Г) оценку компетентности испытательной лаборатории.




Практические занятия.

1. Кодирование информации о товаре. Маркировка продукции знаком соответствия.

2. Сходства и различия международных стандартов ИСО и МЭК. Применение этих стандартов в России.

3. Международная и региональная стандартизация.

 

 

Самостоятельная работа студента.

1. Применение нормативных документов и характер их требований.

2. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов.

3. Международная организация по стандартизации (ИСО).

4. Международная электротехническая комиссия (МЭК).

 

 

Литература.

Крылова Г.Д. Основы стандартизации сертификации метрологии. М.: ЮНИТИ, 2002.

Введение

 

Переход России к рыночной экономики определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий, организаций на внутрен­нем и на внешнем рынках.

Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволен­ность в решениях, а заставляет изучать знать и применять в своей практике при­ня­тые во всём мире “правила игры”. Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Стандартизация, сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономики, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили или делали просто невозможной интеграцию России в ци­вилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером тому служат условия вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.

Законы РФ ‘О защите прав потребителей’, ‘О стандартизации’, ‘О сер­тификации продукции и услуг’, ‘Об обеспечении единства измере­ний’ создали необходимую правовую базу для внесения существенных нов­шеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельно­сти.

Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные усло­вия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь доста­точно ши­рокий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и применению но­вых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается работников не только производственной сферы. Знания в области стандарти­зации и сертификации в одинаковой степени важны для специалистов по реализации продукции, менеджеров, марке­то­логов, которые по – новому, осознанно и цивилизованно могут использо­вать возможности и преимуще­ства стандартизации и сертифи­кации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.

Роль единства измерений в области различных форм собственности не менее важна, и вместе с принятием закона ‘Об обеспечении единства из­ме­рений’ в России начался новый этап развития метрологии, который ха­рактеризуется переходом от административного принципа управления метрологической деятельностью к законодательному. Вместе с тем этот за­кон позволяет сохранить принцип государственного характера метро­ло­гического дела при значительной степени гармонизации российской системы измерений с международной практикой. Это выражается, пре­жде всего в том, что теперь в России действуют не только государствен­ные метрологи­ческие организации, но и службы юридических лиц и коммерческие метро­логические службы.

Знание основ стандартизации сертификации и метрологии необхо­димо современным специалистам.

Стандартизация, сертификация и метрология неразрывно связаны ме­жду собой, поэтому изучение их в одном курсе даёт более полное пред­ставление о важности каждого из этих направлений деятельности и их со­вокупности для становления рыночной экономики в стране, развития внешнеэкономиче­ской деятельности предприятий на современ­ной цивили­зованной основе, обеспечения условий, необходимых для присоединения страны к междуна­родным системам сертификации и вступления в ВТО, что положительно скажется непосредственно на экс­портной деятельности предприятий и фирм.

 

 

1. Сущность и содержание стандартизации

 

В 1993 году принята новая редакция комплекса основополагающих стандартов “Государственная система стандартизации Российской Феде­ра­ции (ГСС)”. Изменения и дополнения к ней в значительной степени при­ближают организацию стандартизации в России к международным пра­вилам и учитывают реалии рыночной экономики. В частности введена но­вая категория нормативного документа – технический регла­мент, сформу­лировано правило по информации о нормативных докумен­тах. Эти ново­введения очень важны в плане присоединения России к Кодексу ГАТТ/ВТО по стандартизации. Полностью обновлены положе­ния ГСС, ка­сающиеся государственного контроля и надзора за соблюде­нием обяза­тельных требований стандартов и правил сертификации. Соответствующие изменения внесены в терминологию, гармонизирую­щие её с рекоменда­циями ИСО/МЭК. Например, ранее употреблялся термин ‘утверждение’ стандарта, теперь официально установлен термин ‘принятие’ стандарта. По новому сформулированы формы применения в России международных и региональных стандартов. Приближение правил отечественной стандарти­зации к международным отражено и в трактовке требований государст­венного стандарта (разделение их на обязательные и рекомендательные для выполнения). Согласно ‘Новым правилам продажи отдельных видов про­довольственных и не продоволь­ственных товаров' разрабатываются пра­вила (обычно отраслевого харак­тера), которые запрещают реализацию то­варов без инструкции, техниче­ских паспортов, гарантийных талонов и т. п. (Электронная радиотехника, долгосрочная бытовая техника).

Деятельность по стандартизации очень динамична, она всегда соот­вет­ст­вует изменениям, происходящим в различных сферах жизни обще­ства, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже пред­восхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отста­ванию отечественного производства. Кроме того действующая система стандарти­зации смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также соответствует миро­вым опытам и необ­ходимо для обеспечения взаимопонимания между партнёрами в любой сфере деятельности. Новая система стандартизации представляет возмож­ность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтере­сованных сторон. Фонд стандартов приобрёл и межгосударственное значе­ние для СНГ. Это содействует развитию стандартизации в странах содру­жества и укреплению связей между ними.

Стандартизация- это деятельность, направленная на разработку и ус­тановление требований, норм, правил, характеристик как обязатель­ных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемле­мую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цели стандартизации- достижение оптимальной степени упорядоче­ния в той или иной области посредством широкого и много­кратного ис­пользования установленных положений, требований, норм для решения ре­ально существующих, планируемых или потенциальных задач. Цели можно разделить на общие и более узкие. Общие цели выте­кают из содержания понятия и связаны с теми требованиями стандартов, которые являются обя­зательными. К общим целям относятся разработка норм, требований, пра­вил, обеспечивающих безопасность продукции, ра­бот, услуги для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имуще­ства, совместимость и взаи­мозаменяемость изделий, качества продукции, работ и услуг в соответст­вии с уровнем развития НТП, единства измере­ний, экономия всех видов ре­сурсов, безопасность хозяйственных объек­тов, связанная с возможностью возникновения различных катастроф и ЧС, обороноспособность и мобили­зационная готовность страны. Это оп­ределено Федеральным законом о техническом регулировании, принятом в декабре 2002 года. Кон­кретные цели стандартизации от­носятся к определённой сфере деятель­ности, отрасли производства товаров и услуг.

Объектом (предметом) стандартизации- называют продукцию, процесс или услугу для которых разрабатывается определённые требова­ния, характеристики, параметры, правила и т.п. (в целом или отдельных частей).

Областью стандартизации- называют совокупность взаимосвязан­ных объектов стандартизации(например, машиностроение).

Стандартизация осуществляется на разных уровнях.

Уровень стандартизации- различается в зависимости от того, участ­ники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт.

Если участие в стандартизации открыто для соответствующихорганов любой страны, то это международная стандартизация

Региональная стандартизация – деятельность открыта только для соответствующих органов государств одного географического по­литического или экономического региона мира. Международная и ре­гиональная стандартизация осуществляется специалистами стран, пред­ставленных в соответствующих региональных и международных орга­ни­за­циях.

Национальная стандартизация- стандартизация в одном конкрет­ном государстве. Национальная стандартизация также может осуществ­ляться на разных уровнях(государственном, отраслевом, уровне мини­стерства, фирм, заводов).

Административно-территориальная стандартизация - прово­дится в ад­министративно-территориальной единице (провинция, край, область). Разновидности документов, рекомендованные руководством 2ИСО/МЭК.

Стандарт- это нормативный документ, разработанный на основе кон­сенсуса, признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использо­вания общие принципы, правила и характеристики, касающиеся различ­ных видов деятельности или их результатов. Он должен быть основан на обобщённых результатах научных исследований, технических достиже­ний и практиче­ского опыта, тогда его использование принесёт оптималь­ную выгоду для общества.

Предварительный стандарт - временный документ, который при­ни­ма­ется органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенци­альных потребителей и тех, кто его может применять. На основе отзыва этого документа принимается стандарт. Стандарты бывают меж­дународ­ными, региональными, национальными, административно - терри­ториаль­ными и принимаются соответствующими организациями. По суще­ствую­щим нормам стандартизации стандарты периодически пе­ресматри­ваются для внесения необходимых изменений, т.е., согласно формули­ровки ИСО/МЭК, стандарты должны представлять собой “при­знанные техниче­ские правила”, т. е. разработан в сотрудничестве с заинтересован­ными сто­ронами путем консультаций и на основе консен­суса. Такие кате­гории стан­дартов называют общедоступными. Фирмен­ные или отраслевые стандарты не являются общедоступными, но могут использоваться в не­скольких стра­нах, согласно существующим там правовым нормам. В практике ‘термин” стандарт может употребляться и по отношению к эта­лону, образцу, процессу. Это не принципиальная ошибка, но лучше этот термин относит к нормативному документу.

Документ технических условий (technicely specification) устанавли­вает технические требования к продукции, услуге, процессу. В документе тех­нических условий должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нор­мативного документа в ситуациях, когда это необходимо.

Свод правил может быть самостоятельным стандартом, либо само­стоя­тельным документом или частью стандарта. Свод правил обычно разраба­тывается для процессов проектирования, тех. Обслуживания или эксплуа­тации. Технические правила, содержащиеся в документе, носят ре­коменда­тельный характер, как и, стандарт, и документ технических ус­ло­вий.

Обязательный характер носит регламент.

Регламент – документ, в котором содержатся обязательные право­вые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандарти­зации. Разновидность регламентов – технический регламент. Содержит техниче­ские требования к объекту стандартизации.

Руководство 2ИСО/МЭК, обобщая международный опыт стандартиза­ции, представляет следующие возможные виды стандартов.

Основополагающий стандарт – содержит общие или руководящие по­ложения для определённой области.

Терминологический стандарт –объектом стандартизации являются термины.

Стандарт на методы испытаний – устанавливает методики, пра­вила, процедуры различных испытаний.

Стандарт на продукцию – содержит требования к продукции, кото­рый обеспечивает соответствие продукции её назначение.

Стандарт на процесс, услугу - объектом стандартизации выступают процесс, услуга.

Стандарт на совместимость - устанавливает требования, касаю­щиеся совместимости продукта в целом.

Российская система стандартизация, конечно опирается на междуна­род­ный опыт, приближена к международным правилам, нормам и прак­тики стандартизации, но имеет и отечественный богатый опыт и свои особенно­сти. В России действуют следующие нормативные документы, установлен­ные Федеральным законом о техническом регулировании.

- Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);

- Применяемые в соответствии с правовыми нормами междуна­род­ные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомен­да­ции по стандартизации;

- Общероссийские классификаторы технико–экономической ин­фор­мации;

- Стандарты отраслей;

- Стандарты предприятий;

- Стандарты научно – технических, инженерных обществ и дру­гих общественных объединений.

До настоящего времени действуют и стандарты СССР, если они не про­тиворечат законодательству РФ.

Кроме стандартов, нормативными документами являются:

- ПР – правила по стандартизации;

- Р- рекомендации по стандартизации;

- ТУ – технические условия.

В государственных стандартах содержаться как обязательные требо­ва­ния для выполнения, так и рекомендательные.

К обязательным требованиям относятся: безопасность продукта, ус­луги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техниче­ская и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки. Обязательные тре­бования должны соблюдать государственные органы управления. К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопас­ность, взрывобезопасность, радиационная безопасность, ПДК химиче­ских и загрязняющих веществ и т.п. Соответствие обяза­тельным требова­ниям подтверждается испытаниями по правилам и процедурам обязатель­ной сертификации.

Руководство 2ИСО/МЭК рекомендует два основных способа приме­не­ния нормативного документа:

- Непосредственное использование в соответствующей об­ласти;

- введение его в другой нормативный документ.

 

 

Самостоятельная работа студента.

1. Применение нормативных документов и характер их требований.

2. Ответственность за нарушение обязательных требований стандар­тов.

 

/ 1,37-43/

 

Самоконтроль студента.

