9

IV. Военные суды ………………………………………………стр.14

V. Хозяйственные суды ……………………….….…….……стр.15

 

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Структура судебной системы в целом определена ст. 107 Конституции. Вся судебная система Республики Узбекистан яв­ляется единым целым. Единство судебной системы обеспечивает­ся путем установления перечня судов, входящих в судебную си­стему Конституцией; соблюдения всеми судами установленных законом правил судопроизводства; применения и соблюдения все­ми судами Конституции Республики Узбекистан, законов, обще­признанных принципов и норм международного права и между­народных договоров Республики Узбекистан; признания обяза­тельности исполнения на всей территории Республики Узбекис­тан судебных актов, вступивших в законную силу; законодатель­ного закрепления единства статуса судей; финансирования всех судов из государственного бюджета.

Исходя из анализа положений Конституции, Закона «О су­дах», Закона «О Конституционном суде», можно сделать вывод, что все суды следовало бы сгруппировать в три подсистемы. В одну из них входит Конституционный суд Республики Узбекис­тан, в другую — Верховный суд Республики Узбекистан и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет су­дебный надзор; а в третью — Высший хозяйственный суд Рес­публики Узбекистан и поднадзорные ему хозяйственные суды.

Более подробно полномочия судов, входящих в судебную сис­тему, и их организация освещаются ниже.

Конституционный суд Республики Узбекистан. Консти­туционный контроль относится к одному из средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое принято расценивать в качестве признака демократичности государства. Основным назначением конституционного контроля в широком смысле этих слов признается прежде всего выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также при­нятие мер по устранению выявленных отклонений.

Практически конституционный контроль возникает там и тог­да, где и когда начинают появляться законы, именуемые консти­туциями. Как и другие законы, конституции нуждаются в гаран­тиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных го­сударств. На первых порах предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнять органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Предполагалось также, что в данной сфере могут быть эффективными и усилия исполнительных органов. К примеру, в некоторых государствах их главам было предоставле но право (и это право сохраняется во многих случаях и в наши дни) отказываться подписывать принимаемые парламентами за­коны (налагать вето), если, по их мнению, представленный на подпись закон не соответствует конституционным предписаниям

Кое-где к конституционному контролю стали привлекать суды Многие считают, что впервые это произошло в США. Там еще в 1803 году федеральный Верховный суд признал, что у него есть право объявлять противоречащими Конституции США любые законы, принимаемые органами законодательной власти в стра­не. Объявление закона таковым означало и означает в наши дни что он не должен применяться в первую очередь судами. Други­ми словами, к контролю за соблюдением Конституции были «под ключены» суды. Они стали дополнять то, что делалось либо дол­жно было делаться органами законодательной и исполнительной властей. В других странах отношение к такому контролю было весьма сдержанным.

Лишь в последние 40—50 лет целесообразность привлечения органов судебной власти к осуществлению конституционного контроля была признана во многих странах. Это происходило по мере того, как преодолевалась боязнь причинения ущерба авто­ритету законодательных и исполнительных органов тем, что их действия окажутся под судебным контролем. Естественно, в про­цессе внедрения осуществляемого судами конституционного кон­троля было найдено немало оригинальных решений, отражавших специфику соответствующих стран и уровень сформировавшейся там правовой культуры. Проявилось это как в неодинаковом на­полнении содержания понятия «конституционный контроль» и определении пределов компетенции соответствующих органов, так и в наименовании последних. Например, во Франции данная функция возложена на орган, именуемый Конституционным Со­ветом, а в Австрии, Бельгии, Италии и Германии — на специаль­но созданные конституционные суды. В большинстве стран, где конституционный контроль является прерогативой судебной вла­сти, этим делом занимаются высшие инстанции общих судов, обычно верховные суды.

Что касается полномочий этих органов, то среди них наряду с проверкой конституционности законов можно обнаружить и не­которые другие: контроль за решениями различного рода госу­дарственных органов; рассмотрение споров между государствен­ными органами о разграничении их компетенции; споров, связан­ных с подведением итогов выборов; возбуждение и разбиратель­ство уголовных дел в отношении должностных лиц высшего уровня. Судьба конституционного контроля, осуществляемого органа­ми судебной власти, в нашей стране тоже не была простой.

