I. Сформулируем тему урока
Сегодня мы будем говорить о правописании, общепринятой системе правил написания слов в русском языке, единообразном написании слов и их частей с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, черточек при переносе). Подумайте, как одним словом назвать этот раздел науки о языке? Это и будет нашей темой урока.
Тема урока:_______________________________________
II. Постановка и достижение цели
Цель делает из человека Личность, которая заслуживает уважения и подражания, с которой стоит брать пример. История хранит в своей памяти таких людей. Именно они меняют мир, судьбы людей, достигая вершин успеха. Не бойтесь ставить самые смелые цели. Не сомневайтесь в их достижении. Не останавливайтесь, двигайтесь всегда только вперед. Становитесь Личностью с большой буквы. Подумайте, какую цель нужно поставить перед собой, чтобы успешно выполнить данную работу.
Моя цель: ______________________________________________________________________________
III. Повторим теоретические сведения
Сегодня мы с Вами повторим следующие орфограммы, в которых, как показывает практика, наиболее часто допускаются ошибки.
№ | Название орфограммы | Ссылка на видеоурок или учебную статью |
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные | 1. https://www.youtube.com/watch?v=tnWZx7KuEjc 2. https://ru.eduarea.com/course/edu1a00f/view/Правописание_гласных_в_корне/Проверяемые_и_непроверяемые_безударные_гласные | |
Разделительные твердый знак Ъ и мягкий знак Ь | 1. https://www.youtube.com/watch?v=V_tCR25Sh3o 2. https://raal100.narod.ru/index/0-11 | |
Употребление Ь на конце существительных после шипящих | https://www.youtube.com/watch?v=t7rGrmjmm_c | |
Гласные и согласные в приставках | https://www.yamal.org/ook/doc/ook-prist.htm | |
Правописание гласных в корнях с чередованием | 1. https://www.youtube.com/watch?v=ag1YsmdMnYw 2. https://ruslit.ioso.ru/root.htm |
IV. Проверим, как ты понял / повторил теоретические сведения.
Твоя задача заполнить последнюю колонку таблицы. Если ты согласен с утверждением, то смело ставь «+», если не согласен, то «-».
№ | Утверждение | Результат |
Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю. | ||
Безударные гласные корня проверяются ударением, то есть в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова. | ||
Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я. Например, подъем. Разделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э. Например, контрагент. Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Например, перья | ||
На конце после шипящих в существительных 3 склонения пишется Ь.Ь не пишется в конце существительных мужского рода. Например, мяч, нож. Также в форме Р.п. мн. ч. сущ. с основой на шипящий. Например, дач, зрелищ | ||
Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения. | ||
В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет. | ||
В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения - А. | ||
Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. | ||
Корень мак- (мач-) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч-) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». | ||
Чередуются: каса/кос, лага/лож. Если после корней кос/кас, лаг/лож есть суффикс А, в корне пишется буква А: прикасаться - прикоснуться, положить - полагать. |
V. Приступим к выполнению упражнений
Перед тем, как начать выполнять предложенные задания, я предлагаю Вам посмотреть вот это видео, чтобы настроиться на нужный лад. https://www.youtube.com/watch?v=dJYV4F641wg
Задание 1. Из предложенных слов ниже выпишите только те слова, в которых допущена ошибка.
Задание 2. Распределите слова на 2 группы, не забудьте правильно вписать Ъ и Ь знаки.
Задание 3. Образуйте от данных слов слова с нужной орфограммой, изменив форму или подобрав однокоренное слово.
Тихий (прил.) | тишь (сущ.) |
ножевой (прил) | (сущ.) |
чаша | (сущ. во мн. ч. Р.п) |
свежий (полн.ф.) | (кратк.форма) |
тягучий (полн. Ф.) | (кратк.форма) |
скачки (сущ.) | (наречие) |
Задание 4. Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками.
Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, пространство без воздуха.
Задание 5. Придумайте словарный диктант для своего одноклассника по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием» (не более 10 слов).