1. Цели стандартизации:

-установление обязательных норм и требований;

-установление рекомендательных норм и требований;

-устранений технических барьеров в торговле

2. Обязательный для выполнения нормативный документ – это:

o национальный стандарт;

o технический регламент;

o стандарт предприятия

3. Международные стандарты могут применяться в России:

-После введения требований международного стандарта ГОСТ Р;

-До принятия в качестве ГОСТ Р.

 

 

2. Организация работ по стандартизации в России

 

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом РФ “О стандартизации”. Положения закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйствен­ной дея­тельности независимо от формы собственности, а также общест­венными объединениями. Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разра­ботке, и государст­венный контроль выполнения обязательных требова­ний стандартов при их применении.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в Рос­сии регулируются независимыми в соответствии с ним актами законода­тельства РФ, например, Федеральным законом “ Об обеспечении единства измерения”; Постановлениями правительства РФ, Приказами Госстан­дарта РФ.

Федеральный закон о техническом регулировании регламентирует:

- организацию работ по стандартизации,

- содержание и применение нормативных документов,

- информационное обеспечение работ по стандартизации,

- организацию и правила проведения государственного кон­троля и надзора,

- финансирование работ по государственной стандартиза­ции, го­сударственному контролю и надзору,

- стимулирование применения государственных стандартов,

- ответственность за нарушение положений Федерального закона о техническом регулировании.

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России. Трудности, характеризуемые для переходного пе­риода в России, ставят перед стандартизацией конкретные узкие задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребитель­скими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на россий­ский рынок некачественных импортируемых то­варов. В этом на­правлении необходимо тесное взаимодействие стандар­тизации и сертифи­кации. В условиях Рыночных отношений стандарти­зация выполняет три функции:

- экономическую,

- социальную,

- коммуникативную.

 

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам по­лу­чить достоверную информацию о продукции, причём в чёткой и удоб­ной форме.

Социальная функция заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объектов стандартизации, которые содействуют здравоохране­нию, сани­тарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологической утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонима­ния в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандарти­зирован­ные термины, трактовки понятий, символы, единые правила де­лопроиз­водства и т.д.

Работы по государственной стандартизации финансируются в соот­ветст­вии с положениями Федерального закона о техническом регулировании. В нём выделены те направ­ления деятельности, которые финансирует государство, и приве­дены источники финансирования. Особая экономическая поддержка ока­зывается тем предприятиям, которые выпускают новые перспективные виды продук­ции в соответствии с предварительными требованиями стандартов.

Согласно руководству 2ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Под органом, за­ни­мающимся стандартизацией подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнанна на национальном, ре­гиональном или международном уровне. Функция такого органа – раз­ра­ботка и утвер­ждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребите­лей. Национальным органом по стандартизации в РФ яв­ляется Государст­венный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Руководство и координацию работ по стандарти­за­ции в области строитель­ства осуществляет Госстрой России. Работы по стандартизации планиру­ются. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты. ТК могут заниматься стандартизацией, как в ини­циативном порядке, так и по договорам на вы­полнение такого задания в со­ответствии с программами ТК и планами го­сударственной стандартизации. Федеральный закон о техническом регулировании допускает уча­стие в работе ТК представителей организации зарубежных стран. Ра­бота по стандартизации начинается со сбора заявок на разработку стандартов. В заявке обязательно должна быть обоснована необходи­мость разработки нормативного документа. На основа­нии заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государ­ствен­ной стандартизации России. Дальнейшая работа содержит следующие этапы: составление технического задания, разработка проекта стандарта, представление окончательного ва­рианта проекта в Госстандарт РФ для принятия, обновление стандарта, пе­ресмотр и отмена стандарта.

В связи с тем, что не все требования стандарта обязательны, возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соот­вет­ствии с нормативными документами. Если продукция подлежит обязатель­ной сертификации, то сертификат соответствия и знак соответст­вия служат для покупателей гарантией её безопасности. А как быть с качеством? Для информации покупателя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту. Госстандарт РФ принял нормативный документ ГОСТ Р 1.9 – 95 “Порядок маркирования продукции и услуг зна­ком соответствия государст­венным стандартам”. Маркировка знаком не заменяет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей. Чтобы иметь право маркировать продукцию необходимо получить лицензию в территориальном органе Госстандарта России. Для этого необходимо вы­полнить ряд условий:

- предоставить территориальному органу достоверные доказа­тельства соответствия конкретной продукции требо­ваниям го­сударственного стандарта, по которому она про­изводится. Территориальный орган Госстандарта проводит оценку пол­ноты и объективности представленных доказа­тельств;

- необходимо приложить к заявлению о выдаче лицензии дек­ла­рацию изготовителя о соответствии продукции всем требо­ваниям стандарта, а для продукции, подлежащей обя­затель­ной сертификации – копию сертификата соответствия; копию сертификата на систему качества либо заключение о результа­тах анализа производства;

- копии протоколов испытаний.

Это говорит о большом объёме работы, который необходимо проде­лать предприятию для получения право использовать знак соответствия стан­дарту.

 

Самоконтроль студента.

 

4.Организация и принцип стандартизации в РФ определены:

а) законом “О защите прав потребителей”,

б) Федеральным законом о техническом регулировании;

в) Постановлениями правительства РФ,

г) приказами Госстандарта РФ

5. К функциям ТК по стандартизации относятся:

а) определение концепции стандартизации в отрасли,

б) участие в международной стандартизации,

в) привлечение предприятий к обязательному участию в стан­дартизации

6. Госнадзор контролирует на предприятии:

а) соблюдение требований государственных стандартов,

б) соблюдение обязательных требований государственных стандартов,

в) сертифицированную продукцию

 

3. Совершенствование ГСС и перспективы вступления России в ВТО

 

Принятая в 1998 году Концепция национальной системы стандартиза­ции в России обобщает достижения многолетнего опыта отечественной стан­дартизации и определяет задачи по актуализации целей и методов стандар­тизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и междуна­родного сотрудничества в этой области, гармонизации основной термино­логии с основополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др.

В концепции подчёркивается необходимость практической реализации принятой в международной практике экономической, социальной и комму­никативной функций стандартизации, что является одним из условий присоединения России к ВТО.

Концепция определяет основные исходные предпосылки развития и дальнейшего совершенствования стандартизации в России. Основные положения Концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации. Предстоящее вступление России в ВТО вызвало необхо­димость приблизить практику работ по стандартизации к требованиям этой организации.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) действует с 1947 г. По сути это межправительственный договор 123 государств, который оп­ределяет их права и обязанности во внешнеторговых отноше­ниях. Около 20 государств, в т.ч. и Россия, рассматриваются как потен­циальные члены Соглашения и фактически находятся в стадии присоеди­нения.

В декабре 1993г. было принято решение о преобразовании ГТТ во Все­мирную торговую организацию (ВТО). При этом многостороннее со­глашение стало составной часть новой организации. В её компетенцию вошли новые вопросы: защита прав интеллектуальной собственности, инвестиционная деятельность, торговля услугами (банковские, страховые и др.). 1 января 1995г. ВТО начала функционировать официально. Член­ство в ВТО обязывает государство в полном объёме выполнять все достигнутые договорённости, но для вступления в ВТО требуется полная гармонизация методов регулирования внешнеэкономической деятельно­сти с правилами ВТО.

В области стандартизации – это приведение нормативных докумен­тов, действующих в ГСС, в соответствии с требованиями Соглашения по техни­ческим барьерам в торговле. В области стандартизации главное требование сводится к тому, чтобы нормативный документ не превра­тился в техниче­ский барьер в торговле. Это можно достигнуть использо­ванием междуна­родных стандартов. Поэтому, планируя разработку национального техни­ческого регламента или стандарта, необходимо убедится в наличии между­народного стандарта или его проекта и взять его за основу или частично. Если такого международного стандарта нет или требования национального нормативного документа отличаются от международного стандарта и могут повлиять на торговые отношения, не­обходимо выполнить ряд правил:

- Как можно раньше опубликовать уведомление для заинтере­со­ванных сторон о предполагаемом принятии нормативного до­кумента;

- Через секретариат ВТО сообщить другим сторонам сведе­ния, касающиеся объекта стандартизации, цель и обоснова­ние не­обходимости принятия технического регламента;

- Предоставлять по требованию других сторон подробную ин­формацию о технических регламентах.

В области оценки соответствия стороны обязаны гарантировать, что национальная система оценки соответствия не создают препятствий в международной торговле. Для этого необходимо, чтобы национальные системы оценки соответствия должны быть гармонизированы с между­народными рекомендациями или правилами.

В области информации каждая сторона обязана создать информаци­онно – справочную службу, в задачу которой входит представление ин­формации заинтересованным лицам о разрабатываемых или принятых технических регламентах или других нормативных документах. Согла­шения по техническим барьерам в торговле предусматривает, что страны участницы должны гарантировать для импортируемой продукции не менее благоприятные условия, чем для отечественной аналогичной продукции. В целях большей гармонизации технических регламентов страны – члены ВТО должны активно участвовать в работе соответст­вующих междуна­родных органов по стандартизации на продукцию, для которой планиру­ется принятие технического регламента

В отношении процедур оценки соответствия товара требованиям тех­нических регламентов устанавливается обязанность стран – участниц гарантировать выполнения центральными правительственными органами положения о доступе к проведению оценки для поставщиков продукции, производимой в других странах. Доступ влечёт за собой право постав­щика на оценку соответствия на месте изготовления продукта и получе­ние знака соответствия, если соблюдались правила системы.

Т.о., политика стандартизации в России направлена на гармонизацию с положениями Кодекса по стандартам.

Кроме задач, связанных с присоединением к ВТО, перед Россией со стороны ВТО поставлены условия, которые необходимы для присоеди­нения ещё к одному соглашению ВТО – по стандартам и фитосанитар­ным мерам. В этом направлении подготовлена нормативная база, в частности разработаны правила сертификации пищевых продуктов и продовольст­венного сырья.

Методическая помощь России по всем вопросам стандартизации пре­дусмотрено проектом ТАСИС (европейская программа технической по­мощи странам – бывшим республикам СССР). Цель – развитие россий­ской системы стандартизации и сертификации. В проекте не предусмот­рена финансовая поддержка. Финансирование работ на безвозмездной основе осуществляет ЕС.

 

Тесты для самоконтроля.

7.К приоритетным задачам, связанным с совершенствованием стандартов в России, отнесены:

а) развитие экспорта товаров;

б) утилизация отходов;

в) охрана труда;

г) контроль качества продукции.

8. Требования Кодекса по стандартам ГАТТ/ВТО включают:

а) своевременную публикацию информации о принятии технического регламента (стандарта);

б) устранение технических барьеров в национальной системе оценки соответствия;

в) обязательное применение международных стандартов в национальной системе стандартизации.

9. Для вступления России в ВТО необходимо:

а) создать и ввести в действие информационный центр по стандартизации;

б) гармонизировать национальную систему стандартизации с международными правилами;

в) создать национальный орган по стандартизации.

4. Стандартизация систем управления качеством

 

Международный опыт управление качеством был сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г. К сегодняшнему дню объекты стандартизации этой серии значительно расширились и охватывают не только элементы систем качества, критерии их выбора и модели систем обеспечения качества, но и способы проверок действующих систем качества, критерии квалификационных характеристик экспертов-аудиторов. Приняты международные стандарты по управлению качеством услуг, программного обеспечения. Принят ряд руководящих указаний, разъясняющих содержание отдельных составляющих систем обеспечения качества. В этой связи международные стандарты по обеспечению качества называют “семейством” стандартов ИСО серии 9000.Международный стандарт ИСО 9000 имеет три варианта: ИСО 9000-1- руководящие указания по выбору и применению конкретных стандартов; ИСО 9000-2- общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 90001, ИСО 9002 и ИСО 9003; ИСО 9000-3 – руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 для программного обеспечения при его разработке, поставке и обслуживании. Стандарт 9000-4 представляет собой руководство по управлению программой надёжности. Он также дифференцирован: ИСО 9004-1- это описание элементов систем обеспечения качества, ИСО 9004-2- руководящие указания по системам качества услуг, ИСО-9004-3- руководящие указания по системам качества перерабатываемых материалов, ИСО 9004-4- руководящие указания по улучшению качества. Т.о., усилена методическая часть “семейства” стандартов ИСО 9000.К этому добавились методические стандарты с шифром ИСО серии 10000, некоторые из них пока ещё проекты.

Практика конкурентоспособных зарубежных фирм показала, что качественный товар, соответствующий запросам покупателей, может быть изготовлен лишь с учётом комплексного исследования рынка и этот опыт воплощён в стандарте: “петля качества” начинается с маркетинга и заканчиваемся маркетингом.

1. Маркетинг. Поиски и изучение рынка.

2. Проектирование и разработка техни-

ческих требований к продукции.

3. Материально-техническое снабжение

4. Подготовка и разработка производ-

ственных процессов.

5. Производство продукции.

6. Контроль и испытания.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение.

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь в обслуживании.

11. Утилизация после использования.

 

Система обеспечения качества складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии петли качества. Организационная структура системы управления качеством включается в общий процесс управления деятельностью фирмы. Маркетинговая функция обеспечивает постоянную обратную связь с потребителем, что позволяет своевременно принимать необходимые решения в области управления качеством.

Международные стандарты ИСО 9000 устанавливают степень ответственности руководство за качество.

Принципиально важная особенность системы, предлагаемой стандартами ИСО, состоит в обязательных определениях и оценках затрат на качество. Анализ затрат на качество можно рассматривать как экономическую оценку эффективности системы, а результаты такого анализа берутся за основу при совершенствовании программ обеспечения качества. Информация о расходах должна быть в центре постоянного внимания руководства фирмы как для контроля, так и для увязки этих затрат с другими статьями расходов фирмы. На зарубежных фирмах затраты на качество рассматриваются как основа установления размера вложения в систему обеспечения качества. Снижение расходов на качество – одна из главных целей системного управления качеством. В рамках систем управления качеством затраты на качество классифицируют на затраты изготовителя и другие расходы. Расходы изготовителя складываются из предупредительных, оценочных, затрат из-за внутренних отказов, издержек из-за внешних отказов.

Другие расходы на качество, которые учитываются в управлении качеством на фирмах, не несёт непосредственно изготовитель, но они в значительной степени влияют на общие расходы фирмы и часто включаются в основные статьи затрат на комплексные системы обеспечения качества продукции. К ним относятся: косвенные расходы на качество; расходы поставщиков на качество; непредвиденные расходы; затраты на аппаратуру в рамках информационного обеспечения системы; затраты связанные с потреблением продукции.

Фирма планирует общие затраты на качество. По данным американских экспертов, затраты на качество многих фирм достигают 20% от суммы продаж, причём наблюдается их ежегодный рост на 5-7%. Внедрение эффективной системы управления качеством, работающей но принципу предупреждения, а не обнаружение дефектов, позволяет снизить уровень затрат на качество до 2,5%.

Следующей принципиальной особенностью системы управления качеством является усиленное внимание к обеспечению качества при проектировании и разработке технических условий. Назначение этого элемента в том, чтобы добиться соответствия качества товаров запросам потребителя. Здесь имеется в виду не только качество товара, но и приемлемые цены и окупаемость расходов и прибыль производителю.

Т.о., В стандартах ИСО серии 9000уделяется особое внимание удовлетворению запросов покупателя, установлению ответственности, оценке возможных рисков и преимуществ

На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 признаны практически всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм.

В России приняты стандарты ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96, которые представляют собой идентичные тексты стандартов ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003.

Отсутствие сертификата на систему качества всё в большей степени становится главным препятствием выхода компании на внешний рынок. Транснациональные компании требуют от субпоставщиков обяз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: