Коррекция дискалькулии: что делать?




 

Если у ребенка наблюдается вербальная дискалькулия, при которой дети не запоминают и качественно не используют математическую терминологию, то работать нужно по всем направлениям формирования математических представлений:

· Учиться считать предметы и называть их общее количество на наглядном примере. Важно называть количество и счет словами, учить запоминать эти слова и их последовательность. Например, разложить дома вилки и ложки на столе и посчитать их.

· Развивать понимание слов, обозначающих математические понятия. Те же самые ложки, вилки, можно подключить игрушки, обувь, предметы одежды, части тела, считать и акцентировать внимание на числе: вот одна ложка, а вот один ботинок, а теперь покажи пять пальцев или дай мне три яблока и т.д.

· Развивать умения пользоваться математической терминологией в разных видах деятельности, если чертим в тетради круг – это называется окружность, берем в руки чашку, проводим пальцем по ее поверхности – это тоже окружность. Покажи, где еще в квартире можно встретить окружность.

· Развивать пространственное восприятие. Учить ориентироваться в собственном теле, в пространстве. Это полезно для развития абстрактного мышления в целом. Ребенок должен показывать все части тела, знать названия пальцев на руке и учиться понимать, а что у него наверху, что внизу, что спереди, а что сзади.

· Активизировать зрительную и слуховую память. Показывать картинки с цифрами и количеством предметов, заучивать небольшие стихотворения, подкрепляя их наглядным показом движений и эмоциями. Это здорово развивает память!

· Считать предметы и называть их, согласуя числительные с существительным: одно яблоко, два яблока и т.д. А потом спрятать и спросить: сколько не стало яблок? Одного, двух, трех и т.д., таким образом, на наглядном примере развивать лексику и грамматику.

· Развивать слуховое восприятие. Назвать несколько чисел вразброс и попросить, чтобы ребенок повторил их.

· Развитие сенсорных представлений: работать с формой, величиной, цветом, учить ребенка разграничивать эти понятия, сравнивать, находить сходства и различия. Дай мне такой же по цвету предмет, а теперь дай предмет другого цвета, но такого же размера, а теперь дай мяч такого же цвета и размера как.

 

Если у ребенка наблюдается дискалькулия, при которой недоразвито восприятие образа предмета, его формы, признаков и свойств, действий с ним, затруднен счет предметов, то необходимо формировать:

· Представление об образе предмета и его символическом изображении. Например, как обозначить колючесть: ежик, иголки. А как кислость предмета? Лимон.

· Навыки счета: считать все предметы подряд и называть. Здесь необходимо учить соблюдать именно порядок при счете, не перескакивая через числа.

· Словесное обозначение системы исчисления и последовательность счета. Каким словом можно назвать пару ботинок (показать), а количество пальцев на руке? Также можно поиграть в такую игру: назови число, которое идет после пяти, девяти, а что стоит перед числом два, десять?

· Называние итога счета и соотношение его с количеством предметов.

· Зрительно-пространственное восприятие. Здесь могут подойти любые предметы, например, пуговицы разной величины, формы и цвета, а также стаканчики или формы разные по цвету, размеру (большие, маленькие). Раскладываются предметы по цвету и размеру.

· Зрительную и слуховую память на примере эмоционального заучивания стихов.

· Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук с помощью манипуляций предметами: собирать пазлы, раскладывать пуговицы, собирать мозаику, вырезать ножницами.

· Пополнять словарь на основе наглядного материала.

 

Если у ребенка наблюдается дислексическая дискалькулия, которая проявляется в неспособности освоения чтения задач, заданий, примеров математического содержания, то поработать предстоит в следующих направлениях:

· Формировать зрительный образ математических знаков и геометрических фигур. Для этого нужно показывать картинки с данными символами и фигурами. Положить перед ребенком 5 картинок или предметов, попросить запомнить, потом убрать одну картинку или предмет и спросить: угадай, чего не стало. Далее увеличивать количество картинок, предметов.

· Развивать сенсорное восприятие. В этом случае нужно дать возможность ребенку потрогать, понюхать, увидеть предмет или сразу несколько предметов для сравнения: большой-маленький, круглый-квадратный-треугольный. Показать и объяснить, что такое трапеция, пирамида, конус, цилиндр, попросить ребенка найти в комнате предметы, похожие на эту фигуру. Также можно раскатать из теста и испечь печенье разного размера, формы и украсить кондитерскими посыпками разных цветов.

· Формировать представление об образе цифр, математических знаков и отражения их понятия в речи. Лучше всего смастерить цифры разного размера из поролона, пенопласта, картона, ткани, слепить из глины или пластилина. Также можно изготовить знаки «плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше» и дать ребенку возможность потрогать эти математические символы, чтобы пространственно и через органы осязания их запомнить. Затем найти похожие цифры, например «2» и «5», попросить поставить между ними нужный знак, «больше» или «меньше».

· Развивать зрительную и слуховую память, аналитико-синтетическую деятельность. Здесь вашему вниманию я могу предложить множество игр, одна из которых: «Что общего». Например, показать ребенку картинки с изображением елки, кактуса, иголки, ежика и спросить, а чем они все похожи, что у них общего, что их объединяет. А вот игра «Угадай по описанию». Назвать признаки предмета, например: круглое, сладкое, красное, этот фрукт растет на дереве, что это? Или, например, игра «Парные картинки». Нужно дать ребенку набор картинок по одной из пары, а второй набор остается у взрослого. По очереди то взрослый, то ребенок описывают картинку, а его партнер угадывает, поднимая парный аналог картинки.

· Развивать понимание математической терминологии в соответствии с содержанием и возрастом ребенка. Здесь очень хорошо подойдет в любом возрасте заучивание скороговорок, подкрепляя рисунком:

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр,
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

 

А также можно составлять слово, обозначающее математическое понятие (например «шесть»), из набора предложенных букв.

 

Некоторые исследователи выделяют оптическую дискалькулию, но методы работы используются те же самые. Она проявляется в том, что ребенок не может записать на листе бумаги математические символы. Это связано, в первую очередь с освоением качественных движений рук. Поэтому будем развивать:

· Мелкую моторику пальцев рук с помощью мозаики, пазлов, шнуровки, пальчиковой гимнастики и кинезиологических упражнений, лепки и вырезания из бумаги.

· Ориентировку в пространстве и на плоскости. Можно поиграть в игру «Угадай, где звенит». Для этого понадобиться колокольчик. Итак, ребенок закрывает глаза, а вы позвените, то справа, то слева, то спереди, то сзади, то сверху, то снизу, пусть он правильно ответит, где звенел колокольчик. А на листе бумаге рисуем узор по клеточкам под диктовку: одну клеточку наверх, две вправо, три вниз и т.д.

· Представление об образе предмета и его символе. Этот та же игра с угадыванием колючести ежика, кислоты лимона, можно придумать мягкость ваты и подушки.

· Зрительное восприятие. Для этого тоже существует множество игр, например, «Угадай по губам». Вы произносите слово, а ребенок угадывает его. Также можно собирать разрезные картинки из 6-9 частей, использовать кубики Никитина, дорисовывать недостающие части предметов.

· Понимание математической терминологии, описанное выше.

· Аналитико-синтетическую деятельность, где можно также рисовать предмет по частям, называя словами, играть в игру «Что не подходит», предлагая различные картинки. Например, к чайнику – колесико, хвост, рукав, крышечку и носик.

· Активизировать зрительную и слуховую память через заучивание стихотворений и скороговорок.

 

Когда ребенок не может выполнять счетные операции и арифметические действия это операционная дискалькулия. Что для этого необходимо делать:

· Формировать счетную деятельность на примере несложных игр, например «Один, много», а также «Который по счету»: выставить разные игрушки или другие бытовые предметы (посуда, школьные принадлежности например) в ряд и попросить назвать, а который по счету заяц, медведь, лиса и т.д.

· Формировать умения выполнять арифметические действия, желательно наглядно. У Пети было два яблока, мама дала ему еще три, сколько яблок стало? Петя был мальчиком нежадным и угостил одним яблоком бабушку, сколько яблок тогда у него осталось? У школьников нужно использовать задачки с использованием знаков умножения и деления.

· Развивать понимание математической терминологии через стихотворения.

Развивать умение пользоваться знаками и символами. Можно поставить в ряд нужные цифры и предложить ребенку расставить между ними необходимые знаки «+», «-», «=»,«х»,«:».

· Активизировать аналитико-синтетическую деятельность через предложенные выше игры и упражнения.

· Совершенствовать слуховое и зрительное восприятие через те же игры, «Угадай, где звенит», «Читай по губам», также можно ребенку предложить найти нужный предмет на рисунке в условиях зашумления или наложения одного предмета на другой.

· Развивать зрительную и слуховую память. Игры: «Угадай, чего не стало», «Повтори за мной» (цепочку из 5-7 слов), «Глухой телефон», а также разучивание стихотворения и скороговорок, сопровождая движениями.

· Развивать лексику и грамматику, раскладывая и называя картинки по темам: обувь, одежда, овощи, фрукты, транспорт и т.д. Также здесь подойдет игра «Угадай чего не стало», «Один-много», «Из чего, какой».

· Развивать связную речь через раскладывание сюжетных картинок и последовательный пересказ данной истории.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: