Значительное место среди специализированного подвижного состава занимают автомобили и автопоезда-цистерны.
Цистерна (от латинского cisterna - водоем, водохранилище) - емкость для хранения или перевозки жидкостей.
Автоцистернами перевозится широкая номенклатура грузов: жидкие нефтепродукты, удобрения, питьевая и техническая вода, жидкие пищевые продукты, цемент, мука, известь, зерно, глинистые растворы, битум, сжиженные газы и т. д. В них перевозят, с одной стороны, жидкий кислород с температурой - 218 °С, с другой -расплавленный алюминий с температурой + 270 °С. Автомобили-цистерны изготавливаются примерно в следующем соотношении: для перевозки нефтепродуктов - 45 %; молока - 25 %; питьевой воды - 15 %; цемента - 5 %; аммиачной воды - 3 %; сжиженных газов -2 %; глинистых растворов - 2 %; муки - 1 %; прочих грузов - 2 %.
Независимо от назначения автомобилей-цистерн их отличие от универсальных грузовых автомобилей (прицепов, полуприцепов) состоит в том, что они имеют резервуар для размещения груза и различные погрузочно-разгрузочные механизмы.
Основные типы автомобильных цистерн и их краткая характеристика приведены в таблице 4.1.
Автомобили-цистерны классифицируется по следующим признакам.
В зависимости от вида перевозимых грузов автомобили-цистерны подразделяются на АТС для перевозки: жидких грузов; сыпучих материалов; сжиженных газов.
По типу базового шасси, на котором смонтировано технологическое оборудование: автомобиль-цистерна; прицеп-цистерна; полуприцеп-цистерна. По проходимости: обычной или повышенной проходимости.
По назначению: транспортные, предназначенные только для транспортировки грузов (автомобиль-цистерна); транспортно-заправочные, предназначенные как для транспортировки грузов, так и заправки, например, топливом других АТС (автомобиль-цистерна-заправщик);
форме продольного сечения - цилиндрическо-конические (табл. 4.1., схема 1-7); хопперного типа (табл.4.1, схема 8-9); постоянного или переменного сечения, которое может быть уменьшено как в передней части цистерны (табл.4.1, схема 1-7), так и в передней и задней ее части;
наличию отсеков и волнорезов - с одним или с несколькими отсеками (секциями); без волнорезов, с одним или несколькими волнорезами;
теплоизоляционным характеристикам - без теплоизоляции, с термоизоляционной защитой, с устройствами для подогрева перевозимого груза;
виду материала и его покрытию - металлические (из обычной углеродистой, высокопрочной или нержавеющей стали; из алюминиевых сплавов - алюминия с легирующими добавками, в основном хрома и магния); из синтетических материалов (например, пластмассы, армированной стекловолокном); без покрытия или со специальным покрытием внутренних поверхностей (эмалью, свинцом, эпоксидной смолой).
Взаимное расположение продольных осей резервуаров цистерн и АТС позволяют выделить цистерны горизонтального, наклонного, вертикального и поперечного расположения (см. табл. 4.1).
Таблица 4.1
Основные типы автомобильных цистерн и их краткая характеристика
Номер схемы | Рисунок автомобильных цистерн | Краткая характеристика схемы |
Автопоезд в составе: автомобиль-цистерна и прицеп-цистерна | ||
Полуприцеп-цистерна обычной несущей конструкции | ||
Полуприцеп-цистерна несущей конструкции с пониженным центром масс | ||
Полуприцеп-цистерна несущей конструкции с пониженным центром масс | ||
Полуприцеп-цистерна рамной конструкции с самосвальной разгрузкой | ||
Полуприцеп-цистерна рамной конструкции с поперечным расположением цистерн | ||
Полуприцеп-цистерна рамной конструкции с вертикальным расположением цистерн | ||
Полуприцеп-цистерна рамной конструкции с хопперной разгрузкой обычной конструкции |
По вместимости (грузоподъемности) цистерны делят на цистерны малой (до 2 т), средней (свыше 2 до 5 т), большой (свыше 5 до 15 т) и особо большой (более 15 т) грузоподъемности.
По типу несущего шасси -рамные и несущие конструкции (см. табл. 1.5.).
По типу технологического оборудования для выгрузки: с выгрузкой продукта под действием гравитационных сил; пневмовыгрузкой выгрузкой с помощью шнеков (механическая), расположенных на цистерне или автономно; с самосвальной разгрузкой или комбинированной. Гравитационная система разгрузки как самостоятельная применяется в основном на автоцистернах небольшой вместимости, предназначенных для перевозки жидких грузов.
Резервуары цистерн по конструктивным признакам разделяются:
по форме поперечного сечения - на круглые, эллиптические и цистернами в виде «чемлдан» (со скругленными углами и стенками).На рисунке 4.1 представлены формы автомобилей- цистерн в поперечном сечении.
Рисунок 4.1- формы автомобилей- цистерн в поперечном сечении
У каждого вида есть свои плюс и минусы. Так круглая цистерна выдерживает достаточно высокие нагрузки на стенки, проще в изготовлении, но в тоже время достаточно громоздка. Эллиптическое строение цистерны позволяет более компактно ее расположить. Что же касается цистерн с исполнением «Чемодан», то оно позволяет гораздо ниже расположить центр тяжести и как следствие обеспечить более высокую устойчивость автомобиля. А при одинаковых габаритных размерах имеет больший объем по сравнению с эллиптической цистерной.
Конструкция автоцистерны во многом зависит от материала, из которого она изготовлена. Изготавливают цистерны в основном из стали или алюминиевых сплавов. Алюминиевые цистерны наиболее предпочтительны, но не только из-за небольшого веса. Главное качество таких цистерн – это высокое сопротивление коррозии, при этом алюминий можно оставить без специальных покрытий. При условиях дополнительной защиты цистерна анодируется или окрашивается. При перевозке опасных легковоспламеняющихся грузов использование алюминиевых цистерн это к тому же гарантийная искра безопасность. Еще одним плюсом алюминиевых цистерн, по сравнению со стальными, является сохранение ими своих качеств при низких температурах, когда сталь становится ломкой (перевозка хладогенов, жидкого азота и т.п.).
Автоцистерны проектируют с учетом транспортной характеристики грузов. Например, при задаваемом проектировщиком объеме цистерны, плотность перевозимых грузов позволит ему рассчитать нагрузку на шасси и элементы цистерны. Кроме этого, знание плотности, вязкости и электризуемости грузов поможет правильно выбрать характеристики насоса для разгрузки и определить скорость перекачивания продуктов. Величина давления насыщенных паров - сформулировать требования к прочности цистерны и характеристикам дыхательных клапанов и насосов. Выбор материала цистерны, антикоррозионных покрытий для ее наружных и внутренних поверхностей, а также агрегатов технологического оборудования во многом определяется химической агрессивностью предполагаемых для перевозки грузов и коррозионной стойкостью выбираемых материалов и покрытий. Необходимость в теплоизоляции цистерны и оборудовании ее системой подогрева зависит от температуры застывания транспортируемых грузов и ряда других В верхней части автоцистерны оборудованы люками и специальным «дыхательными клапанами» (по числу секций). Люки герметически закрываются крышкой посредством уплотнительной кольцевой резиновой прокладки и позволяют проводить мойку и осмотр рабочей поверхности цистерн. Через «дыхательные клапаны» внутренняя полость цистерны сообщается с атмосферой.
В нижней части они имеют сливной (наливной) тракт, через который происходит слив жидкости из цистерны или «нижний налив» цистерны.
Могут оснащаться насосами.
Наполняют цистерны либо через верхнюю горловину наливным способом, либо через нижний сливной тракт. В этом случае заполнение цистерны может осуществляться собственным насосом, за счет откачки воздуха и создания в цистерне разрежения. Или сторонним насосом, установленным в месте отгрузки продукта. Нижний налив наиболее предпочтителен, т.к. при нем отсутствует росплеск наливаемой жидкости и практически отсутствует вспенивание и испарение продукта, что очень важно при наливе опасных грузов (светлые нефтепродукты и т.п.).
Цистерны, заполняемые через сливной тракт, оснащаются электрической системой сигнализации наполнения цистерны. В верхней части секций, в горловине, расположены датчики верхнего уровня загрузки, которые отслеживают наполнение цистерны и предотвращают возможность перелива.
Слив груза из цистерны осуществляется либо самотеком, либо при помощи собственного насоса создающего во внутренней полости цистерны избыточное давление воздуха.
Все автоцистерны в обязательном порядке оснащают поручнями и площадками обслуживания, имеющими поперечную перфорированную поверхность против скольжения. А при необходимости оборудуют рукавами и пеналами для их транспортировки.
Цистерны могут быть оснащены внешним термоизоляционным слоем для предотвращения замерзания жидкости при низких температурах или нежелательного нагрева при высоких наружных температурах. Возможна установка ТЭНов для подогрева жидкости внутри цистерны.
Для уменьшения силы гидравлического удара жидкости о стенки цистерны при изменении скорости и направления движения автомобиля цистерны могут оснащаться поперечным волнорезом.
При конструировании цистерн стремятся, чтобы собственная масса цистерны была минимальной, ее центр тяжести расположен как можно ниже, объем резервуара был разделен на несколько отсеков и обеспечивалась его быстрая разгрузка, конструкция цистерны была технологичной в изготовлении, а затраты на ее производство и эксплуатацию наименьшими.
Существенное значение при конструировании цистерн имеет правильный выбор ее поперечного сечения. Например, цистерны круглого сечения технологически просты в изготовлении, имеют небольшую удельную металлоемкость, обладают большой прочностью и поэтому их использование целесообразно для перевозки грузов под давлением (сжиженные газы и жидкости) или в случае пневматической разгрузки сыпучих материалов. Однако эти цистерны имеют большую высоту и высокое расположение центра тяжести.
Автоцистерны эллиптического сечения применяют в том случае, когда необходимо понизить центр тяжести. Однако нужно помнить, что такое сечение уменьшает прочность резервуара по сравнению с резервуаром круглого сечения, а изготовление последнего дешевле. Снизить центр тяжести можно и за счет размещения на шасси полуприцепов двух цилиндрических резервуаров рядом (см. табл. 4.1, схема 7). Разгрузка их может осуществляться под действием силы тяжести или насосами - разгрузка сжатым воздухом не применяется, так как эллиптические цистерны обладают недостаточной жесткостью в направлении малой оси эллипса.
Автоцистерны прямоугольного сечения имеют при одинаковой площади наиболее низко расположенный центр тяжести и наилучшее использование габаритных размеров, при той же вместимости у них минимальная длина и наименьшая чувствительность к колебаниям жидкости и боковой качке. Однако стоимость изготовления таких цистерн довольно высока.
К автомобилям-цистернам предъявляются следующие технико-эксплуатационные требования:
• наличие надежной герметизации люков;
• удобное расположение шлангов и их укрытие от загрязнения;
• оснащение резервуара подножками, поручнями, площадками;
• оснащение устройствами дистанционного привода открывания и закрывания крышки люка;
• оснащение подвижного состава контрольными приборами для определения степени загрузки, а также сигнальными устройствами ограничения наполнения;
• по окончании механизированной разгрузки не должно оставаться груза в резервуаре;
• наличие страховочных устройств, предотвращающих самопроизвольное включение механизмов оснащения цистерны во время движения;
• наличие средств срочной остановки выгрузки груза;
• установка внутренних перегородок для снижения силы гидравлического удара жидкости или равномерного размещения груза;
• разгрузочными механизмами, установленными на цистерне должен управлять один человек.
Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов
Автомобили-цистерны в зависимости от вида транспортируемого нефтепродукта (плотности этих нефтепродуктов) делят на цистерны: для топлив (бензина, дизельного топлива, газотурбинного топлива, керосина, лигроина); для масел (моторного, трансмиссионного, индустриального, турбинного, компрессорного, электроизоляционного, приборного); мазутов и битумов. Массовые перевозки нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо, масла, мазут и т.д.) во избежание загрязнения и потерь при транспортировании осуществляются одиночными автомобилями, автомобилями-тягачами с прицепами и полуприцепами, оборудованными герметичными кузовами-цистернами. Внутри цистерны разделяются перегородками на отдельные секции, сообщающиеся между собой, что способствует уменьшению гидравлических ударов в переднюю и заднюю стенки при резком изменении скорости движения автомобиля. Кроме того, такое устройство цистерн, особенно большой вместимости, устанавливаемых на полуприцепах, препятствует перемещению нефтепродуктов при движении автопоезда на подъеме или спуске, тем самым предотвращая чрезмерную перегрузку или разгрузку ведущих колес тягача вследствие перераспределения нагрузок на тележку полуприцепа и седельно-сцепное устройство тягача.
Цистерны заполняются самотеком при их расположении ниже резервуара, из которого поступает топливо, или с помощью стационарного насоса. Слив в большинстве случаев также осуществляется самотеком. Для ускорения слива автомобиль оснащается дополнительным оборудованием (например, центробежно-лопастным насосом, приводимым в действие от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности).
В технических характеристиках автомобильных цистерн указывают вид и плотность нефтепродуктов, для которых они предназначены. Цистерны, перевозящие жидкие топлива, можно использовать для транспортировки масел без предварительной очистки. Для перевозки топлив в цистернах, перевозящих до этого масло, их необходимо очистить и промыть. В автомобильных цистернах, транспортировавших мазуты, перевозка топлив и масел запрещена даже после промывки и очистки.
Цистерны для перевозки жидкого топлива изготавливают на шасси автомобилей семейства ГАЗ, ЗИЛ, КраЗ, КамАЗ, Урал, МАЗ, прицепов и полуприцепов различной грузоподъемности. Они предназначены для перевозки топлива с основных нефтебаз к автозаправочным станциям и промежуточным хранилищам, а также для перевозки и заправки топливом различных транспортных средств.
В зависимости от назначения автомобильные цистерны для перевозки жидкого топлива разделяются на транспортные и топливозаправочные.
Несмотря на различные технико-эксплуатационные характеристики автоцистерн для перевозки жидких топлив их конструктивные решения имеют много общего. В качестве примера на рис. 4.2 показан общий вид автомобиля-цистерны АЦ-4,2-53А, предназначенной для перевозки жидкого топлива плотностью не более 860 кг/м3.
Эти цистерны, как правило, представляют собой сварной резервуар, который может иметь цилиндрическое, эллиптическое и реже прямоугольное сечение, изготавливаемый из углеродистой листовой и нержавеющей стали или алюминия. Внутри цистерны помещены специальные перегородки-волнорезы, способствующие уменьшению колебаний жидкости при движении АТС и смягчающие гидравлические удары в момент его разгона и особенно резкого торможения. Этими перегородками цистерна делится на отсеки, сообщающиеся друг с другом через щели между волнорезами. Заполняются цистерны на нефтехранилищах самотеком, если емкость, из которой поступает топливо, расположена выше цистерны или при помощи стационарного насоса, если емкость расположена ниже цистерны. Сливается топливо через шланг (на-порно-всасывающий рукав), закрепленный одним концом к сливному крану, а другим - к приемному устройству резервуара, установленного в пункте разгрузки. Слив осуществляется большей частью самотеком. Для ускорения процессов заполнения и слива топлива из резервуаров автомобили-цистерны могут снабжаться дополнительным оборудованием. Например, на них могут устанавливать центробежно-лопастные насосы, которые приводятся от двигателя автомобиля через двухступенчатую коробку отбора мощности и карданный вал.
Все резервуары автомобильных цистерн имеют горловины, смотровые окна, указатели уровня жидкости и дыхательные клапаны. Наливная горловина служит для заполнения резервуара, а также для монтажа и ремонта агрегатов, расположенных в ней. Кроме того, горловина является резервным объемом, заполняемым при расширении жидкого топлива вследствие его нагрева. Для предохранения стальных резервуаров от коррозии внутреннюю поверхность покрывают цинком.
Все цистерны, предназначенные для перевозки жидких нефтепродуктов, снабжаются дыхательными клапанами (в зависимости от размеров цистерны от одного до трех) - предохранительными устройствами, установленными на горловине (крышке горловины) или на самой цистерне и предназначенными для сообщения внутренней полости цистерны с атмосферой.
Дыхательные клапаны подразделяются на вдыхательные, дыхательные и комбинированные.
Вдыхательный клапан предназначен для сообщения внутренней полости цистерны при понижении давления (разрежении) в ней через воздушный фильтр с атмосферой, что предупреждает ее смятие при сливе жидкости. Клапан срабатывает при разрежении в цистерне от 2 до 3 кПа. На цистернах, оборудованных вдыхательным клапаном, устанавливается также и дыхательный клапан.
Дыхательный клапан предназначен для сообщения внутренней полости цистерны с атмосферой и поддержания в ней давления около 101,3 кПа. Он вступает в работу при засорении воздушного фильтра и служит для предохранения нефтепродуктов от обводнения, а также уменьшения потерь их при испарении.
Комбинированный клапан соединяет внутреннюю полость цистерны с атмосферой, если давление в ней отличается от допустимого.
Кроме этого технологическое оборудование цистерн включает: гидравлическую систему трубопроводов, систему управления, контрольно-измерительные приборы, электрическое и противопожарное оборудование. Автомобили-топливозаправщики в обязательном порядке комплектуются фильтрами тонкой очистки и счетчиками расхода топлива, а также самонаматывающимися барабанами для раздаточных рукавов с наконечниками и кранами.
С помощью контрольно-измерительных приборов определяются: уровень налива нефтепродуктов в цистерну (звуковой или световой сигнал); время работы насоса; частота вращения вала насоса (манометры и вакуумметры); температура нефтепродукта; расход нефтепродукта при заправке (счетчики расхода); наличие воды в отстойнике и т. д. Количество и расположение контрольно-измерительных приборов на АТС в основном зависит от назначения автоцистерны и конструкции базового шасси. Эта аппаратура обычно усложняется с увеличением вместимости цистерны.
Рисунок 4.2- Автомобиль-цистерна АЦ-4,2-53А
1 – огнетушитель; 2 – шасси автомобиля; 3- цистерна; 4 – крышка горловины; 5- лестница; 6 – пеналы для рукавов; 7 - отстойник с трубопроводом; 8- электрооборудование; 9 - элементы крепления цистерны; 10 - трубопроводы гидравлической системы; 11 - информационная табличка; 72 - цепь заземления глушитель; 13 - глушитель; 14 - запасное колесо; 75 - штуцер газовой обвязки; 16 - пломба; 17 - реечный указатель уровня; 18 - дыхательный клапан; 19 – площадка.
В общем случае технологическое оборудование автоцистерн позволяет выполнять следующие операции:
• наполнять цистерну нефтепродуктами (в том числе с помощью насоса, не входящего в оборудование цистерны);
• выдавать нефтепродукты из цистерны с помощью насоса или самотеком;
перемешивать нефтепродукт в цистерне;
• производить откачку нефтепродукта из раздаточных и приемного рукавов в цистерну;
• перекачивать нефтепродукты из одного резервуара в другой, минуя цистерну.
Технологическое оборудование цистерн выбирается в зависимости от операций, которые должны выполняться, особенностей шасси автомобиля, на котором монтируется оборудование, и отличается большим разнообразием.
Перевозки масел осуществляются в цистернах-масловозах. Для перевозок масла нескольких сортов одним автомобилем цистерна разделяется герметичными перегородками на секции. Каждая секция имеет заливную горловину и сливную трубу с перекрывающим краном и шлангом. Ввиду значительной вязкости масла, затрудняющей его слив из цистерны, в их конструкции предусматривается подача сжатого воздуха в пространство цистерны над маслом. Это намного ускоряет слив масла из цистерны.
Битум перевозится в цистернах-битумовозах. Этот тип цистерн позволяет транспортировать битумные материалы, разогретые до температуры в 200 °С, от нефтеперерабатывающих заводов до потребителей (строительные площадки; места ремонта улично-дорожной сети, строительства новых дорог и др.).
Для обеспечения потребительских свойств битума и эффективной работы с ним конструкция цистерны предусматривает: сохранение постоянства температуры битума в цистерне при транспортировании его без подогрева; подогрев битума в цистерне до рабочей температуры; забор битума из битумохранилищ и битумопла-вильных котлов насосом; перекачивание битума, минуя цистерну.
Автомобили-битумовозы оборудуются, как правило, цистернами сварной конструкции, эллиптической формы и постоянного сечения по длине
Корпус цистерны обладает повышенной прочностью, изготовляется из конструкционной стали толщиной не менее 4 мм, имеет теплоизоляцию из синтетических материалов (как правило, минеральной ваты) толщиной 50-100 мм. Снаружи теплоизоляция облицована тонколистовой сталью. Для придания цистерне жесткости и гашения гидравлических ударов внутри ее корпуса устанавливаются одна или несколько перегородок. Сверху цистерна имеет заливную горловину (одну или несколько), закрывающуюся безопасной откидной крышкой, которая ограничивает давление в цистерне и отжимается при возникновении избыточного давления. В горловину вставлен сетчатый фильтр для предупреждения попадания посторонних частиц в цистерну. Защитный кожух предохраняет крышку горловины от возможных механических повреждений люка в аварийных ситуациях и от перелива при наполнении цистерны.
В задней части цистерна под днищем имеет фланец для присоединения сливного трубопровода или донный клапан, через который битумный материал подается в систему распределения (дозирования). Внутри цистерны установлены дыхательная труба, соединяющая внутреннюю полость цистерны с атмосферой, трубопроводы наполнения и опорожнения цистерны с помощью битумного насоса. По всей длине цистерны расположена жаровая П-образная труба, внутри которой смонтирована горелка для разогрева битумного материала. Количество битумного материала в цистерне определяется по шкале указателя уровня, расположенной на задней стенке цистерны. Для контроля температуры битумного материала на передней стенке цистерны устанавливается термометр.
Все автомобильные цистерны, предназначенные для перевозки вязких нефтепродуктов (тяжелого топлива, вязкого масла, битума), оборудуются обогревательными устройствами. Подогрев осуществляется паром или при помощи отопителей, работающих на дизельном топливе, керосине или сжиженном газе, а иногда цистерны обогреваются при помощи электричества. Форсунки нагревают змеевик, внутри которого под действием насоса циркулирует масло или битум. Система подогрева может быть снабжена термостатом, отключающим горелки при достижении заданной температуры битумного материала, и датчиками уровня, выключающими горелки при низком уровне битумного материала в цистерне
В настоящее время сыпучие грузы (цемент, известь, гипс, мука, сахар, зерно, отруби, комбикорма, минеральные удобрения и другие) в большинстве своем перевозятся бестарным способом в автомобилях и полуприцепах-цистернах. Технология такой доставки обеспечивает сохранность груза при погрузке, транспортировании и разгрузке, а также защищает окружающую среду от пыли, что имеет особое значение в условиях города.
Автомобили и автопоезда-цистерны для перевозок сыпучих грузов выпускаются с гравитационной, механической и пневматической разгрузкой. При гравитационном способе разгрузка происходит под влиянием собственной массы при наклоне цистерны и включении вибраторов. Для механической разгрузки характерно применение выгрузных шнеков, устанавливаемых в нижней части цистерны. Из цистерн, оснащенных системой пневматической разгрузки, груз выгружается под давлением сжатого воздуха, создаваемым специальным компрессором.
Расположение цистерн относительно горизонта может быть горизонтальным, наклонным или вертикальным. Преимущества горизонтального и наклонного расположения резервуаров, по сравнению с вертикальным, заключается в большем использовании площади платформы и снижении центра тяжести цистерны, что повышает ее устойчивость. Однако такое расположение резервуара связано с большими затратами энергии на его опорожнение из-за невозможности разгрузки груза самотеком. Для снижения центра тяжести автомобилей-цистерн, имеющих вертикальное расположение резервуаров, целесообразно общий объем груза распределить по резервуарам (чаще всего двум).
При горизонтальном или наклонном расположении резервуаров они изготавливаются в форме цилиндров с полусферическими днищами. Вертикально расположенные резервуары цистерн выполняются в виде цилиндров, переходящих книзу в усеченный конус и имеющих полусферическую верхнюю часть. Иногда вертикально расположенные резервуары изготавливают сферической формы.
Автомобилями- и автопоездами-цистернами транспортируется до 85 % всего производимого в стране цемента. При перевозке, погрузке и выгрузке цемента необходимо учитывать особенности его транспортной характеристики: легкую распыляемость; большую гигроскопичность; зависимость от атмосферных условий; склонность к слеживаемости и сводообразованию при перевозках; достаточно высокую абразивность. Цементная пыль вредно отражается на здоровье людей.
Перевозка незатаренного цемента в кузовах универсальных автомобилей и автомобилей-самосвалов сопряжена с большими потерями и загрязнением окружающей среды вследствие распыления. В ненастную погоду такой способ перевозки вообще недопустим из-за порчи груза. Перевозка цемента в автомобилях-цистернах (автоцементовозах) не только устраняет эти недостатки, но и позволяет механизировать процессы погрузки и выгрузки.
Автоцементовозы предназначены для бестарной перевозки порошкообразных и пылевидных строительных материалов (цемента, извести, сухой золы, минерального порошка).
Перевозка сыпучих сельскохозяйственных грузов, таких как минеральные удобрения (гранулированные или порошковые), комбикорма и так далее осуществляется в цистернах различного типа, с системами гравитационной или пневморазгрузки. Гравитационная система разгрузки реализуется с помощью самосвальных цистерн постоянного диаметра по длине и при использовании цистерн хопперного типа. Разгрузка самосвальных цистерн производится при наклоне их с помощью многозвенных гидроцилиндров, располагаемых на раме АТС за кабиной водителя. Угол подъема цистерны составляет примерно 40-50°. При гравитационном способе разгрузки цистерн хопперного типа упрощается их конструкция, но уменьшается вместимость. Для увеличения полезного объема емкостей используются надувные мешки (см. табл. 1.5, схема 8, 9). Многосекционные цистерны с пневматической разгрузкой широко используются в странах Западной Европы для перевозки кормов для скота.
Бетон представляет собой приготовленную смесь цемента, воды и наполнителя. Он должен быть доставлен в пункт назначения без нарушения однородности смеси, т. с. без отслаивания жидкой части, так как в этом случае смесь становится непригодной для использования. Кроме того, находясь продолжительное время в пути, бетон может затвердевать, теряя свои качества, а зимой при низких температурах воздуха он подвергается схватыванию, примерзая к днищу и бортам кузова.
Специализированный подвижной состав для перевозки товарного бетона применяется двух типов: автомобили-бетоносмесители и автомобили самосвалы с простыми системами подогрева кузова и зимнее время.
В строительстве для перевозок бетонной смеси на значительные расстояния (строительство дорог и сельскохозяйственных объектов) от бетоноприготовительных пунктов с сохранением требуемой консистенции смеси широко применяются автомобили-бетоносмесители, которые обеспечивают непрерывное перемешивание смеси в процессе перевозки. Кроме того, они могут доставлять сухие компоненты бетонной смеси и приготавливать её по прибытии к месту бетонирования. Автобсгоносмесители могут использоваться при температурах окружающего воздуха от -30 до + 40 °С.
Автобетоносмеситель состоит из шасси автомобиля, на котором смонтирована дополнительная рама с установленным на ней технологическим оборудованием: смесительным барабаном, загрузочно-разгрузочным устройством, системой подачи воды, приводом барабана и системой управления. Смесительный барабан представляет собой резервуар (чан) с встроенными в него винтовыми лопастями. При вращении барабана по часовой стрелке происходит равномерное перемешивание смеси, при вращении его в обратном направлении - разгрузка. Барабан устанавливают под углом 15° к горизонту на трех опорах: сферическом подшипнике, смонтированном на цапфе и вваренном в днище, а также двух опорных роликах, установленных на раме, на которые опирается бандаж барабана.
В существующих конструкциях автомобилей-бетоносмесителей привод смесительного барабана выполняется в трех возможных вариантах:
• механический - с приводом от автономного двигателя ДВС;
• гидравлический - с приводом от вала отбора мощности двигателя АТС;
• гидравлический - с приводом от автономного ДВС.
Управление приводом осуществляется рычагами, а контроль работы двигателя привода и его запуск - с помощью контрольно- измерительных приборов на приборном щитке.
Загрузочно-разгрузочное устройство снабжено воронкой, жестко закрепленной на раме, выходной носок которой размещен в горловине барабана. Приемный лоток охватывает выходное отверстие барабана и направляет бетонную смесь к приемному желобу, угол наклона которого может регулироваться специальным винтом. Шарнирное закрепление желоба позволяет поворачивать его в горизонтальной плоскости. Желоб при необходимости может наращиваться дополнительным звеном. Вода в смесительный барабан подается из бака центробежным насосом через счетчик ее расхода и разбрызгиватель, установленный напротив выходного отверстия барабана.
Объем замеса смеси в автобетоносмесителях на шасси одиночных автомобилей составляет примерно 4...7 м3, а на шасси полуприцепов - 9... 16 м3.
Автомобили-бетоносмесители, маркируются буквами - АБС. Кроме того, существуют и другие обозначения данного типа АТС.
При массовых перевозках товарного бетона с бетонных заводов на строительные площадки, особенно в городских условиях и расстояниях в пределах 20-30 км, целесообразно применение автомобилей-самосвалов. Для перевозки бетона в холодное время года кузова автомобилей-самосвалов оборудуются двойным днищем и системой его обогрева отработавшими газами двигателя. Для более быстрой и полной очистки кузова от налипшей смеси при выгрузке ее предусмотрен пневматический вибратор, приводимый в действие от пневматической системы автомобиля. Вибратор включается автоматически после достижения заданного угла подъема кузова. Частота колебаний вибратора равна 3,5...4,5 Гц.
Для транспортировки строительных растворов, перемешивания их в пути и порционной выдачи на строительных объектах используют автомобили-растворовозы. Авгорастворовозы имеют стальные цистерны с лопастным механизмом для перемешивания (побуждения) раствора, представляющим собой стальной вал, расположенный внутри цистерны, снабженный винтовыми лопастями. Цистерны располагаются на шасси горизонтально, вверху цистерны - загрузочные горловины, а в ее средней части - шиберные затворы-отсекатели (задвижки, представляющие собой стальной лист с отверстием, облицованный с обеих сторон текстолитом), которые позволяют выдавать раствор порциями. При выгрузке раствор из цистерны отводится с помощью выдвижного ленточного транспортера в приемную емкость. Для аварийной разгрузки в задней части цистерны имеется люк. Привод лопастного побудителя, шиберного отсекателя и транспортера - гидравлический с использованием насоса, который, в свою очередь, вращается от вала отбора мощности двигателя. При перевозке раствора в авторастворовозах он остается однородным, и его можно использовать без дополнительного перемешивания.
В сжиженном виде перевозят такие газы как кислород, водород, азот, этан, метан, бутан и другие. Сжиженные газы имеют температуру ниже - 100 °С, поэтому автоцистерны для их перевозки напоминают по конструкции термос. Они состоят из двух емкостей: наружной (соприкасающейся с наружным воздухом) и внутренней (куда заливают сжиженный газ), вставленных друг в друга. В пространстве между емкостями размешают теплоизоляционный материал и создают разряжение до 2,63 Па. С целью уменьшения нагрева содержимого цистерны за счет теплопроводности деталей, установленных между наружной и внутренней емкостями (трубопроводы заливного и выпускного отверстий опоры внутренней емкости), их изготавливают минимального сечения из материалов, обладающих малой теплопроводностью.
Автоцистерны для перевозок сжиженного газа выпускаются двух типов: низкого и высокого давления. Автоцистерны первого типа разгружаются насосами высокого давления. Автоцистерны высокого давления (саморазгружающиеся) опорожняются посредством погружения в сжиженный газ электронагревателей для испарения продукта и его "саморазгрузки".Автоцистерны для сжиженных газов представляют собой цилиндрические резервуары с полусферическими днищами изготовленные из высокопрочной конструкционной стали (например, хромоникелевой стали, отличающейся высокими механическими свойствами при низкой температуре), подвергающейся закалке с последующим отпуском, или алюминиевых сплавов. После изготовления цистерны подвергают гидравлическим испытаниям под давлением, превышающим рабочее. Внутри резервуара имеются поперечные волногасители. Для наполнения цистерны жидким газом, слива из нее и отвода образовавшегося пара газа цистерна оборудуется трубопроводом. Испаряемость газа в течение суток не превышает 1 % от объема внутренней емкости. В трубопроводах установлены ограничитель <