Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
1)
Раз, два, три (хлопают в ладоши) – слушай и смотри
Три, два, раз (хлопают в ладоши) – урок начнём сейчас.
Улыбнёмся мы друг другу
Успехов пожелаем другу
Руку для удачи мы пожмём
В дорогу знаний
Наш девиз возьмем:
Не ленись, не отставай,
Активность, любознательность проявляй.
Минутка чистописания из заглавных букв.
Образец на слайде 1.
Образец выполнения детьми в тетради:
4. Анализ проверочного диктанта.
Умение соблюдать основное правило переноса слов |
Умение обозначать мягкость согласного звука мягким знаком |
Умение правильно писать ударные слоги жи-ши |
Раздельное написание слов с предлогом |
Замена, пропуск, искажение букв |
Умение выделять в словах ударный слог |
Умение делить слова на слоги |
Умение находить и подчёркиват |
Мозговой штурм для установления темы урока (тематических рамок)
- Что можете сказать про написанные буквы? (Написаны только заглавные, большие.)
- Что вам известно об этих буквах? (Заглавные буквы пишутся в начале предложения, в именах и др. ответы детей)
- Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы?
На доске (или в презентации) зафиксированы эталоны с перечнем мест в словах, где написание большой буквы не известно.
- О чём говорят вопросы? - Какая орфографическая задача стоит перед нами? (Узнать в каких группах слов требуется писать заглавную букву.)
развернуть таблицу
Для детей С большой (заглавной, прописной) буквы пишутся: | Для учителя | |
Первое слово в предложении. | Первое слово в предложении. | |
2. | Имена,...?..., фамилии. | Имена, отчества, фамилии. |
3. | Клички животных. | Клички животных. |
4. | Названия городов и..?..,?...и морей...?..,...?..,...?... | Названия городов и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Повторение известных сведений о написании большой буквы в словах, в начале предложений.
Восстановите эталоны, которые помогут в открытии новых знаний.
Упр 2. Прочитай. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни заглавные буквы.
1. Мою подругу зовут...розой.
2. Я срезала с куста красную...озу.
3. В комнате у...илии стояла ваза с ароматными белоснежными...илиями.
4. Летом мы езди отдыхать на...ёрное море.
5. Мама приколола на...ёрное платье жемчужную брошь.
Слайд 6 Презентация. Проверка. Эталон (на экране)
1. Мою подругу зовут Розой.
2. Я срезала с куста красную розу.
3. В комнате у Лилии стояла ваза с ароматными белоснежными лилиями.
4. Летом мы ездили отдыхать на Чёрное море.
5. Мама приколола на чёрное платье жемчужную брошь.
- Что повторили? Вывод: (Большая буква пишется в именах людей, названия морей)
3) Задание для пробного действия.
Изучение правила
Обратимся к правилу. (на экране в форме определения и в стихах)
С большой (заглавной) буквы пишутся:
1. Первое слово в предложении.
2. Имена, отчества и фамилии.
3. Клички животных.
4. Названия городов, и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.
***
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Будем действовать по правилу, т.е.определять из какой группы слово и писать в начале соответствующую букву (большую или маленькую)(Упр. 3)
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Слайд 11. Презентация.
2. Упр. 3. Упражняемся по правилу.
Гриб...ыжик – котёнок...ыжик, город...рёл – птица...рёл, цветы...омашки – деревня...омашки, месяц...арт – девочка...арта,...ерёзовая улица -...ерёзовая роща, алая...орька – корова...орька.
Эталон на экране
Проверка по эталону.
Гриб рыжик – котёнок Рыжик, город Орёл – птица орёл, цветы ромашки – деревня Ромашки, месяц март – девочка Марта, Берёзовая улица - берёзовая роща, алая зорька – корова Зорька.
Вывод: Большая (заглавная) буква пишется в именах людей, кличках животных, в названиях городов, деревень, улиц
Правило С большой буквы пишутся:
1. Первое слово в предложении.
2. Имена, отчества и фамилии.
3. Клички животных.
4. Названия городов, и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Тема: “Большая (заглавная) буква” | Карточки в конверте для приклеивания. | |
.............................................. С тояли сильные морозы. Р ека покрылась льдом. | П ервое слово в предложении. | |
............................................. Доктор И ван Н иколаевич О рлов. | Имена, отчества, фамилии. | |
.............................................. кот М урзик, собака Д ружок | Клички животных. | |
............................................... город Т верь, река Д нестр, страна Р оссия, Я понское море, деревня Р ябово, село Р ождественское, С адовая улица | Названия городов и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц. |
Упражнение 3. Письменно ответь на вопросы нашей анкеты. Пользуйся правилом написания заглавной буквы в группах слов.
развернуть таблицу
Твоё имя._____________________________________________________________ Твоя фамилия_________________________________________________________ В каком городе ты живёшь? _____________________________________________ Какие клички носят твои домашние питомцы (если они у тебя есть)?___________ Как зовут твоего лучшего друга (твою лучшую подругу)?_____________________ В каких странах ты хотел бы побывать?____________________________________ |
развернуть таблицу