В годы советской власти о конституционной юрисдикции не упоминалось.

В суверенной Республике Узбекистан первоначально консти­туционная юрисдикция была возложена на Комитет Конституци­онного надзора. Принятая 8 декабря 1992 года Конституция республики Узбекистан предусмотрела необходимость учрежде­ния Конституционного суда. Конституционный суд суверенного Узбекистана функционирует более семи лет, руководствуясь ос­новным законом и выполняя его предписания.

Основной Закон страны на высшем законодательном уровне закрепил создание Конституционного суда.

Конституционный суд Республики Узбекистан является орга­ном судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной властей.

Как записано в статье 109 Конституции, Конституционный суд Республики Узбекистан:

определяет соответствие Конституции Республики Узбекис­тан законов Республики Узбекистан и иных актов, принятых Олий Мажлисом Республики Узбекистан, указов Президента Респуб­лики Узбекистан, постановлений правительства и местных орга­нов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан;

дает заключение о соответствии Конституции Республики Ка-ракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Рес­публики Каракалпакстан — законам Республики Узбекистан;

дает толкование норм Конституции и законов Республики Уз­бекистан;

рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан.

При этом предполагается, что термин «соответствие Консти­туции» не означает, что проверяемый закон текстуально, либо по своему содержанию должен повторять записанные в Конститу­ции положения. Закон всегда содержит новеллы, прямо не пре­дусмотренные в Конституции; он дополняет и развивает нормы Конституции. Поэтому под термином «соответствие Конституции» понимается отсутствие в законе норм, противоречащих положе­ниям Конституции. По существу речь должна идти о проверке закона в целях установления его конституционности. Конститу­ционный суд может признать закон противоречащим Конститу­ции, т. е. неконституционным. Отмена и изменение такого зако на, тем более формирование новых правовых норм, осуществ­ляется самим законодательным органом.

Организация и порядок деятельности Конституционного суда регулируется Законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан» от 30 августа 1995 года.

В составе Конституционного суда семь судей: Председатель его заместитель и пять членов суда, включая судью из Республи­ки Каракалпакстан;

Численный состав конституционных судов (советов) в зару­бежных странах обычно невелик: во Франции, Румынии, Слове­нии, Македонии, Монголии — 9 членов, в Словакии, Чехии — 10, в Бразилии, Хорватии, Венгрии — 11, в Испании, Болгарии, Польше, Бельгии, Иране — 12, в Португалии, Греции — 13, в ■ Австрии — 14, в Италии — 15, в Германии — 16 членов суда. Как видим, никакого соотношения с численностью населения со­ответствующей страны здесь нет, равно как и нет обязательного стремления к нечетному числу судей. Конституционный суд Рес­публики Узбекистан избирается Олий Мажлисом по представле­нию Президента Республики Узбекистан сроком на пять лет. Каждый судья избирается в индивидуальном порядке. Избран­ным на должность судьи считается тот, кто получил большин­ство голосов от общего числа депутатов Олий Мажлиса.

Конституционный суд вправе начать работу при наличии в его составе не менее четырех человек.

К числу принципов деятельности Конституционного суда За­кон относит независимость, коллегиальность, гласность, равен­ство прав судей Конституционного суда.

Конституционный суд и его судьи независимы и руководст­вуются при осуществлении своих полномочий только Конститу­цией и законом, и принимают решения в условиях, исключаю­щих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления.

Исполнение обязанностей судьи Конституционного суда не­совместимо с депутатским мандатом, членством в политических партиях и движениях, занятием какой-либо другой оплачиваемой должности.

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним произ­водится коллегиально в составе не менее четырех судей.

Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного суда произ­водится открыто.

При рассмотрении вопросов Конституционным судом и при голосовании по рассматриваемым вопросам Председатель, замес­титель председателя и члены Конституционного суда, как судьи, имеют равные права. Производство в Конституционном суде ведется на государствен­ном языке Республики Узбекистан. Участники заседания, не вла­деющие государственным языком, могут выступать и давать объяс­нения на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

В соответствии со статьей 82 Конституции Республики Узбе­кистан Конституционный суд обладает правом законодательной инициативы в Олий Мажлисе.

Гарантией независимости является несменяемость судьи Кон­ституционного суда в течение установленного срока полномочий. Полномочия судьи не могут быть прекращены и приостановлены иначе, как в порядке и на основании, установленных Законом. Статьи 17 и 18 Закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» подробно регламентируют основания приостановле­ния и досрочного прекращения полномочий судьи Конституцион­ного суда. Закон устанавливает неприкосновенность (иммунитет) судей Конституционного суда от уголовной и административной юрисдикции. Особо оговаривается, что судья не может быть при­влечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Олий Мажлиса, а в период между сессия­ми — без согласия Совета (Кенгаша) Олий Мажлиса. Уголовное дело в отношении судьи Конституционного суда может быть воз­буждено только Генеральным прокурором. Не допускается так­же привод, задержание, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого и служебного помещения судьи Конституци­онного суда.

Конституционный суд рассматривает дела в заседаниях суда, которые проводятся по мере необходимости.

Закон «О Конституционном суде» определяет круг субъектов, имеющих право внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов. Таковыми являются Олий Мажлис, Президент, Пред­седатель Олий Мажлиса, Жокаргы Кенгес Республики Каракал­пакстан, группа депутатов — не менее одной четвертой части от общего состава депутатов Олий Мажлиса, Председатель Верхов­ного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда и Гене­ральный прокурор. Вопрос может быть внесен также и по инициа­тиве не менее трех судей Конституционного суда.

Поводом к рассмотрению дела является обращение в Консти­туционный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Осно­ванием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопре­деленность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон (иной акт, конституционность которого может быть проверена Конституционным судом) или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции и другие предусмотренные законом основания.

В заседаниях Конституционного суда также могут участво­вать Президент, Председатель Олий Мажлиса, его заместители Премьер-министр, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Ка-ракалпакстан, Председатель Верховного суда, Председатель Выс­шего хозяйственного суда, Генеральный прокурор и Министр юс­тиции. Они вправе излагать свою позицию по всем рассматривае­мым вопросам.

Заседанием Конституционного суда, его подготовкой руково­дит Председатель Конституционного суда. Он вносит на обсуж­дение суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях

Закон «О Конституционном суде» определяет порядок приня­тия решений Конституционным судом, а также их виды. Так, Конституционный суд принимает решения только по конкретно рассматриваемым вопросам, конституционность которых подвер­гается сомнению. Конституционный суд может, проверив кон­ституционность нормативного акта, одновременно вынести реше­ние также и в отношении нормативных актов, основанных на проверенном нормативном акте, либо воспроизводящих его поло­жения, хотя о них не упоминалось во вносимом на рассмотрение Конституционного суда вопросе (ст. 25 Закона).

Решение Конституционного суда принимается открытым голо­сованием. Судья не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. Решение считается принятым, если за него прого­лосовало большинство присутствующих на заседании судей. В случае, если голоса разделились поровну, голос председатель­ствующего является определяющим. Судья, не согласный с ре­шением Конституционного суда, вправе изложить свое мнение в письменном виде и приобщить его к протоколу заседания Кон­ституционного суда.

Решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела о конституционности межгосударственного договора и нор­мативного акта, именуется постановлением, которое выносится именем Республики Узбекистан. В других случаях решение Кон­ституционного суда именуется заключением или может иметь иную форму.

Все решения Конституционного суда публикуются в средствах массовой информации и вступают в силу с момента их опублико­вания. Решения Конституционного суда окончательны и обжало­ванию не подлежат.

Законом допускается пересмотр решений Конституционного суда по его собственной инициативе. Основания такого пересмотра регламентированы в ст. 28 Закона, а именно: при открытии но-вух существенных обстоятельств, не известных суду в момент принятия решения; при изменении конституционной нормы, на основании которой было принято решение, а также в случае, если Конституционный суд признает, что решение было принято с нарушением установленного порядка производства.

За истекшие годы основным содержанием деятельности Кон­ституционного суда являлось:

— постоянное изучение законов, указов Президента Респуб­лики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров, норма­тивных и иных актов министерств, центральных ведомств, хоки-миятов областей и города Ташкента с целью проверки их соот­ветствия Конституции Республики Узбекистан;

— изучение международных договоров и соглашений, в целях определения возможности их ратификации Республикой Узбеки­стан;

— разработка и внесение в Олий Мажлис предложений по вопросам совершенствования законодательства;

— изучение проектов законов и дача по ним замечаний;

— толкование норм Конституции и законов, устранение слу­чаев неправильного их понимания и применения;

— участие в повышении правовой культуры в обществе;

— изучение и позитивное использование информации о дея­тельности зарубежных конституционных судов и иных заменяю­щих их государственных органов.

Конституционный суд в последние годы на основе изучения поступивших в суд материалов рассмотрел ряд вопросов, отне­сенных законом к его компетенции.

Так, в Конституционный суд обратились Министр финансов и Председатель правления Центрального банка Республики Узбе­кистан с письмом о признании неконституционными статью 784 Гражданского кодекса и других норм, регулирующих очередность списания денежных средств со счетов хозяйствующих субъек­тов. В письме отмечалась нецелесообразность преимущественно­го удовлетворения требований, вытекающих из трудовых и иных правоотношений, перед обязательствами предприятий по налого­вым платежам и платежам во внебюджетные фонды. Такой поря­док действительно привел к росту недоимок по платежам в бюд­жет, а главное существенно ограничил возможности своевремен­ной и полной выплаты заработной платы учителям, врачам и дру­гим работникам бюджетных организаций, а также пенсий, сти­пендий, пособий и других видов защиты социально уязвимых слоев населения. Конституционный суд, проанализировав нормы Гражданского и Трудового кодексов, Закона Республики Узбекистан «О пред­приятиях», не нашел оснований для признания их неконституцион­ными и в соответствии со статьей 82 Конституции и Законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан» внес в Олий Мажлис в порядке законодательной инициативы вопрос о совер­шенствовании законодательства, регулирующего очередность спи­сания денежных средств со счетов хозяйствующих субъектов.

Институт мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе обратился в Конституционный суд по двум воп­росам: 1) о толковании статьи 118 Трудового кодекса по поводу возможности установления сокращенной продолжительности рабо­чего времени для отдельных категорий работников; 2) о проверке конституционности норм, регулирующих порядок назначения и выплаты пособия в связи с уходом за больным членом семьи. Оба вопроса признаны судьями Конституционного суда заслуживаю­щими рассмотрения на судебном заседании. Их правильное разре­шение позволило существенно расширить права работников на сокращенную продолжительность рабочего времени и получение пособия в связи с уходом за больным членом семьи.

9 августа 2001 года состоялось заседание Конституционного суда Республики Узбекистан, где был рассмотрен вопрос «О тол­ковании части второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».

В принятом по данному вопросу постановлении отмечается следующее. Являясь индивидуальным предпринимателем с октября 1999 года, частный предприниматель В. Фролов уплачивал налог в соответствии со статьей 64' Налогового кодекса и постановле­нием Кабинета Министров Республики Узбекистан № 541 от 31.12.1998 года по ставке 5 минимальных размеров заработной платы в месяц. Позднее в налоговое законодательство были вне­сены изменения и максимальная ставка налога на доходы физи­ческих лиц, взымаемого в фиксированных размерах, была увели­чена до 10, а затем до 20 и 30 минимальных размеров месячной заработной платы.

Несмотря на то, что В. Фролов вправе пользоваться льготами, предусмотренными частью второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятель­ности», Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан в совместном письме от 13.06.2001 года фактически лишили его такого права.

Содержащиеся в данном письме, а также в аналогичных пись­мах, разъяснения по применению части второй статьи 16 Закона республики Узбекистан «О гарантиях свободы предприниматель­ской деятельности» признаны судом неконституционными.

При этом Конституционный суд Республики Узбекистан исхо­дил из следующего:

— в пункте втором статьи 11 Налогового кодекса установле­но, что налогоплательщики имеют право пользоваться налоговы­ми льготами в порядке и на основаниях, установленных настоя­щим Кодексом и иными актами законодательства;

— в соответствии с частью второй статьи 16 Закона Респуб­лики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в случае, если в налоговое законодательство вне­сены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, с них в тече­ние последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений.

Анализируя приведенные нормы в их взаимосвязи и учиты­вая, что граждане, принимая решение о занятии предпринима­тельской деятельностью в условиях рыночной экономики, само­стоятельно планируют и осуществляют эту деятельность, исходя из действующей на момент их регистрации системы налогообло­жения, то есть установленных налогов и местных сборов, их ста­вок, льгот и т. д., Конституционный суд констатировал необходи­мость применения рассматриваемых льгот в течение двух лет для адаптации предпринимателей.

Суды общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции рассмат­ривают дела в сфере гражданского, уголовного и административ­ного судопроизводства. Задачами этих судов являются осуществ­ление судебной защиты прав и свобод граждан, провозглашен­ных Конституцией и другими законами Республики Узбекистан, международными актами о правах человека, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций. Дея­тельность судов направлена на обеспечение верховенства зако­на, социальной справедливости, гражданского мира и согласия.

Судебная система Республики Узбекистан соответствует ее национально-государственному и административно - территори­альному делению и структурно состоит из районного, областного и республиканского звена.

Законом «О судах» четко определена судебная система судов °бщей юрисдикции. Так, в соответствии со ст. 1 Закона она вклю­чает в себя: Верховный суд Республики Узбекистан, верховные СУДЫРеспублики Каракалпакстан по гражданским и уголовным Делам, областные и Ташкентские городские суды по гражданским и уголовным делам, межрайонные, районные (городские) судЬ1 по гражданским делам, районные (городские) суды по уголовным делам, военные суды.

Таким образом, уже в самом законе заложена предметная спе­циализация судов. Вместе с тем, Закон «О судах» допускает воз­можность дальнейшей специализации судов по определенным категориям дел.

Основным звеном в системе судов общей юрисдикции являют­ся межрайонные, районные (городские) суды, так как именно они рассматривают большое количество гражданских и уголов­ных дел, а также дел об административных правонарушениях. Ежегодно ими рассматриваются десятки тысяч уголовных и граж­данских дел по первой инстанции. Так, в 2000 году ими рассмот­рено более 50 тысяч уголовных и свыше 90 тысяч гражданских дел.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности такого решения).

В соответствии с процессуальным законодательством межрайон­ные, районные (городские) суды по гражданским делам, район­ные (городские) суды по уголовным делам наделены функцией рассмотрения дел лишь в качестве суда первой инстанции.

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являют­ся основными для данного дела. По уголовным делам — это воп­росы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления и о'применении или неприменении уголовного на­казания, конкретной его меры. По гражданским делам сущность дела обычно составляет вопрос о доказанности или не доказанно­сти предъявленного иска и о тех юридических последствиях, ко­торые должны наступить. В отношении гражданских и уголов­ных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий.

Состав межрайонного, районного (городского) суда по граж­данским делам, районного (городского) суда по уголовным делам определен ст. 36 Закона «О судах».

Межрайонный, районный (городской) суд по гражданским де­лам состоит из председателя и судей.

В составе районного (городского) суда по уголовным делам, кроме председателя и судей имеются и народные заседатели. При районном (городском) суде по уголовным делам также состоят судьи по административным делам.

Полномочия председателя межрайонного, районного (городс­кого) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам определены законом.

В соответствии со ст. 38 Закона «О судах» он:

— председательствует на судебных заседаниях, распределяет

дела между судьями;

— руководит обобщением судебной практики и ведением су­
дебной статистики;

— вносит представления в государственные органы, обще­ственные объединения и должностным лицам об устранении на­рушений закона, причин и условий, способствовавших соверше­нию правонарушений;

— организует работу по повышению квалификации работни­ков суда и народных заседателей;

— ведет личный прием и организует работу по приему граж­дан и рассмотрению заявлений и жалоб;

— руководит работой аппарата суда, заключает и прекра­
щает трудовые договоры с работниками суда и др.

Все гражданские дела, а также уголовные дела о преступле­ниях, за которые законом предусмотрена мера наказания до пяти лет лишения свободы включительно по первой инстанции рас­сматриваются единолично судьей. Остальные уголовные дела рассматриваются судом в составе судьи и двух народных заседа­телей.

Средним звеном системы судов общей юрисдикции являются Верховный суд Республики Каракалпакстан, областной суд, Таш­кентский городской суд.

Верховный суд Каракалпакстана по уголовным делам, област­ной, Ташкентский городской суды по уголовным делам состоят из председателя, заместителя председателя, судей, народных за­седателей и действуют в составе президиума суда и судебных

коллегий.

Верховный суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областной, Ташкентский городской суды по гражданским Делам состоят из Председателя, заместителя председателя, су­дей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.

Полномочия Верховного суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда четко определе­ны законом. В соответствии со ст. 30 Закона «О судах» они рас­сматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора, а также осуществляют надзор за судебной дея­тельностью судов нижнего звена, регулярно обобщают судебную практику.

Дела по первой инстанции в апелляционном или кассацион­ном порядке по выбору лиц, имеющих право на обжалование (опротестование) в апелляционном или кассационном порядке рассматриваются судебной коллегией. Судебная коллегия дей­ствует в составе председательствующего (его роль могут испол­нять Председатель суда, его заместитель или член суда) и двух народных заседателей. При рассмотрении дела в апелляционном или кассационном порядке судебная коллегия действует в соста­ве председательствующего и двух членов суда.

Президиум суда среднего звена состоит из судей этого суда Он рассматривает в основном дела в порядке судебного надзора Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз } месяц. Они правомочны при наличии большинства членов прези диума. В заседаниях участвует соответствующий прокурор. По становления принимаются большинством голосов членов прези диума, участвующих в голосовании и подписываются председате лем суда. Постановления президиума также, как и апелляцион­ные и кассационные определения, оказывают существенное вли­яние на формирование судебной практики в республике.

Наряду с рассмотрением протестов по судебным делам, прези­диум решает вопросы организационного характера. Он заслуши­вает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи районным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и суди­мости, доклады председателей судебных коллегий, вопросы рабо­ты аппарата суда, состояние работы по разрешению жалоб и за­явлений граждан, перспективные и текущие планы судебной ра­боты.

Согласно Конституции Верховный суд Республики Узбекис­тан является высшим судебным органом по гражданским, уго­ловным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процес­суальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам практики.

Другими словами, данный суд призван выполнять по меньшей мере три основные функции, реализация которых определяет роль и место в судебной системе и системе других органов государ­ственной власти:

— выполнение задач, которые возлагаются на него как на Росший судебный орган по гражданским, уголовным, админист­ративным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

— осуществление в предусмотренных законами процессуаль­
ных формах надзора за деятельностью таких судов;

— дача разъяснений по вопросам судебной практики.
Каждая из этих функций имеет конкретное содержание. В связи

с общей характеристикой Верховного суда Республики Узбекис­тан и его положения в судебной системе и в целом в государстве достаточно отметить, что первая из названных функций этого суда проявляется в том, что он наделен полномочием рассматри­вать по существу (по первой инстанции) особо сложные и значи­мые гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции.

Положение высшего судебного органа требует еще того, что­бы он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений всех нижестоящих судов. За ним окончатель­ное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным суда­ми общей юрисдикции.

Вторая из названных функций Верховного суда Республики Узбекистан тесно связана с первой. Осуществлять надзор за дея­тельностью судов — это значит, прежде всего, выявлять и ис­правлять допускаемые ими ошибки. Как подчеркнуто в законе, делаться это должно только в процессуальных формах, т. е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполнение данного требования — важное средство, призванное обеспечивать независимость судов общей

юрисдикции.

Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществле­ние ее позволяет Верховному суду Республики Узбекистан ак­тивно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, долж­ностными лицами. Разъяснения, даваемые Пленумом этого суда, опираются на обобщенную практику судов по применению конк­ретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для пра­вильного применения соответствующих законов в будущем.

Наряду с названными функциями Верховный суд Республики Узбекистан имеет также предоставленное ему статьей 108 Кон­ституции право законодательной инициативы. Это важное сред­ство обратной связи нашего законодательства с практикой при­менения издаваемых им законов. Именно на практике выявляют­ся как достоинства законов и других правовых актов, так и их недостатки. Верховный суд — один из органов, который распола гает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую ин­формацию, он способен активно содействовать законотворчеству привлекая внимание к проблемам и иным недостаткам действую­щего законодательства. Влиять на содержание действующего законодательства ему дает возможность и предоставленное статьей 19 Закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» право обращаться в Конституционный суд Республики Узбекис­тан с запросами о соответствии конституционным предписаниям законов и иных актов.

Вопросы организации и деятельности Верховного суда опреде­ляются Конституцией, Законом Республики Узбекистан «О су­дах», нормами Гражданского процессуального и Уголовно-про­цессуального кодексов, а также другими актами законодатель­ства.

Верховный суд действует в составе пленума, президиума, су­дебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, военной коллегии (ст. 14 Закона «О судах»).

Председатель, заместители Председателя, судьи Верховного суда избираются на должность Олий Мажлисом Республики Уз­бекистан по представлению Президента Республики Узбекистан.

В состав Пленума Верховного суда в соответствии с законом входят судьи Верховного суда и Председатели верховных судов Республики Каракалпакстан. В заседаниях Пленума принимает участие Генеральный прокурор. В них вправе также участвовать Министр юстиции, Председатель Конституционного суда, Пред­седатель Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, члены Научно-консультативного совета при Верховном суде.

Пленум Верховного суда созывается не реже одного раза в четыре месяца и правомочен при наличии не менее двух третей его состава.

Рассмотрение дел в порядке надзора начинается с доклада судьи Верховного суда, который излагает обстоятельства дела и доводы протеста. Затем заслушиваются мнения Генерального про­курора, а также сторон. При обсуждении протеста и голосовании в зале заседания могут находиться только судьи Верховного суда-Вопросы, не связанные с разрешением конкретных судебных дел, вносятся на рассмотрение Пленума Председателем Верхов­ного суда или Генеральным прокурором Республики Узбекистан, заслушиваются по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждении таких вопросов может участвовать лю­бое лицо, присутствующее на заседании.

Разъяснения Пленума по вопросам применения законодатель ства обязательны для всех судов, других органов, предприятий, учреждений организаций и должностных лиц, применяющих за­конодательство, по которому дано разъяснение.

За годы независимости Пленумом Верховного суда Республи­ки Узбекистан приняты десятки постановлений по важнейшим вопросам осуществления правосудия. Среди них следует особо подчеркнуть такие постановления, как «О судебной власти», «О практике применения судами законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций», «О практике рассмотрения в судах жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан», «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по делам о преступлениях в сфе­ре экономики», «О применении законодательства об администра­тивной ответственности», «О практике применения законов, обес­печивающих право на защиту» и другие, сыгравшие важную роль в формировании единообразной судебной практики и правильно­го применения законодательства.

Важное место в деятельности Верховного суда отводится его Президиуму. Президиум Верховного суда образуется из числа судей Верховного суда в количестве, определяемом Пленумом Верховного суда. Председатель Верховного суда, его первый за­меститель и заместители входят в состав Президиума по должности. Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства его членов.

Президиум Верховного суда в пределах своих полномочий осу­ществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих су­дов. Кроме того, он рассматривает материалы обобщения судеб­ной практики, заслушивает доклады председате



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: