Имприматура в живописи маньеризма. (На примере работ Эль Греко)




 

Маньеризм как направление.

Благодаря путешествиям художников-живописцев по Европе, «новая мода» довольно быстро распространились и во Франции, Испании, Германии. Идеалы эпохи Возрождения тогда уже начали терять свою актуальность. Это период, когда гармония духовной и физической красоты, воспетая Ренессансом, была утеряна — художники приступили к поискам новых методов и приемов. Маньеризм стал началом новой эпохи в искусстве. Это придворный стиль «с претензией». Искусство не стремилось быть понятным и жизнеутверждающим. Художники хотели показать, что живопись — это не для всех, а только для элиты, поэтому в картинах много скрытых символов, которые нельзя понять без определенной базы знаний.Намеренное нарушение перспективы, перегруженность композиции, необычные позы, часто напряжённость поз, удлинённость фигур или вообще искажение их пропорций, аллегоричность. Отдельная деталь порой «перекрывает» целостный образ. По словам современного итальянского учёного-философа У. Эко, для маньеризма свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». В целом маньеризм характеризуется главенством формы над содержанием.

Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не всегда соответствуют скудости замысла, вторичности и подражательности идей. Всё это способствовало появлению нового видения.

В Италии к маньеристам относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми и др.

Во Франции маньеризм был представлен школой Фонтенбло. Школа Фонтенбло – название группы мастеров (живописцев, архитекторов, ювелиров и пр.), работавших во дворце Фонтенбло, который был центром Ренессанса в северной Европе при короле Франциске I и его преемниках.

С их работами во французское искусство вошёл маньеризм. Различают две эпохи школы Фонтенбло: деятели первой школы Фонтенбло были выходцами из Италии. Мастера второй школы Фонтенбло были, в основном, выходцами из Франции и Фландрии.

Их характеризует отказ от религиозных мотивов, предпочтение тем из греческой и римской мифологии, эротических сюжетов, любовь к орнаменту и гротеску, объединение живописи, скульптуры и лепнины в одну композицию, а в фигурах их удлинение типичное для художников-маньеристов Италии.

Отрешённая чопорность и отсутствие эмоций – также черта этой художественной школы. Их полотна полны загадок, зашифрованного смысла, нравоучительных намёков, цветовая гамма картин обычно холодная и приглушённая.

Новое течение решало несколько задач. Во-первых, превратить сюжет в метафору, выразить абстрактную, мистическую, порой заумную идею, понятную только художнику. А во-вторых, создать ощущение несметного богатства и надменного величия.

Отсюда – выразительные средства стиля, его субъективизм и экзальтация, трюки и уловки. В погоне за мнимой роскошью маньеризм необычайно усложнился: пожалуй, ни одному другому методу не присуще такое количество и разнообразие художественных приемов и декоративных подробностей.

Эль Греко родился в 1541 году в деревушке на острове Крит, но прожил там недолго. Как многие другие художники XVI века, он в поисках своего творческого «я» отправился в Венецию. Ему было уже 26 лет, но его становление как живописца только начиналось. Знакомясь с венецианской школой живописи, Эль Греко изучал работы Веронезе, Бассано, Корреджо и Тициана, в мастерской которого он обучался.

Но особенное влияние на него оказал Микеланджело и итальянские маньеристы. Жеманные позы, помпезность, изломанность линий, необычные интерьеры на картинах, особая аристократическая белизна тел, лица, словно «утомленные солнцем», часто — нагота или экзотические одежды на персонажах — таков набор черт этого стиля. Композиция, как правило, перенасыщена — в ней много персонажей или деталей, требующих внимания. Фигуры удлиненные, пропорции слегка деформированные, позы напряженные, цветовая гамма достаточно контрастная, много сочных по цвету фрагментов.

Манеру письма Эль Греко можно назвать стремительной и экспрессивной. Его полотна не отличаются мягкостью перехода света в тень, наоборот, являют собой яркий контраст света и тени, небесного и земного.

Картина «Мальчик раздувающий лучину» (Приложение1) демонстрирует не только характерную для Эль Греко проработку рефлексов, но и применение художником имприматуры. Свет на картине освещает только лицо мальчика, оставляя невидимой обстановку вокруг. Эль Греко писал свои произведения по коричневой имприматуре (жженая умбра), тонким слоем нанося ее на клее-гипсовый грунт белого цвета. В данном произведении можно разглядеть влияние имприматуры на раскрытие манеры письма художника. Свет, благодаря умбре позволяет практически «выхватить» лицо мальчика из тьмы, как возможно это сделать при таком же ярком освещении в тёмной комнате. При этом, имприматура помогает не растерять гармонии в тоне.

Другое влияние имприматуры на восприятие картины можно увидеть в работе (Приложение 2). На картина изображён Иисус Христос и в этом изображении использование жжёной умбры в качестве имприматуры подчёркивает свечение исходящее от Спасителя, свет исходит изнутри от одежды, от лица, глаз и даже пробивает мрачною черноту вокруг. Свет здесь, не только обозначение божественности, но и проявление эмоций на лице Спасителя. Так же благодаря имприматуре цвет лица не мертвенно-бледен при использовании столь светлых красок, цвет лица хоть бледен, но не лишен тепла. Нимб за головой Христа так же смягчается благодаря тонкому слою коричневого цвета.

Заключение.

Техника имприматуры – важное средства выразительности и достижения «многогранности» цвета. Уникальная для Эль Греко моделировка форм в светах и полутонах белилами, причём полутона в этом случае приобретали удивительный серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре, образовывался благодаря использованию художником коричневой имприматуры. Она, как и лессировка, великолепный приём школы старых мастеров, который невозможно повторить без использования технологии старых мастеров.

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Эль Греко «Мальчик раздувающий лучину»

 

 

Приложение 2.

Эль Греко «Голова Христа»

 

Список литературы:

Киплик Д. И. Техника живописи // [Электронный ресурс]— М.-Л.: Искусство, 1950. https://www.rulit.me/books/tehnika-zhivopisi-read-544164-1.html

Каптерева Татьяна Павловна: Эль Греко: [Текст] / Т.П. Каптерева. - М.: Изобразит. искусство, 2005. - 94, [1] с.: цв. ил.,

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: