Глава VIII. Самовоспитание воли и руководство им 193




Владимир Иванович Селиванов

Воспитание воли школьника

 

https://litlife.club1954

 

Аннотация

 

Воспитание воли у детей составляет одну из важнейших задач школы. Но в массе своей учительство испытывает все же большие затруднения в этой воспитательной работе. У нас, к сожалению, еще мало книг, которые оказывали бы учителю конкретную методическую помощь в формировании у учащихся волевых черт характера. Настоящая книга предназначена для учителя, в ней освещаются вопросы воспитания воли детей с точки зрения классической советской школы 50х годов.

 

В. И. Селиванов

Воспитание воли школьника

*** 1954 ***

 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КНИГИ

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие ко второму изданию 3

 

Глава I. Понятие о воле 5

 

Глава II. Развитие воли у детей 31

 

Развитие воли у детей до школы

 

Развитие воли у детей школьного возраста 39

 

Глава III. Цели и задачи воспитания воли 59

 

Коммунистическая целеустремленность и принципиальность

 

Инициатива и самостоятельность 66

 

Дисциплинированность и организованность 69

 

Деловитость и настойчивость 74

 

Решительность и смелость 80

 

Выдержка и мужество 86

 

Чувства и воля 92

 

Привычки и воля 96

 

Глава IV. Пути и средства воспитания воли 102

 

Стиль работы школы и учителя

 

Совместная работа школы и семьи в воспитании воли 108

 

Педагогические принципы воспитания воли 111

 

Методы воспитания воли 122

 

Глава V. Убеждение как важнейший метод воспитания воли 127

 

Материал для убеждения

 

Формы и приемы убеждения 132

 

Глава VI. Упражнение и закаливание воли 149

 

Развитие и закаливание воли в процессе обучения 150

 

Развитие и закаливание воли в процессе общественнополезной работы учащихся 159

 

Развитие и закаливание воли в процессе физических упражнений 168

 

Глава VII. Методы и приемы стимуляции волевых усилий 174

 

Требование 175

 

Поощрение 178

 

Наказание 181

 

Контроль и учет 186

 

Глава VIII. Самовоспитание воли и руководство им 193

 

ПРЕДИСЛОВИЕ КО 2‑му ИЗДАНИЮ

 

Воспитание воли у детей составляет одну из важнейших задач нашей школы. Подрастающему поколению суждено завершить построение коммунистического общества. Для этого советская молодежь должна обладать сильной, коммунистически воспитанной волей.

 

Исторические решения XIX съезда КПСС обязывают советское учительство усилить воспитательную работу с детьми, настойчиво прививать им лучшие качества воли и характера.

 

Наша школа за годы своего существования воспитала миллионы инициативных и настойчивых тружеников, смелых новаторов производства, бесстрашных защитников родины. Лучшие педагоги нашей страны показывают замечательные образцы работы по воспитанию воли детей. Но в массе своей учительство испытывает все же большие затруднения в этой воспитательной работе. У нас, к сожалению, еще мало книг, которые оказывали бы учителю конкретную методическую помощь в формировании у учащихся волевых черт характера.

 

Настоящая книга предназначена для учителя, в ней освещаются вопросы воспитания воли детей.

 

Первый раз эта книга была издана в 1949 году. Она встретила благоприятный прием среди учительства и широких масс населения.

 

Четыре года, прошедшие со времени первого издания, были насыщены новыми успехами в развитии советской культуры, в том числе и в области коммунистического воспитания детей. За этот период педагогическая практика обогатилась новыми образцами работы лучших учителей.

 

Во втором, переработанном издании книги учтены успехи педагогики, а также критические замечания по первому изданию. Книга содержит ряд глав, которые написаны заново. Другие главы существенно сокращены и дополнены новым материалом.

 

Автор

 

Глава I

 

ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ

 

 

Под волей обычно понимают способность человека преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели.

 

На протяжении всей истории научного познания вокруг проблемы воли шла ожесточенная борьба между материализмом и идеализмом. Идеализм возвел волю в чисто духовную силу, противоположную материи и совершенно независимую от человеческой практики.

 

Идеалистические теории о воле всегда оправдывали ничем не ограниченный произвол и насилие эксплуататоров. Ныне эти теории поставлены на службу воинствующего империализма. Идеологи империализма с исступленным упорством пропагандируют различные мистические и человеконенавистнические теории о воле с целью отравления сознания трудящихся и оправдания агрессивной политики империалистических хищников.

 

Диалектический материализм вскрыл всю лженауч‑ность и реакционность буржуазных теорий о воле и дал ей единственно правильное научное объяснение. Воля, как и все сознание человека, является функцией мозга, продуктом его сложной работы.

 

Стремление, желание, намерение, цель – все побуждения к действиям есть не что иное, как отражение бытия, отражение объективного материального мира. «Впечатления, производимые на человека внешним миром, – писал Энгельс, – выражаются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, волевых движений, словом, в виде «идеальных стремлений»

 

Побуждения и цели человека, определяющие направленность и характер действий, имеют источник не в сознании человека, а во внешних условиях жизни людей. «На деле цели человека, – писал Ленин, – порождены объективным миром и предполагают его, – находят его, как данное, наличное. Но кажется человеку, что его цели вне мира взяты, от мира независимы...»

 

Величайшей заслугой марксизма является открытие объективных законов развития общества. С открытием исторического материализма связано научное понимание воли. Марксизм доказал, что общественная жизнь не нагромождение случайностей, а исторически необходимый процесс. Материальная, экономическая жизнь общества существует независимо от воли людей, а духовная жизнь общества, общественные идеи, теории, взгляды, цели и намерения есть отражение объективного бытия людей. Главной движущей силой истории, учит марксизм, являются не отдельные лица и герои, а народные массы. История общества есть история борьбы классов. Классовая борьба неизбежно ведет к диктатуре пролетариата, к социализму.

 

Человек с его идеями, чувствами, стремлениями и действиями – не абстрактное существо, а «совокупность общественных отношений» (Маркс), продукт общественной истории, сын своей эпохи, представитель определённого класса. Общественное бытие определяет сознание и волю людей.

 

Марксизм открыл в общественной жизни те коренные силы, которые необходимо вызывают материальное и духовное изменение людей. Это – общественное производство, способ производства материальных благ, труд, в процессе которого человек, воздействуя на природу, изменяет и свою собственную природу.

 

Согласно марксизму, волевым актом является сознательное практическое действие человека, производящее изменение во внешнем мире, а основной волевой деятельностью – производительный труд. Марксизм научно объяснил естественно‑исторический процесс превращения инстинктивных действий предков человека в волевую деятельность людей, возникновение языка и мышления, с которыми неразрывно связана воля человека.

 

Огромное значение для научного понимания воли имеет учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Согласно этому учению, вся работа человеческого сознания есть сложнейшая нервная деятельность коры головного мозга. Эта деятельность совершается по объективным законам и зависит от возбуждений, приходящих по нервам в кору головного мозга от раздражителей внешней и внутренней среды. В результате взаимодействия возбуждений в коре головного мозга формируется побуждение, которое является непосредственной причиной к действию человека во внешнем мире. «М е‑ханизм волевого движения, – подчеркивает И. П. Павлов, – есть условный, ассоциаци‑онный процесс, подчиняющийся всем... законам высшей нервной деятельности». Согласно учению Павлова, воля человека связана со словесными раздражителями. Слово, как сигнал сигналов, вызывает сложную творческую работу мозга и как ее результат – волевое действие во внешнем мире. Физиологической основой волевого поведения человека является вторая сигнальная система во взаимодействии с первой.

 

Воля есть регулирующая функция мозга, которая выражена в способности человека управлять своим поведением, в способности преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели.

 

Кора головного мозга под воздействием сигналов, исходящих от внешней и внутренней среды, организует и направляет, повторяет и изменяет, усиливает и ослабляет, ускоряет и задерживает как отдельные движения, так и все поведение человека. Будучи объективно протекающей во времени и пространстве материальной нервной деятельностью, динамическая регуляция коры в то же время является субъективной деятельностью, выраженной через вторую сигнальную систему, волей, сознательно организованным и целенаправленным поведением.

 

Еще И. М. Сеченов в своих произведениях неоднократно подчеркивал в качестве главной особенности воли именно управление, регулирование поведением. Например, анализируя различные виды движений, переход непроизвольных движений в произвольные и обратно, И. М. Сеченов писал: «Во всех без исключения случаях форма влияния воли остается, однако, одинакова – она может вызывать, прекращать, усиливать и ослаблять движение, – и только степень ее власти, повидимому, крайне различна»1.

 

1 И. М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, Гпсполитиздат, 1947, стр. 292.

 

Воля как регулятор поведения, вопреки мнению идеалистов, не есть какая‑то духовная сила, посредством мозгового механизма управляющая поведением человека. Регулятором поведения является сам сложнейший механизм коркового аппарата, закономерно реагирующий на раздражения внешнего мира, направляющий и вызывающий определённые действия. Вне корковой рефлекторной деятельности, непрерывно соотносящей и уравновешивающей организм с внешней средой, нет человеческой воли. Являясь функцией мозга, воля выражается в действиях и поступках человека. В поступке, представляющем собой сложнейший рефлекс, корковая регуляция как бы выносится наружу прежде всего в виде работы мышц, по которой мы судим о регуляции внутренней, происходящей в коре, основанной на полученных и получаемых сигналах из внешней и внутренней среды.

 

Именно незнание механизма и материальной обусловленности регулирующей работы коры головного мозга создает «непосредственное, труднопреодолимое впечатление какой‑то произвольности, спонтанности» (Павлов).

 

Согласно материалистической психологии, порождены материальной жизнью не только побуждения и цели, но и все те способы выполнения действий, которые человек обычно продумывает, прежде чем приступить к практическому исполнению. С малых лет человека приучают выполнять определенные действия, многократно он сам организует под влиянием окружающих свои поступки, наблюдает выполнение их на примере других и т. д. Поэтому еще в детские годы в сознании человека складывается определенное представление о порядке выполнения действий, представление о последовательной смене этапов деятельности от постановки цели к планированию действия, а от него к исполнению на практике. Способность человека предварять исполнение мысленным действием или планированием, вопреки идеализму, является не каким‑то абсолютным свойством «сознания», «духа», «изначальной воли», а всего лишь отражением практической деятельности человека.

 

Человеческое сознание, воля есть активное отражение объективного мира. Человек на основе знаний и опыта способен предпринимать новые действия, отличные от прежних. Способность творческого воздействия на внешний мир составляет специфическую черту человеческой воли и знаменует качественно новый этап развития произвольных действий, имеющихся у животных в виде двигательных условных рефлексов. Животным свойственна способность к планомерным действиям. «Но все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это смог сделать только человек»

 

Начиная с малых лет, волевые акты формируются у человека под воздействием словесных раздражителей. Воздействие предметов, удовлетворяющих разнообразные потребности человека, постоянно сочетается с воздействием словесных пояснений, указаний, требований, которые организуют через вторую сигнальную систему направленность и избирательность поведения.

 

При многократном повторении одинаково направленных произвольных движений и действий создается стойкая система нервных связей, характеризующая целенаправленность и определенность всего поведения человека, затормаживающая противоречащие этой системе возбуждения, делающая человека способным преодолевать препятствия и трудности.

 

Среди разнообразных внешних воздействий, оформляющих направленность поведения человека, решающую роль играют общественные, экономические отношения, ставящие человека в строго определённые условия жизнедеятельности. Эти условия, будучи по характеру воздействия на человека чрезвычайно многообразными, в то же время по своему основному направлению для данных общественных групп, классов являются однородными.

 

Где бы ни жил советский человек, где бы он ни работал – всюду его поведение обусловливается социалистическими отношениями, которые активно защищает соответствующая этому базису идеологическая надстройка: социалистическое государство и право, коммунистическая мораль и система воспитания. В результате такого единства длительного и разнообразного воздействия у советских людей создается единая морально‑политическая направленность воли, которую неспособны разрушить противоположные влияния (пережитки капитализма).

 

Волевой процесс буржуазная психология представляет следующим образом: волевой акт начинается с инстинктивного, спонтанного влечения, которое, осознава‑ясь, переходит через желание и борьбу мотивов в хотение и решение, после чего следует исполнение. Причем вся воля вгоняется во внутренние психические процессы, предваряющие исполнение, а само исполнение превращается в механическое следствие воли. Таким образом, единый волевой поступок разрывается на две противоположные друг другу части: на одной стороне оказывается воля, понимаемая как чисто духовный процесс, на другой – исполнение без психики, понимаемое как совокупность телодвижений. Дуалистическое противопоставление психического физическому, внутреннего внешнему, характерное для буржуазной психологии, нашло, таким образом, наиболее яркое выражение именно в трактовке волевого действия как механической суммы психического и физического.

 

Отвергая в корне эту концепцию, наша советская психология, основываясь на учении марксизма‑ленинизма и рефлекторной теории Сеченова – Павлова, выводит волю человека из внешних действий, объективно протекающих в пространстве и во времени. С этой единственно научной точки зрения, волевым актом является волевое действие или поступок, который есть в то же самое время сложный корковый рефлекс. Вне поступков и действий личности нет воли. Сложная работа сознания человека, которая предшествует фактическому исполнению поступка, необходимо входит в самое действие, в самый поступок. Кроме того, исполнение и после предварительного обдумывания никогда не совершается механически, а требует напряженной работы мозга, сознания.

 

Воля человека непосредственно связана с его движениями и действиями. Но далеко не все двигательные акты являются волевыми. Из волевых актов исключаются прежде всего безусловные рефлексы, как простые (например, отдергивание руки от горячего предмета), так и сложные, называемые инстинктами. Физиологической основой сознательных, волевых движений и действий являются приобретенные, условные двигательные рефлексы. Однако и приобретенные двигательные акты далеко не все носят сознательный и волевой характер.

 

Условные двигательные рефлексы, которые в силу частого повторения автоматизировались, не осознаются человеком, иначе говоря, не отражаются во второй сигнальной системе, следовательно, не являются волевыми актами. Например, взрослый человек не осознает тех движений, которые он выполняет, чтобы зашнуровать ботинки, открыть дверь, вымыть руки и т. д. Однако такие автоматизированные движения, лежащие в основе навыков и привычек, имеют огромное значение для волевой деятельности человека. Всякое волевое действие человека осуществляется при помощи навыков или выученных движений, которые являются частичными операциями всего поступка или действия. Да и сами навыки, за исключением младенческих, формируются вначале как волевые акты, прежде чем стать навыком и включиться в другие, более сложные волевые действия и поступки.

 

Казалось бы, что может быть легче начертания букв? Но посмотрите на ученика первого класса, когда у него впервые начинает вырабатываться навык письма. На первых упражнениях каждая линия буквы дается ему ценой огромных волевых усилий.

 

Однако не всякое действие человека может повторяться и, следовательно, превращаться в навык. Сложные действия, например написание учеником сочинения, требующие большой подготовки и имеющие творческий характер, редко повторяются. Ясно, что эти действия, а также привычные действия на первых порах их формирования требуют от человека активной работы сознания, неизмеримо большей затраты энергии, чем выполнение пусть сложных, но уже выработанных навыков и привычек.

 

Именно волевые действия характеризуют поведение человека. Самые ответственные звенья деятельности человека состоят из волевых действий. Отсюда то огромное значение, которое имеет для всего педагогического дела проблема воспитания воли.

 

В психологии различают простые и сложные волевые действия. Первые носят импульсивный характер. Уронил человек на пол предмет. Мелькнула мысль: «Поднять!» И сразу же за этой мыслью следует исполнение. Человек хочет пить. Перед ним графин с водой и стакан. «Напиться!» – мелькнула мысль, и сразу же происходит действие. Легко заметить, что простые волевые действия состоят из двух звеньев – постановки цели и исполнения. Простые волевые действия у человека весьма многочисленны. Но они сами по себе не характеризуют его волю. К тому же они быстро переходят в навыки, так как подобные действия мы повторяем ежедневно.

 

Важнейшую роль в жизни человека играют сложные волевые действия, в особенности те из них, которые носят название поступков. Человек сдал экзамен, сделал какую‑либо вещь, спас утопающего – все это сложные волевые действия. Они‑то и характеризуют волю человека.

 

В отличие от простых, сложные волевые действия носят не одноактовый, не импульсивный характер, а отличаются большой сознательностью и продуманностью. Структура сложных волевых действий иная. Здесь между постановкой цели и исполнением вкрапливается третье, промежуточное звено, которое мы называем планированием. Например, человек поставил перед собой цель: прочитать книгу. Но прежде чем перейти к исполнению, он планирует, когда и как её читать, на какие разделы обратить больше внимания, какую вести запись и т. п.

 

Психология прошлого изучала исключительно индивидуальные волевые действия и поступки. Причем мыслилось, что человек всякое волевое действие, от постановки цели до исполнения включительно, проводит самостоятельно. Это был неправильный, субъективно‑идеалистический взгляд на деятельность человека. Как уже указывалось, человек – это общественное существо. Его деятельность, а значит, и отдельные поступки связаны с другими людьми и с обществом в целом. В зависимости от того, в какие отношения в процессе деятельности человек вступает с другими людьми, у него могут быть и разные поступки.

 

Человек может выполнить волевое действие по собственному почину, но он может выполнить и задание, т. е. такое действие, цель и задача которого ему указаны другими людьми. Эти поступки‑задания имеют огромное значение в жизни отдельного человека и общества в целом. И оттого, что цели для действия даются готовыми, задания не утрачивают сложного волевого характера. Чаще бывает наоборот: задание выполнить труднее, чем совершить поступок по собственной инициативе. Психология волевых действий‑заданий сложная и своеобразная, она ещё далеко не исследована.

 

Бывают у людей волевые действия и поступки индивидуальные, но вместе с тем мы наблюдаем и коллективные поступки, когда одно и то же действие сообща выполняется группой людей.

 

Человек совершает большое количество действий, направленных на удовлетворение своих личных потребностей (одеться, совершить прогулку, пообедать, умыться и т.д.). Многие из этих личных действий совершаются человеком с малых лет и позднее превращаются в полезные привычки. Чрезвычайно большое значение имеют общественные волевые действия и поступки, в процессе которых человек непосредственно удовлетворяет ту или иную общественную потребность. К этим действиям относятся не только все государственные задания трудового или учебного характера, но и общественные дела, выполняемые по собственной инициативе.

 

Анализ сложного волевого действия раскрывает целый ряд особенностей психики человека, которые педагог должен знать, чтобы правильно воспитывать волю учащихся.

 

Уже указывалось, что в волевых действиях человека надо различать три звена или этапа: постановку цели, планирование действия и исполнение.

 

Постановка цели и ее удержание являются весьма сложным процессом, истоки которого кроются в скрытых от внешнего взора причинах поведения человека.

 

У человека опасно заболел друг. Человек задается целью во что бы то ни стало направить больного на лечение в санаторий к известному профессору. Все его мысли и действия направлены на осуществление этой цели: он достает деньги для лечения, получает путевку, покупает

 

железнодорожный билет для проезда в санаторий, договаривается о встрече больного. Он весь в движении, он целеустремлен и энергичен. Но вот несчастье – больной внезапно умирает. И вдруг обрывается вся сложная цепь мыслей и действий человека. Все хлопоты по лечению теперь становятся напрасными. Исчезает цель (устроить больного на лечение), и разом останавливается все: поступок без цели теряет всякий смысл.

 

На этом примере ясно видно, что сознательно поставленная цель является внутренним стимулом всякого волевого процесса. Все мысли и поступки человека в волевом действии только потому имеют определенное значение и смысл, что они целиком и полностью поставлены на службу определенной цели.

 

За осознанными целями людей стоят воздействия материального мира, раздражители внешней и внутренней среды.

 

В сознании человека эти воздействия отражаются в виде различных побуждений. Материалистическая психология рассматривает побуждение как непосредственную причину действия человека. Всякое побуждение, согласно законам высшей нервной деятельности, есть доминирующее возбуждение, сформировавшееся в коре головного мозга под влиянием внешней и внутренней сигнализации. Сознательные побуждения к действиям носят название мотивов. Мотивы поведения – это идеи, убеждения, желания, чувства, интересы и другие проявления сознания. Наиболее устойчивые побуждения человека, отражающие жизненные нужды человека в чем‑либо, носят название потребностей. Цель есть конкретное выражение потребностей человека, постановка задачи своими действиями удовлетворить эти потребности.

 

Человек ставит цель – пообедать, и этим он выражает свою потребность в питании. Человек ставит цель – прочитать книгу или газету, и этим он выражает свою потребность в чтении.

 

Главной силой в развитии психики детей является процесс обучения и воспитания. Как только ребенок рождается на свет, он сразу же попадает в условия человеческого воспитания. Как условия воспитания,так и характер его определяются общественным укладом и господствующей идеологией общества. Так, в нашей стране воспитание осуществляется в условиях социалистического строя,

 

политика Коммунистической партии и Советского государства определяет цели и задачи воспитания подрастающего поколения. Наше воспитание и по целям, и по характеру является коммунистическим.

 

Эти особенности наших условий и наших целей воспитания накладывают особый отпечаток на развитие побуждений у детей, делая весь процесс формирования личности качественно отличным от процесса формирования личности в условиях частнособственнического общества.

 

Образ жизни и воспитания в советской семье и школе создает у наших детей качественно иные побуждения. У советских детей нет условий для развития потребностей частного собственника, потребностей, связанных с личным обогащением за счет других. Наоборот, социалистический строй порождает общественные потребности в коллективном труде, исключающем эксплуатацию человека человеком. У наших людей развиваются качественно иная мотивация и направленность поведения. «Я не мыслю своей жизни и деятельности вне борьбы за идеалы коммунистического общества. Я не мыслю своего благополучия вне благополучия всей страны», – так думает советский человек. Советский человек не может себе представить, как можно жить только для себя, не думая о других, как можно быть счастливым, не заботясь о счастье других.

 

Процесс развития побуждений у детей сложен. Рождаясь на свет, ребенок обладает некоторыми инстинктивными потребностями, например потребностью в пище, в сне и т. п. Под влиянием образа жизни и воспитания эти и подобные им потребности изменяются, возникают потребности в определенной пище, принимаемой определенным образом, потребность в сне в определенных условиях и т. д.

 

Уже в дошкольном возрасте возникает много новых потребностей: в одежде, жилище, обуви, прогулке, игре, потребность в общении с другими людьми и т. п. В процессе обучения и воспитания в семье и школе у детей возникают интеллектуальные и моральные потребности: потребность в труде, потребность в знании и искусстве, потребность в дружбе, в общественной работе и т. д.

 

Различные потребности, как личные, так и общественные, являются основными движущими причинами поведения человека и, прежде всего, его волевой деятельности.

 

Однако нужды человека только тогда становятся реальной силой поведения человека, когда они отражаются в его голове, т. е. в той или иной форме осознаются. «...Все, что побуждает человека к деятельности, – писал Ф. Энгельс, – неизбежно должно проходить через его голову: даже за еду и питье человек принимается под влиянием отразившихся в его голове ощущений голода и жажды, а перестает есть и пить потому, что в его голове отражается ощущение сытости»1.

 

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 653.

 

Сознательные побуждения человека или мотивы поведения и являются непосредственными причинами действий и поступков. В мотивах и находят свое сознательное и конкретное выражение потребности человека.

 

Идея строительства коммунизма – главная цель и главный мотив героической деятельности советского народа.

 

Высшие чувства советского человека – чувство советского патриотизма, чувство деятельности или трудовой энтузиазм, чувство доблести и геройства, чувство коллективизма и солидарности – являются неиссякаемым источником самоотверженных поступков и действий наших людей на благо родины.

 

Важнейшими мотивами поведения являются убеждение человека и чувство долга. В этом случае человек сознает, что тот или иной поступок он должен осуществить во имя общественного порядка и дисциплины, в интересах коллектива и родины. Именно развитие мотивов убеждения и долга делает действия и поступки человека идейно высокими и благородными.

 

Мотивами поведения могут быть различные интересы человека. Формирующиеся у школьников в процессе обучения и воспитания различные интересы к предметам природы и техники, к книгам, к различным отраслям знания и искусства – могут стать мотивами поведения учащихся.

 

Все мотивы поведения личности связаны друг с другом и зависят друг от друга. Иззябшего на морозе человека побуждает искать тепла не только ощущение холода, но и предвкушение удовольствия, получаемого от тепла у горячей печи.

 

Советский человек стремится хорошо выполнить государственное поручение не только под влиянием осознания своего долга перед родиной. Одновременно он при этом испытывает сильное чувство любви к своему отечеству и предвкушает чувство удовлетворения, связанного с успешным выполнением этого поручения.

 

Мотивы по своему содержанию и значимости различны и могут быть подразделены на две группы. К первой необходимо отнести те мотивы, которые непосредственно связаны с материальными потребностями личности и порождают действия, направленные на личное благополучие человека; ко второй группе – мотивы, связанные с общественными потребностями, вызывающие действия, приносящие пользу обществу.

 

Только тогда можно говорить о морально развитой воле, когда человек, руководствуясь высшими мотивами, способен подчинить мотивы личного удовольствия и удобства общественному долгу. Проблема воспитания воли и заключается в том, чтобы, вскрывая имеющиеся у личности мотивы поведения, развивать и укреплять идейно высокие потребности и мотивы, поскольку они в конечном счете определяют действия и поступки советского человека. В условиях нашего общества подчинение действий человека обществецно‑полезным целям ведет к развитию всех его качеств, к лучшему удовлетворению его материальных и культурных потребностей.

 

Одинаковые по внешнему виду действия людей могут быть по мотивам совершенно различными поступками, и, наоборот, различные по внешнему виду действия могут быть одинаковыми поступками.

 

Ученик украдкой унес из дома деньги. Он совершил отрицательный поступок. Но сущность этого действия будет раскрыта только тогда, когда воспитатель обнаружит мотивы, породившие это действие. Если школьник, движимый мотивом личного удовольствия, украл деньги для того, чтобы купить сладости, – это один поступок; но если он, движимый мотивом интереса к изобретательству, взял деньги для того, чтобы купить материалы для изготовления телефона, – это уже другой поступок, хотя и неоправданный.

 

Но вот случай иного порядка. Один ученик, побуждаемый мотивом общественного долга, навестил больного товарища, разъяснил ему заданный урок, рассказал школьные новости и подбодрил больного. Другой, руководствуясь тем же мотивом, купил на свои сбережения для больного друга книжку и послал ему. Характер действий этих учащихся различен, но их поступки по существу одинаковы, они определяются одними и теми же мотивами.

 

Таким образом, изучая поступки детей и их волю в целом, учителю нужно тщательно анализировать потребности и мотивы, побуждающие ученика на те или иные действия, ибо только знание этих причин позволит по достоинству оценить действия и поступки детей и воспитывать их в нужном направлении.

 

Мотивы поведения зарождаются, развиваются и формируются в процессе деятельности людей. Решающее влияние на развитие мотивов оказывают условия деятельности и сам процесс воспитания.

 

Например, ученик может приступить к выполнению урока по принуждению родителей. Но в результате успеха и хорошей оценки, полученной в школе за работу, у него появляется мотив, побуждающий его в следующий раз выполнить домашнее задание по собственной инициативе. Этот мотив на первых порах является еще очень слабым. Но если родители проявят по отношению к ученику неуклонную требовательность, ограждающую его от действий, мотивированных «чувственным удовольствием, а учитель будет правильно стимулировать успехи школьника, то через некоторый период времени этот, пока еще слабый мотив окрепнет и превратится в большую силу, побуждающую ученика прилежно заниматься уроками по собственной инициативе.

 

Независимо от того, какое волевое действие зарождается – по собственному почину или по заданию других людей, – коренными причинами его являются материальные раздражители внешней и внутренней среды человека.

 

Волевой процесс обычно начинается с возникновения специфического переживания, которое носит название желания.

 

Желание, как и все явления сознания, носит рефлекторный характер. И. М. Сеченов определял его как первые две трети коркового рефлекса.

 

В первое время желание часто носит характер неопределенного намерения сделать что‑то. Человек выражает желание словами: «Хорошо бы сделать это», «Хорошо бы выкупаться», «Хорошо бы научиться ездить на мотоцикле», «Хорошо бы в школе устроить смотр самодеятельности» и т. д. На этой ступени постановки цели хорошо осознается определенная потребность и тот предмет, который мог бы удовлетворить эту потребность. Здесь человек еще не знает ни важности и своевременности выполнения действия, ни возможностей этого выполнения. Но уже на этой стадии волевой процесс выявляет свою существенную особенность – избирательность. В процессе мыслительной работы желание оценивается. И если оно отверг‑нется как неразумное или несвоевременное, желание задерживается и как зародыш волевого акта гибнет. Но вот человек находит желание важным и обнаруживает необходимые условия и средства для его исполнения. В этом случае желание становится определенным, категорическим, и мы выражаем его словами уже по‑иному: «Надо это сделать», «Хочу научиться ездить на мотоцикле», «Надо в школе устроить смотр детской самодеятельности» и т. д.

 

Ясность цели – это не только ясное представление, ясное сознание будущего результата действия, но это одновременно определенность и категоричность намерения, а также хорошее знание условий и средств, в которых и посредством которых будет осуществлен поступок.

 

Постановка цели не протекает так гладко, как это может показаться на первый взгляд, а часто рождается в процессе внутренней бqpьбы мотивов.

 

Дело в том, что потребностей у человека много и они могут носить противоречивый характер. Такими же противоречивыми по отношению друг к другу будут и мотивы. Постановка цели и последующее действие определяются только в том случае, если в сознании человека один мотив одолеет другие, противобдрствующие ему, о<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: