АВТОМОБИЛИ И АВТОПОЕЗДА - ФУРГОНЫ




 

Автомобили-фургоны - специализированные грузовые авто­мобили с кузовом типа фургон (от французского fourgon - закры­тый кузов грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа).

Автомобили-фургоны по численности занимают второе место (после автомобилей-самосвалов) в автомобильном парке специали­зированных автотранспортных средств нашей страны. Их функ­циональное назначение заключается в обеспечении наиболее со­хранной доставки тарно-упаковочных и штучных грузов, нуждаю­щихся в защите от влияния факторов окружающей среды при минимальных затратах на транспортную тару и упаковку. Послед­нее свидетельствует в пользу широкого использования фургонов, так как затраты на тару и упаковку составляют значительную долю в общей стоимости перевозимых грузов. Например, в США эти за­траты достигают 20 % от розничной стоимости товаров.

Для перевозки основной части грузов торговли и быта исполь­зуют в основном автомобили-фургоны различных конструкций, которые по своему назначению можно подразделить на две основные группы.

В первую группу входят универсальные фургоны (фургоны общего назначения), предназначенные для перевозки грузов, не требующих специальных условий при транспортировании. К ним от­носятся и фургоны с поднимающейся и сдвигающейся крышами для перевозки тарных грузов при механизированных процессах погрузочно-разгрузочных работ.

Вторую группу составляют специализированные фургоны, используемые для перевозки скоропортящихся грузов, а также перевозок хлебобулочных и кондитерских изделий, мебели, одежды и т. д. В этих случаях кузова фургонов дооборудуются дополнительными устройствами и установками, необходимыми для пере­возки конкретного специфического груза. Подробная классифика­ция кузовов автомобилей-фургонов приведена в табл. 3.1.

 


 

Таблица 3.1

Классификация кузовов автомобилей- фургонов

 

Признак классификации Вид кузова
Грузоподъемность до 2,1 т включительно; от 2,1 до 5 т включительно; от 5,1 до 8 т включительно
Требование к возможно большей сохранности перевозимого груза Без обеспечения температурного ре­жима; с сохранением температурного режима (изотермический, вентилируе­мый); с поддержанием температурно­го режима (охлаждение или подогрев), с поддержанием искусственного мик­роклимата
Форма в поперечном сечении Прямоугольный; трапециевидый (бун­керный); прямоугольный с усеченны­ми верхними боковинами
Количество секций и дверей Односекционный (одно- и двухдвер­ный); двухсекционный (трехдверный); трехсекционный (трех- и четырехдвер- ный); четырехсекционный (четырех- дверный и более)
Тип привода наклона, опуска­ния кузова (пола), осуществле­ния погрузки и выгрузки Гравитационный; гидравлический; пнев­матический; электрический; комбини­рованный
Приспособленность к механизи­рованному выполнению погру- зочно-разгрузочных работ Пол-конвейер; шнековая разгрузка; пол-рольганг; грузоподъемный борт; кон­сольный или портальный кран; элект­роталь; съемные: двери, крыша, боко­вые стенки, кузов; наклоняемый, опус­каемый пол, широкий дверной проем; пол, выдерживающий движение ви­лочных погрузчиков

 

По материалу изготовления фургоны делятся на цельнометаллические и деревометаллические (с деревянным каркасом и металлической обшивкой). На автомобилях особо малой грузоподъёмности (до 1 т) фургон объединяют с кабиной, но грузовое помещение отделяют от кабины перегородкой со смотровым стеклом. Для погрузки и выгрузки служит задняя (иногда и боковая) одно- или двустворчатая дверь.

Требования предъявляемые к автомобилям- фургонам:

1. Фургоны по габа­ритным размерам, весовым ограничениям, скоростным свойствам должны соответствовать технико-эксплуатацион­ным требованиям, предъявляемым к базовым моделям.

2. Снаряженная масса фургона, отнесенная к грузоподъемно­сти (коэффициент тары), должна быть как можно меньшей, а объем и площадь кузова фургона должны обеспечивать наиболее полное использование номинальной грузоподъемности базовой модели.

3 Пробег фургонов до капитального ремонта должен быть не менее пробега до капитального ремонта базовых моделей, а кон­струкция кузова должна обеспечивать малую трудоемкость прове­дения ремонтных работ.

4. Внутренняя форма кузова, исходя из условий наилучшего размещения груза в стандартной таре, должна иметь прямоуголь­ное сечение (допускаются скругления радиусом до 0,15 м). Внут­ренняя высота кузова должна быть не менее 1,8 м, так как при меньшей высоте затруднена работа грузчиков и невозможно ис­пользование автомобильных погрузчиков.

5. Внутренние размеры кузовов-фургонов должны согласовы­ваться с габаритными размерами стандартных поддонов, контейне­ров и другой стандартной тары.

6. Фургоны грузоподъемностью 1,5 т и выше должны выпол­няться без надколесных ниш, а пол кузова при грузоподъемности фургона 4,5 т и выше должен допускать въезд погрузчика общей массой не менее 2,5 т.

7. Фургоны должны иметь, как правило, две двери: боковую и заднюю. Двери должны надежно фиксироваться в открытом со­стоянии, угол открывания задних дверей - 270°, боковых дверей - 180°. Проем задней двери должен соответствовать поперечному се­чению внутренней части кузова, а ширина боковой двери должна быть не менее 1,3 м.

Дверные запоры должны предусматривать устройства для пломбирования и сохранности пломбы от повреждения.

8. Фургоны с погрузочной высотой более 0,5 м оборудуются устройствами для удобного доступа внутрь грузового помещения (лестницами, трапами, подножками, перилами, поручнями), они не должны выступать за габариты кузова по длине и ширине.

9. Материал внутренней облицовки должен выбираться с уче­том санитарно-гигиенических требований (допускать мойку, дезин­фекцию), а запасное колесо устанавливаться вне кузова фургона.

 

В таблице 3.2 представлены варианты автофургонов в зависимости от сферы применения.


 

Таблица 3.2

Варианты автофургонов в зависимости от сферы применения

 

Рисунок автофургона Характеристика автофургона Применение автофургона
Кузов промтоварного автофургона представляет из себя конструкцию, собранную из стальных прямоугольных труб и/или тонкостенных швеллеров, при помощи электросварки, и обшитую оцинкованным окрашенным листом, на заклепочных соединениях по плоскостям боковин и крыши. Надстройка на базовое шасси без утепления. предназначенный для перевозки промышленных и общехозяйственных грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий
Кузов изотермического автофургона, с теплоизоляцией из пенополистирола (ППС) или пенополиуретана (ППУ) вспененного или экструдированного, высокой плотности. Представляет из себя конструкцию, собранную из сэндвич-панелей при помощи алюминиевых или стальных углов, на заклепочных соединениях по плоскостям боковин и крыши, и соединениях при помощи саморезов по плоскости пола. предназначенный для перевозки продовольственных, в том числе скоропортящихся продуктов в охлажденном и замороженном состоянии (кузов с теплоизоляцией), промышленных грузов, требующих защиты от атмосферных и температурных воздействий
Кузов изотермического автофургона, с теплоизоляцией из пенополистирола (ППС) или пенополиуретана (ППУ) вспененного или экструдированного, высокой плотности. Представляет из себя конструкцию, собранную из сэндвич-панелей при помощи алюминиевых или стальных углов, на заклепочных соединениях по плоскостям боковин и крыши, и соединениях при помощи саморезов по плоскости пола. для перевозки хлебобулочных изделий на лотках

 


 

Окончание табл.3.2

Схема автофургона Характеристика автофургона Применение автофургона
Кузова мастерских и лабораторий для монтажа оборудования для ремонтных бригад и анализа состояния технических объектов имеют заднюю двухстворчатую и боковую одностворчатую двери. С каждой стороны имеются два окна, два открывающихся и два неподвижных. Изнутри кузова обшиты древесноволокнистой плитой или фанерой. Для удобства входа и выхода сзади сбоку кузовов установлены подножки. Кузова имеют проточную естественную вентиляцию через вентиляционные решетки и открывающиеся окна. предназначенный для перевозки людей и оборудования
Кузова автофургонов- торговых точек имеют заднюю двухстворчатую дверь. С одной стороны имеются два открывающихся окна. Изнутри кузова обшиты древесноволокнистой плитой или фанерой. Для удобства входа и выхода сзади сбоку кузовов установлены подножки. Кузова имеют проточную естественную вентиляцию через вентиляционные решетки и открывающиеся окна для организации выездной торговли продуктами питания и товарами первой необходимости.

 

Достаточно широкое применение автомобилей-фургонов обусловливается рядом преимуществ, основными из которых являются:

• обеспечение лучшей сохранности качества и количества пере­возимого груза (как правило, дорогостоящего);

• значительное увеличение коэффициента использования грузо­подъемности при перевозках легковесного груза за счет укладки грузов на большую высоту без потери его в пути;

• отсутствие необходимости сопровождения грузов экспедито­рами при перевозках за пломбой отправителя; снижение затрат на тару и упаковку груза.

Однако при использовании автомобилей-фургонов необходимо учитывать и их недостатки, основными из которых являются:

• уменьшение грузоподъемности по сравнению с базовыми мо­делями;

• увеличение стоимости кузовов-фургонов; повышение затрат на техническое обслуживание и ремонт под­вижного состава;

• иногда усложнение процесса погрузки и выгрузки груза.

К специальным фургонам предъявляются дополнительные тре­бования, обусловливаемые свойствами отдельных грузов.

Кузова такого подвижного состава имеют термоизоляцию сте­нок (включая пол, крышу, двери), которая существенно ограничивает теплообмен между внутренней и наружной поверхностями кузова, и не имеют принудительного охлаждения или подогрева. Изотермические автофургоны предназначены для перевозки продуктов на короткие расстояния (в основном внутри города) при температуре погрузки.


 

В зависимости от суммарного коэффициента теплопередачи "К" изотермические фургоны могут быть выполнены в виде:

изотермического транспортного средства с нормальной изоля­цией кузова, (маркируется буквами IN), К < 0,7 Вт/(м2 °С);

изотермического транспортного средства с усиленной изоляци­ей (IR), К< 0,4 Вт/(м2 °С).

Нормальная теплоизоляция кузова обеспечивает при наружной температуре окружающего воздуха +35 °С изменение температуры внутри фургона не более чем на 1°С за час, а усиленная теплоизо­ляция при тех же условиях позволяет поддерживать ту же темпера­туру внутри фургона, что и при погрузке.

Изотермический автофургон изготавливается на основе жесткого каркаса. Наружная обшивка - плакированная оцинкованная сталь, внутренняя обшивка - пищевая оцинкованная сталь. Теплоизолирующий наполнитель - пенополистирол толщиной от 50, 80 или 100 мм. Обрамление из алюминиевого уголка серого цвета. Запоры из оцинкованной стали. На рисунке 3.1 представлен внешний и внутренний вид изотермического автофургона.

 

Применяемые материалы:

 

Конструкция кузова-фургона имеет сварной цельнометаллический каркас, что обеспечивает значительную прочность конструкции и увеличение срока службы фургона. Нижняя часть грузовой платформы изотермического фургона закрыта металлическим оцинкованным листом, что предохраняет деревянный настил пола от негативного воздействия воды и грязи. Дверные проемы изотермического фургона закрыты резиновым уплотнителем из полиуретанового каучука высокого качества, который выдерживает перепады температур и сохраняет эластичность при любых погодных условиях. В фургонах обязательным условием является наличие утеплителя не только на потолке и стенах фургона, но и на полу.  
Наружная обшивка выполнена из плакированного металла, внутренняя - из пищевой оцинковки. Утеплитель - пенополистирол (ППС) толщиной от 50 до 100 мм, имеющий низкий коэффициент теплопроводности. ППС не подвержен гниению и старению, сохраняет свои свойства от -500С до +500С. Герметизация швов достигается за счет применения ленточного герметика в комбинации с силиконом. Крыша изотермического фургона изготовлена из оцинкованных листов, скатанных между собой в "замок", что позволяет обходиться минимумом отверстий в крыше.  

Рисунок 3.1- Внешний и внутренний вид изотермического автофургона

 

Автомобили- ледники

 

Такие автомобили имеют изотермический кузов и временный источник холода. В качестве такого типа источников применяют сухой лсд, батареи, заполненные эвтектическими растворами раз­личных солей, холодильно-аккумуляторные агрегаты и др. Источ­ник холода должен понижать температуру внутри порожнего кузо­ва и поддерживать се затем при наружной температуре +30 °С в за­висимости от класса транспортного средства на уровне не выше +7 °С для класса А (международное обозначение RNA); -10 °С - для класса В (RRB) и -20 °С - для класса С (RRC). Оборудование для размещения источника холода должно позволять догрузку из­вне. Одна заправка источника холода должна обеспечивать под­держание указанной температуры в кузове на протяжении 12 часов. Коэффициент теплопередачи для классов В и С не должен превы­шать 0,4 Вт/(м2 °С). В последние годы все большее распростране­ние получают установки для охлаждения кузовов с применением жидкого азота (температура кипения - 196 °С), который является не токсическим и не горючим веществом. Его применение позво­ляет обеспечить быстрое охлаждение всех зон кузова в диапазоне температур от +12 до -30 °С. Вместе с тем необходимо помнить, что он может причинить ожоги из-за низких температур и вызвать удушье в закрытом помещении.

Автомобили-ледники предназначены для перевозок охлажден­ных или замороженных продуктов на небольшие расстояния.

Перевозки скоропортящихся продуктов на большие расстояния возможны лишь с применением автомобилей и автопоездов-рефрижераторов, оснащенных изотермическим кузовом и холодильными установками постоянного действия, самостоятельно вырабатываю­щими холод.

Охлаждение внутреннего объема кузова может происходить:

• за счет испарения или оттаивания хладагентов и смесей (непо­средственное испарение сжатых сжиженных газов в испарителях с принудительной циркуляцией воздуха и оттаивание заморожен­ных хладагентов эвтектических растворов);

• за счет поглощения тепла нагнетанием в кузов охлажденного и отсасыванием теплого воздуха.

Холодильная установка рефрижератора позволяет понижать температуру в кузове (при средней наружной температуре воздуха, равной +30 °С) и затем поддерживать ее в следующих пределах для классов: А (международное обозначение FNA) - от +12 до 0 °С включительно; В (FRB) - от +12 до -12 °С включительно; C(FRC) - от +12 до -20 °С включительно; Д (FRD)- с определенным практи­чески постоянным уровнем температуры в пределах, не превы­шающих +2 °С; Е (FRE)- как и для Д, но не превышающих -10 °С; F (FRF) - как и для Д, но не превышающих -20 °С. Коэффици­ент теплопередачи для классов В, С, Е и F не должен превышать 0,4 Вт/(м2оС).

 

Для установки холодильно-отопительного оборудования на автомобиль-фургон необходимо, чтобы кузов фургона обладал необходимой изотермичностью. Для измерения изотермичности используют коэффициент теплопроводности стенок. В таблице 3.3 представлены типовые коэффициенты для фургонов из различных материалов и с различной толщиной стенки.

 

Таблица 3.3

Типовые коэффициенты для фургонов из различных материалов и с различной толщиной стенок

Толщина стенок кузова-фургона Наружная обшивка Внутренняя обшивка Средний коэффициент теплопроводнсти фургона Вт/ С
Толщина панели платформы - 80мм; боковые стены, передняя стенка, двери и крыша - 40мм Стальной лист ОЦ S0,8мм Стальной лист ОЦ S0,55мм 0,57..0,59
Толщина панели платформы - 80мм; боковые стены, передняя стенка, двери и крыша - 40мм Пластик S1,2 клееный на фанеру S4мм Пластик S1,2 клееный на фанеру S4мм 0,53..0,55
Толщина панели платформы - 80мм; боковые стены - 40мм; передняя стенка, двери и крыша - 60мм Стальной лист ОЦ S0,8мм Стальной лист ОЦ S0,55мм 0,48..0,50
Толщина панели платформы - 80мм; боковые стены - 40мм; передняя стенка, двери и крыша - 60мм Пластик S1,2 клееный на фанеру S4мм Пластик S1,2 клееный на фанеру S4мм 0,43..0,45

 

Окончание таблицы 3.3

Толщина панели платформы - 100мм; боковые стены - 60мм; передняя стенка, двери и крыша - 80мм Стальной лист ОЦ S0,8мм Стальной лист ОЦ S0,55мм 0,36..0,38
Толщина панели платформы - 100мм; боковые стены - 60мм; передняя стенка, двери и крыша - 80мм Пластик S1,2 клееный на фанеру S4мм Пластик S1,2 клееный на фанеру S4мм 0,32..0,35

 

У нас в стране широкое распространение получили автомоби­ли-рефрижераторы, выпускаемые на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ.

В этом случае подвижной состав имеет изотермический кузов, оборудованный установкой для принудительного подогрева внутри кузова и затем поддержания температуры в течение не менее 12 ч наратурс -10 "С для класса А (CAN) п -20 "С для класса В (CNB). Коэффициент теплопе­редачи кузова класса В не дол­жен превышать 0,4 Вт/(м" °С). Таким подвижным составом доставляются овощи и фрукты в условиях пониженных тем­ператур.

В связи с тем, что очень час­то потребителю требуются перевезти раз­ные скоропортящиеся грузы, то АТС выпускаются с секционны­ми кузовами, в которых монти­руются мультитемпературные холодильные установки, а секции разделяются стационарными или сдвигающимися перегородками (рис. 1.3). В городских услови­ях, где потребности в продуктах питания возрастают, а торговая сеть отличается территориальной разбросанностью и, как правило, частым потреблением небольших объемов продуктов выгодно ис­пользовать автомобили с несколькими дверями, что дает возможность ускорить перегрузочные процессы и обеспечить вы­грузку части груза.

Температура в кузове транспортного средства (при одной и той же мощности холодильной установки) зависит от габаритных размеров кузова, длительности и условий перевозки. Например, при температуре окружающего воздуха (Тов) равной +30 °С, под­держивать температуру -20 °С для замороженных и глубокозамороженных продуктов можно в фургоне длиной не более 9 м. Рост Товдо +40 °С при сохранении той же температуры продуктов потребует уменьшения длины фургона до 8 м. Если нужно пере­возить груз при температуре от +6 до +8 °С, то длина кузова будет 11 м при То в= +30 °С и 10 м - при Тов = +40 "С. Эти зависи­мости справедливы при объеме кузова более 30 м"\ Для кузовов объемом менее 30 м3 и Тов = =+30 °С поддерживать темпера­туру —20 °С внутри фургона можно при его объеме не более 15 м3. При той же мощности холодильной установки и тех же условиях окружающей среды увеличение объема до 24 м3 приводит к росту температуры внутри фургона до 0 °С.

 

 

Рисунок 3.2 - Автомобили- рефрижераторы с многосекционными мультитемпературными кузовами

 

Фирмы, выпускающие холодильное оборудование, обычно указывают, как обеспечить необходимый температурный режим в кузове АТС при различной температуре окружающей среды и данных условиях работы. Например, фирма Carrier Transicold для своих установок использует коэффициент теплопроводности с за­пасом в 1,1-2,5 раза. Это значительно уменьшает теплопотери в окружающую среду и позволяет за 8 ч работы осуществлять до 20 открываний дверей фургона

Специализированными автомобилями-фургонами перевозится основная масса хлебобулочных изделий, размещенных на специ­альных лотках. Такие автомобили-фургоны имеют кузова, разде­ленные на секции, оборудованные сварными металлическими ячей­ками для размещения лотков с хлебобулочными изделиями. С пра­вой стороны кузова имеются двери по числу секций. Кузова обору­дуются вентиляционными люками с регулируемыми заслонками. Доставка хлебобулочных изделий может также осуществляться в контейнерах, которые выставляются непосредственно в торговые залы магазинов. При таких перевозках контейнеры необходимо доставлять в фургонах. Транспортировка различных продуктов в магазины и предприятия общественного питания происходит по заранее составленным и контролируемым графикам. Ассортимент, время и количество поставляемых продуктов обусловливается до­говорами между тремя участниками перевозок: автотранспортными предприятиями, поставщиками и торговой сетью.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.На какие группы по назначению делятся автомобили- фургоны?

2.Как классифицируются кузова автомобилей- фургонов?

3.Какие варианты автофургонов в зависимости от сферы применения вы можете назвать?

4.Назовите преимущества в применении автомобилей – фургонов.

5.Назовите недостатки в применении автомобилей- автофургонов.

6.Какова область применения изотермических автофургонов?

7.В каком виде могут быть выполнены изотермические фургоны в зависимости от коэффициента теплопередачи «К»?

8.Какие материалы используются при изготовлении изотермических автофургонов?

9.Какие источники временного холода применяются при перевозках скоропортящихся грузов в автомобилях- ледниках?

10.За счет чего может производиться охлаждение кузова в автомобилях – рефрижераторах?

11. В каких случаях применяются автофургоны с отапливаемыми кузовами?

12.Охарактеризуйте автомобили – фургоны, перевозящие хлебобулочные изделия?

 

Вопросы для самопроверки

 

1. На какие группы по назначению делятся автомобили- фургоны?
2. Как классифицируются кузова автомобилей- фургонов?
3. Какие варианты автофургонов в зависимости от сферы применения вы можете назвать?
4. Назовите преимущества в применении автомобилей – фургонов.
5. Назовите недостатки в применении автомобилей- автофургонов.
6. Какова область применения изотермических автофургонов?
7. В каком виде могут быть выполнены изотермические фургоны в зависимости от коэффициента теплопередачи «К»?
8. Какие материалы используются при изготовлении изотермических автофургонов?
9. Какие источники временного холода применяются при перевозках скоропортящихся грузов в автомобилях- ледниках?
10. За счет чего может производиться охлаждение кузова в автомобилях – рефрижераторах?
11. В каких случаях применяются автофургоны с отапливаемыми кузовами?
12. Охарактеризуйте автомобили – фургоны, перевозящие хлебобулочные изделия?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: